Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 11:10, реферат

Описание работы

В работе рассматриваются проблемы пространственной организацией территории Республики Казахстан с акцентуацией внимания на эволюции территориального, территориально - пространственного и пространственного развития в контексте выявления места и роли территории в системе пространственной организации социально - экономических процессов и складывающихся геополитических и геоэкономических отношений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КАЗАХСТАНА
1.1 экономико-географическое положение, природные ресурсы и население………………………………………………………………………
1.2 структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал……………………………………………………………………..
Глава 2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
2.1 Казахстан на карте мира………………………………………………...
2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений………………………………………….
2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений………………………………………...
2.4 Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан…………………………….
Глава 3 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ И РАССЕЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
3.1 Геоэкономические и геополитические ситуации и защита пространственных интересов страны и регионов……………………….
3.2 Формирование системы расселения населения – основа организации территории Республики Казахстан………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..………………………….
СПИСКИ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Реферат Казахстан.docx

— 81.16 Кб (Скачать)
  • достичь превышающих среднемировые показатели уровня и темпов развития не только экономики, но и технологии, не говоря о сопредельных странах;
  • определить рациональные, с позиций Республики Казахстан, параметры участия в межрегиональном (в первую очередь с Россией) и международном территориальном разделении труда.

        Казахстан в отличие от других  стран Центральной Азии, имел  достаточно развитые производственные  комплексы с высокой долей  обрабатывающей промышленности, в  том числе машиностроительной,  диверсифицированную отраслевую  структуру производства. С разрывом  хозяйственных связей с Россией  пострадали, в первую очередь,  отрасли перерабатывающей промышленности, как следствие в товарной структуре  взаимного экспорта и импорта  преобладают углеводородное сырье  и топливо, черные и цветные  металлы, продукция химической, нефтехимической  и пищевой промышленности. Следовательно, развитие инновационных отраслей экономики возможно лишь в рамках интегрированного межгосударственного межотраслевого производственно-технологического комплекса. Именно межгосударственным экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием.

Возникла  необходимость на совершенно новой  правовой и организационной основе решать вопросы приграничного сотрудничества. Так, показатели объемов внешнеторгового  оборота приграничных областей России и Казахстана исчисляются сотнями  млн. долл. США, имеются примеры  эффективных  контактов с сопредельными областями, поскольку здесь сконцентрирован  огромный производственный потенциал.

Но, вместе  с тем в сокращении объема и структуры товарооборота  между Россией и Казахстаном  продолжает играть роль политизация  двусторонних отношений, переориентация развития внешнеэкономических связей на страны вне СНГ и разрыв технологических связей. Это было обусловлено в определенной степени влиянием внешних факторов прямого воздействия, каковыми являются Международный валютный фонд, Международный банк, Европейский банк развития и реконструкции, ряд ТНК, а также внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, регионы-конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия. Это привело к развитию устойчивых для РК и РФ тенденций, направленных на постепенное превращение их в источник  сырья для  мировой экономики.

   В данной ситуации создание совместных агломераций между РК и РФ станет реальной основой реструктуризации экономики, посредством  пространственной интеграции в системе казахстанско-российских отношений и  ЕврАзЭС, аналогично опыту ЕС еще полвека назад. При этом принципы и особенности формирования сетевых структур расселения населения в приграничных с Россией регионах Казахстана должны быть адекватны российским, и не уступать им по степени комфортности и инфраструктурной насыщенности, что особенно важно для малых и средних городов приграничных территорий  2-х государств.   Только в  таком случае агломерации могут стать центрами инноваций, капитала, новых технологий, полицентрическим пространством производства товаров и услуг мирового уровня. На наш взгляд за пределами 2015 года интеграционные связи будут более тесными, а в период с 2020 по 2030 годы  по содержанию они должны  быть близки уровню экономических связей, достигнутых в странах ЕС.  При этом Стратегии интеграции  Казахстана и России  должны способствовать  консолидации интеграционных процессов на основе  гармонизации экономической среды, в рамках совместных агломераций, с целью создания интегрированных территориальных структур, достигнутых в высокоразвитых странах. К сожалению, экономическая политика в странах ЕврАзЕС, пока не предусматривает в ближайшие годы мер экономического слияния национальных территориальных систем в общий  рынок, как того предполагает интеграция в широком понимании, не предусматривается формирование единых наднациональных хозяйственных структур типа вертикальноинтегрированных ТНК и региональных кластеров, отвечающих современным вызовам глобальной экономики.   

  В  казахстанско-российских отношениях  существует  общая проблема, без  решения которой трудно рассчитывать  на эффективность регионального  сотрудничества. Речь идет об  объективной тенденции в развитии  наших национальных экономик, обусловленной  снижением в них удельного  веса перерабатывающих отраслей  и, соответственно повышением  доли сырьевых. Поскольку эта  тенденция сохраняется, сторонам  следует считаться с ней и  разработать методы прогнозирования  ее последствий, что одинаково  важно, как для Казахстана, так  и для России. Причем, не только  с точки зрения структурных  преобразований, но и с целью  оценки возможных вариантов развития  интеграционных процессов между  двумя странами. Тем не менее,  существует угроза превращения  территорий, граничащих с Россией  в зону вымывания экономического  потенциала Казахстана.  В данной  ситуации для Казахстана особенно  важно создание с участием  России и других стран транснациональных  компаний, штаб – квартиры и  контрольный пакет акций которых  находились бы на территории  Казахстана. Тип расселения населения  в приграничных с Россией регионах  Казахстана не должен уступать  по степени комфортности и  инфраструктурной насыщенности  российским регионам. 

Вместе с тем формируется  законодательная база казахстанско-российских отношений, формируемая на трех уровнях  создает условия и предпосылки  паритетного сотрудничества:

  1. Правовые акты, принятые самими государствами создают юридическую базу для развития трансграничных связей.
  2. Нормативно-правовые акты, принимаемые на межгосударственном и межправительственном уровнях составляют международно-правовую базу приграничного сотрудничества.
  3. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества, создаваемая на региональном уровне должна обеспечить более конкретное участие регионов в интеграционном процессе.

     Создание совместных агломераций  между РК и РФ станет реальной  основой пространственной интеграции  в системе ЕврАзЭС, аналогично  опыту ЕС еще полвека назад.  Агломерации станут центром инноваций,  капитала, технологий, полицентрическим  пространством производства товаров  и услуг мирового уровня. Пространственное  развитие на основе интеграции  приграничных индустриальных зон  межу РФ и РК на основе  создание совместных агломераций  позволит Казахстану создать  мощную экономику по периметру  страны, обеспечит освоение значительного  рынка России, создаст пояс экономической  безопасности, и главное, позволит  проводить политику  расселения  населения в зонах по периметру  страны, которые наиболее благоприятны  для проживания, и  в конечном  счете, будут способствовать расширению  зоны жизненных интересов Казахстана  на Евроазиатском континенте.

Развитие  интеграционных процессов, которое  понимается как взаимопроникновение  территориальных структур друг в  друга неизбежно в казахстанско-российских отношениях. Казахстан и Россия прошли определенные стадии пространственного  развития и расселения населения. На наш взгляд за пределами 2015 года интеграционные связи будут более тесными, а  в период с 2020 по 2030 годы  по содержанию они будут близки уровню экономических  связей, которые сложились в настоящее  время в странах ЕС.

 

2.4  Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан

          Экономические связи Казахстана  со среднеазиатскими государствами  достаточно  слабые и не соответствуют имеющимся возможностям. Вместе с тем геополитическое положение, исторические корни, общие границы, наличие транспортных и других коммуникаций, связывающих государства региона, богатейшие природно-сырьевые ресурсы создают все предпосылки для экономической интеграции, кооперирования промышленного производства, организации совместных предприятий и взаимодополнения экономических и территориальных структур друг друга. Уже в глубокой древности общие караванные пути, совместное использование водных и земельных ресурсов предопределяли взаимодействие и сотрудничество народов региона. Географические особенности расселения народов Центральной Азии обусловили широкое развитие на ее территории зон контактов хозяйственных, культурных, торговых. К сожалению и в советские годы функциональные свойства этих зон практически не изменялись. Разнонаправленность экономических реформ в настоящее время ограничивает пространственное развитие приграничных территорий.  В ближайшее время проблематична их трансформация в зоны активной внешнеэкономической деятельности или же специальные экономические зоны.

       Государства региона поставлены перед необходимостью объединения усилий в решении  острейших экологических проблем. Таковыми являются проблема Аральского моря, прилегающего региона и проживающих в нем людей, опустынивание, процессы общей деградации земли, сокращение биологической и экономической продуктивности земель, пастбищ и лесов. Недостаточно емкий внутренний рынок не может создать условия для эффективного функционирования современного  конкурентоспособного производства. В отличие от России здесь отсутствуют производственно- технологические связи в территориальной структуре экономики  Казахстана и стран Центральной Азии, что пока исключает создание региональных концепций межгосударственного сотрудничества.

       На сегодня  критерием использования экономико-географического  положения в Центрально-азиатском  союзе может служить  номенклатура производимой и потребляемой в этих странах продукции. Наибольшее развитие получило сотрудничество на рынках зерна, продовольствия, топливно-энергетических ресурсов. Кыргызстан заинтересован в оптимальном решении водно-энергетических проблем, сбыте электроэнергии, цемента, многих других товаров.  Казахстан заинтересован  в экспорте зерна, угля, а Узбекистан – газа и  продовольствия.

       Между тем товарооборот Казахстана  с этими государствами не превышает 2,0% ВВП и составляет 8% от объема торговли со странами Содружества Независимых Государств.7  В ближайшей перспективе если не удастся преодолеть неравномерность движения этих стран к завершению отдельных этапов (степеней) интеграции, то в первую очередь это отразится на их благополучии. Влияние на процессы пространственной организации территории юга и юго-востока Казахстана будет не, сколько по экономическим, а и по экологическим аспектам.

      Одной из  самых острых проблем Центральной Азии является экологическая катастрофа в районе Аральского моря. Несогласованное, неэкономное водопотребление, засорение рек гербицидами и дефолиантами - все это уже привело к необратимым процессам в природе, и откладывать решение этой проблемы на будущее нельзя. В последние годы проведены крупномасштабные исследования по проблемам рационального совместного использования водно-энергетических ресурсов и межгосударственного вододеления, а также инвестиционной политики в странах Центральной Азии. Последствия этой проблемы непосредственно могут оказать влияние на процессы пространственной организации территории Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областей, обуславливая рост численности населения, не только в городской, но и в сельской местности.

     Складывающаяся ситуация  в регионе, обуславливает, что  в перспективе важной задачей становится структурная перестройка экономики центрально-азиатских государств в целях обеспечения большей эффективности развития производства и оптимизации внешнеэкономических связей. При этом свое место на мировых рынках центрально-азиатским государствам еще нужно найти. Относительно легче было переориентировать на мировые рынки экспорт энергоносителей и сырьевых ресурсов, значительно труднее осуществить выход на них с продукцией перерабатывающих отраслей, поскольку товары, производимые ими, как правило, мало конкурентоспособны за пределами СНГ.

      Одним из основных  преимуществ  экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность достичь полного самообеспечения региона энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспортный потенциал этих стран. Центральная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств, и его сбалансированное, эффективное использование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных государств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного  вододеления интеграционные процессы,  не дадут желаемых результатов.

Диверсификация промышленности и устранение глубоких структурных диспропорций, связанных с повышенной долей отраслей сырьевой направленности, являются важнейшей задачей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудничества может быть осуществлена путем организации транснациональных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприятий или через взаимное участие в капиталах (владение акций) предприятий, связанных единой технологической цепочкой.

        Существовавшая  на момент обретения суверенитета  транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

      Для использования  преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта.

       Развитие транспорта  предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта.  Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации,  пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития.  Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти   инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик.

       Применительно  к Узбекистану можно выделить  четыре основные линии.  Первая ось – Туркменабад – Бухара – Самарканд – Джизак – Ташкент – Шымкент – имеет выход в западном направлении через Туркменистан и Иран и страны Закавказья и в северном – в европейскую Россию, Сибирь и Китай.  Вторая ось – Нукус – Бухара – Карши – Гузар – Байсун – Кумкурган – Термез – выйдет в перспективе на страны Южной Азии. Две «соединительные линии Самарканд – Карши и Самарканд – Шахрисабз – Гузар можно рассматривать и как часть третьей полимагистрали Ташкент – Термез.8

Информация о работе Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК