Сущность политического сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:53, реферат

Описание работы

Политическая деятельность людей - эта деятельность практическая и духовная. Политическая жизнь представляет собою диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных форм проявления политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся определенные умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Сущность политического сознания………………………………………3
1.1 Понятие и содержание………………………………………………...…3
1.2 Подходы к рассмотрению политического сознания…………………...5
1.3 Функции и пути формирования политического сознания………….…6
2. Типы политического сознания……………………………………………8
4. Типология политического сознания россиян………………………..…12
Заключение………………………………………………………………….18
Библиография……………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

Политология к.р. готова.doc

— 89.00 Кб (Скачать)


20

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Сущность политического сознания………………………………………3

1.1 Понятие и содержание………………………………………………...…3

1.2 Подходы к рассмотрению политического сознания…………………...5

1.3 Функции и пути формирования политического сознания………….…6

2. Типы политического сознания……………………………………………8

4. Типология политического сознания россиян………………………..…12

Заключение………………………………………………………………….18

Библиография……………………………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Политическая деятельность людей - эта деятельность практическая и духовная. Политическая жизнь представляет собою диалектическое переплетение определенных форм практики и разнообразных форм проявления политического сознания. Всякий акт политического поведения и деятельности выступает актом реализации определенных социополитических умонастроений и взглядов, равно как составляет часть политической практики, на основе которой воспроизводятся определенные умонастроения и идеи, связанные с властью и политическими отношениями. В политическом сознании формируются регуляторы политического поведения и выстраивается мотивационная база властных отношений и действий.

Все вышесказанное объясняет необходимость рассмотрения проблем политического сознания.

 

 

 

 

1. Сущность политического сознания

1.1 Понятие и содержание

В политической сфере характер функционирования институтов власти, формы поведения разнообразных субъектов и все иные проявления активности человека непосредственно зависят и формируются на основе его идей, воззрений, чувств и иных духовных явлений. Наиболее общей категорией, отражающей всю совокупность чувственных и теоретических, ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представлений человека, которые опосредуют его отношения с политическими структурами, является "политическое сознание". То есть, политическое сознание отражает все те идеалы, нормы и иные воззрения человека, на которые он ориентируется и которые использует для адаптации к механизмам власти и выполнения в политике присущих ему функций. Таким образом, по своему содержанию политическое сознание отражает все не институциональные компоненты политической сферы общественной жизни. Тем самым оно показывает, что изменения в деятельности органов власти и управления, налаживании межпартийных отношений и других политических процессах так или иначе обусловлены субъективными позициями элитарных и не элитарных слоев. Разнообразие подвижных и изменчивых человеческих взглядов формирует разнонаправленные политические процессы, ту стерео логику политических взаимодействий, которая представляет многообразный поток человеческой жизни в публичной сфере. Эта генетическая зависимость политики от политического сознания превращает ее в непрерывный процесс идей и представлений (воплощения определенных взглядов и представлений в поступках человека, функциях институтов) и их распредмечивания (отражения политических явлений в определенных оценках, доктринах, воззрениях).

Политическое сознание определяется как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса. Следует отметить, что политическое сознание, наряду с ценностями, установками и т.п., включает в себя психологический механизм их выработки, поиска собственной позиции.

Что же включает в себя политическое сознание? Обычно, анализируя политическое сознание, выделяют две основные группы составных частей этого явления: познавательные и мотивационные. К познавательным относят знания о политике, интерес к политическими явлениям и убеждения. К мотивационным - потребности, ценности, чувства и установки. В действительности достаточно сложно выделить тот или иной элемент политического сознания в чистом виде и однозначно отнести его к познавательному блоку или мотивационному. Все эти элементы достаточно тесно переплетаются между собой и оказывают друг на друга взаимное влияние.

 

1.2 Подходы к рассмотрению политического сознания

В науке в настоящее время сложились две точки зрения на сущность политического сознания. Так, сторонники бихевиорального подхода рассматривают политическое сознание как форму рационального мышления человека, всю ту совокупность его воззрений и представлений, которую он использует при осуществлении своих ролей и функций в сфере власти. Иными словами, с этой точки зрения политическое сознание предстает как развернутое и как бы наложенное на политику мышление человека. При таком подходе отсутствуют какие-либо специальные требования к выработке человеком своих позиций, оценок политических событий. А следовательно, снимается и проблема формирования политического сознания.

Аксиологический, подход относится к политическому сознанию как к определенному уровню социального мышления. С этой точки зрения в него входят также различные обыденные, общечеловеческие воззрения и ценности человека, но суть политического сознания людей определяется его способностью и умением вычленять их групповые интересы, сопоставлять их с другими групповыми потребностями, а также видеть пути и способы использования государства для решения задач по их реализации. В рамках такого подхода появляется возможность выделить, опираясь на те представления, которыми пользуется человек в сфере власти, две разновидности форм сознания - политическое и пред политическое (потестарное, от лат. potestas - власть), ориентирующиеся на различные принципы и критерии отражения действительности. Политические формы сознания предполагают способность человека вычленять в социальной жизни динамику межгрупповой борьбы за власть, умение вырабатывать оценку политических отношений с учетом целей соперников, средств и степени их достижения в рамках краткосрочной или долгосрочной перспективы развития, навыки прогнозирования условий проигрыша (выигрыша) и других параметров этого взаимодействия. Такого рода воззрения, дополняясь этическими суждениями, позволяют людям осознавать ограничения политических методов борьбы, относить себя к сторонникам левых или правых политических движений.

В противоположность этому пред политические формы сознания базируются на исключительно моралистских критериях оценки политических изменений, которые улавливают только внешние социальные взаимосвязи и потому трактуют все интересы в рамках эмоционально-нравственных предпочтений: плохо/хорошо, справедливо/несправедливо. В силу такого восприятия политической реальности на этой основе постоянно развивается идеализация политической жизни, рождаются болезненные этнофобии, агрессивность, апатия, бунтарство.

 

 

 

 

1.3 Функции и пути формирования политического сознания

Политическое сознание как не институциональный элемент политики выполняет три важнейших функции: когнитивную (т.е. функцию отражения потребности общества в постоянном обновлении знаний для выполнения функций политических субъектов); коммуникативную (т.е. функцию обеспечения осознанного взаимодействия субъектов между собой и с институтами власти); идейную (т.е. функцию осознания заинтересованности субъектов в обретении и популяризации собственного видения политического мира).

Политическое сознание внутренне структурируется, разделяясь на различные элементы и образования. В настоящее время вся совокупность духовных образований, обслуживающих политическую деятельность, в основном исследуется в рамках трех основополагающих структур: гносеологической (когнитивной), раскрывающей различия между элементами политического сознания с точки зрения достоверности отражения ими реальной действительности. Иными словами, гносеологическая структура сознания предполагает, что все воззрения субъектов рассматриваются как знания, с той или иной степенью полноты отражающие различные стороны мира политики; аксиологической, отражающей духовные явления политической сферы с точки зрения их приемлемости или неприемлемости для познающего субъекта. Иначе говоря, в данной структуре политические представления интерпретируются как разнообразные суждения и оценки, которые воплощают те или иные ценностные приоритеты познающего политику субъекта. Поэтому одни и те же институты, нормы, процессы и другие явления одним субъектом (например, представителем демократического мировоззрения) могут оцениваться положительно, а другим (исповедующим иные идеалы и принципы) отрицательно. Совокупность же различающихся оценок и будет заполнять весь объем политического сознания; социологической (функциональной), характеризующей все элементы политического сознания с точки зрения занимаемого ими места, а также роли, которую они играют в процессе реализации духовных явлений на практике. С одной стороны, в рамках данной структуры описываются разные формы индивидуального, группового или массового сознания, а с другой - компоненты процесса перемещения содержания мышления человека в сферу практики, а именно: идеалы, принципы, нормы, установки, мотивы и т.д. В качестве наиболее обобщенных элементов политического сознания в данном смысле рассматриваются политическая идеология и политическая психология. Каждая из которых играет в политической жизни важную, чрезвычайно сложную специфическую роль.

Пути формирования политического сознания сложны и противоречивы. Было бы большим упрощением считать, как полагали марксисты, что оно привносится в массы идеологическими представителями партии и класса. В действительности формирование политического сознания осуществляется в сложном процессе критического осмысления людьми социальной действительности, обобщения и постепенной рационализации чувственных представлений; осознания целей партийного или другого политического движения, присоединения к уже сформированным оценкам и нормам политического процесса; эмоционального приобщения к вере в справедливость тех или иных политических идеалов. Естественно, ни один из названных путей не гарантирует формирования политических воззрений. Это лишь предпосылка для появления способности осуществлять властно-групповую идентификацию. Только практика может дать ответ, возвысил ли человек свои воззрения до уровня политического сознания.

Политическое сознание открыто для восприятия разного опыта, для постоянного уточнения оценок минувшего и настоящего, переинтерпретации разнообразных политических явлений. Однако политическое сознание не может быть выработано исключительно "книжным путем", без вступления человека в реальные политические отношения. Политическое мышление - не логическая, не умозрительная форма мышления. Его развитие зависит не столько от приращения специальных знаний, сколько от разнообразия форм политического участия граждан в реальных процессах политической конкуренции. Поэтому сужение возможностей для участия граждан в отправлении власти омертвляет политическое сознание и одновременно способствует деградации механизмов власти.

 

 

 

 

2. Типы политического сознания

В литературе отмечаются три типа политического сознания: политическая теория, государственно-партийное и массовое политическое сознание.

Политическая теория рассматривается в данном аспекте не с точки зрения ее роли как инструмента дальнейшего познания, а в качестве средства обоснования политики и регулятива деятельности. Для политического субъекта значима не сама по себе теория как система знания, а разработка основ концепции политики, методологии политического анализа и оценки. Политическая концепция - суть руководящая идея, ведущий замысел, положенный в основу деятельности политических институтов. Она выступает непосредственным ориентиром политической практики. На ее базе определяется стратегия и тактика деятельности на достаточно продолжительный период времени. Теоретическая концепция политики реализуется в программах, проектах и лозунгах партий и государственных учреждений. Тем самым политическая теория обретает уже новую модификацию государственно-партийного сознания. Носителем государственно-партийного сознания выступают не научные общества, не ученные, а главным образом, правящая элита и идеологи, обслуживающая власть. Государственно-партийное сознание образуют политические представления, взгляды и концепции, фиксируемые в политических документах (программах, концепциях, доктринах) и непосредственно интегрированные в реальные процессы формирования политики и принятия решений. Функция государственно-партийного сознания состоит в том, чтобы убедить, а прежде всего обосновать коллективные цели и организовать массы на их осуществление. Следует отметить и тот факт, что любая политическая идея, обретая партийно-бюрократическую форму своего функционирования, обретая свою интегрированную сущность, претерпевает свое существенное изменение. Не всякая идея попадает в политический процесс. А попадая, не всегда сохраняет свой чистый первоначальный вид. Между политической теорией, идеологией и политической практикой всегда существуют определенные противоречия. Так, на определенном этапе послеоктябрьского развития нашей страны, да и других стран, бравших курс на социализм, в идеологии и политике правящей партии возникало и нарастало расхождение первоначальных теоретических определений социализма с политической практикой. В результате эти определения не были отражением реальной политической жизни, а фактическое бытие оказалось далеко не достойным того, что можно было назвать разумной российской действительностью. Неизбежным следствием сложившегося противоречия стала деформация и даже фальсификация сложившейся политической теории, распространение догматизма и идеологического мифотворчества. Будучи интегрированными в партийную политику, они превратились в идеологические опоры авторитарно-бюрократической системы.

Третьим видом политического сознания является массовое политическое сознание. Массовое политическое сознание детерминируется главным образом особенностями своего носителя. В отличие от других групповых форм классового, национального, этнического, профессионального носителями массового политического сознания выступают "особые совокупности индивидов, именуемые массами". В их числе участники политических движений, аудитории средств массовой информации, субъекты массовых политических кампаний, например, электорат и другие. Существенная черта такого рода людских совокупностей - их межгрупповой характер, разрушающий границы между существующими социальными группами, их смешанный состав. Массовое политическое сознание включает в себя фрагменты политических систем, государственно-партийного сознания, политической психологии и обыденного сознания. В нем переплетаются все элементы этих духовных образований и функционируют в виде конгломерата. В массовом политическом сознании присутствует широкий спектр разнообразных политических представлений и взглядов. От элементов объективного знания до ложного или даже извращенного отражения действительности, от чувственных образов до абстракции, от эмпирических сведений до фрагментов теоретических концепций, от рационального до иррационального отражения, от радикалистского видения политической реальности до консервативного. Разнородность, противоречивость, бессистемность, стереотипизация суждений, формирование во многом эмоционально-психологических мотивов - таковы некоторые особенности массового политического сознания. И вот этот-то массив сознания непосредственно вплетается в политическое поведение людей и выступает в качестве его регулятора. Массовое сознание специфично для каждой страны, социальной общности и, конечно же, для конкретных результатов и этапов их развития. В этой связи возникает закономерный вопрос, в каких формах функционирует массовое политическое сознание и при помощи каких механизмов оно реализует непосредственную свою регулятивную функцию? Таковыми являются средства массовой коммуникации и механизмы общественного мнения. Из всех средств массовой коммуникации особая роль принадлежит радио и телевидению. Их специфика заключается во всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания, а также прорыве в мир бессознательного. Некоторые авторы рассматривают даже кинематограф как разоблачитель. "Не протестуя открыто, он выявляет основополагающие аспекты реальности, которые не всегда можно обнаружить средствами научного исследования". Не следует, однако считать, что возможности средств, открытых человеческим гением далеко безграничны и реализуются всегда на благо прогресса. Не менее часто их возможности использовались и во зло человеку.

Информация о работе Сущность политического сознания