Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:45, доклад
Выборы являются неотъемлемой составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов. В то же время используемые на выборах технологии самым непосредственным образом зависят от порядка проведения выборов и способа подсчета голосов в каждой стране, действующих в государстве и регламентирующих данный процесс правовых норм, правил и традиций.
Избирательная процедура и избирательная компания
Выборы являются неотъемлемой составной
частью политического процесса в
современных демократических
В то же время используемые на выборах
технологии самым непосредственным
образом зависят от порядка проведения
выборов и способа подсчета голосов
в каждой стране, действующих в
государстве и регламентирующих
данный процесс правовых норм, правил
и традиций. В правовых нормах формулируются
основные требования к кандидатам в
представительные органы власти и на
выборные государственные должности;
регулируется деятельность органов
власти, осуществляющих проведение выборов;
определяется статус избирателей и
избирательных объединений; устанавливаются
процедуры предвыборной агитации и
голосования, порядок определения
результатов голосования и
Совокупность этих норм задает определенную логику действиям всех участников предвыборной борьбы, побуждает их действовать в рамках единого электорального порядка. Несмотря на то что в каждой стране избирательные нормы имеют свою специфику, обусловленную историческими, культурными, политическими, социальными особенностями развития этих стран, существуют некоторые общие принципы, позволяющие говорить о типах избирательных систем. Каждая избирательная система обладает собственной спецификой, касающейся применения тех или иных избирательных технологий. Принято выделять три основных типа избирательных систем: пропорциональную, мажоритарную (абсолютного и относительного большинства) и смешанную.
Пропорциональная
При пропорциональной системе есть
возможность вхождения в
Избиратель при
В основе мажоритарной (франц. majorite – большинство) избирательной системы лежит принцип большинства. Выборы в данном случае, как правило, проводятся по одномандатным округам, и победившим считается тот кандидат, который получает большинство голосов. Наиболее распространенными видами мажоритарной системы являются системы относительного и абсолютного большинства. В первом случае кандидату для получения мандата достаточно собрать голосов больше, чем наберет любой его соперник по предвыборной борьбе. Во втором случае необходимо получить более 50\% голосов (минимум 50\% плюс один голос). Если ни один из кандидатов не набирает нужного числа голосов, то проводится второй тур голосования, в который выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.
Мажоритарная система по сравнению с пропорциональной является универсальной. Ее можно применять не только при избрании парламента, но и высших государственных должностных лиц, например президента. Главный недостаток мажоритарной системы заключается в том, что она резко сужает возможности небольших партий и объединений провести своих представителей в государственные органы.
Смешанная избирательная система предполагает комбинирование пропорциональной и мажоритарной систем с целью минимизации тех недостатков, которыми обладают каждая из них в отдельности. Такое комбинирование может состоять, например, в том, что одна часть парламента страны избирается по пропорциональной системе, а вторая – по мажоритарной.
Избирательная система – это не только набор правовых норм, регламентирующих порядок голосования и способ распределения мандатов. Каждая избирательная система диктует участникам предвыборной борьбы особые правила «политической игры», влияет на процессы заключения предвыборных соглашений и союзов.
Избирательный процесс
и избирательная кампания
Проведение выборов в органы
государственной власти всегда связано
с нарастанием особого вида политической
деятельности, когда претенденты
вступают в конкурентную борьбу и
предпринимают различные шаги, чтобы
привлечь на свою сторону потенциальных
избирателей. На политической сцене
начинают разворачиваться разнообразные
события: проходят митинги, собрания, встречи
кандидатов с населением, политические
лидеры выступают с критическими
заявлениями и позитивными
Все многообразие событий, инициируемых
и создаваемых людьми в преддверии
и во время выборов в
Вместе с тем каждый кандидат или избирательный блок, вступая в предвыборную борьбу, стремится решать собственные задачи и предпринимает для этого определенные усилия. Таким образом, избирательную кампанию можно определить как всю совокупность действий, предпринимаемых партиями, избирательными объединениями или кандидатами и их командами для достижения их предвыборных целей. Избирательная кампания тоже предстает в виде событий, связанных с принятием ее участниками определенных решений, с проведением ими оценки ситуации и последующей организацией различных акций. Однако она является лишь частью единого избирательного процесса, разворачивающегося в стране.
Избирательная кампания представляет собой особый вид политического управления. В качестве субъекта управления в ней выступает команда (партийная организация, группа единомышленников, политические консультанты) во главе с кандидатом, а объектом являются потенциальные избиратели. Цель управления определяется теми задачами, которые ставит перед собой кандидат. Как показывает практика, далеко не все кандидаты, вступая в предвыборную борьбу, ориентируются на победу. Некоторые из них рассматривают избирательную кампанию как возможность привлечь к себе внимание, пройти предварительную «раскрутку» с целью участия в следующих выборах либо просто пытаются оттянуть на себя часть голосов сильных соперников какого-либо кандидата и т.д.
Каждая избирательная кампания
ведется ее инициаторами в условиях
жесткой борьбы с политическими
соперниками. Ведь избирательный процесс
по своей сути является конкурентным
процессом, в ходе которого идет острое
соперничество между его
Избирательные технологии Рассматривая избирательную кампанию как разновидность политического процесса, следует учесть, что, во-первых, инициаторы избирательной кампании, выступающие в роли субъекта управления, лишены права диктовать «правила игры», т.е. создавать нормы, обязательные для объекта своего воздействия. Ни один кандидат или избирательное объединение не может издать распоряжение или указ, предписывающие массам мо-_ дели электорального поведения. Во-вторых, субъект управления лишен возможности опереться на право легитимного насилия, на применение санкций и иных мер воздействия на потенциальных избирателей. В демократическом обществе нельзя заставить человека отдать свой голос за того или иного кандидата. Следовательно, способы влияния субъекта на управляемый объект должны быть весьма специфическими, связанными с особыми формами воздействия на мотивационную структуру личности, а главным содержанием избирательной кампании становится борьба за умонастроения, предпочтения населения.
Совокупность способов воздействия
на массы с целью повлиять на их
электоральное поведение и
Вплоть до середины XX в. избирательные кампании проводились главным образом силами партийных активистов, друзей кандидатов, сочувствующих граждан, которые хотели бы помочь действующим политикам. В основе действий таких помощников кандидатов лежали личный энтузиазм, преданность идее или делу партии, чувство ответственности, желание сделать все возможное для победы на выборах. Среди таких людей появлялись неплохие организаторы политических кампаний, но действовали они, опираясь скорее на интуицию, опыт, чем на научное знание особенностей электорального поведения и избирательных технологий.
Современный подход к избирательным
технологиям отличается осознанием
необходимости органического
В настоящее время во многих странах
появились люди, чьей профессией стала
организация предвыборных кампаний,
сформировались агентства, специализирующиеся
в этой области. В 1968 г. в Париже была
создана Международная
Избирательные технологии в руках
профессионалов становятся достаточно
сильным оружием, позволяющим привлекать
на сторону обслуживаемого этими
профессионалами кандидата
Структурные звенья избирательной кампании
Любая избирательная кампания уникальна и не может быть с точностью воспроизведена через какое-то время. Даже если спустя, к примеру, четыре года баллотируется тот же кандидат в том же избирательном округе, он уже не может использовать старые лозунги, прежнюю рекламную продукцию и повторять ранее написанные речи. Под воздействием различных обстоятельств настроения, ориентации, интересы людей меняются, и каждый раз избирательную кампанию приходится начинать заново.
Серьезные политики приступают к подготовке
избирательной кампании задолго
до официального объявления сроков выборов
и официального старта предвыборной
агитации. Их первый шаг – анализ
ситуации в округе. Проводя исследования,
организаторы избирательной кампании
получают тот необходимый минимум
знаний, который позволяет им строить
избирательную стратегию не вслепую,
полагаясь исключительно на свою
интуицию, а рационально, опираясь на
объективные данные, используя технологические
приемы, адекватные сложившейся ситуации.
Осуществляется так называемое информационно-аналитическое
обеспечение избирательной
Информация о работе Избирательная процедура и избирательная система