Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:59, доклад
Явление терроризма в наше время успело глубоко внедриться в разум и сердца людей на всей планете. Сейчас каждый первоклассник знает, что есть на свете люди, именуемые террористами, которые взрывают дома, убивают людей и т.д. Это та общая информация, которая постоянно поступает к нам с экранов телевизоров. Не всякий станет утруждать себя более детальным рассмотрением этой проблемы. На мой личный взгляд, она уже превращается в определённую реалию жизни, и к ней стали привыкать на столько, что отводят ей собственное место в политической, социокультурной и др. средах. Это ужасно, что людей приучили брать в расчёт существование такого явления и считаться с ним.
Идеологическая борьба с терроризмом.
Термин «терроризм» и «террор» стал широко употребляться со времен Французской буржуазной революции 1789–1794 гг. Чуть позже, в 1798 году, словарь Французской академии наук определит его как «систему страха». В Великобритании он получит несколько иное значение: «правление ужаса». Эксперты, изучающие феномен терроризма выделяют шесть основных типов современного терроризма: националистический терроризм, религиозный терроризм, терроризм с поддержкой государства, терроризм левых экстремистов, терроризм правых экстремистов, терроризм анархистов.1 Но давайте поговорим о современном религиозном течении терроризма и об отношении мусульманского общества к политике насилия.
Терроризм религиозных групп относится к наиболее разрушительным разновидностям террористической деятельности. Когда терроризм освящается религиозными нормами, его деяния становятся наиболее кровавыми. Уничтожение врагов для религиозных фанатиков превращается в священный долг, в осуществление божественной воли.2
Как известно, ислам требует от мусульман строгого выполнения пяти основных «столпов ислама», но иногда к ним добавляют шестой – джихад. Выделяют «джихад сердца», «джихад языка», «джихад руки» и «джихад меча». Однако нередко джихад стали все чаще отождествлять с его последним видом. В этом случае преувеличение роли «джихада меча», который трактуется как война с неверными, с теми, кто не верит в Аллаха, война за распространение ислама в мире, становится основанием для ложного оправдания экстримизма и терроризма.
Понятие "джихад" по-разному трактуется исламской мыслью. В общем виде под ним подразумеваются усилия, нацеленные на претворение заповедей Аллаха разнообразными способами вплоть до отстаивания ислама вооруженным путем.3
Традиционное мусульманское право сводило джихад к правилам подготовки и ведения боевых действий. Предполагалось, что в принципе война допустима только против немусульман. Однако ведущие современные мусульманские правоведы понимают его значительно шире. Они подчеркивают, что это прежде всего призыв встать на путь Аллаха и последовательно претворять шариат в жизнь. Причем такой проповеднический джихад исключает любое насилие по отношению у немусульманам, о чем прямо говорится в Коране: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с многобожниками наилучшим способом" (16:125)4. Вот как связь терроризма и ислама комментирует шейх Салих аль-Фаузан: «Сегодня, доведена ли религия Ислам до большинства неверных в его чистом виде, без искажений?! Конечно, нет! Когда некоторые братья, совершают деяния по своему усмотрению, без всякой мудрости, они прибавляют европейцам и другим, искаженное представление об Исламе. Я подразумеваю тех, кто совершает взрывы среди людей, утверждая, что это джихад на пути Аллаха. В действительности же они приносят больше вреда Исламу и мусульманам, чем пользы.»5; А.А.Гусейнов: «Сказать, что такое терроризм и, само главное, выработать адекватное, совершенно непримиримое отношение к нему, мы сможем только в рамках общего негативного отношения к насилию. Насилие есть зло. Всегда есть зло. Его нельзя считать этически нейтральным средством, которое может быть употреблено иногда во благо, а иногда во зло. Терроризм, особенно международный терроризм, представляет собой самую кричащую форму насилия, обнажающую его абсолютно деструктивную сущность, которая в других случаях оказывается спрятанной, прикрытой.»6
В категорию религиозных террористов входит "Аль-Каида" Усамы бен Ладена, группировка суннитских мусульман "Хамас", ливанская шиитская группа "Хезболла", радикальные еврейские организации Меера Кахана, некоторые американские ку-клус-клановские "народные дружины", японский культ "Аум Сенрике", ваххабиты и некоторые другие.7
Ислам против терроризма.
Современная мусульманская мысль приходит к выводу об однозначном осуждении шариатом терроризма. Еще более важно то, что из аналогичного принципа исходит правовая практика многих исламских стран. К примеру, Коллегия богословов в Саудовской Аравии еще в 1989 г. приняла решение о наказании за совершение терактов. В нем прямо говорится о терроре и приводится предусмотренная Кораном ответственность за разбой: "Воистину те, кто воюет против Аллаха и его посланника и творит на земле нечестие, будут убиты, или распяты, или у них будут отрублены накрест руки и ноги, или будут они изгнаны из страны" (5: 93). Тем самым по аналогии было сформулировано, что наказанием за терроризм является смертная казнь. В документе подчеркивается, что террористы ставят под удар защищаемые шариатом ценности: религию, жизнь, достоинство и собственность.
Естественно, террористы настаивают на том, что они ни в коей мере не выступают против ислама, а наоборот, сражаются за утверждение его идеалов. Именно поэтому свои действия они именуют джихадом.8
С недавнего времени термин «шахид» стали употреблять террористические группировки и те, кто оказывает моральную и идеологическую поддержку терроризму. В исламе этот термин применяется в отношении верующих, принявших мученическую смерть на войне против врагов, сражаясь во имя Аллаха, защищая свою веру, родину, честь, семью. Употребляется в смысле «мученик за веру». Но может ли террорист стать шахидом? Совершив столько преступлений, террористы надеются на милость Аллаха в будущей жизни. Идущие на самопожертвование рассчитывают стать шахидами. На земле они уже добились своего: их стали совершенно безосновательно так называть. Но у Аллаха их надеждам не суждено сбыться. Хотя бы потому, что шариат категорически запрещает самоубийство, следуя Корану: "И не убивайте самих себя; воистину Аллах милостив к вам" (4:29). Но, пожалуй, самое главное в том, что погибшего по причине собственного греха ислам ни при каких обстоятельствах не относит к шахидам. Убийце женщин и детей рай не уготован. Наоборот, павшие от рук террористов мусульмане могут стать шахидами, ибо Пророк Мухаммад говорил: "Тот, кто был убит, защищая свое имущество, жизнь, религию или семью, является шахидом"9.
«Амманское послание»
В ноябре 2004 года было распространено и получило широкий резонанс «Амманское послание», написанное от имени королевского двора Иордании, короля Абдаллы II Бен Аль-Хусейна, являющегося потомком Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), и поддержанное мусульманскими лидерами всего мира.
Основная идея этого воззвания заключается в том, что экстремизм и религия несовместимы. «Ислам – это ежедневная борьба против экстремизма, радикализма и фанатизма – говорится в послании. – Подобные явления не имеют ничего общего с характерными чертами всегда толерантного и открытого душой мусульманина. Мы осуждаем экстремизм сегодня точно так же, как его непримиримо клеймили и противодействовали ему наши предки на протяжении всей истории ислама. …Основа отношений мусульман с представителями иных религий – мир. Если нет агрессии, то нет и сражений. И тогда мусульмане относятся к другим с любовью, справедливо и милосердно: «Не запрещает Аллах являть вам доброту и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, – ведь любит Он справедливых!» (смысл: сура «Испытуемая»,8).10
Цели ваххабитов
Чего же добиваются, прикрываясь исламской идеологией и риторикой, современные «моджахеды»? Их цель – любыми методами установить «законы шариата». А средство достижения цели – ведение «джихада» против «неверных», к которым они относят и мусульман, не разделяющих их взглядов, и «мунафиков» (лицемеров), служащих государству неверных. Бесчеловечные террористические методы, применяемые при этом, ведущие не только к убийству ни в чем не повинных людей, но нередко и к самоубийству т.н. «шахидов»-смертников, экстремисты пытаются «оправдывать» положениями Корана и Сунны.
Наиболее часто апологеты террора ссылаются на аяты Корана: «О вы, кто верует! Сражайтесь с теми из неверных, кто близок к вашим (очагам), и пусть они найдут суровость в вас. И знайте, что Аллах лишь с теми, кто страшится его гнева» (сура «Покаяние», 123), «… Убивайте многобожников, где бы вы их ни застали...» (сура «Покаяние», 5), «О Пророк! Борись с неверными и лицемерами и будь беспощаден к ним. …» (сура «Покаяние», 73) и некоторые другие. При этом экстремисты не прислушиваются к комментариям и доводам признанных исламских правоведов и богословов, а дают свои толкования священных источников. Однако мусульманская правовая мысль толкует вышеуказанные аяты в ином духе – как допущение вооруженного действия лишь в случае агрессии и опасности извне.
Дозволенной в исламе является лишь оборонительная война. Коран предупреждает мусульман, что верующие обязаны всеми силами избегать ненужного применения силы и не поддаваться на провокации: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами, но не преступайте [пределов], – поистине, Аллах не любит преступающих!» (смысл: Сура «Корова», 2:190)
Убийство ни в чем не повинного человека является величайшим из бесчестий и великим грехом. Всевышний Аллах предупреждает верующих в Коране: «Тот, кто убьет живую душу не за душу, и не за нечесть на земле, тот как бы всех людей погубит. А кто оживит ее [не допустив ее убийства], тот как бы оживит всех людей ...» (смысл: Сура «Трапеза», 32).
Все мусульманские богословы, придерживающиеся традиционного толкования шариата, соглашаются с тем, что мусульмане обязаны перед Господом категорически избегать любого проявления жесткости, чувства гнева и конфликтных отношений, идущих вразрез с духом и сутью Священного Корана, в любой ситуации следовать благожелательной, миролюбивой и взвешенной позиции, которая предписана Всевышним Аллахом. Аллах ясно сообщает верующим, каким должно быть отношение мусульман с другими людьми: «Зови к пути Господа с мудростью и добрым увещеванием и борись с ними самым благим путем! Поистине, Господь твой лучше знает тех, кто сбился с его пути, и Он лучше знает обретших прямой путь!» (смысл: Сура «Пчелы»,125).11
Итак, ясно одно: прикрывающиеся исламом террористы - не ведущие джихад борцы за чистоту веры, а воюющие с женщинами и детьми убийцы, не защитники исламских ценностей, а посягающие на основные цели шариата грешники, а не герои. Поэтому за свои преступления и грехи они должны отвечать не только по российским законам и нормам международного права, но и по шариату. Иначе говоря, шариат должен не стоять на вооружении террористов, а быть обращен против них самих.12
1 http://nicbar.narod.ru/
2
Религиозный терроризм: сущность, истоки,
разновидности// Религия в самосознании
народа (религиозный фактор в идентификационных
процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт
социологии РАН, 2008. С. 86-108. Сайт публикации: http://www.isras.ru/publ.html?
3 Обществознание для студентов юридических вузов. Третье издание. Отв. редактор профессор А.В. Опалева, изд. «Юнити» , 2008.
4 http://religion.ng.ru/people/
5 http://anti-irhab.ru/jihad/
6 http://guseinov.ru/publ/
7 http://nicbar.narod.ru/
8 http://religion.ng.ru/people/
9 http://religion.ng.ru/people/
10 http://www.islamdag.ru/
11 http://www.islamdag.ru/
12 http://religion.ng.ru/people/
Источники:
1) Сайты:
http://religion.ng.ru/people/
http://anti-irhab.ru/jihad/
http://www.islamdag.ru/
http://nicbar.narod.ru/
http://www.isras.ru/publ.html?
http://guseinov.ru/publ/
2) Литература:
Коран
Религиозный терроризм: сущность, истоки,
разновидности// Религия в самосознании
народа (религиозный фактор в идентификационных
процессах) / Отв. ред. М.П. Мчедлов - М.: Институт
социологии РАН, 2008. С. 86-108. Сайт публикации: http://www.isras.ru/publ.html?
Обществознание для студентов юридических вузов. Третье издание. Отв. редактор профессор А.В. Опалева, изд. «Юнити» , 2008.