Структура и содержание политических конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

Структура и содержание политических конфликтов
Конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга властные полномочия или ресурсы.
Элементы конфликта: источник конфликта, выражающий существо разногласий между участниками спора; повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом активных действий сторон по отстаиванию своих интересов, целей, позиций в отношениях с конкурентом; стороны конфликта, подразумевающие численность субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; восприятие и позиции субъектов, раскрывающих их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон; средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг другом; характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.

Работа содержит 1 файл

политология.docx

— 22.09 Кб (Скачать)

Структура и содержание политических конфликтов

Конфликт – разновидность (и результат) конкурентного взаимодействия двух и более сторон (групп, государств, индивидов), оспаривающих друг у друга  властные полномочия или ресурсы.

Элементы конфликта: источник конфликта, выражающий существо разногласий между участниками  спора; повод, характеризующий конкретные события, которые послужили началом  активных действий сторон по отстаиванию  своих интересов, целей, позиций  в отношениях с конкурентом; стороны  конфликта, подразумевающие численность  субъектов, непосредственно и косвенно участвующих в оспаривании властных статусов и ресурсов в сфере политики; восприятие и позиции субъектов, раскрывающих их цели в конкурентном взаимодействии, отношение к контрагентам, восприятие конфликта и иные субъективные характеристики поведения сторон; средства конфликта, характеризующие типичные применяемые сторонами ресурсы, способы, приемы во взаимодействии друг другом; характер конфликта, раскрывающий наиболее типичные отношения конкурирующих сторон, жесткость или пластичность занимаемых ими позиций, способность к модификации предмета спора, вовлечение посредников и т.д.

Причины политических конфликтов:

– разнообразные  формы и аспекты общественных отношений, определяющие несовпадение статусов субъектов политики, их ролевых  назначений и функций, интересов  и потреб- ностей во власти, а также недостаток ресурсов и т.д.;

– расхождения людей  относительно ценностей и политических идеалов, культурных традиций, оценок тех или иных событий, а также  другие субъективно значимые представления  о политических явлениях;

– процессы идентификации  граждан, выражающие характер осознания  ими своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным и прочим общностям и объединениям, что  определяет понимание ими своего места в социальной и политической системе.

Типология политических конфликтов. Определение управляющих  течением конфликтов технологий непосредственно  зависит от определения их типа.

С точки зрения зон  и областей: внешне- и внутриполитические конфликты, которые подразделяются на кризисы и противоречия.

По степени и  характеру нормативной регуляции: институциализированные и неинституциализированные.

По качественным характеристикам: «глубоко» и «неглубоко укорененные» (в сознании людей) конфликты, конфликты «с нулевой суммой»  и т.д.

По степени интенсивности: эскалированные (с применением вооруженной силы) и низкой интенсивности.

С точки зрения публичности  конкуренции сторон: открытые, закрытые.

По временным характеристикам  конкурентного взаимодействия сторон: долговременные и кратковременные.

Принимая во внимание строение и организацию режима правления: вертикальные (взаимоотношения субъектов, принадлежащих к различным уровням  власти: центральным и местным  элитам и т.д.), горизонтальные (внутри правящей элиты, между неправящими партиями). 
 
 
 
 

Технологии контроля и управления политическими конфликтами

Контроль как форма  сознательного воздействия на политический конфликт предполагает трехступенчатую  программу действий:

– осуществление превентивных мер в виде выявления основных элементов в поле конфликта (причин, состава участников спора, позиций  и т.д.), анализа взаимодействия сторон и мониторинга событий;

– выявление факторов, как способствующих усилению интенсивности  конфликта (конфликтогенных факторов), так и препятствующих его эскалации, в результате чего проясняются основные направления действий субъектов контроля;

– предупреждение перехода конфликтов из стадии спора к стадиям, на которых возможны насилие и  рост политической напряженности; минимизация  степени социального возбуждения, вызываемого течением политического  конфликта в смежных областях политической (общественной) жизни, чтобы  не сдетонировать более широкие потрясения.

Управление конфликтами  – форма целенаправленного влияния  на различные компоненты конкурентного  взаимодействия сторон, предполагающего  повышение соответствия их состояния  сознательным намерениям того или иного  субъекта.

Основные стратегии  управления конфликтами:

– инициация конфликта: перманентное обострение имеющихся  в обществе противоречий, усиление эскалации конфликтов и консервация  остроконкурентных отношений с целью порождения ситуации, которую можно было бы использовать более эффективно, что это мог бы сделать противник (например, правящий режим может выдвигать неприемлемые условия для сотрудничества с оппозицией, надеясь на истощение ее сил);

– рутинизация конфликта: сознательное поддержание возникшей напряженности в отношениях сторон, с целью использования ее в собственных интересах;

– предупреждение конфликта, нацеленное на недопущение перехода противоречий в открытую фазу противоборства и нарастания политической напряженности;

– урегулирование конфликта, ориентированное на (полное или частичное) снятие остроты противоборства сторон, а также на то, чтобы избежать его наиболее негативных последствий (для себя, государства, общества в  целом);

– разрешение конфликта, предусматривающее либо устранение причин конфликта, исчерпание самого предмета спора, либо такое изменением ситуации и обстоятельств, которое породило бы бесконфликтные отношения сторон, исключило опасность рецидива разногласий, сняло вероятность нового обострения уже урегулированных отношений;

– вытеснение конфликта: перенесение ответственности за различные способы завершение конфликта  на иной уровень политической системы (например с федерального на региональный или наоборот). 
 
 

Этапы урегулирования и разрешения конфликтов

Выделение этапов с  точки зрения обозначения универсальных  задач, решение которых будет  последовательно увеличивать возможности  сознательного воздействия на весь этот процесс.

Этапы возникновения, развития и окончания политических конфликтов. При таком понимании  этапов протекания последних они  предполагают согласование действий субъекта управления конфликтом со спецификой политических процессов, учет времени  и обстоятельств, В которых протекают  конфликты, отражение культурно-исторических и цивилизационных особенностей политического развития страны (региона, субъекта), корреляцию с психическими чертами действующих лиц.

На этапе возникновения  конфликта о зарождении конкурентных отношений свидетельствует формирование атмосферы напряженности между  оппозиционными сторонами, которая  подтверждает наличие определенного  предмета спора и несовпадение позиций  политических субъектов. На этом этапе  пружина конфликтного взаимодействия еще сжата. Главная задача субъекта, стремящегося контролировать или управлять  течением этого конфликта, – вскрыть  его подлинные причины и истинные цели, преследуемые его участниками.

На этапе развития конфликта круг деятельности субъекта управления расширяется. Более отчетливо  проявляются силы, поддерживающие каждую из конфликтующих сторон или противостоящие им; становится очевидным, расширяется  или су жается предметная область спора, увеличивается или сокращается численность участников спора, Какова степень его интенсивности, нуждается ли он в привлечении посредника.

На этапе завершения конфликта возможны два основных варианта его окончания: либо достижение примирения сторон, либо укрепление их непримиримости (то есть создание тупиковой  ситуации, неразрешимости конфликта). Между этими полюсами пролегает  целый ряд вариантов эволюции конфликта, отражающих его рутинизацию (сохранение прежней интенсивности), снижение или, наоборот, нарастание взаимооппозиционности сторон. Конфликт может оказаться неразрешимым, и тогда создается ситуация, которая ведет не к его окончанию, а как бы к «круговому движению». Завершение кон- фликта может быть выражение в достижении соглашения конфликтовавших сторон о (временном или окончательном, полном или частичном) перемирии, о различных формах урегулирования конфликта (его составных частей), а также всеобъемлющего соглашения, свидетельствующего о разрешении конфликта.

Такие результаты могут  быть достигнуты двумя наиболее общими способами примирения сторон:

– мирное урегулирование конфликта в результате: достижения компромисса на основе сохранения исходных позиций; асимметричного соглашения, достигнутого за счет взаимных и неравных уступок; соглашения на базе найденного принципиально  нового решения;

– примирения на основе принуждения. 
 

Техники переговорного  процесса

Техники переговорного процесса  

 Наиболее распространенным  средством достижения примирения  сторон в технологиях управления  конфликтом являются переговоры, которые представляют собой прямое  или косвенное общение сторон, направленное на такое согласование  взаимных интересов и целей,  которое может привести к снижению  интенсивности или завершению  конфликта. В процессе переговоров,  применяемых как на этапе развития, так и на этапе завершения  конфликта, стороны обмениваются  обещаниями, мнениями, что, как правило,  снижает остроту противостояния, помогает понять аргументы оппонента  и, следовательно, более адекватно  оценить истинное соотношение  сил, характер и условия примирения. 
   Обычно специалисты сходятся во мнении, что приемы и техники, используемые при переговорах, зависят от содержания последних, от условий, в которых они происходят, а также от состояния и готовности самих сторон к ведению диалога. 
   Переговорный процесс чаще всего осуществляется в рамках взаимоотношений “уступки-сближение”, предполагающих применение технологий торга, использование тех специфических приемов, которые позволяют рассмотреть альтернативные ситуации и в соответствии со своими целями сохранить исходные позиции или достичь преимуществ, добиться взаимопонимания оппонентов или, напротив, завести их в тупиковое русло, обеспечив односторонние преимущества или взаимное удовлетворение сторон. Именно при проведении переговоров у сторон появляется больше возможностей найти так называемую “срединную точку” конфликта, обозначающую суть взаимных претензий, а следовательно, выяснить пределы возможных уступок (допустимость провала переговоров) или собственную “цену вопроса”. Нередко переговоры дают возможность уравнять уступки, продемонстрировать открытость позиций, ослабить эффективность “нечестных трюков” соперника. 
   В целом успех применения тех или иных переговорных техник зависит от стратегии и тактики сторон. Однако, как показал опыт, существует ряд достаточно универсальных принципов и требований к успешному завершению переговоров. Так, американские специалисты М. Дейч и С. Шикман отмечают, что эффективность переговоров, а равно и взаимное удовлетворение сторон, повышаются при последовательном отделении существующих проблем от субъективной заинтересованности участвующих в споре людей; при акцентировании внимания не на принципах, а на реальных противоречиях; при выработке нескольких возможных вариантов решений; при учете преимущественно объективных критериев соотношения сил, а не партийных или идеологических позиций. Обещание уступок, внимательность к партнеру значительно увеличивают шансы прийти к соглашению. Угрозы же, давление на оппонента с позиций силы такую возможность снижают, нередко переводя переговорный процесс в “замороженное” состояние. 
   К положительным для позитивного завершения переговоров последствиям приводит и определенная диверсификация целей, дающая сторонам возможность увеличить рассмотрение вариантов решения проблемы; предварительная регламентация переговорного процесса, при которой каждая из сторон планирует наиболее соответствующее для диалога место и время проведения встреч, формат предстоящих бесед, состав представителей делегации и другие параметры переговоров. Как правило, способствует достижению успеха на переговорах и ориентация на принцип “дистрибутивной справедливости”, предполагающий распределение успеха в соответствии с затраченными усилиями и ресурсами сторон. Способствуют успеху и продуманные рекламные акции, заинтересовывающие третью сторону в пропаганде своей позиции, или акции, “отвлекающие” соперников от истинных целей переговоров. В то же время, как показывает практика многих конфликтов, широкое привлечение или использование СМИ в качестве посредника на переговорах увеличивает напряженность диалога и не способствует успеху общения конфликтующих сторон, особенно при решении щепетильных и острых вопросов. 
   В зависимости от мастерства переговорщиков успешному для них результату может способствовать и использование таких приемов, как “увязка” (“пакетирование”) вопроса, предполагающая взаимосвязанное рассмотрение различных, иногда не относящихся к делу, проблем; “уход” от дискуссии путем игнорирования вопросов, нежелательных для обсуждения той или иной стороне, и т.д. 
   По окончании конфликта важно так представить результаты переговоров – компромиссов, соглашений, силового давления, чтобы население восприняло их адекватно, не посчитав, к примеру, это унизительным миром, проигрышем и т.п. Таким способом будут исключены реакции, которые могли бы поставить под вопрос принятые решения. 
   В этом смысле особую роль играет умение субъекта управления конфликтом использовать типичные для общественного сознания политические символы, стереотипы, стандарты мышления, олицетворяющие победу, поражение или другие оценки, стимулирующие массовую активность людей. Например, в военных действиях неудачу чаще всего символизирует падение столицы или пленение лидера. Только найдя нужный образ, символ примирения и соответствующую тональность диалога с согражданами, можно обеспечить сохранение результатов переговоров и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. 
   Овладение технологиями переговорного процесса повышает возможность эффективного управления конфликтами, позволяет ставить под контроль сложные процессы конкуренции в сфере распределения политической власти.


 

 


Информация о работе Структура и содержание политических конфликтов