Философия политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 14:10, контрольная работа

Описание работы

Философия политики насчитывает две с половиной тысячи лет, однако до начала ХХ века её статус не был определён. Роль философии политики играли: философия государства, философия права, моральная философия. В философии политики сложилось две традиции. Одна ведёт свою историю от Аристотеля, другая – от Н. Макиавелли. Первая задаётся вопросом, какой политический режим является аутентичным- соответствует природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.

Содержание

Введение
Понятие власти ( общественные отношения, признаки )
Политическая власть (признаки, сущность ).
Политика, как явление.
Государство, как организация политической власти.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ПОЛИТИКИ.docx

— 89.22 Кб (Скачать)

Гражданство

Кроме всего прочего  государство можно рассматривать  и как союз людей, объединившихся для совместного проживания. Историческая, идеологическая, социально-экономическая  связь человека с государством просматривается  в политико-правовой категории гражданство. Каждый из сограждан заинтересован  в существовании государства  с его аппаратом управления и  принуждения, так как каждый рассчитывает с помощью государственной машины получить личную независимость и  свободу в общении с согражданами, охрану семьи и собственности, гарантии безопасности от вторжения в частную  личную жизнь. Эти гарантии и обеспечивает государство для своих граждан. Как гражданин индивид приобретает  устойчивые политические качества, которые  становятся основой его участия  в политической жизни страны, в  деятельности общественно-политических партий и т.д. Таким образом именно через государство человек включается в политическую жизнь общества.

Вместе с тем между  государством и некоторыми гражданами существуют определенные противоречия связанные с противоречиями между  государственной бюрократической  машиной и демократическими принципами общества, между развитием самоуправления и ограниченными возможностями  его осуществления и т.д. Эти  противоречия можно охарактеризовать как основные противоречия политической системы общества в целом. Эти  противоречия резко обостряются, когда  государство проводит ярко выраженную классовую, национальную или расовую  политику по отношению к гражданам, не принадлежащим к политически  господствующим социальным группам.

Социально-классовый характер государства

В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место  занимает социально-классовое расслоение общества. Отсюда следует, что государство  выступает политической организацией экономически господствующего класса. Классовый характер государства  связывает его с иными политическими  явлениями. Поэтому перед государством и политической сисчтемой в целом  стоят одни и те же задачи: ввести классовую борьбу в русло цивилизованной политической борьбы, основанной на принципах  демократии и права; направить усилия противоборствующих слоев, классов  и их политических организаций на конструктивное решение общесоциальных, а значит, и одновременно классовых  проблем.

Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это  обусловило его претензии на всеобщность  охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной  власти сделали реальным значение государства  как формы политического общежития  различных социальных и национальных образований, а также выражающих интересы различного рода организаций и партий. Государственность - форма бытия классового общества.

В этой связи государство  играет роль надклассового арбитра. В законодательном порядке оно  устанавливает “правила игры”, для  политических партий и общественных объединений, пытается учитывать в  своей политике спектр их многообразных, порою антагонистических противоречивых интересов. Демократическое государство  стремиться обеспечить не только нормальное мирное политическое общежитие, но и  мирную смену государственной власти, если возникает такая историческая необходимость. Государство как  форма политического общежития  по территории совпадает с политической системой общества. По содержательным и функциональным характеристикам  оно выступает элементом политической системы.

Государство как связь политической системы и гражданского общества

Государство выступает  важнейшим интегрирующим фактором, связывающим воедино политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения  государство берет на себя заботу об общих делах. Оно вынуждено  заниматься общесоциальными проблемами - от строительства домов для престарелых, устройства связи, транспортных артерий  до энергетического, экологического обеспечения  будущих поколений людей. Как  основной собственник средств производства, земли, ее недр, оно финансирует наиболее капиталоемкие отрасли науки  и производства, несет бремя расходов на оборону. В качестве органа, управляющего общественными делами, государство  посредством аппарата (полиция, тюрьма и т.д.) сохраняет целостность  политической системы, обеспечивает правопорядок в обществе.

Неизбежно, здесь возникает  масса противоречий, которые могут  быть условно сведены к гипертрофированному  пониманию роли государства в  жизни общества и принижению значения отдельной личности. Поэтому только то государство может считаться  социальным и демократическим, в  котором созданы условия для  реализации прав и свобод человека.

Для политической системы  общества важное консолидирующее значение имеет суверенный характер государственной  власти. Только государство имеет  право выступать внутри и вне  страны от имени народа и общества. Вхождение политической системы  конкретного общества в мировое  политическое сообщество во многом зависит  от реализации суверенных качеств государства.

Политическая система  в силу подвижности экономических, социально-классовых отношений, изменчивости идеологической и психологической  ауры находится в постоянном движении. Все ее элементы и компоненты работают как бы в равной степени, увязывая, согласовывая интересы социальных групп, вырабатывая политические решения. Когда же возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные  бедствия, изменяется форма правления  или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству. Причем в этом случае речь имдет  не просто о государстве, а о его  субстанциональном проявлении - государственной  власти. Только законная государственная  власть может обеспечить относительно безболезненный и бескровный переход  к новому состоянию общества.

Государство и общественные организации

При рассмотрении вопроса  о государстве, как особого звена  политической системы общества, важно  учесть взаимосвязи, возникающие между  государством и общественными организациями.

Взаимоотношения государства  и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и  задачи, едины принципы построения и функционирования.

Укрепление и развитие общности и единства этих организаций - свидетельство дальнейшего развития демократии, обеспечивающей активное участие всех членов общества в управлении как государственными, так и общественными  делами, если будут успешно преодолеваться противоречия между общественными  организациями и государством. Взаимоотношения  между ними строятся по-разному в  зависимости от места и роли тех  или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих  перед ними целей и задач. Это  сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства  деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного  направления их деятельностью. Надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость  в решении вопросов на основе принципов  самоуправления и самодеятельности.

Отношения между государством и общественными организациями  всегда двусторонние. Эти отношения  регламентируются нормами права, приобретая в зависимости от этого различный  характер (государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.).

Нормативная регламентация  деятельности общественных организаций  и их взаимоотношения с государством способствует их укреплению и развитию, стабилизации связей с государственными органами, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностях.

В нашей стране общественные организации участвуют в выработке  и реализации политики государства. Они являются непременными участниками  всех политических компаний, в том  числе таких как всенародное  обсуждение проектов законов, выборы депутатов, народных заседателей и т.д. Общественные организации делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных  органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом мнения общественных организаций или совместно  с ними. Это вопросы контроля за деятельностью государственных  органов, в лице своих депутатов  общественные организации имеют  право законодательной инициативы в Государственной Думе Российской Федерации.

Следует отметить, что общественные организации действуют в рамках правового режима, установленного государством, которое как главная властвующая  и организующая сила призвано обеспечить нормальную деятельность всех негосударственных  организаций в рамках их уставных задач, способствовать их развитию и  совершенствованию. Прежде всего это  выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение  в общественные организации, использование  ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных  шествий и демонстраций. Права  и законные интересы общественных организаций  находятся под охраной государственных  органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.

Взаимоотношения государства  с профсоюзами, молодежными организациями, творческими союзами строятся при  отсутствии государственного руководства, тогда как деятельность таких  общественных организаций, как потребительская  кооперация, ряд добровольных обществ, государство руководит. Но это не означает какого то ни было их “включения”  в систему государственного аппарата. Общественные организация - это не “филиалы”  государства, а самостоятельные  звенья политической системы, имеющие  свои функции, собственное социальное назначение. Все задачи должны решаться путем сочетания мероприятий  по государственной линии и по линии различных общественных организаций, причем не изолированно, а в тесном контакте и при постоянной взаимной поддержке.

Многие возникающие в  российской действительности общественные организации и движения учитывают  в своей политической деятельности фундаментальные человеческие ценности. Наряду с политическими партиями они служат дополнительными каналами выражения интересов и мнений, формулирования требований в адрес  правительства. В силу своей внутренней структуры они были и остаются практической лабораторией, так как  повышают политическую восприимчивость  и потенциал граждан, формируют  лидеров, готовят их к участию  в большой политике и вообще стимулируют  тягу человека к демократии. Но самое  важное в том, что такие автономные организации встают на пути естественного, но недопустимого стремления государственной  власти к распространению и централизации  своего господства, к выходу из-под  контроля общества. В этом смысле они  призваны обеспечить альтернативные каналы оглашения политических взглядов, контроль за законодательной и исполнительной властью.

Стабильность демократического функционирования политической системы  российского общества может гарантироваться  только в том случае, если она  будет основана на политической культуре компромисса. Главное - найти общие  подходы к решению вопросов, в  том числе затрагивающих конфликтные  ситуации.

Место и роль государства в политической системе общества

Характеризуя роль и  место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в  любой стране и на любом этапе  развития общества - выступает как  самая массовая и самая всеобъемлющая  организация. Оно объединяет или  стремиться объединить вокруг себя различные  слои населения. В конституциях и  других законодательных актах оно  стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее  ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции  СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации  является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ  Соединенных Штатов, в целях образования  более совершенного Союза, утверждения  правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения  нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию  для Соединенных Штатов Америки”).

Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах  других государств. “Народ” при  этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая  определенному классу, социальному  слою или правящей группировке. В  реальности же именно те, в чьих руках  находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.

Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно  стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает  реальные усилия для расширения своей  социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится  к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую  составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих  функций государству необходимо иметь как можно большее число  убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.

Информация о работе Философия политики