«Государство» и «Государь»: Технология успешного правления по Н. Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 21:40, курсовая работа

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.00 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 

Курсовая  работа:

«Государство» и «Государь»: Технология успешного правления по Н. Макиавелли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    Москва

2008 
 
 
 
 

                                                          СОДЕРЖАНИЕ 

     стр 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Всемирная история хранит в себе огромный политико-правовой опыт поколений, в которой отражены  основные тенденции исследований вопросов права, политики, государства и законодательства. Достижения прошлого оставили свой отпечаток на современных политических и правовых воззрениях и ориентациях, на теории и практике наших дней.

     Произведениями  Макиавелли положено начало новой политико-правовой идеологии. Макиавелли изучал как  деятельность современных ему правительств,  так и опыт государств Античного мира. По словам Макиавелли, изучение прошлого дает возможность не совершать ошибок в будущем и, пользуясь опытом ушедших поколений выбрать тактику поведения и средства единственно верные в настоящий момент. «Чтобы знать, что должно случиться, достаточно проследить, что было... Это происходит от того , что все человеческие дела делаются людьми, которые имели и всегда будут иметь одни и те же страсти и поэтому они неизбежно должны давать одинаковые результаты»,– считал Макиавелли. Работы Николо Макиавелли актуальны, информативны и полезны и по сей день.

     Основными работами в области изучения деятельности правителя считаются «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и «Государь», написанные с целью вывести Италию из состояния тяжелейшего кризиса, преодолеть  раздробленность и отсталость. Существуют суждения об их диаметральной противоположности, однако, в моем понимании, они являются взаимодополняющими.

     В "Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия" Макиавелли заявляет, что для создания и устройства новых государств монархия лучше республики. Монархия, по мнению Макиавелли, являлась единственным возможным образом правления для развращенных народов. Оба данных высказывания относились к Италии того времени, объединить которую, согласно автору, мог только князь, о чем Макиавелли и повествует в произведении «Государь».

       Работа Макиавелли “Государь” является настольной книгой политиков, менеджеров, управляющих крупных корпораций и социальных объектов, что говорит о прозорливости автора и глубине его мысли. Не потому ли современная политическая мысль вновь и вновь обращается к теории Макиавелли, пытаясь через ее интерпретацию более прочно усвоить уроки прошлого, решить загадки настоящего и попытаться заглянуть в политические перипетии будущего?  

     Целью данной работы является изучение успешной технологии правления по Макиавелли. Объектом изучения являются работы Макиавелли о государе и государстве. Предметом  исследования являются представления Макиавелли об успешной государственной политике.

     При написании данной работы ставились следующие задачи:

  • рассмотреть понятие государства и формы его правления в сочинениях Макиавелли;
  • определить основные личностные качества государя, по мнению автора;
  • изучить  взаимоотношения государя с народом и знатью.
 

 

1 Технология успешного правления  Макиавелли

1.1 Николо Макиавелли

 

Переворот в политическом миросозерцании,

выразившийся  в учении Макиавелли,…можно

сравнить  с тем переворотом, который пережила

астрономия  в системе Коперника.

Е.Н.Трубецкой 

     Возрождение дало миру  выдающегося мыслителя  в области политической философии - Николо Макиавелли. Его политические воззрения носят научный характер, а также изобилуют его собственным деловым опытом.  Макиавелли указывает средства для достижения намеченных целей в отношении политики, невзирая на то, признаются ли эти цели хорошими или дурными.

     Николо Макиавелли (1469—1527 гг) — итальянский политический мыслитель, основатель светской политической науки.

     Хорошее образование воспитало в нем  любовь к классической греко-римской  литературе, к истории. Закончив городскую и школу магистра Маттео, он не стал поступать в университет,  выбрав себе в учителя Тита Ливия,  Цицерона, Тацита, Цезаря, Вергилия и Светония. Отсутствие университетского образования, которое было ему не по средствам, возможно, сыграло благоприятную роль, позволив ему сохранить независимость суждений.

     Макиавелли  долгое время заведовал военными и иностранными делами в качестве секретаря Комиссии Десяти Флорентийской республики. Вплоть до 1512 года Макиавелли занимался бурной политической деятельностью: проявлял себя и в качестве успешного дипломата, и в качестве психолога, организатора. В качестве дипломата Макиавелли побывал в Испании, Германии, Риме, во Франции, чьи отчеты о поездках отличались глубоким анализом политического и военного устройства этих государств. Изучение работ античных авторов и богатый опыт в дальнейшим послужат фундаментом для написания его работ.

     Начавшийся  упадок в  Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы, привел к образованию  городов-республик (Венеция, Флоренция, Генуя). После установления во Флоренции власти Медичи Макиавелли отстраняют от дел, а в дальнейшем по подозрению в заговоре ссылают в его деревенское имение.

     Отстраненный  от дел, Макиавелли взялся за перо. Желая  спасти свою родину от чужеземного  владычества и упадка,  Макиавелли начинает писать свои труды в области  истории и политики. Для реализации своего замысла он написал сочинения, сделавшие его имя бессмертным, в том числе «Историю Флоренции» и «Государя».

     Взгляды Макиавелли несли отпечаток эпохи  позднего феодального средневековья, изобилующей непрерывной борьбой  между королевской властью и  вассалами, изменами, заговорами и убийствами, жесткой диктатурой власти меньшинства, опирающегося на насилие. Именно эту политику Макиавелли вознес на теоретический уровень “высокой политики” и дал ей своё объяснение.

     На  протяжении более чем 500 лет рождались  новые гипотезы об устройстве общества, однако размышления Макиавелли об истории, природе человека, государстве не только сохранились,  а стали частью современных политических теорий, рассматривающих различные общества в качестве организмов, подверженных изменениям в зависимости от того, кто  управляет государством  и какие цели ставит перед собой управляющая личность.

       

1.2 Личность государя 

                    «Из всех зверей пусть  государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков».

                    Николо  Макиавелли 1 

     Возрождение еще не знало понятия личности, но оно его подготавливало вплотную.

     В «Государе» Макиавелли рисует яркий образ властителя, переступающего через своих родных, близких и подданных с целью достижения могущества государства. Рассуждения Макиавелли о правилах политического искусства исходят не позиций нравственности и справедливости, а конкретных политических условий и целей, для достижения которых моральные принципы являются чем-то второстепенным и которые без всяких колебаний могут быть отброшены для успеха дела.

       По мнению автора, щедрый государь  легко и быстро тратил все  богатства, истощал казну, вследствие  чего повышались налоги, что могло  привести к пагубной ненависти  народа. Государю лучше быть скупым, нежели расточительным. Но чрезмерная скупость также вредна, о чем автор повествует в своих произведениях.

     Если  говорить о жестокости, то правитель  должен быть жестоким  для удержания  власти и порядка в стране. Ни в коем случае нельзя утверждать, что насилие для Макиавелли является абсолютной ценностью. Оно оправдано только в целях объединения государства и борьбы против радикально настроенных слоев общества, не признающих иных методов воздействия.  Такие приемы как насилие, коварство являются неизбежным злом, направленным против гораздо большего зла. По Макиавелли применение жестокости можно оправдать, если она использована однажды и на благо подданных, а не систематически для угнетения граждан. В данном случае она необходима и даже милосердна, по отношению к тем, кому беспорядок причинил бы горе и страдания. Данные высказывания Макиавелли породили возмущения критиков, получив совершенно превратное истолкование. Те его принципы, которыми можно руководствоваться только в определенных случаях, были положены в основу так называемого «макиавеллизма» и будучи вырванными из контекста, потеряли свой первоначальный смысл.

     Ещё одно качество, которое должно быть присуще государю - это реалистические взгляды. Государь должен держать свое слово, исключение возможно только в случае, когда оно противоречит государственному благу. Преобладание государственных интересов над личными определяет характер психологии нового государя:  «Мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца...»2.

     Хитрость, обман и коварство, по мнению автора, - неотъемлемые качества идеального правителя: «Надо знать, что с врагом можно бороться двумя способами: во-первых, законами, во-вторых, силой. Первый способ присущ человеку, второй — зверю; но так как первое часто недостаточно, то приходится прибегать и ко второму. Отсюда следует, что государь должен усвоить то, что заключено в природе и человека и зверя...»3. Государь должен иметь хитрость лисы, чтобы обходить капканы, и храбрость и силу льва, чтобы  отпугнуть волков: «Государь должен стараться, чтобы в его поступках обнаруживались величие, сила духа, значительность и твердость»4.

     Таким образом, государь должен иметь качества как человека, так и животного: «Не это ли иносказательно внушают нам античные авторы, повествуя о том, как Ахилла и прочив героев древности отдавали на воспитание кентавру Хирону, дабы они приобщились к его мудрости? Какой иной смысл имеет выбор в наставники получеловека-полузверя, как не тот, что государь должен совместить в себе обе эти природы, ибо одна без другой не имеет достаточной силы?»5. Двойственность личности позволит государю использовать в правлении, как свои добродетели, так и пороки.

     Государь, подобно лисе, не должен обнаруживать своих намерений. Глупо заявлять, прося у кого-нибудь оружие, «я хочу тебя убить». Сначала надо получить оружие, а уже потом исполнять свое желание.

     Основными причинами лишения власти Макиавелли считает вражду с народом, происки знати и соперников и отсутствие собственного войска.

     Фортуне Макиавелли отводит второстепенную роль в правлении государством. Судьба не столь всесильна,  чтобы заранее детально спланировать все поступки людей: важное место Макиавелли отводит свободной воле индивида и предоставляет возможность активного участия в политической жизни. Фортуна любит показывать свою власть тогда, когда в людях нет мужества, поэтому наряду с судьбой еще одной движущей силой политики Макиавелли выделяет некую личную энергию, проявляющуюся в доблести, силе и предприимчивости индивида. Государь должен править мудро и умело, опираясь  на свое умение и созданное войско, а не на судьбу.

       Итак, монарх, по Макиавелли, должен стремиться к тому, чтобы его считали добродетельным, милостивым, заботливым, щедрым, а не жестоким, скупым, вероломным и злобным. Но если честность и благородство оборачиваются против него, ему не стоит опасаться быть лицемерным и коварным. Ведь все безнравственные советы, наставления, которые автор дает государю,  вполне оправданы, потому что такова реальная действительность, и политик, решивший руководствоваться лишь одними моральными правилами, обречен на гибель.  Укрепление власти и расширение границ государства - вот самый очевидный и единственно верный показатель качества правления.

1.3 Государство и  формы его правления

 

     Без сомнения заслугой Макиавелли можно  считать введение одного из ключевых политических понятий – государства.  Это принципиальное нововведение в  политической науке в сравнении с такими  общеизвестными терминами, как «власть», «княжество», «монархия», «королевство», «город». Автор рассматривает государство в более широком смысле, не как государственный аппарат и вне зависимости от формы правления.  Макиавелли  рассматривает государство как политическое состояние общества, состояние властвующих и подвластных, политические отношения между ними, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, устройство и полномочия высших органов власти и магистратов, наконец, наличие юстиции, права, учреждение соответствующим образом оформленных законов.6

Информация о работе «Государство» и «Государь»: Технология успешного правления по Н. Макиавелли

Описание работы

Целью данной работы является изучение успешной технологии правления по Макиавелли. Объектом изучения являются работы Макиавелли о государе и государстве. Предметом исследования являются представления Макиавелли об успешной государственной политике.

При написании данной работы ставились следующие задачи:

рассмотреть понятие государства и формы его правления в сочинениях Макиавелли;
определить основные личностные качества государя, по мнению автора;
изучить взаимоотношения государя с народом и знатью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Технология успешного правления Макиавелли 5
1.1 Николло ди Бернардо Макиавелли 5
1.2 Личность государя 7
1.3 Государство и формы его правления 9
1.4 Особенности взаимоотношения государя с народом и знатью 12
1.5 Оборона государства 14
1.6 Власть и религия 16
2 Понятие макиавеллизма в настоящее время 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24