США со странами АТР

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 12:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы заключается в том, что США, как одна из сильнейших экономических держав, если не сказать сильнейшая, ведёт активную политику сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. АТР ещё в 70-е годы заявил о себе, и всё это время уверенно наращивал экономическую мощь. Интерес США легко объясним, АТР таит в себе, пожалуй, самые перспективные тенденции развития экономики.

Содержание

Введение
Экономика США
Роль США в АТР
Перспективы развития экономических отношений США со странами АТР
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

контрольная Коваль.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

  1. Экономика США
  2. Роль США в АТР
  3. Перспективы развития экономических отношений США со странами АТР

Заключение

Список  литературы 
 

 

      Введение 

     Актуальность  выбранной темы заключается в  том, что США, как одна из сильнейших экономических держав, если не сказать сильнейшая, ведёт активную политику сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом. АТР ещё в 70-е годы заявил о себе, и всё это время уверенно наращивал экономическую мощь. Интерес США легко объясним, АТР таит в себе, пожалуй, самые перспективные тенденции развития экономики.

     Большинство стран Азиатско-Тихоокеанского региона  имеют экспортную специализацию  и продуктивное сельскохозяйственное производство. В этом регионе созданы  исключительно благоприятные условия  для привлечения иностранных инвестиций, поскольку здесь низкая арендная плата за землю и дешевая рабочая сила.

     В регионе сформирован один из мировых  финансовых центров, в котором сконцентрирован  значительный инвестиционный и торговый капитал, АТР постепенно, но верно становится одним из мировых центров экономической мощи.

     Целью данной контрольной работы является выявление роли США в международных экономических отношениях стран АТР. Для реализации цели курсовой работы были определены следующие задачи:

     –  проанализировать экономическое развитие и внешнеэкономические связи США;

     –  выявить особенности, проблемы и перспективы внешнеэкономических связей США со странами АТР.

     Для написания контрольной работы была использована литература следующих  авторов: Мальцева О.Е., Алексеев В.В., Баландин А.В.  Калашников Н.И.  

 

     

     2. Роль США в АТР

 

     АТР объединяет около 25 стран бассейна Тихого океана. Это самый динамично развивающийся регион мира. В нем объединено 40% населения мира, 60% мирового ВВП, 50% мировой торговли. Темпы роста 6–7% в год. В 90-е гг. на порты Тихого океана приходилось более 70% мирового грузооборота.

     Факторы, повлиявшие на выделение АТР в особую зону мирового развития: передел мира после 2 ой мировой войны, США становится лидером; индустриализация Восточной Азии: экономическое чудо Японии; активное развитие Филиппин, Малайзии, Тайланда; появление лидера в регионе – Япония; изменение системы мировых экономических отношений после 2 ой мировой войны, развивающиеся страны требовали равноправия в торговле; во 2 ой половине ХХ века снижается доля США в мировом ВВП; переориентация США с Европы на страны АТР в торговле, Австралия и Новая Зеландия так же переориентировались на АТР; либерализация внешнеэкономических связей Китая. Именно тогда и применительно к этим государствам появились два новых понятия: научное – «новые индустриальные страны» (НИС) и публицистическое – «азиатские тигры».

     Страны АТР разделены на 4 блока: 1) Страны Северо-Восточной Азии (СВА): Дальний Восток России, Северная Корея (КНДР), Южная Корея (Республика Корея), Япония, Монголия, Китай (КНР); 2) Страны Юго-Восточной Азии (ЮВА): Индонезия, Папуа-Новая Гвинея, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Бруней, страны Индокитая (Тайланд, Лаос, Камбоджа, Вьетнам, Мьянма (Бирма)), Макао. Гонконг, Тайвань (китайская республика); 3) Страны Океании: Австралия, Нов. Зеландия; 4) Страны американского континента: США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Бразилия, Аргентина.

     Экономическое развитие АТР в 1990-е годы было неравномерным. Это в значительной степени обусловило то, что в последнее время появились некоторые сомнения в том, что АТР действительно станет «локомотивом» мирового развития в 21-м веке.

     Высокие темпы роста развивающихся экономик АТР, прежде всего государств Восточной  Азии, на протяжении длительного периода  времени обеспечивались благодаря расширению экспорта и масштабов привлечения иностранных инвестиций. Это, в свою очередь, стало возможным благодаря проведению эффективной экономической политики, ориентированной на поддержание высоких темпов роста на долгосрочную перспективу. Помимо прочего, данная политика включала в себя проведение приватизации и дерегулирования в сфере экономики, а также постепенную либерализацию внешней торговли и движения капитала.

     Япония  сохраняет позицию в качестве основного экспортера капитала в  регионе. Прямые инвестиции составляют значительную часть экспорта капитала из Японии. Динамичное развитие экономики США в 90-е гг. создавало благоприятный климат для экономического роста в регионе АТР в целом. Вместе с тем, начавшееся в последние годы замедление темпов роста американской экономики, может свидетельствовать о начале циклического спада, оно способно в ближайшей перспективе оказать негативное влияние на экономическое развитие стран АТР, особенно на экспорт, значительный удельный вес которого принадлежит продукции электронной и электротехнической промышленности (Филиппины, Сингапур и Малайзия). Китайской экономике, несмотря на ряд серьезных проблем циклического и структурного характера, удается сохранять высокие темпы экономического роста. Среди «НИС», Республики Корея и Тайваню, в целом, удалось восстановить тенденцию к сравнительно высоким темпам экономического роста после валютно-финансового кризиса 1997–1998 гг. На рубеже столетий обе экономики смогли получить значительный выигрыш за счет глобального бума в развитии информационных технологий (рост спроса на соответствующие товары, прежде всего на американском рынке), а также посткризисного восстановления рынков стран Восточной Азии.

     На  рубеже 90-х – 2000-х гг. наблюдалось улучшение макроэкономических показателей для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд). Тем не менее, темпы роста в этом регионе являлись более умеренными, чем в субрегионе Северо-Восточной Азии.

     Интеграционные  процессы в АТР развиваются, но по несколько иной модели по сравнению с Европой и Северной Америкой. Азиатские государства в настоящее время взаимодействуют на уровнях субрегиональных интеграционных группировок: АТЭС, НАФТА, АСЕАН, АНЗСЕРТА и др.

     Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТР. В настоящее время АТЭС объединяет 21 экономику АТР. В регионе АТЭС сконцентрированы огромные природные, человеческие и инвестиционные ресурсы. Со времени его создания в 1989 году на сессиях АТЭС было принято свыше десятка программ: по разработке сопоставимых данных о торговле и инвестициях, о расширении капиталовложений и передаче технологий, о подготовке научных кадров, о региональном сотрудничестве в области энергетики, защиты морских ресурсов, развития рыболовства, туризма, телекоммуникаций.

     Успешно действующая на протяжении более 40 лет (с 1967 года) Ассоциация стран Юго-Восточной  Азии (АСЕАН). Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней (7 января 1984 г.), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор. Изначально цели создания данной организации – содействие социальному и экономическому развитию стран-членов ассоциации, сотрудничество в промышленности и сельском хозяйстве, проведение научно-исследовательских работ. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки связан с бурным экономическим ростом в этих странах в последнее время. Декларированная цель АСЕАН – к 2020 году создать единый рынок, тем самым обеспечив свободный товаро- и капиталооборот в регионе. На встрече министров экономики, в августе 2006 года, генеральный секретарь АСЕАН Онг Кенг Йонг заявил, что формирование Азиатского экономического союза необходимо завершить уже к 2015 году. Хотя, у стран АСЕАН существует локальное соглашение о свободной торговле (AFTA), но на данный момент его недостаточно для более широкой интеграции, поскольку многие процессы в регионе излишне политизированы и осложняются различного рода противоречиями между государствами.

     Также можно выделить такую субрегиональную группировку, как АНЗСЕРТА (1983 г.), Австралийско-Новозеландская Зона свободной торговли, которая была создана путем подписания Австралийско-Новозеландского соглашения об углублении экономических связей.

     17 декабря 1992 года США, Канадой и Мексикой было подписано соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившее в силу 1 января 1994 года. Ключевыми элементами соглашения стали: ликвидация таможенных пошлин во взаимной торговле, смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике, либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке. Территорией блока является обширное пространство с населением 400 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. На его долю приходится 20% всего объема мир торговли.

     Интеграционные  процессы внутри региона и влияние  общемировых тенденций глобализации привели к тому, что в АТР  стали разрабатываться и реализовываться  новые варианты сотрудничества. Это, прежде всего, так называемые «малые формы» сотрудничества на двух- и трехсторонней основе. Другой пример стремления к такому сотрудничеству – с 1990 года Малайзия выступала инициатором создания Восточно-азиатской экономической группировки (ВАЭГ), своего рода торговой коалиции без участия США, в которой несущей конструкцией были бы торгово-экономические связи Японии с региональными государствами. Китай, Япония и Южная Корея уже создали трехстороннюю аналитическую группу, призванную представлять правительствам этих стран согласованные рекомендации, как следует координировать экономическую и финансовую политику, а также развивать торговое и инвестиционное сотрудничество между ними. Во всех трех государствах на академическом и деловом уровне прорабатываются такие вопросы, как создание в регионе единого энергетического кольца и транспортных коридоров в Европу, в частности, через Россию. В январе 2002 г. было подписано соглашение об экономическом сотрудничестве между Японией и Сингапуром, включающее в свою очередь соглашение о свободной торговле, которое практически отменяло торговые пошлины между двумя государствами. Пошлины сохранялись только на часть сельскохозяйственной продукции. На экспортные товары из Японии в Сингапур пошлины также были отменены.

     Отличительные особенности Азиатско-Тихоокеанской  интеграции можно перечислить пятью пунктами. Во-первых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными уровнями экономического развития, разными культурами и социально-политическими системами. В отличие от других мировых центров Европы и Америки, Азия никогда социокультурно не была едина, общего азиатского социально-культурного пространства тоже никогда не существовало. Оно представляло и представляет собой сложное взаимопереплетение различных базисных мировых ценностей и религиозных традиций – буддизма, ислама, индуизма, конфуцианства, синтоизма, христианства.

     Во-вторых, в Азии издревне существовали две  великие цивилизации – Китай  и Индия. Их влияние наложило отпечаток  не только на все стороны жизни  народов Тихоокеанского региона, но и большинства стран мира. Индия завтрашнего дня – это мировая фабрика услуг. Из всех азиатских экономик она наиболее глубоко интегрирована в геокультурное западное пространство, прежде всего языковое. Китай сегодняшнего и завтрашнего дня – это мировая промышленная фабрика. Данная специализация не требует системных геокультурных и геополитических трансформаций – английский язык и демократия не рассматриваются как новые базовые ценности.

     В-третьих, с середины ХХ века на роль доминирующей культуры, следовательно, на центральный системообразующий элемент АТР претендует Япония. Однако, большинство развивающихся государств этого региона продолжают расценивать интеграционные усилия Японии как вариант транснациональной экспансионистской политики.

     В-четвертых, в отличие от Европейского и Американского регионов, основу хозяйственной жизни которых, составляет индивидуальная свобода и частная собственность. Тихоокеанское геопространство базируется на многоукладности и доминировании интересов государства и клана над интересами отдельной личности. В большинстве стран АТР сложилась особая модель социализации, в которой человек воспринимается как элемент (винтик) административной (клановой) единицы.

     В-пятых, наряду с системными противоречиями достаточно остро стоит проблема социально-экономических различий по линии «богатый Север» – «бедный Юг». Разрыв в экономических доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами АТР составляет 100 раз.

     Интеграционные  процессы развиваются снизу вверх: от частного сотрудничества к межгосударственному сотрудничеству.

     В последние полтора-два десятилетия  Азиатско-Тихоокеанский регион привлекает к себе большое внимание как зона наиболее динамичного экономического роста. Опережая другие регионы мира по темпам роста, в том числе в  технологически передовых отраслях, наряду со стремительным усилением международной конкурентоспособности значительного ряда стран, АТР дает основания рассматривать роль международных интеграционных процессов в нем, способствующих экономическому развитию стран региона, росту потребления и производства.

     Доля  АТР в суммарном мировом валовом  национальном продукте увеличилась  с 4% в 1950 году до 25% в 1995 году и по прогнозам к 2025 году этот показатель может составить 40–50%. Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. Так, за последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи – 13, Тайваня – 25, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз. По существующим данным, АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский и Европейский.

Информация о работе США со странами АТР