Шпаргалки по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:15, шпаргалка

Описание работы

Ответы к зачету по "Политологии"

Работа содержит 1 файл

Для распечатки1.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

Объект и  предмет политологии. Её место в  системе общ наук.

Объект политологии – полит отношения в обществе( устройство полит власти и механизмы её осуществления);  - полит сфера общества, все происходящие в ней явления и процессы.

Предмет политологии – закономерности формирования и развития полит власти, формы и методы её функционирования и использования в гос-но-организованном обществе.

Место политологии  в системе общественных наук – 1.философия(берет на вооружение з-ны мышления, методологию и мировоззренческую направленность анализа полит процессов и явлений), 2.полит экономия(з-ны произ-ва, распределения, обмена и потребления; связь м-у экономикой и организационно-управленческой сферой политики), 3.социология(политология черпает данные относительно функ-ния общества как целого, его групп, влияние его структур др на др),4. соц психология(поведение млых соц групп, механизмы соц приобретения мотиваций, убеждений, формы контактов м-у людьми)5.правовые науки(политология исп-ет всё, что отн-ся к формальным и организационным структурам гос власти и взаимозависимостям м-у этими структурами), 6.история(Фримен: история-это прошлая политика, а политика- это теперешняя история)

 

 

Законы, категории  и методы политологии

Законы П: П опирается опирается на общесоц и специф законы и закономерности.

Законы: 1)Взаимодействие базиса(эк система) и надстройки(полит  система), 2)Возрастание роли народных масс в историч процессе.

Специфич закономерности: 1)Взаимозависимость различ сфер общ  жизни(политики и культуры, политики и соц сферы, политики и экономики). 2) Связи и отн-ния м-у структурными эл-тами самой полит сис общества(з-сти влияния полит сознания, культуры, форм демократии и типов полит системы общества). 3) выражение связи и тенденции развития отдельных сторон полит жизни(особ развития парт систем , хар-р избират систем)

1)З-ны структуры определяют  способ организации полит систем, их внутреннюю определённость  и взаимообусловленность.2)З-ны функционирования- это существенные необходимые  связи между полит субъектами  в процессе их временного изменения.Они характеризуют движение, не входящее за пределы достигнутого уровня полит системы, сохран её полит устойчивость.3) З-ны развития – это законы перехода от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой.

Категории П: можно представить как структурные и функциональные категории развития. Центральными категориями П явл политика, полит власть, полит система общества, полит культура, полит деят-ть и др.

Методы П:с сер 20-го века доминирующие – традиционный и эмпирический м-ды.

Традиц-й м-д: 1) исторический(оценка прошлой политики), 2) юридический (изучение конституционных принципов и  правовых кодексов), 3) институциональный(анализ деят-ти полит институтов)

Эмпирический(был внесён америк исследователями, акцент на поведение индивидов и соц групп):-статистический, -количественный, -анализ документов,-наблюдение, - опрос, - эксперименты.

Методы научного анализа: сравнительный;  системный и структурно-функциональный(предполагает раскрытие связей м-у характером эконом развития и полит отрасли, м-у урбанизованностью общества и полит активностью людей, м-у кол-вом партий и избирательной системой)

Деятельностный м-д  – политика – для принятия конкретных решений.

Критическо-диалектический м-д – ценность его в критическом анализе противоречий и реализации политики.

Сравнительные м-ды - сопоставление  полит явлений.

Методы принятия решений  – выявление причинно-следственных связей и принятие решений.

Методы: - анализ и синтез, - абстрагирование, - обобщение, - индукция и дедукция, - аналогия, - моделирование.

Становление и  развитие науки о политике. Функции  политологии. Политика как особ сфера общ жизни возникла с расколом общества на кланы и появлением частной собственности.

Наука о политике –  П(наука о гос-ве). Как самост наука П восходит к концу 19-го века и первыми её научными центрами явл-ся Колумбийский и Йельский ун-ты США, а 1-я академия полит науки была открыта в 1889 г в США.

Термин «П» появился в 60-70 гг 20-го века в Германии и Франции.

Процесс становления П основывается на таких философско-теоретич источниках:

- филисофские рефлексии  мыслителей над проблемами политики, г-ва.

- соц-утопические концепции  об идеальном общественном устройстве.

- соц-ие и психологич исследования  конкретных полит отношений.

Функции П. 1) теоретико-познавательная. П признана познавать полит реальносьи давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рац-ной организации. 2) практическая. Проводится диагнозирование реального состояния общества, выявление групп интересов и согласование их с тенденциями соц прогресса. 3)прогностическая. П призвана разрабатывать желаемые варианты развития полит процессов, учитывая действие различ ф-ров: м-ународных, экономич, соц-классовых, идеологических. 4) Культурная. Гражданин должен знать, как формируется власть, принципы взаимоотношения Г и общества, знать своё влияние на власть. 5)диагностическая. П призвана определять соответствие программ , полит курсов как тенденциям соц прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. 6) Инструменталистская.П призвана указывать эф-ные способы преобраз-я полит и иных сфер общества на основе согласия и учёта интересов субъектов П. 7)ф-ция полит рефлексии.П призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать полит процессы, свободно самоопред-ся в полит жизни.8) ф-ция полит социализации. П призвана формировать дем-кую полит культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в полит сообщество на основе общепринятых норм и стандартов полит поведения.

 

 

Политические  идеи античности. Крнфуцианство сохраняет идею об идеальном Г, основанном на соц гармонии и справедливости.

Конфуций (551-479гг до н э) разрабатывает идеальную модель построения Г.Главное условие: нравственный образ человека и соблюдение своих обязанностей. По мнению Конфуция чел-к должен быть вежлив, обуздывать свои страсти и желания, быть неторопливым и требовательным, гуманным, милосердным, любить и почитать обычаи. Знание «ли»( морально-этические основы жизни чел-ка, общества, Г), знание «жень»(милосердие) явл-ся важными Эл-тами в Г-ом правлении. Согласно идеи К о «благородном муже» правитель и его служащие  должны, прежде всего заботиться о благе Г и народа. Наиболее тяжёлые преступления: увлечение астрологией и магией, эктравагантность одежды, несоблюдение законов.

Платон (427-347гг до н э) ученик Сократа, основатель философской школы в Афинах. Работы: «Г», «Законы», «Политик».Философ создал утопию(Г состоит из 3 слоёв: правители- философы, воины, масса производителей). Утверждал, что Г возникло для удовлетворения потребностей людей. Поэтому 1-е, что должно быть в Г: это достат кол-во людей, всё должно быть общее, жен уравнены в правах с муж.Большое внимание уделил формам правления: правильные( монархия, аристократия, демократия с законами), неправильные(тирания, олигархия, демократия без законов).

Аристотель. «Политика», «Афинская политика», «Никомахова этика». По его мнению, полит наука должна заниматься полисом или Г. Критикует Платона. Говорит, говорит, что у чел-ка есть 2 глав побуждения к заботе и любви: собственность и привязанность, м-у тем оба эти чувства уничтож Платоном. Человек – существо политическое, след-но, селение, след-но, Г. Г- это высшая форма общения, где все др формы достигают «благой жизни» и завершения. По Аристотелю: Г дел-ся на 3 вида: 1) монархия = тирания( только польза правителя), 2) аристократия= олигархия(правят богатые для собственной пользы), 3) полития(рес-ка)= демократия(правят бедные).

Политич мысль  нового времени. Томас Гоббс(1588-1679).Сочинения: «О гражданине», «О теле», « О чел», «Левиофан». Г- большой механизм, образовавшийся в рез-те движения страстей человеческих. По Гоббсу чел-к чел-ку – волк. Поэтому необходимо заключить общ договор, который позволит выйти из естественного состояния всеобщей волны. Новая форма взаимного общения людей – Г – это первый естественный з-н, 2-ой – нужно соблюдать договоры, проявлять благодарность, прощать прошлые обиды,проявлять уважение; 3-ий – з-н морали. Он вечен и неизменен. Гоббс считает, что надо безоговорчно подчиняться гос власти. Гоббс за абсолютизм, он считает, что верховная власть может принадлежать одному лицу(монархия), не многим лучшим(аристократия), может быть организована и демократически. Но во всех случаях вся полнота власти целиком должна принадлежать лицу или органу, кому она передана.

Локк(1632-1704). Соч-я: «Два трактата о правительстве». Локк пользуется учением о естественном праве при объяснении происхождения Г. Высшая цель людей при установлении Г и власти сост в охране частной собственности, не обеспеченной в естественном состоянии. Локк основал идею конституционной монархии, ставил вопрос о допустимости сопротивления властям, в частности монарху.

Монтескье(1689-1755) Глав труд: «О духе законов». Различал в Г 3 власти: законодат, исп-ю и судебную. Придал идеи Локка о разделении властей более чёткую форму. Власти должны др др уравновешивать. Его учение отразилось в конституц-х актах во Франции к 17 веку, в США 1787г.

Маркс. Учение Маркса и Энгелься возникло в конце 40-х гг 19-го века в Европе. Их основная идея соц-полит воззрений  сосотояла в том, что в рез-те внутр развития капитализма будут преодолены узкие рамки классовых и нац отношений, создадутся условия для освобождении чел. Один из выводов марксизма – путь к коммунистическому обществу пролегает ч-з социалистическую революцию, т е ч-з период острого классового противоборства, т к буржуазия добровольно власти не отдаст. Центр положение марксизма – идея диктатуры пролетариата.

 

 

Сущность политики и её роль в обществе. Политика – это особая сфера ж/д людей, охват власть и властные отн-я, гос-полит организацию, принципы и нормы их функционирования. Политика призвана гарантировать  жизнеспособность и функционирование общества, она явл-ся необходимым и значительным эл-том  общ жизни. Роль и значение политики вытекают из её ф-ций: - определение коллективных целей, их сохранение, - сохранение целостности и стабильности общества, - регулирование отношений, - распределение, принятие решений. Роль и значение политики  опре-ся так же и соц смыслом её сущ-ния, т е объединением людей для благой жизни(Аристотель), или как выживание общего интереса(Гоббс), или как предотвращение распада(Дебре). Политика не может иметь морального измерения, что тоже определяет её роль в общественном развитии. Политика этимологически означает «Г или общ дела», она есть сфера деят-сти, связанная с отношениями м-у классами, нациями, этносами и др соц общностями, по поводу завоевания, удержания и исп-я власти, прежде всего Г-в. Предметом политики явл гос власть.  Субъективная основа политики связана с деят-тью господствующего класса по сохранению своего положения как внутри страны(внутр политика), так и вне её(внеш политика), а так же дейсвиями противоположных ему классов и соц групп, направленных на изменение сущ-щих соц порядков. Субъектом политики выступают классы, осознавшие свои классовые интересы. Политика – это определение ведущей ориентации в соц-эк сфере. Значение политики опред-ся связью экономики и политики. Политика, в отличи от экономики, морали, культуры имеет исторически-переходящий характер.

 

 

 

Специфика массового  поведения в политике. Массовое поведение- поведение больших групп людей , отражающее их массовое сознание ,которое явл-ся регулятором соц-полит поведения масс. МП отражает: 1) удовлет-ть или неуд-ть своими соц-полит условиями жизни, 2) возможность реализации интересов, 3) стремление изменить общественные условия радиинтересов.


 

68. Разделение властей

 

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Проблема баланса властей всегда была ключевой в политологии. Английский философ Джон Локк считал, что верховной должна быть законодательная власть, а все остальные – подчиняются ей и вытекают из нее. Французский политолог и философ Шарль Монтескье писал: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, чтобы одна власть сдерживала другую».

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

– законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

– исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

– судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного государства представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных  и исполнительных институтов, а также  арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах  надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган . В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

В Российской Федерации законодательная  власть представлена Президентом РФ и Федеральным Собранием (Государственная  Дума и Совет Федерации). Функции  исполнительной власти выполняет Правительство  РФ. Гарантом конституционности деятельности первых двух властей выступает Конституционный Суд РФ.

 

 


Информация о работе Шпаргалки по "Политологии"