Функции Российского государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 12:45, реферат

Описание работы

С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) — исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые без их учета, малоперспективны.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ Функции Росс. гос-ва.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  И НАУКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     Гуманитарный  Институт

     (г.  Москва)

     Байкальский филиал

              

     Юридический факультет 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     по  дисциплине: Теория государства и права

     на  тему: Функции Российского государства 
 
 
 

                Выполнил: студент группы Ю-31

                Мункуева  Елена Владимировна

                Проверил: к.ю.н. Сулиев Василий

                Федосеевич  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Улан-Удэ 2009

     Содержание 
 
 
 
 
 
 

     
 
ВВЕДЕНИЕ

 

     За  многовековую историю в России сложилось  немало традиций, которые во многом определили развитие российской государственности, придали ей уникальность и самобытность. Традиции — это исторически сложившиеся, укоренившееся в обществе и передаваемые из века в век обычаи, обряды, общественные установления, ценности, идеи и т.д. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.

     С традициями неразрывно связан менталитет (ментальность) исторически сложившийся устойчивый умственный (интеллектуальный) и духовный строй (образ) народа. Традиции и менталитет обеспечивают передачу от поколения к поколению проверенных жизнью фундаментальных социальных ценностей, идей и взглядов. Традиции могут быть прогрессивными и регрессивными. Прогрессивные традиции не только связаны с прошлым, они являются надежными ориентирами для настоящего и будущего. Поэтому различные перестройки, преобразования, реформы, проводимые без их учета, малоперспективны.

     В России наиболее важные отечественные  традиции — общинность, соборность, державность (государственность), патриотизм, социальная справедливость, приоритетная ценность труда, духовность. Традиционный идеал (менталитет) народов России — сильное централизованное государство, способное обеспечить необходимый порядок, целостность общества, защитить страну от иноземных нашествий. Державность включает в себя ратную службу государству, готовность защитить его суверенитет. Российскому менталитету не присуще противопоставление общества государству: общинность и державность сглаживали противоречия, отчужденность между государством и человеком.

     Общественное  мнение справедливо считало государство  политическим институтом, объединяющим в единое целое многонациональный  народ России, обеспечивающим мир  в стране. Причем Российское государство  исторически возникло и развивалось как русское государство, национальным стержнем которого был русский народ. Именно русский народ, всегда объединявший многонациональные народы страны, был носителем традиции сильного, активно функционирующего государства. Именно русский народ традиционно играл в истории Российского государства великую роль объединяющего все народы, стабилизирующего, укрепляющего государство фактора. Правда, по мнению Н. Бердяева, двумя полюсами русской жизни всегда были незрелость глухой провинции и гнилость государственного центра1. Последняя особенно отчетливо проявилась в начале XX в. (распутинщина и др.). Понятно, что это бросало тень на традиции державности и подтачивало основы российской государственности.

     Вековые монархия и самодержавие породили другую традицию - патернализм. Он выражается в насаждении в общественном сознании идеи о непогрешимости носителя верховной власти, его обожествлении и одновременно в неограниченном произволе, бесправии и раболепстве подданных, отрицании свободы и демократии.

     В Российском монархическом государстве  восточно-деспотического типа уважительного отношения к праву и закону сложиться не могло, не было в нем и условий для утверждения демократической законности. И все же свежие ветры перемен доходили и до России. На рубеже XI-XX столетий в общественном сознании набирала силу идея установления в России конституционно-демократического строй Падение монархии в 1917 г. было предопределено и тем что она сопротивлялась его введению. Следовательно, государственное строительство в России идет сегодня не на пустом месте. Потомки Петра I и дети большевиков в очередной раз решают проблему реорганизации государственности и общественного уклада страны, и, видимо, процесс этот будет достаточно длительным и трудным. Непосредственным предшественником современной российской государственности является Советский Союз.

     Преобразования, начавшиеся в Российской Федерации  более десяти лет назад затронули  все сферы жизни общества и  государства. Экономическая, социальная, политическая составляющая общественной жизни в течение очень короткого периода времени были кардинально преобразованы, начиная с теоретических основ и заканчивая практической реализацией. Особое внимание, как ученых теоретиков, так и практических специалистов вызывал и вызывает вопрос касающейся роли государства, его места и роли в жизни общества. Функции государства и порядок их реализации остаются дискуссионной позиции, особенно в части деятельности правоохранительных структур. Тенденция к снижению роли государства в экономике, обеспечении безопасности, социальной и политической сфере постепенно отходит на второй план. Учитывая специфику Российского общества, а  также исторический опыт, государство постепенно возвращает себе утраченные позиции, оставляя в прошлом теории Адама Смита и Маршалла.

     Однако, несмотря на наметившиеся тенденции, вопрос о функциях государства, до сих пор  остается на пике актуальности, что  и обусловило выбор данной тематики автором, но помимо общих постулатов в работе серьезное место будет  отведено роли правоохранительных органов – в том числе органов внутренних дел. Таким образом, основной целью работы является анализ и характеристика функций государства, а также их рассмотрение в контексте деятельности правоохранительных органов. В рамках поставленной цели можно выделить следующие задачи:

  • рассмотрение основных функций государства, различные теоретические подходы анализа и классификации;
  • анализ функций Российского государства, их исторического становления в условиях переходного периода, основных проблем их осуществления;
  • характеристика деятельности органов внутренних дел, их роль и значение в реализации государственных функций

     Структура работы построена согласно поставленной цели и выделенным задачам. Во введении отражается актуальность выбранной  тематики, структура работы, ее основные цели и задачи. В главе 1 раскрывается понятие функций государства, различные концепции, их виды и классификации. Вторая глава полностью посвящается специфике осуществления государственных функций в условиях Российских реалий современности, раскрываемые путем анализа отдельных положений. Вопросы, связанные с ролью органов внутренних дел рассматриваются в третьей главе.

     Данная  тематика получила достаточно широкое  отражение, как в научной, так  и периодической литературе. Основным источником остаются нормативно-правовые акты – Конституция РФ, процессуальные кодексы, положение о прохождении службы в ОВД, закон об ОРД. Что касается научной литературы, то особое внимание следует уделить работам: Бережнова А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М., 1991.; Бутылина В.Н. Конституционные основы правового положения личности. М., 1995.; Витрук Н.В. Статус личности в политической системе общества. - В кн.: Политология: Курс лекций. М., 1993. С.150-171.; Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.; Дмитриев Ю.А., Златопольский А.А. Гражданин и власть. М., 1994.; Дюги Л. Общество, личность, государство. Спб., 1904.; Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995.; Ковалевский М.Н. Учение о личных правах. М., 1906.; Курицын В.М. Права и свободы в СССР. История и современность. М., 1990.; Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.; Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.; Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996.; Политология: Курс лекций. М., 1993.; Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989.; Права человека: Учебник для вузов. Под ред. Е.А.Лукашевой. М., 1999.; Правовое государство, личность, законодательство. М., 1997.; Ростовщиков И.В. Реализация прав личности и деятельность органов внутренних дел по их обеспечению и защите. М., 1997.; Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1992.

     Однако  раскрытие данной тематики было бы неполным без изучения периодических изданий, таких как «Российская газета», «Экономика и жизнь», «Профиль», «Коммерсант», «Итоги» и т.д.

     Прежде  чем начать описывать особенности  Российского государства, необходимо дать теоретическую характеристику понятию функции государства, что и будет сделано в 1 главе.

 

      ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

 

     В политико-юридической литературе существует множество дефиниций понятия  «государство». Поэтому. по нашему мнению, государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории.

     В  философии  под функциями понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категории "функции государства". Под ними подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства: его практическая деятельность, имеющая предметно-политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри или вне государства. Однако все единодушно признают, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

     Возникнув как продукт общества, государство  становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования. Оно задано самой природой государства, его сущностью. Государство есть организация власти экономически господствующих политических сил. В этой связи представляет интерес вопрос о степени его активности.

     В условиях эксплуататорских обществ  активность государства возрастает вместе с обострением социально-классовых конфликтов, оно стремится предотвратить назревающие взрывы различными мерами, а затем усиливает их, вплоть до военного подавления угнетенных классов2.

     С точки зрения влияния на экономические  отношения государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развивалось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.

     Каждая  функция государства имеет предметно-политическую характеристику, ибо ее содержание показывает, что является предметом их деятельности, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

     В юридической литературе существуют различные основания (критерии) классификации функций государства: по сферам деятельности (объекты воздействия); по продолжительности действия; по социальной значимости; по правовым формам осуществления.

     По  сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается  деление функций на внутренние и внешние. Первые связаны с реализацией задач государства внутри страны, а вторые - на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений. Среди ученых нет единства мнений по поводу перечня функций современного государства с учетом их деления на внутренние и внешние.

     Так, В. В. Лазарев к внутренним функциям относит установление и охрану правового  порядка; охрану прав собственности, иных прав и свобод граждан; экономическую; культурную; социальную; экологическую, а к внешним - поддержание мира и мирного сосуществования; обеспечение делового партнерства и сотрудничества; защиту государственного суверенитета от внешних посягательств.3

     Н. Т. Шестаев к внутренним функциям, охватывающим сферу жизни государства, касающимся каждого члена общества, относит: охранительную; экономическую; социальных услуг; обеспечения и защиты граждан; культурно-воспитательную; природоохранную, а к внешним, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, — защиту государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей; борьбу с международными преступлениями; участие в международной охране окружающей среды.4

     Определенный  интерес вызывает классификация  функций государства, предложенная Л. А. Морозовой, которая, ссылаясь на мнение Ю. А. Тихомирова о том, что генеральной тенденцией в развитии современных функций государства являются саморегулирование, начало самоорганизации и самодеятельности, делает вывод, что российскому государству на данном этапе присущи следующие внутренние функции: обеспечение народовластия; экономическая; социальная; налогообложение; экологическая; охрана прав и свобод граждан; обеспечение законности и правопорядка.5 К внешним функциям относятся: интеграция в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка иностранных инвестиций; оборона страны; поддержка мирового правопорядка; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.).

Информация о работе Функции Российского государства