Экономическая политика администрации М. Тетчер

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 22:46, реферат

Описание работы

Политическая фигура Маргарет Тэтчер была очень популярна в конце 80-х годов нашего столетия. В России ее хорошо знали благодаря доверительным отношениям, которые она сумела установить с Михаилом Горбачевым. В годы начала советской перестройки ее имя не сходило с газетных страниц – журналисты на все лады рассказывали о том, как эта женщина, будучи, премьер – министром, смогла провести, свою, британскую, перестройку. Ее ставили в пример, на нее равнялись – такова была политическая конъюнктура. Сейчас можно смело сказать, что Маргарет Тэтчер – уже не в угоду конъюнктуре, а по значимости своего вклада в историю – войдет в нее как ярчайшая политическая личность.

Содержание

1. Введение --------------------------------------------------------------3
2. Начало политической карьеры. Замужество. Семья -----------5
1. Наконец в парламенте ----------------------------------------7
2. Лидер консервативной партии -------------------------------------------8
3. Первый срок премьерства ----------------------------------------10
1. «Тэтчеризм» --------------------------------------------------12
4. Второй срок премьерства -------------------------------------------------------16
1. «Мягкая революция» ----------------------------------------19
2. Ольстерский кризис -----------------------------------------20
5. Третий срок премьерства -----------------------------------------22
6. Отставка -------------------------------------------------------------25
7. Заключение ----------------------------------------------------------27
8. Список использованной литературы ----------------------------29

Работа содержит 1 файл

мой реф тетчер.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

     Однако  и спустя пять лет после прихода  к власти консерваторов количество безработных в Англии достигло рекордной  цифры, превысив 3 млн. человек.

     Хотя на монетаристскую политику  возлагались большие надежды, правительство Тэтчер вынуждено было, начиная с 1982 года существенно смягчить жесткость своего финансового курса.  Кроме того, Тэтчер так и не удалось добиться существенного сокращения государственных расходов. Расходы начинали снижаться по мере развития экономики в последующие годы, но в целом их уменьшение было очень не значительным.

     В британском обществе начался социальный раскол. Рост безработицы и безуспешные  попытки правительства ее остановить привели к усилению в обществе чувства отчуждения и появления концепции «двух наций» - имущих и не имущих. На правительство Тэтчер обрушился шквал критики. Против политики правительства резко выступили профсоюзы – они требовали отставки Тэтчер. Лейбористы внесли в парламент резолюцию о не доверии правительству, однако консервативное большинство смогло отклонить ее.

     Несмотря  на сложность экономического и политического  положения, в котором оказалась  Англия в первый период Тэтчеровских реформ, правительство демонстрировало приверженность выбранному им курсу и решительность в дальнейшем проведении реформ. Не смотря на это, позиции правительства Тэтчер были настолько шаткими, что неизвестно как бы сложилась его дальнейшая судьба, если бы внимание Англичан не переключилось с внутренних проблем на внешнеполитические события 1982 года. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4.Второй  срок премьерства.

                                                     

      На  кануне фолклендской войны большинство  англичан были уверены в поражении  Маргарет Тэтчер  на следующих выборах. Теперь ее шансы остаться на посту премьер-министра были почти стопроцентными. Мало того, что она укрепила свой авторитет в стране. Фолклендские события возвели ее в ранг ведущих мировых политиков, придали ее фигуре значительный вес в мировом масштабе.

Мнение  англичан теперь уже было другим. Большинству  из них импонировала «твердая рука», - которая смогла бы обеспечить успех  в делах экономики.

     Досрочные выборы в парламент были назначены  Маргарет Тэтчер на 9 июня 1983 года. Не смотря на очевидный рост популярности консерваторов, некоторые политические обозреватели  не исключали сюрпризов на этих выборах. В конечном счете, все зависело от успеха предвыборных компаний партий.

     Предвыборный  манифест тори главной задачей ставил снижение инфляции. Было заявлено о продолжении прежнего экономического  курса правительства, направленного на снижение налогов, установление контроля над государственными расходами, децентрализацию ряда промышленных отраслей. В области внешней политики Тэтчер высказывалась против одностороннего ядерного разоружения, за проведение которого выступали лейбористы.

     В итоге на вопрос о том, какая партия имеет лучшего лидера в 1979 году называли консервативную партию только 35% опрошенных, а в 1983 году – уже 55%. Исход голосования был практически запрограммирован. Из 30 с лишним миллионов избирателей, 13 отдали свои голоса консерваторам, 11 – лейбористам. В результате голосования консерваторы получили 60% мест в парламенте. Теперь они располагали большинством в 144 голоса.

     Победив на выборах, Тэтчер решила укрепить свои позиции, произведя значительные перестановки в правительстве. Наиболее серьезным  был вопрос о том, кто станет министром  финансов. Учитывая сложность предстоящих  экономических преобразований, Тэтчер подобрала на пост канцлера казначейства очень компетентного человека. Н. Лоусон, занявший этот пост отличался глубоким знанием экономических проблем. Как и сама премьер- министр она получила образование в Оксфорде, где его знали как одного из самых способных студентов.

     Министром торговли и промышленности стал яркий, знающий, способный политик С. Паркинсон. Это был давний сподвижник Тэтчер, отличавшийся своим лояльным отношением премьер-министру.

     Говоря  о формировании, Тэтчер кабинета, можно  подвести итог: в него вошли три новых министра, десять министров заняли другие должности в правительстве, а всего в нем было произведено более 60 перемещений. В результате этих перестановок Тэтчер получила «правительство убежденных деятелей», - о котором мечтала с 1979 года.

     Однако  на пути премьера оставалось главное  препятствие – деятельность профсоюзов. Власть тред-юнионов в Англии в  последнее десятилетие была очень  сильна. Хит в годы своего премьерства  признался, что страной правит не правительство, а профсоюзы. Очевидно, что деятельность трудовых союзов, направленная на улучшение социального обеспечения рабочих, не только противоречила политике премьера, но и мешала осуществления ее планов по выводу экономики из кризиса.

     Главным в программе Тэтчер в те годы наряду со снижением инфляции, было обуздание деятельности профсоюзов. В годы своего второго премьерства Тэтчер с новой силой взялась за борьбу с профсоюзами. В 1984 году был принят Билль о профсоюзах, предусматривавший обязательное тайное голосование трудящихся перед забастовкой, ограничение политических фондов профсоюзов и ряд других  жестких мер, которые пришлись как никогда кстати – в этом же году в Англии началась крупнейшая после 1926 года стачка углекопов. Это было самое трудное испытание для правительства со времен его прихода к власти.

     В 1984 году Национальное управление угольной промышленности  (НУУП) объявило о  планах закрытия ряда нерентабельных шахт. Вызванная планами правительства  по закрытию шахт стачка профсоюзов 1984-1985 годов была крупнейшей за последние полстолетия в Европе.

     Тактика, которую избрала Тэтчер в борьбе с профсоюзами, была гениальной. Премьер-министр  исходила, во-первых, из того, что к  забастовке шахтеров необходимо тщательно  приготовится, чтобы она не смогла нанести существенного урона  экономике, а во-вторых, из того, что бастующие должны оказаться в моральной изоляции от общества.

     Для реализации первой задачи  правительство  заблаговременно предприняло ряд  мер. Члены кабинета понимали, что  забастовка продлится не один месяц, поэтому по распоряжению правительства  у электростанций были созданы дополнительные запасы угля в объеме 20 млн. тонн, что было достаточно для пяти месяцев работы. Они также были подготовлены  для работы на жидком топливе. Кроме того, были найдены емкости для транспортировки угля в случаи, если его придется импортировать. Правительство договорилось с водителями частных грузовиков о его перевозках.

     Что касается морального аспекта, Тэтчер взяла  на вооружение не только противопоставление лидеров профсоюзов их рядовым членам, но и самих профсоюзов – предпринимателям. Смысл ее заявлений заключался в следующем: менеджеры стремятся к эффективному управлению угольной промышленностью, интенсивному и прибыльному труду, а профсоюзы, в особенности их лидеры, хотят сохранить убыточные шахты за счет налогоплательщиков.

     1 марта 1984 года Национальное управление  угольной промышленностью объявило  о закрытии одной из шахт  Южного Йоркшира – Кортонвуд.  Отделение Национального профсоюза  горняков в Кортонвуде проголосовало  за проведение стачки всего Йоркшира. Первоначально из общего числа шахтеров в стране – 195 тыс. – в забастовке приняло участие 150 тыс.

     До  определенного времени, не вмешиваясь непосредственно в ход забастовки, Тэтчер в июле отрыто призвала предпринимателей использовать в разрешении конфликта с бастующими шахтерами принятое накануне антистачечное законодательство.

     Выждав  до осени, правительство пошло в  наступление на горняков. В конце  сентября 1984 года судья Верховного суда Британии объявил о незаконности стачки и пикетировании, поскольку они были начаты по решению исполкома профсоюза горняков, а не в результате голосования всех членов профсоюза. Лидеру профсоюзного движения шахтеров Скаргиллу было дано «на размышление» 5 дней. Убежденный сторонник классовой борьбы «не предал интересов своего класса». В результате он был оштрафован на 1 тыс. фунтов, а Национальный профсоюз горняков на 200 тыс. фунтов.

     Зимой 1984-1985 годов забастовка пошла на убыль. А 5 марта 1985 года Национальный профсоюз горняков принял решение об организованном  завершении забастовки, длившейся 51 неделю. В результате акции протеста горняков страна недополучило угля на 2млрд. долларов. Но главное было то, что профсоюз горняков потерпел поражение.

     Оценивая  значение антипрофсоюзной политики Тэтчер, политологи сходятся в одном: в результате профсоюзы были исключены из участия в формировании политики. Теперь препятствия для реализации экономической программы Тэтчер были устранены.  
 
 
 

     4.1.«Мягкая революция».   

     Второй  срок премьерства Тэтчер считается  важнейшим этапом создания общества «народного капитализма». Именно в эти годы была реализована знаменитая тэтчеровская программа приватизации. Создание этой программы логически вписывалось в контекст экономической политики, проводившейся М. Тэтчер еще в годы первого премьерства. С одной стороны она явилась продолжением этой политики с другой – была вызвана велением времени.

     Некоторые британские историки выдвигают мнение, что программа приватизации возникла в итоге невозможности бороться другими средствами с огромным дефицитом, создавшимся в результате деятельности национализированных лейбористами отраслей промышленности. Причем программа приватизации стала первой в цепи программ, закономерно возникших впоследствии именно как реакция на кризис в той или иной сфере управления.

     В ходе тетчеровской денационализации было приватизировано более 50 крупных государственных компаний. Если в 1979 году на национальные отрасли, по официальным данным, приходилось более 10% валового продукта и более 8% всех занятых, то в 1988 году – соответственно 4 и 5,5%. В 1980 году национализированные  отрасли получили 3 млрд. фунтов госсубсидий, в 1987 – 300 тыс.

     Программа «народного капитализма» приобрела  поистине грандиозный размах. Активная широкомасштабная продажа акций  бывших государственных компаний началась после приватизации в 1984 году компании «Бритиш Телеком». Акции этой компании приобрело более 2 млн. человек, акции «Бритиш Гас» (1986) - более 4,5 млн. В целом число держателей акций увеличилось в стране с 2 млн.  в 1979-1980 годах до 4,5 млн. в 1985 году, 9 млн. в 1987 году  и 12млн.  в 1989.

     Хезелтайн, деятель консервативной партии, назвал процесс приватизации «существенной перекачкой богатств», «мягкой революцией». Последовательно отстаивая идею экономической и личной независимости человека, Тэтчер  выступала также за продажу муниципальной собственности. Число частных домовладельцев в Британии за период премьерства Тэтчер стало одним из самых больших среди промышленно развитых стран.

     Тэтчер  по-настоящему сделала ставку на экономические потенции малого бизнеса – инициативу, гибкость, способность к быстрому освоению технических новшеств. Численность предпринимателей, нанимавших от 1 до 10 рабочих, увеличилась в обрабатывающей промышленности с 62,5 тыс. в 1979 году до 105,9 тыс. в 1988.

     4.2. Ольстерский кризис. 

     12 октября 1984 года в курортном  городке Брайтон должна была  открыться конференция Консервативной  партии. Накануне вечером состоялся  большой прием в «Гранд-отеле», лучшем в городе.

     В ночь перед конференцией Тэтчер работала в своих апартаментах в «Гранд-отеле» над докладом, с которым собиралась выступать на конференции. Она завершила работу  в кабинете и, уже было, собралась идти в ванную. Но в это время в кабинет постучался и вошел Батлер, ее главный личный секретарь, с просьбой подготовить еще один документ, который будет необходим завтра.

     Тэтчер  взяла документы и села в кресло к окну. В этот момент раздался оглушительный  взрыв. Куски бетона, стекла посыпались на улицу, тонны обломков рухнули  в вестибюль, где всего несколько  часов назад находились сотни деятелей консервативной партии. Бомба, весившая около 20 (!) фунтов разрушила четыре этажа отеля.

     Тэтчер  спас случай. Если бы помощник не зашел  к ней накануне, она была бы уже  в ванной, где в результате взрыва обрушился потолок. Всего погибло пять человек, один смертельно ранен. Ранения различной степени тяжести получили 30 человек.

     Несколько часов спустя на дублинской радиостанции раздался звонок, и ответственность  за взрыв взяла на себя Ирландская республиканская армия (ИРА), добивавшаяся освобождения Северной Ирландии от британского господства.

Информация о работе Экономическая политика администрации М. Тетчер