Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России продолжает формироваться подлинное уважение к человеку и гражданину и к его правам и свободам. Преодоление правового нигилизма и овладение культурой прав и свобод человека и гражданина позволяет личности уверенно ориентироваться в оценке гуманитарной и социальной деятельности государства, правовой и нравственной культуры. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и государством, является задача обучения культуре прав и свобод индивида.

Содержание

Введение 3
1. Политические права и свободы и их место в системе конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации 4
1.2. Классификация прав и свобод человека 4
1.3. Гарантии политических прав свобод человека 5
1.4. Правомерное ограничение политических прав и свобод человека 7
2. Эволюция политических прав и свобод человека 10
3. Система политических прав и свобод в современной России, их нормативное закрепление 11
4. Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ 14
4.1. Право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов и гарантированная свобода деятельности общественных объединений 14
4.2. Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование 18
4.3. Право участвовать в управлении делами государства 20
4.3.1. Представительная и непосредственная формы народовластия 21
4.3.2. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме 22
4.3.3. Право равного доступа к государственной службе 26
4.3.4. Право участвовать в отправлении правосудия 26
4.3.5. Право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления 29
Заключение 30
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

  Введение

   В демократическом государстве, коим провозглашается Россия, права и  свободы человека и гражданина как  ядро правового статуса личности являются важнейшим институтом, объективно отражающим уровень социального, духовного, государственно-правового состояния общества, его зрелости, цивилизованности.

   В настоящее время в России продолжает формироваться подлинное уважение к человеку и гражданину и к его правам и свободам. Преодоление правового нигилизма и овладение культурой прав и свобод человека и гражданина позволяет личности уверенно ориентироваться в оценке гуманитарной и социальной деятельности государства, правовой и нравственной культуры. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед обществом и государством, является задача обучения культуре прав и свобод индивида.

   С учётом вышеизложенного в работе раскрыты основные политические права и свободы человека и гражданина, нормативные правовые акты, закрепляющие данный блок конституционных прав и свобод для целей определения статуса нынешнего состояния данного института.

   Для оценки реального состояния основных политических прав и свобод в работе даны краткие комментарии о существующем положении, накладывающем определённые фактические ограничения и создающем  препятствия для полноценного использования полного спектра указанных основных прав.

       
 
 
 

  1. Политические  права и свободы  и их место в  системе конституционных  прав и свобод граждан  Российской Федерации

       Основополагающую  роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. Конституционное воплощение этот институт получил в главе 2 действующего Основного Закона Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина». Наряду с основами конституционного строя основы правового статуса личности – важнейщая  часть Конституции, о чем говорит ст. 64 Основного Закона РФ. В ее нормах, в правовой форме закреплена одна из главных основ конституционного строя России, провозглашенная в статье 2 Конституции Российской Федерации. В ней устанавливается, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Кроме Конституции, нормы данного института закреплены рядом соответствующих нормативно-правовых актов, прежде всего конституционными федеральными законами, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы: «О гражданстве Российской Федерации», «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «О свободе вероисповедания» и другие.     

   Под основами правового статуса личности понимают права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права. Элементами основ правового статуса являются: гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека1; юридически закрепленные общие принципы статуса личности их всеобщность, неотчуждаемость, равенство всех перед законом, единство прав, свобод и обязанностей, непосредственное действие, гарантированность и защищенность государством;  основные права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции РФ и нормах различных отраслей права; конституционные гарантии прав, свобод личности (совершенство их механизма предопределяет подлинный демократизм свободы личности).

    1. Классификация прав и свобод человека

       Любая классификация прав и свобод человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Права и свободы человека и гражданина разделяются на базовые (неотчуждаемые), основные (конституционные) и общепризнанные (закреплённые в международно-правовых актах). В правовой доктрине по основной сфере проявления в общественных отношениях права человека обычно делятся на личные, политические, социально-экономические .

       В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим  голосованием 12 декабря 1993 г., принята  и существует следующая классификация  прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

       1) личные (в области личной жизни и индивидуальной свободы) - право на жизнь; достоинство личности; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений; неприкосновенность жилища; право на определение своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться в РФ; свобода совести и свобода вероисповедания;

2) публично-политические (в публично-политической сфере) - свобода мысли и слова; право на информацию; право на объединение; свобода собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства; избирательное право; право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

3)социально-экономические (в социально-экономической сфере) - право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности; право на свободный труд; право на отдых; право на защиту материнства, детства, семьи; право заботиться о детях и их воспитании; право на социальное обеспечение; право на жилище; право на охрану здоровья и медицинскую помощь; право на благоприятную окружающую среду; право на образование; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

Именно  такая последовательность присуща  Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН в 1948 г.     

 В  российском законодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991года, а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993 года . В отличие от основных личных прав , которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат  каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством  государства .Это различие отражает Конституция, адресуя личные права“каждому”, политические - “гражданам” .

    1. Гарантии  политических прав свобод человека

   В укреплении механизма реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, а значит и в создании необходимых условий для формирования гражданского общества в России существенная роль принадлежит ряду государственно-правовых институтов. Это, в первую очередь Президент РФ,  являющийся  гарантом  Конституции,  прав  и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). Положения об обязанности Президента защищать Конституцию РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина содержатся в тексте присяги Президента (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

   Президент обеспечивает такое правовое состояние,  при  котором  все  органы  государства  выполняют  свои  конституционные  обязанности, не выходя за пределы компетенции. Достигнуть согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Президент может как путем непосредственного обращения к органам и лицам, действия которых не отвечают требованиям Конституции РФ, так и через посредство компетентных в этой сфере органов, а также путем создания специальных органов, представляющих Президента и содействующих реализации его полномочий. Выступая гарантом прав и свобод человека и гражданина, Президент  РФ реализует данное конституционное полномочие в процессе осуществления законодательной инициативы, при издании указов, направленных на защиту правового положения личности.

   Судебные  гарантии, основа которых закреплена в ст. 46 Конституции РФ обеспечиваются судебной системой РФ. Защита конституционных прав и свобод - основополагающая задача Верховного Суда РФ. Он вправе рассматривать уголовные и гражданские дела в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Верховный Суд РФ активно защищает избирательные права граждан. Основная нагрузка по защите прав и свобод граждан лежит на районных судах, в которых рассматривается большинство дел, связанных с нарушением политических прав и свобод граждан.

   Особое  место в механизме гарантий прав человека принадлежит Конституционному Суду РФ по следующим основаниям: наличие, которые наиболее полно определены Конституцией РФ; защита прав и свобод человека в конституционном судопроизводстве; наделение в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской федерации» полномочиями в целях защиты прав и свобод личности по проверке конституционности законов и иных нормативных актов, толкование Конституции РФ; решения являются окончательными и обязательными для всех представительных, исполнительных и судебных органов и не требуют подтверждения со стороны других органов.

   К числу институтов, гарантирующих  защиту прав и свобод личности, относится  Уполномоченный по правам человека. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской федерации» данный институт создан в целях соблюдения и уважения государственными органами, органами местного  самоуправления и  должностными лицами прав и свобод граждан, обеспечения гарантий их государственной защиты. Деятельность Уполномоченного  дополняет существующие гарантии прав и свобод гражданина, не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивает защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Уполномоченный  по  правам  человека  осуществляет  свою  деятельность  при рассмотрении поступивших к нему жалоб. Выявив факты нарушения прав и законных интересов конкретных  лиц, он принимает меры, направленные на восстановление их прав.

   Особую  роль в системе гарантий политических прав играют такие институты гражданского общества как неправительственные общественно-политические, правозащитные организации, независимые средства массовой информации, политические партии, ассоциации избирателей. Ориентированные на достижение конкретных результатов и руководимые людьми, объединенными общими интересами, неправительственные организации решают самые разнообразные задачи и выполняют множество функций, осуществляют общественный контроль над деятельностью правоохранительных органов, содействуют активному участию масс в политической жизни на местном уровне, обеспечивают анализ и экспертную оценку политических проблем и помогают осуществлять контроль над выполнением международных соглашений.

   Следует отметить, что гражданское общество в России должно пройти еще очень длинный и сложный путь, прежде чем российские свободные ассоциации, неправительственные организации, общественные объединения смогут вести равноправный диалог с властью и бизнесом, будут пользоваться авторитетом у средств массовой информации и получат свободный доступ на каналы телевидения и радио.

    1. Правомерное ограничение политических прав и свобод человека

       Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с    возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".

Правовые  ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:

а) для  уважения прав и репутации других лиц,

б) для  охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".

       В Международном пакте о гражданских  и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды войны, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20).

 Международный  пакт об экономических, социальных  и культурных правах

допускает ограничения прав постольку, поскольку  это совместимо с природой указанных прав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).   

Информация о работе Характеристика механизма реализации политических прав и свобод граждан, закреплённых Конституцией РФ