Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:44, реферат

Описание работы

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти.

Работа содержит 1 файл

полит.docx

— 19.15 Кб (Скачать)

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными местными органами государственного управления, власти. 
Исторически сложилось три "классических" формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких-либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.). 
В отличие от форм правления организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их разделение между составными частями государства. 
Форма государственного устройства показывает: 
> из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
> каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения этих органов; 
> как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
> в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории. 
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основных группы: 
> унитарное;> федеративное;> конфедеративное. 
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.  
В ходе исторического развития унитарная форма государственного устройства сложилась самой первой, вместе с самим государством. Все без исключения государственные образования древности и средних веков обладали этой формой государственного устройства. Примером тому могут служить Римская империя, императорские Китай и Япония, средневековые европейские королевства. Позднее, с развитием идей просвещения и гуманизма, появилось немало прогрессивных идей, что и привело к появлению в области государственного строительства многих стран иных форм государственного устройства - федераций и конфедеративных государственных союзов. 
В наше время, как уже отмечалось ранее, унитарное государство также существует, но это явление не носит столь значительного и всеобъемлющего характера, как раньше. Унитарная форма характерна для небольших (так как небольшая территория легко управляема с помощью обычных административных методов), однонациональных (из-за отсутствия необходимости осуществления права каждого народа на самоопределение и самостоятельное государственное строительство), а также для монархических государств (в связи с традициями). Примерами могут служить Польская республика, Италия, Япония и др. Кроме того, унитарная форма государственного устройства характерна для государственных образований, являющихся субъектами, какой-либо федерации. Так, любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления. 
Унитарное государство характеризуется следующими признаками: 
> унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими органами; 
> на территории унитарного государства действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство; 
> составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают; 
> унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию; 
> все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене; 
> имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляются центральными органами государственной власти. 
Различия в степени и формах контроля центральной власти над местными органами управления позволяют говорить о централизованных и децентрализованных унитарных государствах, но эти различия касаются узкой сферы управления. 
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия. 
Федерация представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. 
Следует помнить, что само понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование крупного состава как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, выступающих, в свою очередь, как относительно самостоятельное государство или государственное образование [Лазарев. В. В. "Общая теория государства и права" М., "Юрист" 2002, С. 364.]. 
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство. 
Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств: 
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д. 
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. 
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы. 
4. В большинстве федераций существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц. 
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации. 
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.). 
Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства. 
Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Ныне эта форма государственного устройства характерна в основном для крупных и средних по территории демократических государств, особенно многонациональных, где принцип суверенитета каждой нации может найти отражение в предоставлении государственности в рамках федерации (Российская Федерация - хороший тому пример). 
Конфедерация - это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения общих интересов. 
При конфедеративном устройстве государства члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах. 
В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами: 
> конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличие от федерации; 
> конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета; 
> сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе; 
> государства могут договориться о единой денежной системе, о единых таможенных правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза. 
Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815 - 1867), Швейцарский союз (1815 - 1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация. 
Сейчас взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом. 
Конфедерация - это, по словам, Алексеева С.С., "государственный союз государств". То есть ни одно из государств конфедерации не утрачивает своего государственного суверенитета; части конфедерации не только обладают своими органами власти и управления, но зачастую сохраняют свою национальную денежную систему, армию, полицию и т.д. Конфедерация возникает, как правило, на недолгий срок, для решения каких-либо общественных целей (объединение усилий в той или иной сфере человеческой деятельности: внешней или внутренней политике, военном деле, культуре или искусстве, экономике и др.). Как правило, конфедерация не имеет собственных органов управления; чаще всего создаются консультативные, наблюдательные или контрольные органы. 
Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов). 
Однако существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением. Алексеев С. С. пишет: "Не исключено, однако, что конфедерация (и даже конфедеративное государство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты федерации, такие, как СССР, Югославия". 
Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды (создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге) происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию (интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Информация о работе Форма государственного устройства