Форма государственного правления: понятие, виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Форма государства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы» государства позволяет дать ответ на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти

Работа содержит 1 файл

к.р. по правоведению.docx

— 31.40 Кб (Скачать)

Волго- вятская академия

государственной службы

 

 

 

 

 

контрольная работа по

правоведению

на тему:

Форма государственного правления: понятие, виды.

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 2 курса

Заочного  отделения

Группа  Гк- 523

Самосадова Анна  Александровна

Проверила: Иванова А.А.

 

 

2011 год.

Введение

Форма государства характеризуется  неразрывной связью с его содержанием. Категория «содержание» позволяет  установить принадлежность государственной  власти, ее субъекта, ответить на вопрос: кто ее осуществляет. Изучение же «формы»  государства позволяет дать ответ  на вопрос как формируется власть в государстве, какими органами она  представлена, каков порядок образования  этих органов, сколь длителен период их полномочий, каковы взаимоотношения  главы государства, высших органов  законодательной и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основная часть

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимомгосударства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

В различных периодах истории форма  правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода киндустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали обогащаться. Наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Таким образом, форма правления  показывает:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами страны,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

При этом необходимо отличать понятие  «политический режим» от понятия «форма правления». Политический режим скорее социологическая характеристика государства характеризующая в большей степени взаимоотношение по поводу отчуждения и перехода власти в государстве, а форма правления описывает, как формируются органы государственной власти (скорее с точки зрения процессуальных моментов), и как данные органы взаимодействуют друг с другом.

Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления  государственной власти в стране.

Структура формы государства —  устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с  целым. Она включает три взаимосвязанных  элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима. Форма государства Форма  государственного правления

Форма государственного устройства

Форма государственного режима —  порядок образования и организации  высших органов власти в государстве

— порядок разделения территории государства на определенные составные  части и соотношение власти между  ними и государством в целом

— порядок осуществления государственной  власти определенными способами, методами и средствами

Форма государственного правления

Монархия

— форма государственного правления, при которой государственная  власть сосредоточена полностью  или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им)

Республика

форма государственного правления, при  которой высшая государственная  власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением

Теория государств

На протяжении истории возникали  различные виды монархий:

1) восточная деспотия, основанная  на азиатском способе производства;

2) античная (рабовла дельческая);

3) феодальная:

а)раннефеодальная — характеризуется большой степенью децентрализации,

б) сословно-представительная — власть монарха сочетается с наличием сословно-представительного  органа (Испания — кортесы, Франция  — генеральные штаты, Англия —  парламент);

в) абсолютная,

4) конституционная.

Рассмотрим абсолютную и конституционную  монархии, так как остальные практически  не существуют. Монархия Абсолютная (не ограниченная) Конституционная (ограниченная) — Монарх не ограничен конституцией; — Власть монарха ограни осуществляет законодательную деятель чена конституцией, он не ность; руководит правительством, кото может прямо влиять на рое формирует сам; контролирует пра состав и политику прави восудие, местное самоуправление, т.е. тельства, которое форми вся государственная власть сосредото руется парламентом и под чена в его руках (характерна для рабов отчетно ему; парламент ладельческих и феодальных обществ). осуществляет законода Сохранилась в первозданном виде (без тельную деятельность конституции и парламента) в единич (Великобритания, Испа ных странах (султанат Оман). ния, Дания, Швеция, Современная абсолютная монархия, как Бельгия, Голландия, Япо правило, имеет и конституцию, и пар ния и др.). ламент. Конституция устанавливает, что власть исходит от монарха, т. е. утверждает его абсолютную власть. Парламенту отводится роль консультативного совета при монархе (Кувейт, СаудовскаяАравия), который в любое время можетбыть распущен (в Бахрейне распущенчерез полтора года после создания).

Форма государства

Конституционная монархия может быть парламентской и дуалистической. Последняя форма практически  отживает.

В парламентской монархии власть монарха  в законодательной, исполнительной и судебной сферах деятельности символична. Монарх только подписывает законодательные  акты, принятые парламентом, и формально сохраняет статус главы государства — исключительно с представительскими полномочиями. Фактическим главой государства (премьер-министр) становится лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест в парламенте. Правительство формируется парламентом и только ему подотчетно. Современные монархии в большинстве своем — парламентские (Япония, Испания, Швеция, Дания и др.) В дуалистической монархии юридически и фактически власть разделена между правительством, которое формируется монархом (или назначенным им премьер-министром), и парламентом. Монарх уже не имеет законодательной власти, она перешла к парламенту, но он еще сосредоточивает в своих руках исполнительную власть и формирует правительство, ответственное перед ним, а не перед парламентом. Монарх своими указами регулирует многие сферы общественных отношений. Он обладает правом отлагательного вето по отношению к законам, издаваемым парламентом и правом роспуска парламента.

Дуалистическая монархия характерна для переходного периода от феодализма к капитализму. Она является своеобразной попыткой примирить интересы феодалов (их преимущественно выражает монарх) и интересы буржуазии (их представляет парламент). Например, дуалистическая монархия была в кайзеровской Германии в 1871 — 1918 гг. Она существовала также  в Тунисе, Таиланде, Ливии, Эфиопии  и других странах. В некоторых  современных странах (султанат Бруней, королевство Тонга) сохранились  отдельные черты дуалистической монархии.

В истории государств мира возникали  различные виды республик: античная, средневековая (феодальная); буржуазная; социалистическая.

Понятие и виды

Форма правления характеризует  способ организации государственной  власти, включающий порядок образования  и деятельности высших и местных  государственных органов, порядок  взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления  в значительной мере различаются  в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она  принадлежит коллективному выборному  органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая  форма правления; во втором – республиканская.

При монархической форме правления  источником власти и ее носителем  является монарх. При республиканской  источником власти объявляется народ, а ее носителем – выборные государственные  органы.

Классификация форм правления государства  в зависимости от числа стоящих  у власти, правящих лиц является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Если «высшее  распоряжение государственной властью, – писал в связи с этим еще  в конце XIX в. известный русский ученый-юрист Н.М. Коркунов, – принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия.

Количественный критерий подкупает  своей простотой и непосредственностью, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только

им, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства  и ответить на некоторые, принципиально  важные вопросы.

Например, какая часть общества или правящих слоев должна стоять у власти для того, чтобы появилось  основание называть такую форму  правления аристократической республикой или аристократией? Это должна быть, как минимум, треть правящего класса? Половина его? Или весь правящий класс?

К тому же, как правильно подметил Н.М. Коркунов, кого, собственно, следует  называть правящими? «Если тех, в  чьих руках сосредоточено все  распоряжение государственной властью», а все «другие учреждения являются лишь содействующими им или действующими по их полномочию», то под определение  монархии как власти и правления  одного лица «подойдет только неограниченная, абсолютная монархия». Ибо в конституционной  монархии «парламент не содействует  только монарху и не от него получает свои полномочия». Напротив, парламент, являясь самостоятельным органом  и опираясь на полномочия, данные ему  народом, всячески «ограничивает монарха».

Если же «под правящими, – продолжал  автор, – разумеют тех, в чьих руках  сосредоточено не все распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии».

С другой стороны, рассуждал Н.М. Коркунов, под определение демократии как  правления всех «не подойдет в сущности ни одно действительно существующее государство». Ибо «нигде к участию в осуществлении функций власти не допускается все без исключения население.

Уже в древности, в период появления  демократии и определения ее «как правления всех», к управлению делами государства допускалось далеко не все взрослое население, а только свободные граждане. Остальная часть  общества была вообще лишена правоспособности и политических прав, находилась на положении рабов.

В современном государстве, где  все объявляются свободными и  равноправными, также далеко не все  «участвуют в функциях власти». Даже там, подчеркивал Н.М. Коркунов, где  введена «так называемая всеобщая подача голосов, правом голоса на политических выборах пользуется в действительности не более одной четверти всего населения».

Из всего этого делался вполне оправданный вывод о том, что  количественный критерий (по числу  правящих) классификации форм государства  является далеко не совершенным, «слишком внешним и случайным». Он не дает возможности провести четкую грань  в ряде случаев между монархической  и республиканской формой. Следуя ему, в частности, «пришлось признать, что Россия во время совместного  царствования Иоанна и Петра перестала  быть монархией и сделалась аристократической  республикой.

Предостережения в отношении ущербности количественного критерия классификации форм правления постоянно следовали и от многих других авторов. Это подтолкнуло ряд исследователей к тому, чтобы не ограничиваться только данным критерием, а разрабатывать и другие критерии.

Так, еще Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей – мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать то в одном, то в другом государстве.

Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной  властью, в процессе классификации  форм правления использовал наряду с количественным критерием также  и другие критерии. В частности, он широко использовал такие критерии, как общая польза, благо и интерес.

В более поздний период Монтескье, рассматривая в качестве критериев  классификации форм правления различные  принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что  добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии и  страх – в основе деспотии.

Помимо названных критериев  в отечественной и зарубежной литературе, в особенности ранних лет, довольно широко использовались так  называемые юридические критерии. Суть их, по общему признанию, сводилась  к тому, что в процессе классификации  форм правления за основу брались  не количественные или любые иные факторы, а юридическое положение (статус) высших государственных органов  и «правящих лиц».

Различие между монархической  и республиканской формами правления, констатировал в связи с этим Н.М. Коркунов, заключается не в наличии  различного числа правящих или иных, второстепенных по своему характеру, лиц, их особенностей, а в различном «юридическом положении» правящих лиц.

Информация о работе Форма государственного правления: понятие, виды