Федерация как разновидность территориально – государственного устройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:13, контрольная работа

Описание работы

Государство – это сложная политическая организация, с различными функциями, формами, принципами образования и т.д. Понятие формы государства позволяет узнать, как устроено управление, кто правит, какова взаимосвязь между частями государства и целым государством, какие методы используются для осуществления власти. Более полное представление о форме конкретного государства дает анализ трех его составных частей – формы правления, государственного устройства и государственно-правового режима. На мой взгляд, наиболее важными являются первые две составляющие, а третья носит очень субъективный характер, так как очень трудно объективно оценить, демократический режим в государстве или нет. Особенно это трудно сделать по отношению к другому государству, т.е. к тому, в котором ты не проживаешь, т.к. не знаешь исторических, культурных, религиозных и других особенностей народов, проживающих в этом государстве.

Содержание

Часть 1

Федерация как разновидность территориально – государственного устройства

Введение……………………………………………………………………3
Понятия и виды форм государственного устройства………….….4
Федерализм как форма государственного устройства……………6
Признаки федерации…………………………………………6
Принципы объединения……………………………..…….…8
Классификация федераций………………………………...…8
Осуществление государственной власти в федерациях…....9
История развития федерализма в России…………………………11
Принципы федеративного устройства современной России……16
Конституционный статус РФ и ее субъектов………………25
Компетенция РФ и ее субъектов…………………………….27

Заключение………………………………………………………………....32

Список использованных источников……………………………………..33

Часть 2

Политические идеи большевизма

2.1. Большевизм как течение политической мысли……………….……..34

2.2. Политическое учение В. И. Ленина…………………………………..36

2.3. Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки ………….....38

Список использованных источников…………………..………………….43

Работа содержит 1 файл

контр раб политология1.docx

— 80.41 Кб (Скачать)

     - соблюдение законности и конституционных  прав, означает строгое и неуклонное  соблюдение федерацией и субъектами  федерации, федеративными и всеми  остальными органами и организациями  обычных и конституционных законов  как в отношении друг с другом, так и с гражданами и формируемыми  ими партийными, профсоюзными и  иными общественно-политическими  органами и организациями. [5] 

    1. Классификация федераций
 

     Федерации можно классифицировать в зависимости  от того, какое значение в них играет национальный фактор.

  1. Национальные
  2. Национально-территориальные
  3. Территориальные.

     Из  существующих сейчас в мире федераций  на этнической основе построены только две: Бельгия и Югославия. Российская Федерация является одной из немногочисленных мировых федераций, опирающихся на этнический принцип построения. Большинство же федераций мира основаны не для решения национальных вопросов, а в качестве формы децентрализации государственной власти. Правда, некоторые субъекты этих федераций включают районы, в которых проживает этнически обособленное население. Такие федерации можно определить, как национально-территориальные. Все другие федеративные государства созданы на территориальной основе. Это, как правило, страны с многонациональным населением, либо страны, в которых имеющиеся этносы не составляют компактных групп, либо страны, территориальное устройство которых построено так, чтобы ни в одном субъекте федерации не доминировала никакая этническая общность.

     По  степени централизации:

  1. Централизованные
  2. Децентрализованные

     Централизованной  является Индийская федерация, в которой парламент вправе создавать и ликвидировать штаты, изменять их границы и т. д. Относительно децентрализованными федерациями являются США, ФРГ, Швейцария и т. д., в которых децентрализация сочетается с централизацией в отдельных сферах. В этих странах наблюдается тенденция расширения полномочий субъектов федерации в области экономики и социальной политики. 

    1. Осуществление государственной власти в федерациях
 

     Государственная власть в федерациях имеет дуалистический характер, который проявляется, главным образом, в неодинаковом право-политическом статусе федерации и ее субъектов.

     Рассмотрим  важнейшие элементы политического  статуса федерации как суверенного государства:

     - Решение вопросов учредительного  характера (установление названия, формы правления, конституционного строя, системы федеральных властных органов, формы государственного устройства; установление пределов ответственности государства перед гражданами и граждан перед государством; вступление в государственные и межгосударственные союзы и т. д. ).

     - Обеспечение территориальной целостности  страны (федерация обладает территориальным верховенством, т. е. Высшей властью в отношение своей территории. Суверенность федерации распространяется на всю ее территорию. Государственный суверенитет проявляется в праве устанавливать статус, режим территорий, охране государственной границы, территориальных вод, воздушного пространства и т. д.),

     - Единая правовая система (государственный  суверенитет федерации предполагает не только единую федеральную правовую систему, но и верховенство федерального права в вопросах ведения субъектов федерации).

     - Легитимность федеральных органов  государственной власти (система  органов государства - это единый, целостный механизм, который функционирует на основе общих принципов, установленных федерацией).

     - Федеральное гражданство.

     - Федеральная государственная собственность,  единая кредитно – денежная  система.

     - Единая федеральная армия.

     - Международная правосубъектность.

     - Официальный статус государственного  языка.

     - Государственные символы.

     - Контроль за деятельностью субъектов  федерации ( контроль за исполнением федерального законодательства, введение чрезвычайного положения, введение прямого президентского правления или федеральной интервенции. 

  1. История развития федерализма в России
 

     Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз  их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство  Российское. Этот процесс шел разными  путями, охватывая добровольные союзы  и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в  государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия, и это хотелось бы подчеркнуть, создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы. Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные "верхи".

     Федерализм  вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.

     Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального  фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой  войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение  охватывает их право на отделение  и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу  же была сделана оговорка о том, что  решение вопроса об отделении  непозволительно смешивать с  вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах  победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически  не затрагивался.

     В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа:

  1. создание основ социалистического федерализма (1918-1936);
  2. утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1985);
  3. реформы государственного устройства перед принятием Конституции 1993 года. [4]

     Впервые федеративное устройство России было провозглашено Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года: «Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет: Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные».

     Однако  Учредительное собрание в тот  же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения. [8]

     Федерализм  в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, положившего  в основу федерации не реальную демократизацию власти, а преодоление «национального гнета». В федерации, кроме того, виделся государственно-правовой базис  мировой социалистической революции, которую проповедовали большевики. Российская Федерация была провозглашена на III Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года. Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России (как мы понимаем ее сегодня), но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР. Но на первых порах федерация всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии и Тувы, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.

     На российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население в национальном отношении часто было смешанным. Тем не менее, этот процесс активизировался после принятия Конституции РСФСР 10 июля 1918 г. Были созданы Башкирская, Татарская, Дагестанская и другие АССР, а также ряд автономных областей (Чувашская, Карельская, Марийская и др.). Всего в 1923 г. в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области. Созданный в 1922 г. СССР являл собой совершенно иное федеративное государство, ибо состоял из равных субъектов с правом выхода из федерации. Это объединение народов было тесно связано с антидемократической сущностью тоталитарного государства и являло собой фиктивную федерацию. Самым заметным результатом такого устройства как СССР, так и РСФСР явился подспудно развившийся национализм, особенно опасный там, где он проявился в этнически смешанном обществе и на произвольно определенных территориях. После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Во-первых, к этому времени всем стало ясно, что нелепая идея мировой революции и ожидания соответствующего расширения территориальных границ РСФСР потерпела полный крах. Во-вторых, в центре внимания правящей партии оказались вопросы укрепления Союза ССР, который преподносился как результат национальной политики партии и лично И.В. Сталина.

       Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало уже по существу унитарным. В Конституции РСФСР были поименно перечислены 16 автономных республик и 5 автономных областей (10 имевшихся национальных округов не были названы). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Без какого-либо правового камуфляжа были ликвидированы многие автономии, а целые народы подвергнуты массовой депортации. Опыт государственного устройства советского периода ясно указывает, что тоталитаризм и федерализм несовместимы. Идея преодоления «национального гнета» и утверждение «национальной государственности» служили средством, отвлекающим народы от создания подлинной демократии и правового государства. Федерализм являл собой только прикрытие для жестко централизованного государства.

     Мощная демократическая волна, вызванная перестройкой и последующими реформами, обострила процессы государственно-правового развития страны в целом и России в частности. Неумение властей найти адекватные политические ответы на этот вызов времени в соединении с нараставшими объективными потребностями в демократизации государственного устройства привели к распаду СССР и «параду суверенитетов» автономных образований РСФСР. В 1990-1991 гг. большинство автономных республик и многие автономные области России провозгласили себя суверенными государствами в составе РСФСР. В условиях усилившихся центробежных тенденций, создавших опасность распада Российской Федерации, большое значение имело заключение 31 марта 1992 г. Федеративного договора, который 10 апреля 1992 г. был включен в Конституцию как ее составная часть. [3]

      Заключение  Федеративного договора привело  к созданию асимметричной Федерации, в рамках которой национальные республики обладали значительно большими правами, чем имевшие территориальную основу регионы. Республики были признаны суверенными государствами с правом на самоопределение и введение гражданства, щ принятие собственных конституций и избрание глав исполнительной власти, а также, косвенно, на выход из Федерации. В их собственность перешли земля и расположенные на республиканских территориях естественные ресурсы. Собственность на землю и естественные ресурсы регионов осталась за Федерацией. Кроме того, регионы были лишены права на собственные конституции: им разрешалось только принимать региональные уставы, а главы их исполнительной власти должны были назначаться сверху.

      Несмотря  на то, что Федеративный договор  предусматривал существенное расширение полномочий республик, две из них  — Башкортостан и Якутия-Саха —  подписали его лишь после того, как им были предоставлены дополнительные привилегии, а еще две — Татарстан и Чечня — вообще отказались присоединиться к нему. Позднее в Татарстане был проведен референдум, в ходе которого положение о государственном суверенитете республики получило поддержку большинства ее граждан. В новой Конституции Татарстана зафиксировано, что республика является суверенным государством и субъектом международного права, объединившимся с Российской Федерацией. Только Чечня осмелилась зайти столь далеко, что провозгласила свою полную независимость. [6] 
 
 
 
 
 

  1. Принципы  федеративного устройства современной  России

     государство федерация конституционный регион

     Система государственной власти в Российской Федерации формируется на общих принципах демократии и федерализма, которые записаны в действующей Конституции. Россия в формировании вертикали государственной власти мучительно проходит путь от привычного унитаризма к федерализму; от диктата господства централизованной бюрократии — к самостоятельности местных сообществ. При этом ясно, что четкое разделение властей по вертикали призвано повышать эффективность их функционирования. Попытка перехода к демократии федерализма в первые годы постсоветской смуты, по мнению многих, угрожала развалом страны, хотя, если бы не был применен принцип федерализма, вполне возможно, Россия действительно развалилась бы. В результате виновной оказывается идея федерализма, хотя федерализм, может быть, спас нас от еще больших трагедий. Основательному структурному анализу проблем федерализма мешает противоречивость развития общества и государства, которые за последние десять лет находились неоднократно на грани гражданских, политических и иных конфликтов, расшатывающих основы и целостность государства. Несмотря на все это, в целом нам удалось сформировать органы власти субъектов Федерации, исходя из базовых установок Конституции. [2]

Информация о работе Федерация как разновидность территориально – государственного устройства