Шпаргалка по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 23:01, шпаргалка

Описание работы

Федерализм - объединение двух или более государственных образований(земли, штата, республики, области) каждый из которых в большей или меньшей степени обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных, судебных органов власти.
Федерация – единое государство состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения общих для всех членов задач.
Федеративное государство – политическая система в которой деятельность правительства наделена между региональными правительствами и центральным правительством.

Работа содержит 1 файл

federalka_ekz.docx

— 43.44 Кб (Скачать)

17.Защита прав национального меньшинства с использованием механизма федеративного устройства.

Конституция РФ признает национальные меньшинства в качестве субъектов  государственного права. Регулирование  и защита их прав составляют предмет  ведения Российской Федерации защита этих прав находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Защита национальных меньшинств в Российской Федерации обеспечивается созданием равных условий для развития всех народов и этнических групп. Конституция РФ гарантирует осуществление народом (а не какой-то его частью) своей власти непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления равноправие и самоопределение народов, равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности и языка право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность, пользоваться родным языком при общении, воспитании, обучении и творчестве, изучать и развивать его. Равноправие граждан не зависимо от их национальной принадлежности защищается Конституционным Судом РФ. Защита национальных меньшинств в Российской Федерации осуществляется также предоставлением им специальных прав и гарантий. Федеральные законы гарантируют национальным меньшинствам (национальным группам, общностям): возможность организации местного самоуправления (при компактном проживании) с учетом традиций этнических общностей.(статья19)

18.Конституционные основы федеративных отношений в РФ.(Статья 1)

Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовоегосударство с республиканской  формой правления. Федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системыгосударственной власти и разграничении  предметов ведения и полномочий междуорганами государственной  власти Российской Федерации и органамигосударственной  власти ее субъектов. Конституция закрепила  принцип, согласно которому законы и  иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить  федеральным законам, причем, в случае противоречий между ними действует  федеральный закон. Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов насамоопределение. Принцип равноправия народов подтверждается ст. 6 Конституции, где признаются равные права и свободы людей независимо от их местожительства, их принадлежности к национально- государственному или административно-территориальному образованию. Согласно ст. 5 Конституции «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

19.Становление современного Российского федерализма.

Выделяют три этапа  формирования конституционно-правовых основ современного российского  федерализма. Первый этап – период распада СССР и принятия Россией  Декларации о государственном суверенитете; второй – подписание Федеративного  договора и внесение соответствующих  изменений в Конституцию 1978 г.; третий – принятие Конституции Российской Федерации 1993 г.

20.Российская модель федеративного устройства.

Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей  на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округов - всего 83 субъектов Федерации. Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.(статья 65)

 

21.Специфика современного государственно территориального устройства РФ. Конституционно правовой статус субъектов.

Российскую Федерацию  составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов РФ:

-статус определяется  Конституцией России и своей  конституцией (часть 2 статьи 5, часть  1 статьи 66);

-вправе устанавливать  свои государственные языки (часть  2 статьи 68).

-Край, область, город федерального  значения статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

-Автономная область статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

-Автономный округ статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

-отношения автономных  округов, входящих в состав  края или области, могут регулироваться  федеральным законом и договором  между соответствующим автономным  округом и краем или областью (часть 4 статьи 66). Распределение субъектов федерации по типам

83 субъекта: 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального  значения, 1 автономная область,  4 автономных округа.(Статья 65)

22.Федеральные округа РФ: цель создания и организации. Институт полномочных представителей Президента в федеральных округах.

Все субъекты РФ (регионы России) объединены в восемь федеральных округов.Правовой основой создания федеральных округов РФ является Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. В соответствии с этим Указом было образовано семь федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский,Северо-Кавказский.Каждый из восьми существующих федеральных округов имеет административный центр. Реализацию конституционных полномочий Президента РФ на территории федерального округа обеспечивает полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе.Согласно Конституции РФ федеральные округа не является субъектами административного деления России (субъектами РФ).Целью создания фед.округовявл:   персонификация ответственности.  речь идет прежде всего об осуществлении на уровне федеральных округов управленческого (в том числе и правового) контрол за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц

Согласно утвержденному  этим же Указом Положению о полномочном представителе президента РФ в федеральном округе, он является должностным лицом, представляющим президента РФ в пределах соответствующего федерального округа. Полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Он является федеральным государственным служащим и входит в состав Администрации президента РФ.

Основными задачами полномочного представителя являются:

-организация контроля за исполнением в федеральном округе решений федеральных органов государственной власти;

– обеспечение реализации в федеральном округе кадровой политики президента РФ;

– представление президенту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе

23.Тенденции развития системы государственного территориального устройства РФ.

Принято считать, что в  течение всей своей многовековой истории Россия функционировала  как унитарное, моноцентрическое государство.Полицентризм в России – это больше, чем просто концепция государственного устройства. Со всей уверенностью можно утверждать, что это устойчивая историческая традиция полицентрического общественного обустройства.Народы, проживающие на ее территории, изначально были склонны к сосуществованию в рамках союзного государственного образования.Таким образом, в многовековой истории России были периоды, когда она функционировала то как унитарное государство, то практически как федерация.На этой основе в качестве критериев успешности государственно-территориального устройства можно выделить следующие показатели: размер территории страны, ее заселенность, географически-климатические условия; сравнительные показатели регионального развития; инфраструктурная обеспеченность регионов (транспорт, связь, энергетика, жилье и пр.); уровень обеспеченности природными ресурсами; демографическая ситуация; эффективность системы власти; степень учета интересов регионов на федеральном уровне; уровень глобальных угроз; уровень преступности на национальной и религиозной почве, террористическая угроза.

Стратегия дальнейшего развития страны не может не учитывать указанные  факторы, поскольку посредством  управления их изменением можно корректировать вектор развития государственной системы.

24.Формирование законодательной базы федеративных отношений в России: основные этапы.

Первый этап - 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами и субъектами.

Второй этап – 12 декабря 1993 г. принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей.

Третий этап – 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап —конец 1994 г. Массовое подписание Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. 

Пятый этап - 1999 г. – принятие Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»

Шестойэтап начался в 2000 г. изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента – Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ.

25.Система разделения государственной власти между федерацией и субъектами РФ. Конституционное разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами.

Констит.фед.го-ва выделяют несколько аспектов:1.участников фед.отнош. 2.групп предмета ведения субъектов фед.отнош. 3.способ разграничения предметов ведения. 4. Степень централизации вопр.нафед.уровне. Разграничение предмета ведения м/уфедерацией и субъектами-принцип федерализма. Предметами ведения понимаются вопр. в рамках  кот. Субъект федеративных отнош. реализует свою власть.понятие предмета ведения использ-ся в К.РФ в 2х значениях:1.связано с обозначением вопр. ведения рф и ее субъектов.этивопр.перечислены в ст.71,72.2.обозначается как составная часть понятия компетенции органов гос власти на примере ст71. Предмет ведения субъекта федерации ст73-остаточная компетенция.охватывает те сферы общест-х отнош кот связаны с их внутр.задачами. Реализуемая компетенция не должна входить за рамки собсвтен-х стр-р базируется на собствен-х объектах ведения.

26.Конституционные гарантии прав РФ и ее субъектов.

ГАРАНТИИ ПРАВ СУБЪЕКТОВ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — предусмотренные  Конституцией государственно-правовые механизмы, обеспечивающие юридическую  и фактическую самостоятельность  субъекта РФ в составе Федерации. К числу важнейших гарантий относятся  закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности. Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения  РФ и ее субъектов субъекты Федерации  обладают всей полнотой государственной  власти (ст. 73 Конституции РФ). Система  органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими  самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Гарантией  прав субъектов Федерации служит наличие и способ формирования Совета Федерации — верхней палаты российского  парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные  законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К числу Г.п.с. РФ относятся конституционные положения  о целостности и неприкосновенности их территории. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"