Сущность и формы государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 17:20, реферат

Описание работы

Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности) . Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность

Содержание

Введение
1. Происхождение и сущность государства
2. Составляющие элементы государства
3. Признаки государства
4. Функции государства:
Внутренние
Внешние
5. Формы государственного устройства
6. Формы правления государства
7. Фомы государственного режима:
Антидемократические
Демократические
8. Правовое государство:
Сущность правового государства, его признаки
Пути достижения правового государства
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Сущность и формы государства.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. 

Федерация союзное  государство, в которое входят составные  единицы (республики, земли, штаты) , наделенные определенными правами, сопоставимыми  с правами центра. Для федерации  характерно: 

верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам; 

субъекты федерации  имеют право принятия собственной  конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы; 

наличие двух уровней  власти (федеральной и республиканской) ; субъект федерации лишен права самостоятельного выхода из состава федерации. наличие двойной правовой системы, двухпалатного парламента, представляющего попалатно интересы субъектов федерации и общенациональные интересы в целом. В российском парламенте это Совет федерации и Государственная Дума. основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.) . 

Образование единиц федерации  может осуществляться как по административному  принципу (США, ФРГ) , так и по национальному (Россия, Югославия, Индия) . 

Территориальная федерация  характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. 

Конфедерация государственное  правовое объединение (союз) юридически независимых государств. Цель подобного  объединения - проведение единой политики, решение совместных задач в области экономики, обороны, транспорта. Конфедерация характеризуется следующими чертами: 

она не имеет своих  общих законодательных, исполнительных и судебных органов; не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. 

Страны такого союза - самостоятельные субъекты международного права. В современной истории  примеров конфедерации немного: ОАР (Объединенная Арабская республика - союз Сирии и Египта) , Сенегамбия (Сенегал и Гамбия) и некоторые другие. Конфедерация, пожалуй, самая неустойчивая из всех форм государственного устройства в силу слабого характера взаимосвязей и отсутствия сколько-нибудь серьезной ответственности сторон за выход из состава союза. 

6. Формы правления 

Это способ организации  высшей государственной власти и  система ее взаимоотношений с  населением. Характеризуется формальным источником власти. 

В современных государствах различают следующие формы правления: 

Монархия формальным источником власти здесь выступает  монарх. Власть передается по наследству и не является производной от какого-либо органа или населения. В свою очередь  монархия делится на: 

абсолютная - при ней  верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха. ограниченная - при которой монарх, будучи юридически и фактически независимым от парламента в сфере исполнительной власти, тем не менее вынужден считаться с его деятельностью. конституционная - при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. (Великобритания, Бельгия, Дания) . 

Многие политологи сходятся во мнении, что монархия является наиболее устойчивой формой правления. 

Республика - это такая  форма правления, при которой  верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. 

Общими признаками республиканской формы правления  являются: 

существование единоличного и коллегиального главы государства; выборность на определенный срок главы  государства и других верховных органов государственной власти; осуществление государственной власти не по своему велению, а по поручению народа; юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом; 

Различают республики парламентские и президентские. 

Парламентская республика - при которой верховная роль в  организации государственной жизни  принадлежит парламенту. 

Основные черты  парламентской республики: 

глава государства  избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. в руках главы государства весьма ограниченный круг полномочий, в основном представительские функции. правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. правительство несет коллективную ответственность перед парламентом о своей деятельности. Оно остается до тех пор у власти, пока в парламенте они обладают большинством. В случае утраты доверия большинство членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов. исполнительная власть сосредоточена в руках премьер-министра. 

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы развития социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики. К парламентарным республикам можно отнести ФРГ, Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др. 

Президентская республика - одна из разновидностей формы государственного правления, которая соединяет в  руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Наиболее характерные черты президентской республики: 

внепарламентский  метод избрания президента и формирования правительства; ответственность правительства  перед президентом, а не перед  парламентом; более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства, а именно: он самостоятельно формирует правительство, имеет право вето на законопроекты, принятые парламентом, не может быть досрочно переизбран без чрезвычайных обстоятельств. 

К президентским республикам можно отнести США, Латинская Америка и др. 

7. Формы государственного  режима 

Формы государственного режима представляют собой совокупность способов и методов осуществления  власти государством. 

Государственные режимы могут быть демократическими и антидемократическими. 

Антидемократические режимы (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) - характеризуются следующими признаками: 

полный контроль государства  над всеми сферами общественной жизни, экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строем; огосударствление всех общественных организаций; личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; всеохватывающая милитаризация общественной жизни; игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитываются особенности религиозных убеждений населения. 

Антидемократический режим может устанавливаться  как при монархической, так и  при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов  парламентаризма, он не согласуется  с парламентарной монархией и республикой. 

Деспотический режим (от греческого “despotic” – неограниченная власть) . Этот режим характерен для  абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним  лицом, становящимся деспотом. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных. Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас и на терроре. Тоталитарный режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. Этот режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества. Фашистский режим одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью, ненавистью к человеку, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа. Авторитарный режим - характеризуется также использованием насилия. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Авторитарная власть превращает населения в простой объект манипуляций. 

Демократический режим (“demarcate” - народовластие) складывается в правовых государствах. 

Режим демократической  власти выражается в следующем: 

свобода личности в  экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность  прав и свобод граждан, их возможность  выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества. 

История знает различные  формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее  время получил режим парламентской  демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим , который провозглашает свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. При либерализме власть формируется путем выборов. Либеральный режим может существовать только на демократической основе. 

8. Правовое государство 

Сущность правового  государства, его признаки 

Сущность правового  государства заключается в первенстве права над властью, в ограничении  действия власти стоящим над ней  законом, безусловное подчинение власти, граждан и всех общественных субъектов действующему праву. 

К основным признакам  правового государства относят  следующие: 

государство самоограничивает себя законом, прежде всего Конституцией, через которую не может переступить никто, в том числе и само государство; равенство всех перед законом; ответственность государства перед каждым гражданином, и наоборот. Человеку полностью гарантируются права и свободы, защита от любого произвола власти; государство располагает стабильной Конституцией и системой законодательства. Стабильность законодательства - важное условие осуществления права, уважения к закону со стороны граждан. Если законодательство подвергается постоянным и непрогнозируемым изменениям, то к нему падает уважение как самих властных структур, так и граждан; обязательное верховенство Конституции и законов над всеми другими правовыми актами; наличие отлаженного механизма, способного обеспечить выполнение и защиту прав, в том числе наличие эффективной системы правоохранительных органов (суд, прокуратура, арбитраж и др.) , подчиняющихся только закону; наличие гражданского общества, устойчивое правовое сознание граждан, их уважение к закону, признание его верховенства со стороны общества. 

Информация о работе Сущность и формы государства