Шпаргалка по "Политологиим"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание работы

Вопрос1: Объект и предмет политологии.
Вопрос2: Методы политологии: Методами науки называются приёмы и способы, с помощью которых появляются новые знания и систематизируются старые. В политологии используют три группы методов исследования политики.
....
Вопрос 34: Глобальные проблемы современности. Глобальные проблемы- наиболее важные общечеловеческие проблемы, которые пвияют на жизнь всего человечества.

Работа содержит 1 файл

Шпоры по политологии.doc

— 373.00 Кб (Скачать)
  1. Организация и управление обществом, обеспечение порядка и безопасности, разрешение конфликтов.
  2. Приспособление политической системы к потребностям и интересам властвующих субъектов.
  3. Обеспечение стабильности в стране легитимной власти.

Для современной политической власти характерна:

  1. Демократизация власти, распыление её между многими субъектами.
  2. Рост конфликтности в структуре власти.
  3. Объективная потребность в легитимации власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 17:

 

Понятие и структура  политической системы.

 

Политология как наука  возникла в 19 веке в Америке, где  господствовали эмпирические методы изучения политики. В результате накопилось большое количество знаний об отдельных сторонах и свойствах политики. Возникла потребность анализа сущности политики и механизмов её функционирования. Впервые системный метод исследования к политике применили в начале 20 века немецкий политолог Вебер и Ленин. Вебер анализирует механизм власти. Основное внимание обращал на государство, которое  рассматривал как сложное образование, состоящее из множества элементов. В качестве элементов рассматривал органы законодательной, исполнительной и судебной властей, армию, полицию, чиновничество. Процесс властвования, по его мнению, это деятельность элементов и взаимосвязи между ними.

Ленин применил системный метод  к анализу власти пролетариата, в  качестве элементов рассматривал рабочий класс, созданную им политическую партию, государство, общественные организации, через которые и осуществляется руководство всем обществом.

Термин «система» в научный  оборот ввёл немецкий биолог Берталанфи. Он рассматривал систему как совокупность взаимосвязанных элементов. Позднее этот термин принёс в политологию американский политолог Парсонс. Он рассматривал общество как сложное образование, состоящее из четырёх подсистем: экономической, социальной, духовной и политической.

Термин «политическая» система  применил американский политолог Д. Истон, который в 1953 году издал книгу «Политическая система». До этого времени для характеристики механизма властвования использовалось понятия  «правление» и «система правления», что раскрывало механизм властвования. В отличие от этого, Истон попытался дать обобщенную теорию политической системы. Главной задачей при этом, он считал анализ условий, позволяющих обеспечить самовыживание политической системы, предложил рассматривать четыре основных категории: политическую систему, окружающую её среду (экономическую, социальную, духовную сферы), реакцию и обратную связь. Он дал определение системы, как взаимодействие структурных элементов, посредством которых в обществе распределяются ценности.

Основным назначением  политической системы является такое распределение ценностей, которое признавалось бы большинством людей справедливым. В дальнейшем политологами сформировалось два подхода понимания политической системы:  микро и макроскопический. При микроскопическом подходе рассматривается совокупность элементов политической системы и взаимодействие между ними внутри политической системы. При макроскопическом подходе основное влияние осуществляется взаимодействием политической системы с определённой средой по принципу «выхода-входа». Под выходом понимается принятие и осуществление политической системой властных решений, направленных на другие сферы общества, а также распределение ресурсов внутри общества.

Обратная связь –  это реакция определённой среды на действия политической системы. Она проявляется в двух формах: в форме поддержки действующей политической системы и в форме предъявления требований к политической системе: изменение законов, порядка распределения ресурсов определение целей. В России изучение политической системы началось в начале 70-х годов 20 века. Под политической системой, по мнению Ф.М. Бурлацкого, следует понимать «относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование как единого организма, централизованно представляемого политической властью».

 Политическая система- относительно замкнутая сист , которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само его существование, как единого организма.

                                        – это механизм управления и контроля в социально-неоднородном обществе. В структуру политической системы входят  четыре группы элементов:

  1. Совокупность политических отношений, возникающих как между элементами внутри политической системы, так и между политической системой и всем обществом – это отношения согласия, компромисса, сотрудничества, соперничества, принуждения, насилия и борьбы.
  2. Совокупность полит институтов, по средствам кот обеспечивается организация и управление обществом.
  3. Политическая организация общества. В неё включаются политические институты, государство, политические партии, общественно-политические движения и организации. Государство политически организует всё общество на определенной территории. Политические партии политически организовывают часть класса или общества. Общественно-политические движения и организации политически организуют часть народа с требованием к правительству.
  4. Политические сознания и культуры, или совокупность взглядов, представлений, оценок, традиций, возникающих по поводу политической власти.
  5. Политические нормы, регулирующие деятельность и отношения элементов политической системы. К ним относят неписанные политические нормы, обычаи, традиции, образцы поведения и писанные политические нормы, к которым относятся конституции, законы, подзаконные акты, процедуры, регламенты.

 

J-ый элемент политической системы, по своей природе, является политическим, поэтому он должен выражать политические потребности или интересы определённого класса или социальной группы, иметь непосредственное отношение к политической власти.

В целом, все элементы политической системы являются частями  единой системы и оказывают влияние на все другие элементы, например политическая культура содействует в политических отношениях, влияет на структуру и деятельность государства, содержится в политически нормах. J-я группа элементов - это тоже не простая совокупность, а система элементов, поэтому их довольно часто называют подсистемами общества. Совокупность  политических отношений образует коммуникативную подсистему. Совокупность политических институтов создаёт институционную подсистему.

Третья группа элементов, формирующих культурную подсистему и совокупность политических норм, выступает как нормативная подсистема.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 18:

 

Функции политических систем,  Типология полит систем, особенности полит системы России.

 

  1. Функции организации и управления всем обществом. Обеспечение устойчивости и порядка в обществе.
  2. Определение целей и задач общества. Выработка программы его жизнедеятельности.
  3. Мобилизация ресурсов общества на достижении целей, поставленных властвующими субъектами.
  4. Интеграция всех элементов общества вокруг целей и задач, поставленных властвующими субъектами.
  5. Распределения ресурсов в обществе, в соответствие с интересами властвующих субъектов.
  6. Функция легитимации – обеспечения поддержки политической системы со стороны окружающей среды (управляемых).
  7. Привлечение граждан к участию в полит
  8. Разработка, принятие, применение законов, контроль за их исполнынием.
    • функция политической социализации населения;
    • функция выражения интересов граждан;
    • функция структуризации интересов населения;
    • функция разработки законов;
    • функция контроля за принятыми законами и их функционированием.

Виды политических систем:

В отдельных странах  и в разные исторические периоды существовало и существует множество политических систем, поэтому в политологии выделяют их виды:

  1. Макро( сист гос-ва в целом) и микроскопические(сист национальных гос-венных и территориальных объединений) .
  2. Открытые(свободное изменение полит инстиутов, несколько полит идеологий) и закрытые(неизменяемые полит институты, одна идеология, нет полит аппозиции).
  3. Демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос19:

 

 Политические отношения и политическая деятельность

 

1. Политические отношения  являются важнейшим элементом  политической системы и в то  же время они объединяют все  элементы полит системы  единый  механизм организации и управления обществом. Они характеризуют также связи и взаимодействия возникшие м/у политикой и другими сферами общества. Полит отношения возникают м/у 2мя сторонами, причём сторонами этих отношений выступают элементы полит системы др. субъекты политики, а полит отношения те связи взаимодействия, которые возникают м/у ними.

  Полит отношения  – это взаимодействие субъектов  политики и власти при котором  происходит их объединение или разобщение, передача идей, взглядов, обмен ресурсами (информацией, знаниями), передача волевых побуждений от одного субъекта другому.

  Сторонами полит  отношений выступают первичные  и вторичные субъекты политики, обладающие полит свойствами, потребностями,  интересами, сознание, осуществляющие  сознательную полит деятельность, имеющие полит цели и т.д. Сущностью полит отношений явл-ся принуждение вне зависимости от того осуществляется оно добровольно или принудительно. Эта полит сущность в отношениях м/у субъектом и объектом проявляются в разной мере. Например государство и правящие партии обладают законодательным правом на применение принуждения и эту сущность проявляется в полной мере. Другие элементы полит системы общественной полит организации не обладают правом на принуждение, но участвуют в полит отношениях по поводу предъявления требований к этой власти, поддержки власти и т.д.

  Изменение и развитие  полит отношений, смена их форм  обусловлено свойствами самих  субъектов политики классовой  структурой общества и уровнем  его развития, противоречиями в этом обществе, а также нормами и идеями регулирования, объясняющие эти отношения. Так,  например, появлению либерально буржуазных идей способствовало оптимизации отношений в согласии компромисса и уменьшении роли отношений насилия господства в феодальном обществе.  Интенсивность и размах полит отношений зависят от общего состояния полит жизни и могут колебаться, например быть более интенсивными в период кризиса, революции и наоборот в мирное время.

  Существует 4 формы  полит отношений:

  1. согласия
  2. компромисса
  3. принуждения
  4. насилия и борьбы

  Отношения согласия возникают тогда, когда потребности, интересы и цели взаимодействующих сторон одинаковы. На этой основе возникает готовность подчиняться, формируется сотрудничество, чувство принадлежности к общности, взаимоподдержка и согласие. Это добровольное согласие на подчинение.

  Отношения компромисса  формируются тогда, когда потребности,  интересы и цели взаимодействующих сторон совпадают в основном, но сохраняются и различия м/у ними при этом имеет место готовность сторон идти на уступки, ценить объединённую основу выше чем различия.

  Отношения принуждения  возникают тогда, когда потребности,  интересы и цели взаимодействующих сторон противоположны, не совпадают. В этом случае наиболее сильная сторона опираясь на свои ресурсы навязывает другой стороне свои потребности, интересы и цели, которые вынуждены повиноваться даже в том случае, если это противоречит их интересам.

  Отношения насилия  и борьбы возникают тогда, когда  сторона обладает ресурсами, принуждая другую сторону действовать вопреки своим интересам и целям, что может вызвать не только подчинение, борьбу и сопротивление.

  В зависимости  от свойств субъектов политики  и направленности их действий  выделяют 3 типа полит отношений:

  1. субъективно-объектные
  2. субъективно-субъектные
  3. объективно-объектные

Субъективно – объективные отношения – это властные отношения, субъект власти обладает правом приказывать, имеют ресурсы, могут проявлять инициативу творчества, обладают свободой, может использовать методы убеждения, давления вплоть до массовых репрессии. Подчинённая сторона в эти отношения также вносит определённое содержание. Она может добровольно подчиняться, сопротивляться, вести борьбу или быть безразличной. Подчинение имеет свои мотивы, среди них: 1) рационально добровольные, 2) заинтересованные, 3) принудительные

 Рациональные мотивы существуют тогда, когда принимаются субъектом власти решения оценивающиеся как рациональные, объективные необходимые как для властного субъекта, так и для подчинённого

  Заинтересованные  мотивы возникают когда одна  из сторон не имеет средств к существованию и в обмен на блага изъявляет готовность подчиняться

   Принудительные  мотивы возникают  когда у  подчинённой стороны нет средств  к существованию и ресурсов для сопротивления, в этом случае имеет место конформизм, слепое подчинение.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологиим"