Сущность и структура политической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 10:16, реферат

Описание работы

Политическая культура – совокупность ценностей, традиций, обычаев и норм поведения, которыми руководствуются рядовые граждане и политические лидеры, участвуя в системе политических отношений. Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлением человека о политической власти.

Содержание

Введение ___________________________________________________3
Понятие «политическая культура» и его содержание__________5
Структура политической культуры________________________7
Концепция политической культуры________________________11
Политическая культура в современной политической науке__11
Типы политической культуры___________________________13
Специфика политической культуры_________________________15

Вывод____________________________________________________18

Список используемой литературы____________________________20

Работа содержит 1 файл

политология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки

Российской  федерации 

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

Институт  бизнеса и права

Череповецкий  филиал 

реферат 
 

Дисциплина: Политология.

Тема: Сущность и структура политической культуры.

Направление 080100-экономика.

Выполнил:

Студент гр. 1-561  Семичева И. В .

Дата 21.04.2009. 

Преподаватель:  Спирина Д. В.

Дата:

Оценка ____________ 
 
 
 

                           
 
 

Череповец 2009                                            

Содержание. 

Введение ___________________________________________________3

  1. Понятие «политическая культура» и его содержание__________5
  2. Структура политической культуры________________________7
  3. Концепция политической культуры________________________11
    1. Политическая культура в современной политической науке__11
    2. Типы политической культуры___________________________13
  4. Специфика политической культуры_________________________15

    Вывод____________________________________________________18

    Список  используемой литературы____________________________20 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                                                     Введение.

   Термин «политическая культура» впервые появился лишь в 18 в. в трудах немецкого философа – просветителя Иоганна Гердера. Теория же, предполагавшая изучение мира политики через призму этого концепта, сформировалась еще позднее – только в конце 50-60х гг.

   Американский ученый ГюАлмонд, исследуя  политическую систему, наряду  с традиционным характером ее  изучения (предполагавшим изучение институтов и их функций, норм и механизмов формирования государственной политики) выделил также и ориентационный (выделявший в качестве основного субъекта анализа особые отношения населения к разнообразным политическим объектам). Последний и представлял собой характеристику особого класса политических явлений – политическую культуру, соединявшую институциональный и реальный уровень функционирования политической системы.

   На сегодняшний день в политологии  сложилось три основных подхода  в трактовке политической культуры. Так, одна группа ученых отождествляет политическую культуру со всей совокупностью духовных явлений (Алмонд, Краснов, Верба). В этом смысле политическая культура понимается по сути как форма общественного сознания или психического склада социума, не включающая при этом все практические, поведенческие формы своего существования. Другие ученые видят в политической культуре проявление нормативных требований (С. Вайт) или совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж. Плейно). Иными словами, политическая культура понимается в данном случае как регулятор политического поведения. Еще одна – третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его убеждений, идеалов, принципов (П. Шаран, И. Шапиро, В. Розенбаум).

   Обобщая описанные подходы, политическую  культуру можно определить как  совокупность типичных для конкретной  страны форм и образов поведения  людей в публичной сфере, воплощающих  их ценностные представления о смысле и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традиции взаимоотношения государства, личности и общества. Политическая культура – ценностно-нормативная система, которой придерживается общество, один из важных элементов политики. Эта система существует в виде распространенных и общепринятых большинством населения основных политических ценностей и идеалов. Зачастую именно в политике отдельные личности и целые социальные группы стремятся реализовать свои социально значимые интересы. Но это не непосредственный процесс – он выражается в отношении к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д., множеством значений и смыслов, которые вкладывают в эти понятия. Как правило, эти смыслы и значения не являются чем-то экстраординарным или новаторским, а предписываются господствующей в обществе политической культурой, той системой ценностей и норм поведения, которой придерживается большинство населения.

   Политика является неотъемлемым  компонентом человеческой цивилизации: без нее невозможен социальный прогресс существования общества, личности. Социальное назначение политики состоит в том, чтобы ориентировать общественное развитие на утверждение справедливого социального порядка, ограничение государственного принуждения и обеспечение приоритета прав человека. Однако политика служит благу общества лишь в том случае, если познаны законы ее развития; если действуют механизмы, ограничивающие ее деструктивное, разрушающее влияние на общество, человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие «политическая культура» и его содержание.

   Политическая культура – совокупность ценностей, традиций, обычаев и норм поведения, которыми руководствуются рядовые граждане и политические лидеры, участвуя в системе политических отношений. Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлением человека о политической власти. Исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменные черты его характера. И всё же человек решает «сердцем, а не головой», и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносят в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества. В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий её исторического существования безраздельно. Оппозиция «общество – личность» даже не возникала, т.к. все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.

   Вовлечение социальных групп  и индивидов в политику обусловлено  их стремлением реализовать свои социально значимые интересы. Однако существующие у них интересы реализуются не прямо, а опосредуются теми, в которых выражено отношение субъектов политики к власти, политическим институтам, элитам, лидерам и т.д. Сами же смыслы и значения предписываются господствующей в обществе политической культурой, то есть нормативно – ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Ценностно – нормативная система существует в виде общераспространенных и общепринятых фундаментальных, политических ценностей и идеалов. 

 
 
 

 
 

Политическая  культура

   

Рис. 1.1 Элементы политической культуры. 

   С момента своего возникновения  политика как одна из главных  публичных сфер жизни имела  Ценностно – нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее справедливом устройстве общества. Все возникающие институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и личности определяются существующей политической культурой общества.

   Впервые термин «политическая  культура» употребил в 18 в.  немецкий просветитель И. Гердер. Но он не предполагал, что концепция политической культуры окажет такое влияние на политическую науку и практику. Объяснительные возможности политической культуры определяются многозначностью и многогранностью её измерений.

   Политическая культура представляет  собой совокупность ценностей,  установок, убеждений, ориентаций  и выражающих их символов, которые  являются общепринятыми и служат  упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни. Таким образом, политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Структура политической культуры.

   Политическая культура – явление  со сложной структурой, многоуровневое. Эта сложность строения и организации определяется многообразными связями политической культуры с различными социальными и политическими процессами. Разнообразные внутренние образования политической культуры отражают формирование поведения субъектов политики, этапы становления культурного целого, наличие разнообразных культурных образований и т.д.

   На каждом из приведенных ниже  уровней ценностных представлений  человека могут складываться  довольно противоречивые представления.

  1. мировоззренческий, где представления о политике сочетаются с индивидуальной картиной мировосприятия;
  2. гражданский, где человек вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса;
  3. политический уровень ценностных представлений, где вырабатывается отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и противникам.

    Дополнительную  сложность и противоречивость формированию и развитию политической культуры придаёт  тот фактор, что отношение к  конкретным политическим событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели мировоззренческие принципы, в силу чего восприятие новых целей и ценностей, переосмысление истории и т.д. осуществляются крайне неравномерно. Самый яркий пример – переоценка экономической политики, проводимой сначала советским, а затем российским руководством: от всеобщей эйфории до почти поголовного отрицания и потери народного доверия. Другой пример – отношение к Президенту России, начиная от его первого избрания до нынешнего периода.

       Различия в выборе людьми тех  или иных ценностных ориентиров  и способов политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к социальным, национальным, демографическим, территориальным и другим группам. Выработка людьми ценностных ориентаций на основе групповых целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных образований, у этих образований, возникают существенные или несущественные различия в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д. В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать самые разные субкультуры, в основном религиозные или этнические.

       Структура советского и постсоветского  обществ разная, и, соответственно, разная их политическая культура. До 1985 г. в СССР, преемником которого  после распада является Россия, можно было выделить следующие элементы социальной структуры общества:  рабочие, колхозное крестьянство, научно – техническая интеллигенция, хозяйственные руководители сферы материального производства, работники торговли и бытового обслуживания населения, социальная и гуманитарная интеллигенция, работники аппарата политического управления, пенсионеры, учащаяся молодежь, военнослужащие. После смены власти и изменения политического курса произошли существенные изменения уже в существовавших  элементах социальной структуры и исчезновения некоторых совсем. Появились новые элементы социальной структуры общества характерные для всех развитых стран мира: мелкие и средние предприниматели, фермеры, крупные предприниматели, клан организованной преступности. Мы можем видеть на примере нашей сегодняшней страны, что изменения вряд ли качественно улучшили состояние политической культуры. Да, появилась свобода слова и самовыражения, но также и полное безразличие к этому политиков у власти. Денежные магнаты, монополисты, коррупционеры стремятся в политику, попирая законы и заботясь лишь о собственном благополучии. Политическая культура сегодня – скорее фарс, чем направляющая ось политической жизни. Наибольшим же значением для политического развития общества обладает субкультура лидеров и элит. Она определяет, каким образом будут исполняться ее носителями функции по управлению политической системой. В этом смысле наиболее важными элементами данной субкультуры являются способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан, их профессиональные управленческие качества, а также те черты и свойства, которые позволяют им приобрести и поддерживать авторитет. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Информация о работе Сущность и структура политической культуры