Судебная власть в политической системе

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 19:06, реферат

Описание работы

Итак, судебная власть - это система независимых государственных органов судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Оно определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию - осуществление правосудия.

Работа содержит 1 файл

Королёв Судебная власть в политической системе РБ.docx

— 20.50 Кб (Скачать)

  Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Реферат

На  тему

«Судебная власть в политической системе»

 

Выполнил:

студент 2 курса, 7 группы,

юридического  факультета БГУ

Королёв Дмитрий Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011г

Рассмотрим данный вопрос на примере Республики Беларусь.

Для начала определим, что  такое судебная власть и политическая система в отдельности.

Итак, судебная власть - это система независимых государственных органов судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. В системе органов государственной власти суд занимает особое место. Оно определяется самими задачами суда, его назначением, а также принципами организации и осуществления судебной деятельности. Суд выполняет специфическую (принадлежащую только ему) государственную функцию - осуществление правосудия.  Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.    

Политическая  система - совокупность политических отношений, политических институтов, в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Что бы понять роль судебной власти в политической системе, следует  рассмотреть её роль в каждой из составляющих политической системы.

Судебная власть. Её место и роль во взаимоотношении  с законодательной и исполнительной.

Законодательная власть в  лице Национального Собрания Республики Беларусь принимает законы, которые  определяют организацию и деятельность третьей власти. Таким образом  законодательная власть воздействует на систему правосудия, “управляет”  органами судебной власти, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента не допустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе корректировать судебную деятельность лишь посредством принятия новых законов и постановлений и осуществления контроля за их исполнением, а также толкования Конституции и законов, принятия решений об амнистии.

Будучи подзаконной, судебная власть участвует в законотворческой деятельности в присущих ей формах: путем обращения к субъектам  права законодательной инициативы о принятии нового закона либо внесении изменений или дополнений в тот  или другой нормативно-правовой акт  или его отмене, участия в обсуждении законопроектов, их разработке и т.д.

Конституционный Суд активно  участвует в правотворческом  процессе прежде всего выполняя свою основную функцию: дачи заключений о  соответствии Основному закону нормативно-правовых актов (ст.116 Конституции).

Следует заметить также, что  участие всех судов государства  в нормотворческой деятельности обеспечивается тем, что, если суд при  рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение  в соответствии с Конституцией и  ставит в установленном порядке  вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ч. II ст. 112 Конституции).

Вторая форма взаимоотношений  законодательной и исполнительной властей с судебной – это их участие в формировании судейского корпуса.

В-третьих, законодательная  власть утверждает финансирование судов  за счет средств республиканского бюджета, смету расходов, связанных с их деятельностью. Причем, уменьшение расходов на судебные нужды, либо использование средств на их обеспечение на другие цели допускается только с согласия Парламента. Бюджет судов должен обеспечивать выполнение ими их конституционных полномочий.

Четвертое, что нужно отметить, излагая вопрос о взаимоотношениях судебной власти с законодательной  и исполнительной, это то, что  исполнительная власть в лице таких  своих органов как Министерство юстиции и его Управления на местах (Управления юстиции при исполкомах областных и Минского городского Советов депутатов) осуществляет организационное  и материально-техническое обеспечение  деятельности судов, т.е. их кадровое, ресурсное, организационное и информационное обеспечение (подробнее в гл.7). С  другой стороны, судебная власть осуществляет проверку законности решений местных  Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, которые  ограничивают или нарушают права, свободы  и законные интересы граждан (ст. 122 Конституции), а также законности действий и решений органов и должностных лиц исполнительной власти (ст. 60 Конституции). Судебный контроль в сфере государственного управления – эффективное средство борьбы с чиновничьим произволом и беззаконием, важнейшая гарантия соблюдения прав человека. 

 

 

Взаимоотношения судебной власти с политическими  партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели 

 

Как известно, политические партии играют важную роль в политической системе, в развитии политической активности граждан и их участии в управлении государством. Они являются связующим  звеном между государственной властью и народом, представителями различных слоев населения.

Суды участвовали во всех политических кампаниях. В годы массовых репрессий придавали видимость  законности актам произвола со стороны  партийно-государственного руководства. При этом судьи, как правило, были коммунистами. Особенно высок был  процент членов КПСС в вышестоящих  судах. Черен них проводились  партийные установки в судебной деятельности.

Департизация – запрещение образования и функционирования соответствующих партийных организационных  структур (бюро, комитетов) в государственных  органах, учреждениях и организациях.

Позже, как уже отмечалось, этот вопрос был решен у нас  на конституционном уровне, а затем  и в Законе о судоустройстве и  статусе судей (ст. 61). Это является значительным демократическим достижением, ибо требование о политической нейтральности судей закреплено в Конституциях многих демократических стран мира (Франции, Италии, Испании), а в США и Великобритании неучастие судей в партийно-политической деятельности обеспечивается историческими традициями и нормами профессиональной этики.

Рассматривая взаимоотношения  судебной власти с политическими  партиями и общественными объединениями, преследующими политические цели, следует  указать и еще на то, что к  компетенции судов отнесено рассмотрение их жалоб на отказ органов юстиции  в регистрации общественных объединений, а также исков и представлений  о прекращении деятельности партий и общественных объединений в  связи с нарушением требований ст. 5 Конституции Республики Беларусь, запрещающей им заниматься деятельностью, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя, либо пропагандой войны, возбуждением национальной, религиозной и расовой вражды (ст.ст. 17, 25 и 29 Закона РБ “Об общественных объединениях” от 4 октября 1994 г.).

Судебная власть и Президент Республики Беларусь.

В согласовании с принципами разделения властей и независимости  судей Президент не вправе вмешиваться  в деятельность судебных органов. Но Конституция Республики Беларусь закрепляет некие главные формы взаимодействия Главы страны и судебной власти.

Рекомендация №R(34)12 Комитета министров Совета Европы от 13 октября 1994 года, закрепляет, что не считая решений  об амнистии, помиловании либо по аналогичным  вопросам, правительство либо администрация  не могут принимать решений, которые  ретроактивно отменяют судебные постановления.

В согласовании со ст.97 Конституции  рассмотрение проектов законов об амнистии входит в компетенцию Палаты Представителей Государственного Собрания. П.19 ст.84 Конституции  закрепляет право Президента осуществлять помилование осужденных. Положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь 03.12.1994г. №250 определяется порядок воплощение помилования граждан, осужденных судами Республики Беларусь.

Согласно п.2 указанного Положения  помилование осужденных осуществляется в виде:

1) замены смертной экзекуции  лишением свободы; 2) полного либо  частичного освобождения от отбывания  как основного, так и доп  наказания; 3) замены наказания либо  его не отбытой части наиболее  мягеньким наказанием; 4) снятия судимости.

Декретом  Президента от 21 октября 1997 года №20 было установлено, что высшим органом  самоуправления судей Республики Беларусь является съезд судей. Съезд осуществляет свои возможности в составе судей  Конституционного Суда, общих и хозяйственных  судов Республики Беларусь. Этим же Декретом закреплялась компетенция  съезда судей, определялся порядок  его созыва, также другие вопросы  деятельности съезда судей.

Президент воспринимает роль в формировании органов судебной власти. Конституция Республики Беларусь 1994 года предугадывала избрание судейского корпуса Конституционного Суда, Высшего  Хозяйственного Суда и Верховного Суда Верховным Советом, а кандидатуры  на должности Председателей высших судов представлялись Президентом (п.7 ст.83 и п.5 ст.100 Конституции 1994 года). Назначение судей Республики Беларусь не считая тех, избрание которых было отнесено к компетенции Верховного Совета (п.10 ст.100 Конституции).

В Конституции Республики Беларусь с  переменами и дополнениями, принятыми  на республиканском референдуме  в 1996 году, компетенция Президента в  области формирования судейского корпуса  несколько поменялась. Так, в настоящее  время Президент назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда с согласия Совета Республики. Указанные лица избираются из числа судей этих судов (п.8 ст.84 Конституции). Регламент Совета Республики описывает порядок дачи согласия на назначение Председателей  высших судов. Кандидатуры на указанные  должности представляются Президентом  либо уполномоченным им должностным  лицом. В согласовании с п.11 ст.84 Президенту также предоставлено право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики (основания прекращения возможностей судьи предусмотрены ст.72 и ст.75 закона “О судоустройстве и статусе судей”, также ст.15 закона “О Конституционном Суде Республики Беларусь”.

Заключение

Характеризуя судебную власть и её роль и место, следует упомянуть одно рассуждение, которое встретилось в литературе. Речь шла о том, что судебная власть, изо всех других властей наиболее слабая, поскольку в отличие от законодательной она не опирается на волю избирателей. А в отличие от исполнительной власти она не опирается на силу, на силовые структуры, поскольку ими не располагает. Но сила судебной власти в ее авторитете, в уважении, которое питают к ней граждане и государственные органы.В этом случае проявляется её легитимность. Легитимность судебной власти усматривают в её соответствии закону, установленной им процедуре её формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержки и признании авторитета выносимых ею решений.

Если такое признание  есть, значит, судебная власть сильна. Если же нет, она превращается в ничто.

 

 

 


Информация о работе Судебная власть в политической системе