Финансовая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 14:22, реферат

Описание работы

Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.

Работа содержит 1 файл

финансовая политика.docx

— 23.44 Кб (Скачать)

      Финансовая  политика

      Финансовая  политика - совокупность государственных  мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. 

      Содержание  финансовой политики:

      1.   Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

      2.   Создание адекватного финансового механизма.

      3.   Управление финансовой деятельностью государства и других субьектов экономики.   

      Основа  финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей  и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия  тесно взаимосвязаны между собой  и взаимозависимы. 

      Важная  составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

      Финансовый  механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

      Элементы  финансового механизма:

      ·     формы финансовых ресурсов;

      ·     методы их формирования;

      ·     система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

      ·     организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм
Директивный Регулирующий
разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В ряде случаев  распространяется и на другие виды финансовых отношений, имеющих большое  значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бымаг), либо одна из сторон этих отношений - агент государства ( финансы государственных  предприятий). 

определяет основные "правила игры" в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях.

В этом случае государство устанавливает общий  порядок использования финансовых ресурсов.

 

 

      Исходя  из выше сказанного задачами финансовой политики является:  

      1.   обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

      2.   установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

      3.   организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;

      4.   выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

      5.   создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.  

      В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

      Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.  

      Типы  финансовой политики.   
 

Финансовая  политика

Классическая

Регулирующая

Планово-директивная

     
 
 

      Классическая  политика.

      Являлась  основным типом финансовой политики большинства стран до  конца 20-х годов XX  века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

      Основные  направления:

      ·     невмешательство государства в экономику,

      ·     сохранение свободной конкуренции,

      ·     использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.  

      Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в основном к расходам на военные цели, выплату процентов  по государственному долгу и его  погашению и управлению. Система  налогов (в основном косвенные и  имущественные налоги) должна была создать необходимые поступления  средств для обеспечения сбалансированного  бюджета государства.

      Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как  правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

      Регулирующая  финансовая политика  

      Получила  развитие во многих странах мира с  конца 20-х  XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

      В ее основу были положены  труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей.

      Основывалась  на необходимости вмешательства  и регулирования государством циклического развития экономики.

      Финансовая  политика наряду с ее традиционными  задачами стала преследовать цель использования  финансового механизма для регулирования  экономики и социальных отношений  в целях обеспечения полной занятости  населения.

      Основной  инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос.

      Кардинально изменилась система налогов. Главным  механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные  ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

      Большое внимание в финансовом механизме  уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.

      Изменяется  система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием  бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным  долгом.

      В целом кейнсианская регулирующая финансовая политика обеспечила в 30-60-х годах  стабильный экономический рост, высокий уровень занятости и эффективную систему финансирования социальных нужд в большинстве стран.

      В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная  стратегия, связанная с неоклассическим  направлением экономической теории. Не отказываясь от вмешательства  государства в экономику и  социальную область в целом, существенно  его ограничила.

      Финансовый  механизм в этих условиях исходит  их необходимости сокращения обьема перераспределения национального  дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника  производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.

      Следует отметить, что различные  разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.

      Планово-директивная  финансовая политика.

      Применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой.

      Основана  на государственной собственности  на средства производства, что позволяет  осуществлять прямое директивное руководство  всеми сферами экономики и  социальной жизни, в том числе  и финансами.

      Ее  цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства  для их последующего перераспределения  в соответсвии с основными  направлениями государственного плана.

      Основная  задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых  производится изьятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным  планом ресурсов. Изьятие средств  производилось у государственных  предприятий, населения и органов  местной власти.

      Управление  финансами осуществлялось из единого  центра Министерства финансов, которое  занималось всеми вопроса использования  финансового механизма в народном хозяйстве.

      Планово-директивная  финансовая политика проводилась; практически во всех бывших социалистических странах. С показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.  

Информация о работе Финансовая политика