Структура политической власти Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 10:57, контрольная работа

Описание работы

Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках. Другие считают властью результат, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

Содержание

Введение 3
1. Законодательная власть 4
2. Исполнительная власть 13
3. Судебная власть 17
4. Региональная власть 23
5. Местное самоуправление 28
Список литературы 34

Работа содержит 1 файл

Семестровая по политологии вариант 2.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования РФ

Волгоградский государственный технический университет 

Кафедра истории, культуры и социологии

СЕМЕСТРОВАЯ РАБОТА ПО ПОЛИТОЛОГИИ

НА ТЕМУ: 

СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выполнил:

студент группы ВМЗ-10

Васильев В.Н.

Проверил:

преподаватель: 
 
 
 
 
 

Волгоград, 2011 

 

Содержание 

 

Введение 
 

     Понятие «власть» происходит от древнегреческого слова «kratos», означающее управление гражданами и обществом. Понятие власти, пожалуй, является одним из центральных в политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Способность политической власти оборачиваться для человека одновременно и движущей силой, и злой волей, отмечали философы и писатели во все времена.. Аристотель, Шекспир, Гете, Ницше и Достоевский в философских рассуждениях или художественных образах пытались приоткрыть завесу над этим феноменом жизни общества и человека. Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в самых разных смыслах. Философы говорят о власти над объективными законами общества, социологи — о власти социальной, экономисты — о власти хозяйственной, юристы — о государственной власти, политологи — о политической власти, естествоиспытатели — о власти над природой, психологи — о власти человека над самим собой, родители — о семейной власти, богословы — о власти от Бога и т.д. Используется понятия законодательной, исполнительной и судебной власти. Одни считают, что власть означает реальную способность одного из элементов существующей системы реализовать собственные интересы в ее рамках. Другие считают властью результат, продукт некоторого целенаправленного влияния. Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии, воздействии, что это стремление к достижению равновесия.

     Власть  – ключевой вопрос политики, поэтому  для ориентации в современных  политических реалиях необходимо понимание  смысла данной категории, причин необходимости  политической власти для общества, ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализации власти необходимо для осмысления современного состояния России. 

    1. Законодательная власть
 

       один  из основных видов государственной  власти, который в единстве с исполнительной и судебной властями является механизмом функционирования демократии.

       Родоначальник теории разделения властей Д.Локк из теории общественного договора выводил  происхождение отдельных видов  власти и все другие вопросы политико-государственного устройства общества, механизм их функционирования.

       По  Локку законодательная власть есть верховная, но не абсолютная, не деспотическая  власть. В интересах народа ее следует  ограничивать, и Локк выделяет пределы  – условия законодательной власти, свойственные для всякого государства, всех форм правления: существование закона для всех людей, законы предназначаются для блага народа; без согласия народа нельзя увеличивать налоги; законодательный орган не может и не должен передавать законодательную власть кому-либо другому.

       Законы  нуждаются в непрерывном исполнении, поэтому необходима власть, которая бы следила за исполнением законов, т.е. исполнительная власть. Ее надо отделить от законодательной власти.

       Законодательная власть является органом представительства  интересов социальных общностей  людей, осуществляющим функции по изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории.

       Законодательная власть представлена системой органов  государства, имеющих и реализующих  право на принятие законов. К ним  в России относятся: парламент (Федеральное Собрание) – представительный и законодательный орган Российской Федерации; законодательно-представительные институты республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, которые осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Конституция фиксирует, что правосубъектная деятельность перечисленных структур осуществляется по вопросам, не затрагивающим пределы ведения Российской Федерации, совместного ведения ее и субъектов Федерации.

       В статье 76 Конституции России закрепляются виды законов в зависимости от предметов ведения. По предметам  ведения Российской Федерации принимаются  федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным закона.

       Законодательная власть любого уровня функционирует  в тесном единстве с другими видами государственной власти, обеспечивая  реализацию принципа разделения властей.

       Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

       Федеральное Собрание состоит из двух палат —  Совета Федерации и Государственной  Думы. Состав палат, как и принципы их комплектования, различен.

       В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной  власти субъекта РФ. Так как в  состав России входит 89 субъектов, всего  членов Совета Федерации 178.

       Членом  Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с  Конституцией РФ правом избирать и  быть избранным в органы государственной  власти.

       Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа. Представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

       Группа  депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной  власти субъекта РФ может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации.

       Представитель в Совете Федерации от исполнительного opгана государственной власти субъекта РФ избирается на срок его полномочий.

       Полномочия  члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом Государственной власти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ.

       Полномочия  члена Совета Федерации могут  быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной  власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его  избрание (назначение).

       Государственная Дума состоит из 450 депутатов и  избирается сроком на четыре года. Избираются они по различным системам. Одна половина палаты, т. е. 225 депутатов Государственной  Думы, избирается по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам — мажоритарная система. Другая половина палаты, т. е. также 225 депутатов, избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, — пропорциональная система.

       Первые  выборы в Государственную Думу проводились 12 декабря 1995 г. на основании специального Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

       В настоящее время законодательство о выборах депутатов Государственной  Думы составляют Конституция РФ, Федеральный  закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», другие федеральные законы.

       Депутатом может быть избран гражданин РФ, достигший Л день голосования 21 года.

       Выборы  депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва.

       Выборы  считаются состоявшимися, если в  них приняло участие 25% избирателей.

       Для проведения выборов депутатов Государственной  Думы, избираемых по одномандатным  избирательным округам, на территории Российской Федерации образуются 225 одномандатных избирательных округов на основании представленных и Центральную избирательную комиссию исполнительными органами государственной власти субъектов РФ данных о числе избирателей.

       Одномандатные избирательные округа образуются с соблюдением следующих требований:

       — должно соблюдаться примерное равенство  одномандатных избирательных округов  по числу зарегистрированных на их территориях избирателей. Отклонение от средней нормы в пределах одного субъекта РФ должно быть не более 10%, а в отдаленных местностях не более 15%;

       — не допускается образование округа из территорий двух и более субъектов  РФ;

       — на территории каждого субъекта должно быть образовано не менее одного одномандатного избирательного округа;

       — в пределах территории субъекта РФ не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой, за исключением территорий, анклавных для субъекта РФ, муниципального образования, иной административно-территориальной единицы.

       Для проведения голосования и подсчета голосов избирателем образуются избирательные участки. При образовании  участков должны быть соблюдены следующие  требования:

       - на территории каждого избирательного  участка может быть зарегистрировано  не более 3000 избирателей;

       - недопустимо пересечение границ  избирательных округов границами  избирательных участков.

       Подготовку  и проведение выборов депутатов  Государственной Думы обеспечивают избирательные комиссии: Центральная  избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ; окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии и участковые избирательные комиссии.

       Кандидаты в депутаты Государственной Думы могут быть выдвинуты непосредственно, а также в составе федерального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, а также путем выдвижения политической партией, избирательным блоком.

       Избирательные блоки образуются добровольно на период проведения выборов депутатов Государственной Думы из двух или трех политических партий. Избирательным блоком также может быть добровольный союз одной или двух политических партий с соответственно не более чем двумя или одним общероссийским общественным объединением, созданным в форме общественной организации или общественного движения, устав которого предусматривает участие в выборах. Избирательные блоки регистрируются в Центральной избирательной комиссии.

       Федеральный список кандидатов в депутаты Государственной  Думы для баллотировки на выборах по федеральному избирательному округу выдвигается политической партией на съезде. Решение об этом принимается тайным голосованием. Общее число кандидатов не должно превышать 270 человек.

Информация о работе Структура политической власти Российской Федерации