Политика: многообразие трактовок. Структура и функции политики

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 16:30
Автор: a******@bk.ru
Тип работы: реферат
Скачать полностью (17.99 Кб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Referat.doc

  —  71.50 Кб

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

Москвовский университет управления

 

Кафедра: Истории и политологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По дисциплине: Политология

На тему:

 «Политика: многообразие трактовок. Структура и функции политики ».

 

 

 

Выполнила студентка Иващева В.Ю.

Специальности Менеджмент

Группы 1

                   

                                                ________                  Иващева В.Ю.

                                                                      (подпись)                              

 

Проверил преподаватель                                       Иванов Ф.М.

                                                 ________   

                                                                       (подпись)                              

 

 

Дата  ______________

Оценка ____________

 

 

 

 

 

Москва – 2013

Тема №1. Политика: многообразие определений политики.

 

Политика - одно из наиболее распространенных и многозначных слов в русском языке, да и во многих других языках мира.

 

 Разнообразные научные определения  политики могут быть систематизированы  и подразделены на несколько  групп, каждая из которых внутренне  дифференцирована. Критериями выделения  таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.

 

 Социологические определения  политики, основываясь на социологическом  подходе, характеризуют ее через  другие общественные явления:  экономику, социальные группы, право,  мораль, культуру, религию. В соответствии с отражаемой сферой общества их можно подразделить на экономические, стратификационные (социальные), правовые, этические (нормативные) и т. д.

 

 Экономические определения  политики, наиболее ярко представленные  в марксизме и других концепциях экономического детерминизма, характеризуют политику как надстройку над экономическим базисом, как концентрированное выражение экономики, ее потребностей и интересов. Политика как специфическая область общественной жизни в этом случае утрачивает свою самостоятельности, сохраняя лишь относительную, ограниченную автономию. В целом же она определяется объективными экономическими законами, не зависящими от воли политических акторов (субъектов).

 

 Стратификационные  (социальные) определения политики трактуют политику как соперничество определенных общественных групп: классов и наций (марксизм) или же заинтересованных групп (А. Бентли, Д. Трумэн и другие).

 

 В истории  политической мысли, в том числе  и среди современных теоретиков, достаточно широко представлены правовые концепции политики.

 

 Они  считают политику, государство производными  от права и, прежде всего  от естественных прав человека, которые лежат в основе публичного  права, законов и деятельности  государства. Суть этих теорий  состоит в трактовке политики и, прежде всего государства, как специализированной деятельности по охране присущих каждому человеку от рождения фундаментальных прав на жизнь, свободу, безопасность, собственность и т. д.

 

 Этические  определения политики ярко проявляются в концепциях, признающих догосударственное существование естественного права в форме моральных принципов человеческого сообщества. Используемый в них нормативный подход предполагает рассмотрение политики исходя из идеалов, ценностей, целей и норм, которые она должна реализовать. Анализируемая под этим углом зрения политика представляет собой деятельность, направленную на достижение общего блага.

 

 Нормативные  трактовки политики имеют как  сильные, так и слабые стороны.  Их достоинство состоит в том,  что в них выражается гуманистический идеал, в соответствии с которым должна строиться политика. Такой идеал ориентирует участников политики на общественно ценное поведение. В то же время нормативный подход оперирует достаточно многозначными, не всегда четко определенными категориями, допускающими возможность различной трактовки общественного блага.

 

 Субстанциальные  определения политики ориентируются  на раскрытие той первоосновы,  ткани, из которой состоит политика. В этой группе определений  существует несколько трактовок политики.

 

 Самая  распространенная из них - это  трактовка политики как действий, направленных на власть, ее обретение,  удержание и использование.

 

 Институциональные  определения политики характеризуют  политику через организации, институты,  в которых воплощается и материализуется власть, и, прежде всего, через важнейший институт - государство.

 

 Антропологические  определения пытаются отразить  более глубокий источник политики, коренящийся в природе человека. С этой точки зрения политика - форма общения людей, способ коллективного существования человека.

 

 Конфликтно-консенсусные  определения политики. Конфликтные  дефиниции политики акцентируют  внимание на противоречиях, которые  лежат в основе политики, определяют  ее динамику. С точки зрения  таких противоречий политика рассматривается как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

 

 Группа  научно-сконструированных трактовок  политики: деятельностные, телеологические  и системные определения.

 

 Динамический, процессуальный  характер политики раскрывают  ее деятельностные определения.  Они характеризуют политику как  процесс подготовки, принятия и  практической реализации, обязательных  для всего общества решений.  Деятельностная интерпретация политики  широко используется, в частности, в теории политических решений.

Она применяется также в телеологических  трактовках политики, рассматривающих  ее как деятельность по эффективному достижению коллективных целей. В телеологических  дефинициях политики подчеркиваются два ее конституирующих момента: коллективная природа деятельности (причем это деятельность крупных социальных групп, классов, наций, государств и т. п.) и сознательный, целенаправленный характер.

 С системной точки зрения  политика является относительно самостоятельной системой, сложным социальным организмом, целостностью, отграниченной от окружающей среды - остальных областей общества - и находящейся с ней в непрерывном взаимодействии. Системная интерпретация политики получила детальное обоснование и развитие в разнообразных теориях политических систем, первыми и наиболее значительными из которых были концепции американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда.

 

 Итак, рассмотренные выше трактовки  политики не исчерпывают всего  многообразия ее определений, хотя и отражают важнейшие из них. Такое обилие научных характеристик объясняется, прежде всего, сложностью политики, богатством ее содержания, многообразием свойств и общественных функций.

 

 Обобщая различные дефиниции,  можно определить политику как  деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти.

Тема №2.  Структура и функции политики. Формы, содержание и процесс политики

 

Политика существует в различных  ипостасях (формах) — в виде мышления, речи и поведения людей. Она имеет  сложное строение. В научной литературе выделяются различные аспекты и  составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных препарирований (делений) политики — разграничение в ней формы, содержания и процесса (отношений).

Форма  политики — это ее организационная  структура, институты (в том числе  и система правовых и организационных  норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается  в государстве, партиях и группах  интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание  политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений.

В политическом  процессе  отражается сложный, многосубъектный и конфликтный  характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В  качестве ее относительно самостоятельных  элементов  можно выделить 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за нее; 4) отношения властвования — господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

 

Функции политики

С общегосударственным, макроуровнем, политики обычно связывают ее основные функции в обществе. Они характеризуют  важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

 

— поддержание и укрепление целостности  общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного  порядка и организованности;

— разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

— авторитарное, обязательное для  всех распределение дефицитных ценностей  и благ;

— предотвращение и регулирование  групповых конфликтов; — конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Берки: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества» .

Кроме этих, присущих в большей  или меньшей степени любому обществу задач, политика выполняет и ряд специфических для определенных типов социальных систем функций.

 

 

 

Использованная литература:

  1. Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию.



Описание работы
Разнообразные научные определения политики могут быть систематизированы и подразделены на несколько групп, каждая из которых внутренне дифференцирована. Критериями выделения таких групп служат используемые для характеристики политики общие исследовательские подходы: социологический, субстанциальный (выясняющий материю, основу явления) и системный. В соответствии с этими подходами можно выделить три группы определений политики: социологические, субстанциальные и научно сконструированные, связанные со специфической интерпретацией политики.
Содержание
содержание отсутствует