Государственные услуги

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

Актуальность исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в России является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА»………………………………………………6

1.1. Основные подходы к определению понятия «государственная услуга»…6

1.2. Принципы предоставления государственной услуги………………………12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ……………………………………………………………………………..16

2.1. Содержание и характеристика типологии государственных услуг……..16

2.2. Разработка электронных государственных услуг как перспектива развития государственных услуг…………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41

Работа содержит 1 файл

курс.гос.услуги.doc

— 219.50 Кб (Скачать)
  1. Определение государственной услуги. Типология  государственных услуг
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА»………………………………………………6

1.1.  Основные подходы к определению понятия «государственная услуга»…6

1.2. Принципы  предоставления государственной  услуги………………………12

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТИПОЛОГИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УСЛУГ……………………………………………………………………………..16

2.1. Содержание  и характеристика типологии государственных услуг……..16

2.2.  Разработка электронных государственных  услуг как перспектива развития  государственных услуг…………………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………….…………………………………..31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..36

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную  деятельность, т.е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

     Актуальность  исследования заключается в том, что одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления в России является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

     Определенные  шаги для достижения вышеназванной  цели делаются. Разрабатываются и  принимаются административные регламенты предоставления государственных услуг, должностные регламенты государственных служащих, внедряются в работу государственных органов исполнительной власти электронные административные регламенты предоставления государственных услуг. Но пока еще рано говорить о реализации всех программно-целевых установок административной реформы в данной сфере. Так, Президент Российской Федерации в своем выступлении особо подчеркнул, что «много еще предстоит сделать - сделать, чтобы государство было действительно справедливым и заботливым по отношению к гражданам, чтобы обеспечить самые высокие стандарты жизни, чтобы как можно больше людей смогли причислить себя к среднему классу, могли получить хорошее образование и качественные услуги в области здравоохранения».1

     Вместе  с тем термин «государственная услуга» не получил толкования ни в правовых источниках, ни в научных исследованиях по административному праву, что порождает различное понимание указанной категории учеными и юристами-практиками.

     Степень разработанности темы и теоретические основы исследования. На современном этапе развития отечественной юридической науки отсутствуют комплексные исследования в сфере регулирования государственных услуг.

     Отдельные аспекты в рамках дискуссии по вопросу толкования термина «государственная услуга» рассматривались в работах Ю.М. Акаткина, Л.М. Кликич, В.Н. Лексина, И.В. Лексина, М.И. Лепихова, А.В. Нестерова, П.И. Селезнева, Э.В. Талапиной, Л.К. Терещенко, Ю.А. Тихомирова, А.Е. Шаститко.

     Некоторые проблемы административно-правового  регулирования государственных услуг были освещены в исследованиях В.Г. Вишнякова, Е.Н. Жуковой, Н.А. Игнатюк, С.Е. Нарышкина, А.Ф. Ноздрачева, О.В. Пайковой, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой, А.В. Шарова, А.В. Яцкина, Л.И. Абалкина, С.Ф. Анисимова, Л.Е. Басовского, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, В.П. Грибанова, В.Л. Кулапова, Е.Н. Лобачевой, А.В. Малько, Л.В.Бесчастновой,  Ю. Васильевой, А. Гавердовского, А.В. Данилина, В.В. Маркиной, А.В. Осташковой, А.В Нестерова.

     Целью исследования является анализ различных подходов к определению государственной услуги и типологии государственных услуг.

     Указанная цель достигается при решении  следующих задач:

     - проанализировать основные подходы к определению понятия «государственного услуга»;

     - рассмотреть принципы предоставления государственных услуг,

     - изучить содержание типологии государственных услуг;

     - дать характеристику электронной государственной услуги как перспективу развития государственных услуг.

     Объект  исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

     Предмет исследования - административно-правовые нормы, определяющие содержание и типологию государственных услуг в Российской Федерации.

     Для решения поставленных задач использовалась совокупность методов исследования: анализ теоретических и методических положений по выбранной теме, а также обобщение опыта по развитию сферы предоставления государственных услуг.

     Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция  РФ, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, распоряжения федеральных органов исполнительной власти, а также государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и организаций в сфере предоставления государственных услуг.

     Научная новизна исследования определяется сформулированными выше целью и задачами, способами их решения, проведен анализ различных подходов к определению и типологии государственных услуг.

     Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при анализе вопросов определения и типологии государственных услуг.

     Цель  и задачи исследования обусловили выбор структуры работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключение, списка использованной литературы и приложения к работе. 
 
 
 

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННАЯ УСЛУГА» 

     1.1.  Основные подходы к определению понятия

     «государственная услуга» 

     Государственная услуга – это практически любые действия органа власти, которые он обязан выполнить в отношении гражданина или организации, все, на что получатель имеет право при наличии соответствующих условий, что он вправе потребовать от государства по закону.2 Например, к государственным услугам относится: выдача паспорта, пособия, регистрация в качестве безработного, регистрация недвижимости, регистрация СМИ, регистрация брака, предоставление субсидий, выписок, справок, информирование, консультирование, рассмотрение обращений, дача разъяснений и так далее.

     В правовой литературе не существует четкого определения понятия «услуга». Как правило, определение услуги дается в противопоставлении услуги товару. Товары обладают качествами осязаемости, возможности отложенного использования после хранения и не требуют взаимодействия между продавцами и потребителями для своего потребления. Услуги, в отличие от этого, неосязаемы и могут использоваться только в прямом взаимодействии между продавцом и потребителем.

     Можно выделить два подхода к определению государственной услуги.

     Первый  подход к определению «государственная услуга» - прорыночный. В рамках «прорыночного» понимания государственной услуги, услуга – это товар, который предоставляется органами власти гражданам и организациям, поскольку государство обладает сравнительными преимуществами в предоставлении услуг отдельных видов.3

     Так, именно государству эффективнее  предоставлять услуги по национальной обороне, обеспечению безопасности дорожного движения и т.д., на добровольной основе. Основной вопрос рыночного подхода к государственным услугам: какой институт является надлежащим поставщиком данной услуги: государство или рынок. Согласно этому подходу, издержки и стимулы производства разных видов благ распределяются таким образом, что некоторые из них могут предоставляться только государством, а некоторые наиболее эффективно будут производиться в частном секторе.

     Второй  подход к определению «государственная услуга» -  управленческий. В рамках управленческого подхода, который основывается на концепции административного регламента, под государственной услугой понимаются все формы взаимодействия государства и внешнего окружения (население, бизнес) – как добровольные, так и принудительные.4

     Услуга  возникает там, где есть взаимодействие органа власти с внешним клиентом. Таким образом, услуга определяется как взаимодействие гражданина (или  юридического лица) с органами государственной  власти. С точки зрения управленческого подхода, «государственная услуга» приобретает вполне осязаемые черты. Это уже вполне конкретные взаимодействия между органами исполнительной власти и заявителями.5

     Поскольку государство во многом является таким  же субъектом оказания услуг, как и фирма, почему бы не использовать представления об услуге и не определить государственную услугу как, например, деятельность государства по удовлетворению потребностей граждан (организаций). Именно так и формируются подходы к определению государственных услуг в современной юридической литературе.

     Ю.А. Тихомиров определяет государственную  услугу с помощью следующих характеристик:

     1. Они обеспечивают  деятельность общезначимой направленности.

     2. Имеют неограниченный круг субъектов,  пользующихся ими.

     3. Осуществляются либо органом  государственной и муниципальной  власти, либо другим субъектом.

     4. Основываются как на публичной,  так и на частной собственности.6

     При этом весь процесс оказания государственных  услуг может быть разделен на несколько  составных частей. К первой составной  части относятся условия оказания государственной услуги. Под такими условиями понимается нормативная  база, реестр услуг. Ко второй составной части относится основание оказания государственной услуги. Таким основанием, как правило, служит заявление потенциального потребителя, договор.

     В настоящее время законодательство Российской Федерации содержит ряд  терминов, так или иначе связанных  с понятием «государственная услуга». Сразу отметим, что ни в одном из актов исчерпывающего понятия государственной услуги не устанавливается. Тем самым, этому понятию можно давать косвенное толкование – толкование в системе норм права, в которых упоминается этот термин.

     В Федеральном законе от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных  услуг» дается следующее определение  «государственной услуге». Государственная услуга – это услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ.7

     Понятие «государственная услуга» определено в п. 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

Информация о работе Государственные услуги