Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

1 Политология – интегрированная наука о политике.
Политология – это наука и учебная дисциплина, отрасль социально-гуманитарного знания о политике, политических отношениях, политических системах, взаимодействии личности, общества, государства.
Политология как учение о политике возникает в IV в. до н.э. в работах Платона («Государство», «Законы»), Аристотеля («Политика»), где теоретически исследуется понятие «политика». Н.Макиавелли в работе «Государь» XVI в. разделил политику, мораль и употребил термин государство. Значительный вклад в развитие политической науки внесли Дж. Локк, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо.

Работа содержит 1 файл

gjkbnjkjubz.docx

— 56.26 Кб (Скачать)

• Идеи гуманизма и патриотизма, справедливости и равенства людей  в творчестве Ф. Скорины, Н. Гусовского, С. Будного, А. Волана, В. Тяпинского.

3. Период Речи Поспалитой.

• Формирование идеи государственно-политического  объединения белорусского, украинского  и русского народов;

• Обоснование путей утверждения  свободы, главным образом свободы  вероисповедания, жизнедеятельности  людей;

• Развитие демократических  идей борьбы с польскими феодалами, католической церковью, за национальную независимость Беларуси и ее единение с Россией.

Представители: С. Полоцкий, А. Филиппович, Л. Смотрицкий, С. Зизаний, Г. Конисский.

4. Период Российской Империи:

• Формирование идей национального  самоопределения белорусов. Представители: Ф. Богушевич, М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас.

• Революционно-демократические  взгляды К. Калиновского, направленные против крепостничества и царского самодержавия.

5. Советский и постсоветский  периоды:

• Поиск путей государственного устройства Беларуси и приоритетов  ее внутренней и внешней политики: А. и И. Луцкевичи, В. Ластовский, Д. Жилунович, А. Чарвяков, Г. Машеров, А. Лукашенко.

 

11 Основные направления  современной политологии.

1. Социологическое направление.

М. Вебер, Э. Дюркгейм,, М. Дюверже  работа «Социология политики» изучает  явление политики через призму общества и его развития.

Итальянцы В. Парето и П. Моска  разработали основы современной  концепции элит, манипулирование  массами с помощью понятия  «львы и лисы».

М. Вебер изучает политику на основе ценностей, идеалов, веры, которая  оказывает влияние на развитие общества.

2. Институционализм. - С. Липсет, Ч. Миллс, рассматривает политику  с точки деятельности политических  институтов, их влияние на соц  политические процессы.

3. Концепция политического  плюрализма.

Представители концепции: Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорфф, П. Сорокин.

Для данной концепции характерна социальная солидарность, теория стратификации, т.е. исчезновение классов, функций  государства как арбитра между  конкурирующими политическими силами и присутствуют демократические  свободы и плюрализм мнений.

4. Теория демократии.

А. де Токвиль, Й. Шумпетер разработали  современное учение о правовом обществе, гражданском обществе, свободе и  правах человека с позиции демократического построения общества, где главным  источником власти является народ.

5. Теория бюрократии.

М. Вебер, Р. Мертон, С. Липсет исследуют функции и структуру  бюрократической власти, вопросы  соотношения бюрократии и демократии, принцип рационализма.

6. Концепция тоталитаризма.

Х. Арендт, Ф. Хайек, И. Бердяев. – рассматривает развитие тоталитаризма, связанное с антилибиральной  идеей, где личность выступает как  винтик политической системы.

7. Теория международных  отношений.

Р. Арон, Р. Моргентау, С. Ханктингтон («Становление цивилизаций» 1993г.) и  Ф.Фукуяма(«Конец истории»)показал  победу демократических идей в мире после распада СССР и других авторитарных политических режимов.

С середины 70-ых гг. XX в. начинается поиск новых парадигм развития политической науки.

 

12 Происхождение политики, ее специфика, функции, структура.

Основные причины возникновения  политики: Объективная потребность  в регулировании социальных отношений; Становление государства и права ;Реализация общих интересов.

Аристотель назвал политику высшей формой человеческого общения, понимая политику как деятельность по управлению государственными делами «полиса».

Демокрит и Платон назвали  политику высшим из всех искусств, а  политическую деятельность – занятием для одаренных, мудрых, справедливых и честных людей.

Н. Макиавелли характеризовал политику как совокупность средств, необходимых для того, чтобы овладевать государственной властью и полезно  использовать ее для укрепления государственности  и выполнения обязанностей перед  обществом.

В политологии существует многообразие трактовок политики как  общественного явления:

Экономическая: полит рассматривается  с позиции эконом детерминизма как  надстройка над эконом базисом.

Стратификационная: политика – соперничество социальных групп, стремящихся к реализации своих  интересов с помощью государственной  власти (М.Вебер,П.Сорокин).

Правовая: политика – производное  от права и ее задача:формирование концепции правового государства (Дж.Локк, Ш.Монтескье,Т.Джеферсон).

Институциональная: полит  определяется как деятельность гос  и общ институтов.

Конфликтно-консенсуальная: объясняет полит как совокупн соц противодействий и конфликт, требующ целенаправл усилий по их разреш, примирению субъектов полит  процесса.

Виды политики:

• Внутренняя – основные направления деятельности государства  по регулированию отношений людей  внутри данного сообщества.

• Внешняя – вопросы, связанные  с регулированием отношений данного  государства с другими государствами  и народами.

• Международная – деятельность мирового сообщества в 1-ю очередь  ООН по разрешению стоящих перед  ним проблем.

Функции политики:

• Интеграция общества, сплочение  граждан для достижения общих  целей, предупреждения и разрешения социально-политических конфликтов.

• Управление общественными  процессами, использования ресурсов государственной власти, создание и  применение механизмов политических действий, государственного контроля, убеждения, принуждения.

• Политическая социализация.

• Выражение и реализация социальных интересов.

• Проектирование социально-политического  развития.

Структура политики:

Субъекты политики – государство, инстит гос власти, граждане.

Объекты политики – общество, гос-во и их институты, соц группы, проблемы и процессы.

Полит организации общества выполняют различные роли и функции, обладают властными полномочиями, закрепленными  законом государства.

Политические интересы.

Полит отношения, регулирующиеся правовыми, политическими и нравственными  нормами.

Политическое сознание, ценностные установки, убеждения, психология.

 

13. Взаимопонимание политики  с экономикой, моралью, правом.

Политика и экономика:

Влияние политики демократического государства на экономическую жизнь  общества проявляется:

В разработке и реализации эконом стратегий, отвечающих потребностям общества.

В принятии законов и политических решений, эффективно регулирующих и  стимулирующих экономические отношения.

В создании благоприятных  условий для научно-технического и технол процесса, привлечение инвестиций для обновления и укрепления экономического потенциала страны.

В постепенном сужении  сферы государственного администрирования  в экономике и расширении свободы  действий субъектов хозяйствования.

Политика и право.

Политическое управление обществом невозможно без регулирования  его нормами права. Политика и  право – явления взаимообусловленные. Правовая политика воплощается в  Конституции государства, его законах  и иных нормативно-правовых актах. Она  является средством легитимации (признание  другими государствами) социального  строя, юридического закрепления и  реализации политической стратегии  и тактики государства, защиты и  укрепления государственности.

Политика и мораль.

. В истории политической  мысли прослеживается различные  представления о взаимоотношениях  политики и морали:

Морализаторские – нравственные принципы имеют приоритетное значение по сравнению с политическими  целями

Ценностно-негативные – допускается, оправдывается нарушение нравственных норм во имя достижения общего блага, справедливости, укрепления государственности. «Цель оправдывает средства»  Н. Макиавелли «Государь».

Компромиссный – признается необходимость соблюдения нравственных норм в политике, учета специфики  морали и политики. Без союза с  моралью политика лишается гуманных ценностей, превращается в инструмент власти с целью достижения определенного  результат.

 

14. Политическая власть. Характеристика  власти, структура, функции, формы.

Политическая власть –  реальная способность и возможность  определенной социальной группы, организации, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.

Власть – система социальных отношений «господства – подчинения», возможность и способность осуществлять свою волю, оказывать определенное воздействие на деятельность, поведение  людей с помощью авторитета права  насилия.

Структура власти:

субъекты власти. Гос-во, межд ассоциации, полит лидеры;

объекты власти: инстит гос  власти, полит партии и общ организации;

источники власти: законность, авторитет, желание и умение властвовать, материальные возможности, престиж, интерес, традиции, убеждения;

ресурсы власти, экономич, норм-правовые, админ-принудительные, демографич.

Функции власти:

• управление делами государства  и общества;

• поддержание гражданского мира и общественного порядка;

• выявление локализации  и разрешение конфликтов в обществе;

• принуждение во имя соц-значимых целей и сохр стабильн в общ-ве;

Признаки власти:

• власть – особый вид  отношений между субъектами и  объектами с целью достижения определенных ресурсов. Субъект –  носитель власти, он господствует, принимает  решения, обеспечивает их выполнение.

• власть – влияние, право  и возможность управлять объектом, подчинить его своей воле.

• власть выражается в нормах, правилах, стимулах, санкциях, психологическом  воздействии.

• власть – главная привилегия в обществе. Чем больше её имеют, тем больше её хотят.

• высшая форма политической власти в обществе – государственная  власть, решения которой обязательны  для исполнения всеми субъектами политики.

Верховенство государственной  власти проявляется в следующем:

а) единственный источник власти – народ;

б) действует единая система  органов государственной власти, наделенных всеми необходимыми полномочиями для управления обществом;

в) государственная власть суверенна в отношении с другими  формами власти;

г) только государственная  власть в праве обеспечить конституционный  правопорядок, используя насильственные средства и методы.

Органы государственной  власти РБ в соответствии с Конституцией:

• Президент – Глава  гос-ва, гарант конституционных прав граждан;

• Парламент – Нац Собр РБ, законодат, представительный орган  власти;

• Правительство – Совет  министров РБ, исполнительная власть;

• Конституционный Суд, общие  и хозяйственные суды, судебная власть;

• Прокуратура, Комитет гос  контроля, контрольно-надзорные органы власти.

 

15. Легитимность политической  власти.

Легитимность – признание  народом и политическими силами правомерности, целесообразности власти, ее права управлять и добровольно  подчиненятся предписанным данной властью  правилам и нормам.

Легитимная власть – власть, признаваемая народом, которая базируется на его доверии.

Легальность – юридически законная власть, сформированная и  функционирующая в соответствии с Конституцией и законами страны.

Референдум 17 октября 2004г. об изменении Статьи 81 Конституции  РБ – снятии сроков ограничений  полномочий Президента РБ, тем самым  обеспечил легитимность и легальность  политической власти.

Немецкий социолог М. Вебер  различал 3 типа легитимности власти:

Традиционная. Основана на авторитете традиций и обычаев. Характерна для  стран Востока: Египет, Индия, Персия, Китай, средневековая Европа.

Харизматическая. Основана на вере исключительно личного качества лидеров обладающих особым божественным даром – харизмой. Харизматический  способ легитимности власти характерен для переходных обществ, где недостаточно развиты демократические принципы управления.

Рационально-правовая. Характерно для демократических государств, в которых соблюдаются права  человека и принципы правопорядка.

 

 

 

16. Понятие политической  системы, ее структура и функции

Политическая система  – совокупность институтов государственной  власти и общественных объединений, политических отношений и действий, ценностей, функций, полномочий и ресурсов, обеспечивающих управление обществом.

Подходы к изучению политических систем:

1.Институциональный –  рассматривает политическую систему  государственных и негосударственных  институтов, социальных и правовых  норм, посредством которых реализуются  политико-властные отношения (Г.  Алмонд).

2.Системный – исследует  социальную систему, ее функции,  системную теорию политики и  политической власти (Т. Парсонс,  Д. Истон).

Структура политической системы  общества включает в себя подсистемы:

• Институциональная –  государство, политические партии, общественные организации, группы давления, церковь.

• Нормативно-регулятивная - развивает политико-правовые и  нравственные нормы, где особую роль играют конституция и законы.

• Коммуникативная - обеспечивает обмен информацией между политической властью и гражданами, контроль со стороны социальных институтов за деятельностью  власти.

• Культурно-идеологическая -включает политическую идеологию и  культуру, служит ценностной основой  развития и совершенствования политической системы.

Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"