Формы государственного правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 20:09, реферат

Описание работы

В теоретическом осмыслении государства особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием общества, переходом его от одной ступени развития к другой. Все больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его функционирование невозможно без четко отлаженной структуры формирования и осуществления государственной власти.

Содержание

Введение 3
1. Формы правления в современном мире 4
1.1 Понятие формы правления 4
1.2 Основные разновидности формы правления 5
2. Монархическая форма правления 7
2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7
2.2 Разновидности монархической формы правления 9
3. Республиканская форма правления 14
3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14
3.2 Разновидности республиканской формы правления 15
Заключение 22
Список используемой литературы 24

Работа содержит 1 файл

Формы правления.docx

— 47.41 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное общеобразовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Санкт-Петербургский  государственный университет информационных технологий, механики и оптики» 
 

Институт  международного бизнеса  и права 
 

Реферат по дисциплине:

«Политология»

Тема: «Формы государственного правления» 
 

Выполнила: студентка 3-ого курса очной

формы обучения ИМБИП, группы 3442 
 

Проверил: Лукьянов Владимир Юрьевич

Баллы:______________________

Подпись:_____________________

«8»_декабря_2011 года 
 

Санкт-Петербург

                 2011 
             

Оглавление

Введение 3

1. Формы правления в современном мире 4

1.1 Понятие формы правления 4

1.2 Основные разновидности формы правления 5

2. Монархическая форма правления 7

2.1 Признаки монархии и особенности современной монархии 7

2.2 Разновидности монархической формы правления 9

3. Республиканская форма правления 14

3.1 Основные признаки республиканской формы правления 14

3.2 Разновидности республиканской формы правления 15

Заключение 22

Список используемой литературы 24

 

     Введение

 

     В теоретическом осмыслении государства  особое место занимает форма правления, поскольку именно она определяет, кто и как осуществляет государственную  власть в государственно организованном обществе. В современном мире актуальность темы обусловлена постоянным развитием  общества, переходом его от одной  ступени развития к другой. Все  больше стран стремятся к демократическому правовому государству, а его  функционирование невозможно без четко  отлаженной структуры формирования и осуществления государственной  власти.

     Уже Аристотель, вслед за Платоном, столкнувшись с самыми разными формами организации  и осуществления государственной  власти в древнем мире, попытался  разработать классификацию государств по критерию, кто и как правит в этих государствах, т.е. по форме  правления.

     Со  времен Платона и Аристотеля теоретическая  политико-правовая мысль пыталась выявить  причины, определяли те или иные формы  правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства  и по возможности спрогнозировать  их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о  формах правления, нащупать самые глубинные  начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом  государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких  факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и  многое другое.

     Современная теория государства удерживает все то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения.

     1. Формы правления в современном мире

1.1 Понятие формы  правления

 

     В научной литературе существуют различные  подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого  понятия связывают форму правления  только или, прежде всего, с правовым положением главы государства. Приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других государственных органов, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.

     Форма правления традиционно определяется как характеристика структуры и  взаимоотношений высших органов  государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой  подход делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то стоит учитывать и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.

     В управлении государством участие принимают  также местные органы государства. Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государственной власти с населением.

     Форму правления нельзя отождествлять  с управление государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Под формой правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании.

1.2 Основные разновидности формы правления

 

     С давних времен различаются две основные формы правления: монархия и республика. Монархия преобладала в государствах древнего мира и в средние века. Республика стала господствующей формой правления в Новое время. Ныне подавляющее количество государств мира являются республиками, хотя и  монархическая форма правления  вовсе не исчезла. Главное различие между ними состоит в условиях замещения поста главы государства  и его ответственности. Монарх (царь, император, король, султан и т.д.) занимает свой пост по наследству и пожизненно, он является неприкосновенной особой, никакой ответственности не подлежит и, как правило, не может быть смещен со своего поста. В республике глава  государства избирается из среды  граждан на определенный срок, он может  быть досрочно смещен (например, в порядке  импичмента).

     В развитых странах (Европа, Япония, а  также Канада, Австралия и др., где монарх представлен генерал-губернатором) различия между монархией и республикой  практически не имеют значения: по степени демократичности порядка  управления монархия Испания мало чем  отличается от соседней республики Португалии. В развивающихся странах различия между монархией и республикой  могут иметь весьма существенное значение для демократизации политического  строя. Монарх в этой группе стран  обладает весьма реальными властными  полномочиями, подданство (гражданство) рассматривается как личная верность монарху, он направляет работу парламента и даже распускает его на многие годы и правит без него.

     Хотя  разделение государств на монархии и  республики продолжает оставаться основным при классификациях форм правления, иногда возникают смешанные, гибридные  формы. В монархиях появляются отдельные  республиканские черты (например, периодические  выборы монарха раз в 5 лет в  Малайзии или «коллегиальная монархия»  в ОАЭ), в республиках к власти приходят, по существу, монархические (пожизненные) президенты.

     Отсутствие  достаточных различий в политическом строе европейских монархий и  республик, черты гибридности и некоторые другие факторы иногда ведут к попыткам замены понятий монархии и республики иными категориями (парламентская или иная форма правления). Однако для анализа именно формы правления утвердившееся на протяжении веков различие существенно.

 

      2. Монархическая форма правления

2.1 Признаки монархии  и особенности современной монархии

 

     Ранее мною уже упоминалось, что основными  признаками монархии являются наследственный порядок замещения поста главы государства и его неответственность. Лишь в Малайзии монарх переизбирается раз в 5 лет султанами субъектов федерации и только из их числа. Монарх занимает свой пост в персональном качестве, не бывает вице-монарха в отличие от вице-президента (правда, иногда в колониях Великобритании губернатор именовался вице-королем). Лишь в ОАЭ существует «коллегиальная монархия»: полномочия главы государства принадлежат Совету эмиров семи эмиратов федерации.

     Монарх  не несет политической, уголовной, административной или иной юридической ответственности. Он может оставить престол лишь в  порядке отречения от него, хотя в некоторых странах в революционные  эпохи применялась и уголовная  ответственность, и казнь королей (Великобритания, Франция).

     Современные монархии претерпели существенные модификации, которые отличают их от монархий прошлого. Общая тенденция связана с  ограничением власти монарха. В развитых странах монарх везде стал безвластным  институтом. В развивающихся странах  монархию стремятся украсить некоторыми современными терминами. В конституциях говорится о «демократической и  социальной» монархии (Конституция  Марокко 1972 г.), о «конституционно-монархическом» королевстве (Конституция Непала 1980 г.), монархии даруют конституции там, где их раньше не было (Саудовская Аравия 1992 г., Оман 1996 г.), создают подобие парламентских институтов (Национальное собрание в ОАЭ).

     Процесс развития современного мира свидетельствует  о сокращении числа монархических  государств. После Второй мировой войны в ранее монархических Албании, Болгарии, Румынии, Венгрии, Греции провозглашены республики. Однако этот процесс развивается с зигзагами. Восстановлена монархия в Испании, Камбодже, в 90-х годах исламским эмиратом объявлен Афганистан. В Албании и Бразилии в 90-х годах проводились референдумы о возможности восстановления монархии (результат был отрицательным), такой референдум был назначен и в Болгарии (отменен парламентом).

     Сторонники  монархии достоинством данной формы  правления считают прочность  поста главы государства, который  не зависит от политических перемен  и, следовательно, стабильности государственной  власти. К числу достоинств также  относят беспартийность монарха, а  значит теоретически его беспристрастность, который вследствие этого может  быть подлинным арбитром в обществе. Эти доводы несостоятельны для развитых государств, где монарх безвластен (хотя и может в определенных ситуациях  использовать свои «спящие» прерогативы), и не отвечают условиям развивающихся  стран, где монарх властвует, а если он и арбитр, то отнюдь не безвластный.

     В развитых странах (Бельгии, Великобритании, Дании, Испании, Японии) сколько-нибудь заметного движения за ликвидацию монархии и замену ее республикой не существует: монарх скорее лишь почетная должность, он не влияет существенно на управление страной. В развивающихся странах  есть силы, стремящиеся к ликвидации монархии, их организации являются чаще всего тайными, подпольными. Во многих из этих стран такие организации  создавались военными и привели  к установлению республики (Египет, Ливия, Эфиопия).  
 
 

2.2 Разновидности монархической формы правления

 

     В современном мире существует три  вида монархии: абсолютная (по внешним  признакам в связи с принятием  конституции она становится полуабсолютной), дуалистическая и парламентарная.

     Абсолютная  монархия в ее чистом «виде» характеризуется  полновластием монарха, конституция  и парламент отсутствуют. В настоящее  время таких монархий уже нет: в последней из них султанате  Омане в 1996 г. монарх даровал конституцию. Правда, нет конституции в королевстве Бутан, но там есть закон о национальном собрании, и этот своеобразно формируемый парламент собирается на сессии, хотя выполняет на деле лишь совещательные функции. Абсолютные монархии теперь «обшиты» конституционной или парламентской оболочкой. По существу, монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха (а не народа), он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии. В некоторых конституциях (Бахрейн, Кувейт) даже говорится об ответственности правительства перед парламентом (по традиции правительство возглавляет сын, брат или другой близкий родственник правящего монарха). К тому же, например в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Учитывая указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.

Информация о работе Формы государственного правления