Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 02:01, реферат

Описание работы

Фемини́зм— общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

Работа содержит 1 файл

ФЕМИНИЗМ.docx

— 23.59 Кб (Скачать)

ФЕМИНИЗМ 

      Фемини́зм— общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

      Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями  Запада: либеральная философия и  теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд  Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маркузе и Теодор Адорно). Кроме того, на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста новых левых, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований в рамках целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

Зарождение  и предтечи феминизма

      Истоки  феминизма принято датировать концом 18-го — началом XIX-го века, когда мнение о том, что женщина занимает угнетённое положение в обществе, в центре которого стоит мужчина (см. патриархат), стало получать более широкое  распространение. Феминистское движение берёт начало в реформаторском движении западного общества XIX-го века. Среди  активисток этого времени — София  де Кондорсе.

      Социальные  предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального  общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой  вовлечение женщин в работу по найму  и превращение их в собственниц  своих рабочих рук.

      Впервые требования равноправия были выдвинуты  женщинами во время Войны за независимость  в США (1775—1783). Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит Адамс (1744—1818). Она вошла в историю феминизма благодаря своей знаменитой фразе: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

      Во  Франции к началу Великой французской  революции 1789 года стал выходить первый журнал, посвященный борьбе женщин за равенство, возникли женские революционные  клубы, члены которых участвовали  в политической борьбе. Однако французская  Конституция 1791 года отказала женщинам в избирательном праве. В том же году Национальному собранию была представлена Декларация прав женщины и гражданки, подготовленная Олимпией де Гуж по образцу Декларации прав человека и гражданина 1789 года, в которой содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин.

      Тогда же была создана первая женская политическая организация «Общество женщин —  революционных республиканок», однако в 1793 году деятельность общества была запрещена Конвентом, а вскоре была отправлена на гильотину и автор  Декларации Олимпия де Гуж. Ей принадлежат  слова: «Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна войти и в парламент». В 1795 году женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 году император Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины.

      В Англии требование гражданского равноправия  женщин было выдвинуто Мэри Уолстонкрафт (1759—1797) в книге «Защита прав женщины» (1792). Эта работа — одно из немногочисленных сочинений, появившихся до XIX века, которое может быть причислено к феминистским произведениям.

О трёх «волнах» феминизма

Феминистки  и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к  суфражистскому движению XIX-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин.

      Итак, н ачалом организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

      Под «второй волной» понимают идеи и  действия, связанные с женским  освободительным движением, которое  начало развиваться с 1960-х годов  и выступало за юридическое и  социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам. Третью волну  часто называют пост-феминистской, а еще - мультикультурализмом в феминизме. Ее характеризует культурная разнородность участников и большая, по сравнению со второй волной, диверсификация целей. Во многом, «третья волна» в феминизме - уже не американская, и вообще не западная. Центр активности женщин переместился с США и Европы в страны второго и третьего мира – в Африку, Латинскую Америку, Азию, мусульманский мир. Феминизм стал бесконечно разнообразен, как и сами женщины по всему миру.

      Появление этой новой волны связано с  общемировыми тенденциями:

• глобализация

• рост значимости СМИ в общественной жизни 

• новые  технологии сверхскоростной связи (интернет, мобильная связь)

• уплотнение транспортных потоков (в том числе  туризм)

• глобальное переселение народов (миграция, беженство) 

Вопросы и проблемы «третьей волны»

• Женщина  и религия 

• Брачные  отношения 

• Сексуальное  насилие 

• Домашнее насилие 

• Двойной  стандарт в отношении сексуальности 

• Недостижимый идеал красоты и расстройства питания 

• Экономика, неравенство в зарплатах, «эффект  стеклянного потолка»

• Участие  женщин в политической жизни (в т.ч. в парламенте, правительствах и на президентских должностях)

• Неравное распределение домашних обязанностей... и многие другие проблемы.

Разновидности и идеологии феминизма

Термин  «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и  групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе  женщин в разных странах, а также  с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга  и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

Анархо-феминизм

Вуманизм (от англ. woman — женщина)

Духовный  феминизм

Культуро-феминизм

Лесбийский  феминизм

Либеральный феминизм

Индивидуалистский феминизм

Мужской феминизм

Марксистский  феминизм

Материальный  феминизм Многокультурный феминизм

Поп-феминизм

Постколониальный феминизм

Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory)

Психоаналитический  феминизм

«Пушистый»  феминизм («легкомысленный феминизм»)

Радикальный феминизм

Ролевой феминизм

Сексуально-либеральный  феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм)

Сепаратистский  феминизм Социалистический феминизм

Социально-обусловленный  феминизм

Трансфеминизм

Феминизм  амазонок

Феминизм  стран третьего мира

Французский феминизм

Экофеминизм

Экзистенциальный  феминизм

Некоторые течения, подходы и люди также  могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты

Социалистический  и марксистский феминизм

      Социалистический  феминизм объединяет угнетение женщин с марксистскими идеями об эксплуатации, угнетении и труде. Социалистический феминизм рассматривает женщин как  подвергающихся угнетению в связи  с их неравным положением на рабочем  месте и в быту. Проституция, работа на дому, уход за детьми и брак рассматриваются  сторонниками этого течения как  способы эксплуатации женщин патриархальной системой. Социалистический феминизм сосредотачивает своё внимание на широких  изменениях, затрагивающих общество в целом. Сторонники социалистического  феминизма видят необходимость  совместной работы не только с мужчинами, но и со всеми другими группами, которые, как и женщины, подвергаются эксплуатации в рамках капиталистической  системы.

      Карл  Маркс и Фридрих Энгельс считали, что когда классовое угнетение  будет уничтожено, исчезнет и половое  неравенство. По мнению марксистов, угнетение  женщин полностью исчезнет только с  окончательной ликвидацией общественного  разделения труда и классового разделения.

Радикальный феминизм

      Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения  женщин контролируемую мужчиной капиталистическую  иерархию, которая описывается как  сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

      С течением времени стали возникать  различные направления в радикальном  феминизме, такие как культурный феминизм, сепаратистский феминизм и  антипорнографический феминизм. Культурный феминизм — это идеология «женской природы» или «женской сущности», пытающаяся вернуть ценность тем отличительным чертам женщины, которые кажутся недооценёнными. Он подчеркивает различие между мужчинами и женщинами, но считает, что эта разница является психологической и культурно сконструированной, а не биологически врожденной.

Либеральный феминизм

      Либеральный феминизм провозглашает равенство  мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое  фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами  на основе собственных действий и  решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами  и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными  с мужчинами. Для либеральных  феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных  домогательствах, возможность равноправного  голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность  ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

Влияние на гетеросексуальные  отношения

      Феминистское  движение, несомненно, повлияло на гетеросексуальные  отношения как в западном обществе, так и в других странах, подвергшихся влиянию феминизма. В то время как в общем это влияние оценивается как позитивное, также отмечаются и негативные последствия.

      В некоторых отношениях произошла  перемена полюсов власти. В таких  случаях и мужчинам, и женщинам приходится адаптироваться к сравнительно новым ситуациям, что иногда вызывает замешательство и смятение в привыкании к нетрадиционным для каждого  пола ролям.

      Женщины теперь более свободны в выборе открывающихся  для них возможностей, но некоторые  ощущают значительный дискомфорт от необходимости исполнять роль «суперженщины», то есть удержания балансирования между карьерой и заботой о домашнем очаге. В ответ на то, что в новом обществе женщине труднее быть «хорошей матерью», многие сторонники социалистического феминизма отмечают отсутствие достаточного количества учреждений дошкольного воспитания. В то же время, вместо перекладывания ответственности за воспитание и уход за детьми исключительно на матерей, многие отцы стали активнее включаться в этот процесс, признавая, что это и их ответственность тоже.

Информация о работе Феминизм