Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 17:03, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и описание разновидностей партийно-политических систем и анализ эффективности их функционирования на примере различных стран мира.
Задачами данной работы являются:
Рассмотрение и описание разновидностей демократических партийно-политических систем на примере различных стран мира.
2. Выявление особенностей становления и характеристика
партийно-политической системы Российской Федерации.
Проведение анализа эффективности различных типов
партийно-политических систем.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТЬ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
2. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 10
2.1. Многопартийные системы (Италия и др.) 10
2.2. Двухпартийные системы (США и др.) 12
2.3. Многопартийные системы с доминантной партией (Япония и др.) 15
2.4. Система «двух с половиной партий» (ФРГ и др.) 17
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ОГЛАВЛЕНИЕ
C.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТЬ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 4
2. РАЗНОВИДНОСТИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ 10
2.1. Многопартийные системы (Италия и др.) 10
2.2. Двухпартийные системы (США и др.) 12
2.3. Многопартийные системы с доминантной партией (Япония и др.) 15
2.4. Система «двух с половиной партий» (ФРГ и др.) 17
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 19
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
ВВЕДЕНИЕ.
Понятие партийно-политическая система позволяет наиболее полно и последовательно раскрыть социально- политическую природу общества, существующие в нем политические отношения, институты, нормы и принципы организации власти. Партийно-политическая система затрагивает как политическую жизнь государства, в зависимости от степени экономического развития и величины противоречий между различными классами, так и отражает различные интересы социальных групп, которые непосредственно или через созданные организации и движения оказывают влияние на политическую власть. Партийно-политическая система представляет собой необходимый механизм, для осуществления полновластия и суверенитета народа, при помощи этого механизма разрешаются различные социальные конфликты и противоречия, синхронизируются и управляются усилия разных общественных организаций и движений, стабилизируются общественные отношения, достигается взаимопонимание основных ценностей, целей и направлений развития государства.
Целью данной работы является
изучение и описание
Задачами данной работы являются:
2. Выявление особенностей становления и характеристика
партийно-политической системы Российской Федерации.
партийно-политических систем.
Для
понимания, партийно-политической системы
необходимо, для начала, определиться
с тем, что такое политическая
партия. Наука всегда уделяла большое
внимание вопросам политических партий,
что и подтверждают слова американского
ученого А.Кинга: – «Даже беглый
взгляд на книжные полки библиотек
большинства современных
В современном обществе политические партии представляются как механизм или аппарат. Это представление подтверждается опытом политического развития, который показывает, что партии являются наиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь граждан с государством. В то же время их появление связано с некой активной деятельностью определенных субъектов политики по осуществлению своих интересов. И их значение в общественной жизни определяется объемом и характером выполняемых ими функций, который и определяет степень влияния партии на все процессы, происходящие в социуме. В то же время, являясь элементом гражданского общества, партии в ходе борьбы за власть и достижение своих интересов обретают статус института партийно-политической системы.
Таким образом, партийно-политическая система – это механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление. Под партийной системой понимается «совокупная связь политических партий, действующих в рамках своих программ и уставов, борющихся за государственную власть».1
Характер взаимосвязи партии и государства определяется особенностью различных типов партийных систем.
Партийно-политическая система фиксирует
степень влияния партий на принятие
решений и характер их участия
в государственном управлении.
История демонстрирует различные типы партийных систем и на их разновидность влияют различные факторы. К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся такие, как характер социальной структуры общества, социокультурные традиции и действующее законодательство (прежде всего избирательные законы).
В качестве примера влияния различных факторов можно рассмотреть следующие ситуации. Если социальная структура общества страдает от противоречий между теми или иными классами, то и партийно-политическая система будет иметь конфликтный характер, лишь обостряя общественную напряженность. Но если страты ориентируются на одну общую систему ценностей и идеалов, то и партийно-политическая система будет обладать более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.
В зависимости от взаимоотношений между партиями сущность партийно-политической системы определяется с помощью «проблемных измерений», определяющих расстановку политических сил и особенности борьбы, отдельных политических партий за избирателей. В современной литературе выделяют следующие «проблемные измерения» – это «культурно-этническое измерение» - конфликт центра и периферии (пример — особый случай представляет собой Словения); «религиозное измерение» - конфликт между государством и церковью (пример - Русская Православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941), измерение «город–село» - конфликт между городом и деревней (межпартийное соревнование в Скандинавских странах). Тяжело найти страну, где совершенно отсутствовало бы «социально-экономическое измерение» - следствие конфликта между собственниками и рабочими. Считается, что разногласия по этим вопросам, в обычной ситуации, расцениваются как вполне преодолимые в рамках существующего политического порядка. Если же значительная часть населения страны или политиков склоняется к тому, что для достижения своих целей требуется полное изменение политического строя, то в партийной системе выделяют еще одно проблемное измерение — «поддержка режима» (последним ярким примером служит обострение политической ситуации в Беларуси). Иногда источником разногласий в обществе может стать «внешнеполитическое измерение» - внешняя политика, не отвечающая целям электората (примером может служить смена президента Южной Кореи).
Партийно-политические системы обладают множеством критериев и параметров оценки их разновидности, рассмотрим основные из них.
По отношению к политическому
1)Авторитарная партийно-
Авторитарной партийно-
2) Тоталитарная партийно-политической системы. Данной системе присущи – полный контроль власти как над «каждым» гражданином, так и над всеми сферами жизни общества. Тоталитарная партийно-политическая система обладают достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации усилий для достижения определенных целей, таких как подготовка к войне.
Тоталитарной партийно-политической системе свойственны следующие черты – почти полное отсутствие прав и свобод граждан; власть формируется назначением сверху; вся власть в одних руках; всем правит одна политическая партия во главе с вождем; одна официальная идеологическая доктрина; перманентное и тотальное насилие.
3) Демократическая партийно-политическая система. Данной системе присущи – отсутствие полного господства определенной власти, так как система порождает конкуренцию за власть.
В части межпартийных отношений по доминированию над
Демократической партийно-политической системе свойственны следующие черты – высший источник власти - народ; органы власти - выбираются; присутствуют права и свободы граждан; правящая власть под контролем граждан; принятие решений происходит большинством голосов.
В зависимости не только
от межпартийных, но и иных
политических отношений партий (партийно-государственных,
с группами давления, гражданским
обществом и т.д.) партийно-политические
системы принято
1] однопартийная партийно-
2] многопартийная партийно-политическая система – это система, при которой многие политические партии обладают примерно равными шансами на место в управлении (пример Япония, Италия).
3] полуторапартийная партийно-политическая система (многопартийная партийно-политическая система с доминантной партией) – это система, в которой существует коалиция из доминирующей политической партии и партии разделяющей взгляды доминирующей с неким отклонением (примером такой системы служат Швеция, Япония восьмидесятых годов прошлого века);
Страницы
4] двухпартийная (бипартийная) партийно-политическая система – это система с двумя конкурирующими и равноценными по различным критериям политические партии (примером такой системы служит США);
5] система «двух с половиной партий» – это та, в которой две основные политические партии сочетаются с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организацией, играющей роль «третьей» силы, для регулирования отношения между основными (примером такой системы служит ФРГ);
Однако, сама по себе количественная параметризация партийно-политической системы несовершенна по причине того, что не дает полного и достоверного представления о количестве политических партий находящихся у власти и имеющих вес на принятие государственных решений, по причине этого политологами вводится еще и качественная параметризация (оценка по политическому весу), а именно:
а) наличие мажоритарной партийно-политической системы, где партия, получившая доминирующее количество голосов, закладывает собственный политический курс;
б) наличие партийно-политической системы с мажоритарным призванием, где смена власти влечет за собой смену доминирующей партии;
в) наличие доминантной партийно-политической системы – во главе партия получившая большинство голосов избирателей;
г) наличие миноритарной партийно-политической системы – партий набравших минимально необходимое число голосов для участия в принятии государственных решений.
Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современных политических структур, о необходимости изучать, анализировать политические системы с учетом разных подходов, критериев и приемов, что дает возможность с учетом характера правления говорить о партийно-политических системах действующих в разных типах государств.
Из всех перечисленных в предыдущей главе партийно-политических систем только однопартийную систему, в любом ее качественном выражении, нельзя назвать демократической так, как она является апартийной, поскольку срастаясь с государством теряет свои сущностные черты, ослабляя конкуренцию, что приводит к закрытости элиты, снижению ее инновационного потенциала, эффективности функционирования и застойным явлениям во всех сферах жизни, что в свою очередь характеризует тоталитарную партийно-политическую систему.
В качестве демократических
партийно-политических систем
2.1. Многопартийные системы (Италия и др.)
Современные Италия и Франция со всем своим множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными институтами регулирования социальных, этнических, религиозных и прочих интересов являет собой типичную многопартийную партийно-политическую систему.
Такие партийно-политические системы обычно характеризуются следующими признаками:
а) В государстве используется парламентская форма правления;
Италия является парламентской страной,
где существует двухпалатный парламент
и независимая судебная система, а исполнительная
ветвь имеет двойственную структуру и включает
совет министров (правительство) во главе с его председателем
(премьер-министром), а также президента.
б) каждая политическая партия должна иметь четкую позицию по основным вопросам, которая ограничивает ее от других партий;
Например, Христианско-демократическая партия Италии – политическая партия клерикального типа, отстаивает интересы, только, различных слоёв буржуазии.
в) пропорциональная избирательная система с низким барьером прохождения в парламент;
г) одна партия не в состоянии победить на парламентских выборах и поэтому вынуждена идти на компромисс с другими политическими партиями;