Форма государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ УНИТАРНОЕ ГОС,ПОЛИТОЛОГИЯ.docx

— 18.38 Кб (Скачать)

Самой распространенной формой государственного устройства в  мире является унитарная

Форма государственно-территориального  устройства.

 Для рассмотрения  понятия "унитарная форма государственного  устройства", на мой взгляд, необходимо  сказать несколько слов о формах  государственного устройства, так  как "унитарное государство"  является составляющей формой  государственного устройства.

 Форма государственного  устройства - это национальное и  административно-территориальное строение  государства, которое раскрывает  характер, взаимоотношений между  его составными частями, между  центральными и местными органами  государственного управления, власти.

Субъекты  федеративного государства не могут  быть унитарными, поскольку они не имеют суверенитета в полном объёме, а обладают лишь некоторыми его признаками.

 Форма государственного устройства показывает:

 а) из каких  субъектов состоит государства;

 б) каково правовое  положение субъектов, и какие  взаимоотношения между ними;

 в) как строятся  отношения между центральными  и местными органами власти;

 г) в какой  государственной форме выражаются  интересы каждой нации, проживающей  на этой территории.

По  форме государственного устройства все государства  можно подразделить на основные группы:

1) Унитарное государство - это единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Это самая преобладающая форма государственного устройства в мире. Унитарными государствами являются такие страны как Великобритания, Франция, Италия, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Испания и т.д.3

 Исторически унитарная  форма государственного устройства  сложилась самой первой, вместе  с самим государством. Все без  исключения государственные образования  древности и средних веков  обладали этой формой государственного  устройства. Примером тому могут  служить Римская империя, императорские  Китай и Япония, средневековые  европейские королевства. Позднее,  с развитием идей просвещения  и гуманизма, появилось немало  прогрессивных идей, что и привело  к появлению в области государственного  строительства многих стран и  иных форм государственного устройства  федераций и конфедеративных  государственных союзов.

 С точки зрения  взаимоотношения местного самоуправления  и органами государственными  власти, унитарные государства можно  разделить:

 а) Децентрализованные государства - это государства, в которых Конституцией разграничены полномочия между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня (Франция, Испания).

 В децентрализованных  унитарных государствах крупные  регионы пользуются широкой автономией  и даже располагают собственными  парламентами, правительствами, административно-управленческими  структурами и самостоятельно решает переданные им в ведение вопросы. Чаще всего - это вопросы образования, коммунального хозяйства, охраны общественного порядка и т.п.

 б) Централизованные государства - это государства, в котором властные функции на местах осуществляют только, представители, назначенные центральными органами власти (Великобритания, Швеция, Дания).

 Централизованные  государства могут предоставлять  достаточно широкую самостоятельность  низовым органам управления. Однако  в них средние уровни управления  не обладают значительной автономией  и непосредственно ориентированы  на выполнение решений центральными  органами управления.

 Также являются  государства с выраженными авторитарными  политическими режимами. В ряде  стран Африки значительная роль  в осуществлении власти на  местах принадлежит родо-племянным вождям. В прочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

 в) На их  основе организуется и третий  тип - смешанный, присущий системам  самоуправления Италии, Норвегия.

  Унитарное государство в зависимости от этнического состава может быть:

  национальным (Франция, Эстония, Япония);

  многонациональным (Китай, Афганистан);

 Унитарная форма  государственного устройства характерна  для государственных образований,  являющихся субъектами какой - либо федерации. Так, например любая республика в составе Российской Федерации является государством с унитарной формой правления. 

 Основные признаки унитарного  государства.

 Для стран с  унитарной формой государственного  устройства характерно наличие  следующих признаков: 

1) На территории  унитарного государства действует  одна конституция на всей территории  без изъятий или ограничений.  Так как все административно-территориальное  единицы государства имеют равный  правовой статус. В ней содержится, принципы разграничения полномочий  между центральной властью и  территориальными единицами высшего  уровня, административно-территориальное  деление, форма государственного  устройства (по умолчанию), компетенцию  главы государства, правовое положение  личности, форма правления, структура  высших органов государтсвенной власти. (Конституция Франции 1958 г.) Но существует исключения из правила Конституция Великобритании и Новой Зеландии, там действует неписаная конституция. Ее предписание содержатся не в одном документе а в огромном их числе (нормативно-правовые акты и правовые обычаи).

2) Единая система  высших органов государственной  власти (глава государства, правительство,  парламент), юрисдикция которых распространяется  также на территорию всей страны. Органы местного самоуправления  могут издавать законы, только  имеющий подчинительный характер  и не противоречит Конституции  и также центральными органами  власти. Действия органов местного  самоуправления на прямую подчинено главе государства, правительству, парламенту.

2.1 3) Однопалатный  парламент. Действуют в половине  государств Европы как Финляндия,  Венгрия, Болгария, Дания, Швеция  и др. Но существует и исключения  как Франция, Испания, Италия, Польша и др. Верхняя палата  парламента формируется по политико-административным  территориальным единицам. Например: Французский парламент состоит  из двух палат: нижний - Национального  собрания и верхний - Сената8.

4) Составные части  унитарного государства (области,  департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом  не обладают. Административно-территориальное единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других элементов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов, унитарное государственное устройство может быть централизованным или децентрализованным. Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены органы местного самоуправления. Так, в Финляндии местное самоуправление возглавляется губернатором, который назначается президентом. В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

 Имеются и смешанные  системы местного государственного  устройства, в которых присутствуют  признаки централизации и децентрализации.  Местное самоуправление Японии  практически не зависит от  центральных органов. В префектурах  управление осуществляют выборные  префектурные собрания. Подобные  собрания имеются в городах,  поселках и деревнях. Выборными  являются также должностные лица  органов самоуправления: в префектурах  - губернаторы, в городах - мэры, в поселках и деревнях - старосты. Примером смешанной системы местного  и государственного устройства  может служить Турецкая республика. Местное самоуправление в основных  административно-территориальных единицах  в Турции осуществляется представителями  центральной власти, но есть еще  и Генеральные Советы, и их  исполнительные органы - Энджомены. В городах и окружных населенных пунктах избираются муниципальные советы, в селах - совет старшин и староста, который одновременно является представителем основной административно-территориальной единицы.9

5) Унитарное государство,  на территории которого проживают  небольшие по численности национальности, широко допускает национальную  и законодательную автономию.  В Монголии, например, автономным  государственным образованием является  Баян-Улэгэйский аймак, на территории которого проживают, в основном, лица казахской национальности. В Судане согласно закону о самоуправлении Южных провинций 1972 г., автономное право предоставлено Южному региону. Там создан выборный региональный народный совет, который формирует исполнительный орган - Высший исполнительный совет. Самостоятельные автономные образования имеются в составе Азербайджана, Таджикистана, Грузии и других унитарных государств;

6) В унитарном  государстве все внешние межгосударственные  сношения осуществляют центральные  органы, которые официально представляют  страну на международной арене.  Административно-территориальное единицы  не имеют правового статутса так как они все равны и не обладают суверинитетом( как субъекты федерации).

7) В подавляющем  большинстве современных унитарных  государств основное территориальное  деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран  имеются административно-территориальные  единицы как общего типа, где  действуют органы общей администрации,  так и специального где действуют  специализированные государственные  органы.

 Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция четыре.

8) В унитарном  государстве действует единая  судебная система, которая осуществляет  правосудие на территории всей  страны, руководствуясь общими для  всех государственных образований  нормами материального и процессуального  права. Судебные органы, как, впрочем,  и все другие правоохранительные  органы, представляют собой звенья  единой ценрализованной системы.

 Этому способствует  единая правовая система. Ее базу образует единая конституция, и нормативные акты издаваемые государственной властью, так же нормативные акты издаваемые органами местного самоуправления (подчиненный характер и только в соответствии со своей компетенции).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Подводя итог  вышесказанному, можно заключить,  что " ... унитарное государство  - это единое государственное  образование. Государство при  этом делится лишь на административно-территориальные  части. Для такого государства  характерно существование общих  для всей страны высших органов  государственной власти и управления, единой судебной системы и  конституции". Унитаризм вызывался  потребностями единого рынка,  удобствами осуществления государственной  администрации и не ставился  в связь с национально-этнической  или расовой структурой населения.  Подавляющее большинство современных  унитарных государств - государства  мононациональные. 

Информация о работе Форма государственного устройства