Фашизм: сущность , корни , признаки , формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 11:22, реферат

Описание работы

В свое реферате, я рассмотрю сущность фашизма, его корни, признаки и основные формы. Попытаюсь, с помощью гипотез, разобрать все трудносопоставимые грани такого трудного понятия как фашизм. Рассмотрю, почему вопрос фашизма актуален и в наше время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.ПРИЗНАКИ ФАШИЗМА
5
2.СУЩНОСТЬ, КОРНИ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ФАШИЗМА. 6
2. 1. ФАШИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП.
6
2. 2. ФАШИЗМ КАК БОЛЕЗНЕННОЕ СОЗНАНИЕ ОБЩЕСТВА.
8
2. 3. ФАШИЗМ – ТОТАЛИТАРИЗМ. 10
3. ОСНОВЫ ФАШИСТСКОГО ФЕНОМЕНА. 11
4. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ФАШИЗМА. 12
5. ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ФАШИЗМА. 14
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Работа содержит 1 файл

ФАШИЗМ сущность , корни , признаки , формы.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

     Очевидно, что возникновение, распространение  и утверждение у власти фашизма  возможно лишь в соответствующей  социально-психологической, идейно-политической ситуации и что сила сопротивления  ему может быть связана с исторически  обусловленными национальными традициями.

     Гипотеза, отрицающая родовое понятие фашизма  и рассматривающая его частные  проявления как отдельные явления, не связанные друг с другом. Фашистские партии и установленные ими режимы обладали большим национальным своеобразием. Германский национал-социализм отличался от итальянского фашизма. Оба они не были похожи на испанский фалангизм, на фашистские и фашизоидные партии и движения в межвоенной Восточной Европе, в Скандинавии, в Латинской Америке. Это дало основание ряду исследователей предложить гипотезу, в соответствии с которой фашизм как общий феномен представляет собой всего лишь пропагандистский фантом. В действительности же, согласно этой гипотезе, в разных странах в определенное время возникали партии, движения и режимы, имевшие мало общего между собой, но объединенные враждебным отношением к Советскому Союзу и, в целом, к коммунизму, политически сблизившиеся вследствие конъюнктурного совпадения интересов

     Уязвимость  этой гипотезы том, что она не только не дает ответа на ряд жизненно важных вопросов, но демонстративно уходит от них. Почему именно в 20-е — 30-е годы в Европе и затем за ее пределами сформировались, укрепились, а в ряде стран и пришли к власти праворадикалистские движения, не только прибегавшие к одинаковым формам борьбы против демократических институтов власти, к организации в этих целях массовых движений, но и отстаивавшие при этом сходные ценностные системы? Почему демократические институты проявили полную беспомощность в противостоянии данным силам? Почему, несмотря на тотальное военное поражение держав фашистской "оси" во второй мировой войне и последовавшую за этим глубокую дискредитацию фашизма как идеологии и практики, он не только дожил до последнего десятилетия XX века, но и во многом сохранил свои потенции? А ведь без ответа на эти вопросы невозможно ни определить глубинные причины, вызвавшие фашизм к жизни, ни осмыслить опыт противостояния фашизму, накопленный в прошлом, а значит — сформулировать меры, которые могут быть предприняты сейчас для предотвращения новой фашистской угрозы.

     Видимо, необходим другой подход, который  бы, не игнорируя различия между  партиями, движениями и режимами праворадикалистского толка, относимыми обычно к фашистским, сумел бы определить, вычленить и  оценить объединяющие их родовые черты, а следовательно, установить и порождающие их общие причины.

     2.3. ФАШИЗМ - ТОТАЛИТАРИЗМ.

     Гипотеза, уподобляющая фашизм — тоталитаризму, как бы растворяющая первый во втором. В ее основе лежит представление, согласно которому фашизм не обладает какими-либо существенными чертами, которые бы отличали его от других тоталитарных партий, движений и режимов, не считающих себя фашистскими и даже отвергающих фашизм. В качестве признаков, позволяющих отнести соответствующие движения и режимы к числу тоталитарных, обычно называются:

  1. стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти,
  2. проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя,
  3. оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка,
  4. введение одно партийной системы,
  5. ставка на абсолютный этатизм и идеологическую монополию.

     Задача  этой гипотезы: вывести за скобки различия между левыми и правыми оппонентами, мультиплицировать тем самым  накоплявшееся негативное отношение  общественности к экстремизму как таковому.

     Во  имя этой цели игнорировались такие  существенные различия, как принципиальная несовместимость ценностных систем и противоположность целевых  установок. Оставлялось лишь сходство политического инструментария, методов  достижения цели. И хотя, как известно, методы нередко трансформируют цели, уподобление цели методам вряд ли может считаться приемлемым способом анализа.

     Чрезмерная  политизированность гипотезы, уподобляющей фашизм тоталитаризму, не могла не отомстить  за себя в научном плане. При работе с понятием тоталитаризм выявилась объективная обусловленность двойственной его трактовки. В одних случаях тоталитаризм воспринимался исключительно как тип политического режима. Но режимы тоталитарного, диктаторского типа существовали на протяжении всей истории человечества. При уподоблении фашизма тоталитаризму возни кала необходимость признать, что он существовал испокон века. (в Древнем Египте, в Вавилонском и Ассирийском царствах, в императорском Риме, в восточных деспотиях и т.д.) В других случаях тоталитаризм трактовался как неоправданное расширение меры вмешательства государства в деятельность общественных институтов, объединений и лично граждан. Чем выше степень такого вмешательства, тем более тоталитарной является система.

     При уподоблении фашизма тоталитаризму подобный подход приводил к иным, но столь же странным результатам. Наиболее эгалитаристско ориентированные фашистские государства легко увязывались в один клубок со странами государственного социализма. Однако сюда же причислялись многие страны с демократически-парламентским режимом, но с высоким уровнем государственного контроля за экономикой и значительным сектором общественного производства (у одних в этом качестве фигурировала Франция, у других — Англия, у третьих — даже Соединенные Штаты). В свою очередь, от сонма тоталитарных, а следовательно фашистских, "отлучались" режимы Салазара в Португалии, Франко — в Испании, многочисленные латиноамериканские и иные праворадикалистские диктатуры. Все это, естественно, резко снижало содержательный смысл такого рода подхода. 

     3. ОСНОВЫ ФАШИСТСКОГО  ФЕНОМЕНА.

     При изучении вышеизложенных гипотез можно  предложить иную гипотезу, которая, не отрицая все другие, позволила  бы более адекватно выявить глубинные  основы фашистского феномена

     Согласно предлагаемой гипотезе, фашизм представляет собой иррациональную, неадекватную реакцию общества XX века на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся экономические, социальные, политические и идеологические структуры. Иными словами, фашизм — это правоконсервативный революционаризм, пытающийся, не считаясь с жертвами, с социальной ценой, снять реальные противоречия общества, разрушив все то, что воспринимается им как препоны к сохранению и возрождению специфически понимаемых извечных основ бытия.

     1. Фашизм — это феномен XX века. Он порожден его проблемами  и противоречиями. Искать фашизм  в прошлом — бессмысленно. В  какой мере он сохранит значение  в будущем веке, судить пока  трудно.

     2. Фашизм, как партия, движение и  режим, является детищем острых  кризисов, сотрясающих общество. Чем глубже и всеобъемлюще кризис, тем питательней почва для фашизма. Снять его угрозу можно окончательно лишь в том случае, если кризисное развитие найдет адекватное, позитивное разрешение.

     3. Фашизм отличается от обычных,  традиционных диктатур тем, что черпает свои силы в массовом движении протеста. Отсюда — огромная роль фашистских организационных структур, способных направить недовольство граждан, стимулируемое кризисным развитием, в желательном направлении. Массовое движение обычно нуждается в идеологии, способной доступно сформулировать цели и способы их достижения, а также создать образ врага, низвержение которого откроет путь к успеху. Такая идеология может основываться на любой системе ценностей. Однако правоконсервативная ценностная система в этом отношении более эффективна, поскольку апеллирует к страстям, врожденным инстинктам, низменным чувствам человека. Поэтому в особо кризисных условиях она обладает преимущественными шансами.

     Связь между фашизмом и кризисом общества имеет свои особенности. Плодотворную почву для фашизма создает не любой кризис. Краткосрочные, конъюнктурные сбои в функционировании экономических и политических институтов обычно преодолеваются без того, чтобы содействовать взлету фашистских движений. Для него необходимо, чтобы кризис продолжался долго, чтобы он не просто затронул, но в значительной мере потряс социальную структуру общества, его моральные устои, серьезно нарушил ход экономических процессов, привел к дискредитации представительных и исполнительных институтов власти, скомпрометировал другие, нефашистские политические силы, вызвал всеобщее разочарование в доминировавших до тех пор идеологических постулатах.  
 
 
 
 
 
 

     4. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ  ФАШИЗМА.

     Особенно, на фашистскую идеологию  влияют ценности, которые заимствованы   у консерватизма.

     1. Первая — высокомерно негативное  отношение к человеческой личности  как существу, подверженному всяческим  порокам, "сосуду греха", нуждающемуся  для нормального существования  в постоянной узде и твердой  направляющей руке.

     2. Вторая — негативное восприятие  разума как неправомерного проявления  человеческой гордыни, весьма  несовершенного инструмента познания  мира, источника заблуждений и  разочарований. Чрезмерное упование  на разум ("прометеев синдром") провозглашается главным источником бедствий, от которых страдает как личность, так и человечество в целом.

     3. Третья — оценка нации как  определяющего, неизменного, внутренне  непротиворечивого элемента истории  человечества, единственного судьбоносного  фактора. Согласно этой трактовке, все стороны общественного развития в решающей степени детерминируются взаимоотношениями между нациями, их подъемом или упадком, способностью сохранять, наращивать или растрачивать свой жизненный потенциал. Соответственно, любая попытка рассматривать мировую историю в качестве сложной системы взаимодействий и взаимовлияний, отнюдь не сводящейся к межнациональным отношениям, а нацию — в качестве исторически обусловленной, изменчивой системы, внутри которой развиваются и разрешаются многочисленные противоречия, предается анафеме как диктуемая дурными побуждениями.

     Каждая  из названных выше ценностей не являлась сама по себе фашистской. Не является фашистской и их простая совокупность. Вполне возможны движения и идеологические системы, принимающие эти ценности, но вовсе не фашистские и даже занимающие антифашистские позиции. Вместе с тем не существовало (и вряд ли возможно) настоящее фашистское движение, которое бы не принимало этих ценностей, не руководствовалось ими. Именно на них и строилась вся идеологически-пропагандистская концепция, на которой держалась (и держится поныне) фашистская политика.

     Пренебрежительное отношение к личности, трактовка  человека как "сосуда зла " стали  обоснованием системы жесткого контроля над обществом со стороны той его части, которая, по мнению фашистских теоретиков, сумеет, благодаря биологической наследственности и самоусовершенствованию, подняться над обычным человеческим уровнем (концепция "сверхчеловека" и "аристократии духа"). Необходимость контроля над обществом выступает как обоснование неизбежного создания институтов, способных контролировать личность, вести ее в правильном направлении. Чтобы деятельность этих институтов была эффективной, требуется координация, которая может быть осуществлена лишь единой волей. Отсюда — естественная потребность в вожде, реализующем эту волю. Ее ослабление в результате импульсов, поступающих снизу и отражающих эгоизм и греховность простого люда или же порожденных конкуренцией демократических контрольных институтов, неизбежно ведет к анархии и беззаконию, а следовательно, к распаду общества. Это делает оправданными крайние меры насилия, в том числе и превентивные, реагирующие не только на действия, но и на намерения. Отрицание этого, апелляция к народовластию, законам, правам человека — либо выражение бессилия власти, либо сознательная попытка спровоцировать катастрофу.

     Важная  функциональная роль отводится в  фашистской системе взглядов негативному  отношению к "прометееву синдрому". Фашистская мифология находится, как  правило, в острейшей конфронтации с рациональной основой опыта, накопленного человечеством на протяжении многовековой истории, а следовательно, его культурой, понимаемой в широком смысле слова. Изгнание разума, его замещение гиперболизированным иррационализмом символизирует пусть мнимую, но тем не менее ощутимую, практически значимую победу фашизма. Не меньшее значение имеет и то, что мобилизация масс, представляющая собой не только особенность, но и источник влияния и силы фашизма, может быть осуществлена лишь в том случае, если будет основываться на прочной вере. Рациональная база для нее обычно не годится. Отсюда — потребность в иррациональном начале. 

     5. ЦЕЛЬ, МЕТОДЫ И  СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ  ПРОБЛЕМ ФАШИЗМА.            

     Провозглашение  нации основной ячейкой и движущей силой общественного устройства в рамках мировой истории обеспечивает фашизму решение двоякой задачи. С одной стороны, идеологическая система приобретает целеполагание. Смысл мобилизационных усилий вроде бы не сводится к решению чисто прагматических задач, к простой борьбе человека за выживание. Они наполняются общественным идеалом — борьбой за спасение, укрепление, расширение влияния своей нации, выступающей в роли носителя позитивного начала, способного осчастливить человечество (национал-социалистический лозунг: "Немецкий дух — весь мир оздоровит"). С другой стороны, приобретал реальные формы необходимый для существования фашизма конкретный враг, на счет которого можно было бы отнести все провалы, неудачи, беды: другая нация — злоумышленник, носитель всех мыслимых и немыслимых отрицательных черт, изверг, питающий зловещие планы. Такой враг полезен для внутренней политики, ибо открывает возможность канализировать недовольство (национальное меньшинство, ведущее подрывную политику). Он не менее важен и во внешней политике — для объяснения причин неудач в международных делах, оправдания агрессивного курса, развязывания военных конфликтов и т.п.

     Является  ли этатизм неотъемлемой чертой фашистской идеологии? Однозначно ответить на этот вопрос трудно. Сами по себе этатизм и связанный с ним социальный патернализм не чужды традиционному консерватизму. Ставка на жесткое регламентирование общественной жизни как бы предполагает широкомасштабное вмешательство государства в экономическую жизнь и заботу о социально ущемленных гражданах. Цель фашизма — возрождение и оздоровление в своей стране "титульной" нации, рассматриваемой как этническо-биологическое единство, укоренение в ней изначальных, исконных ценностей, придание ей единственно эффективной формы общественной организации, основанной на приоритете государственных интересов и на жестко структурированной системе управления, замыкающейся на личности единовластного вождя, исключение любых чужеродных (а следовательно, подрывных, болезнетворных) влияний и решение на этой основе всех кризисных проблем, от которых страдает народная общность. Методы фашизма — организация массового движения, его оплодотворение национальным духом, разрушение существующих властных структур, унификация общественной жизни, подавление любых форм противодействия с применением, в случае необходимости, самых крайних средств. Его враги внутри страны — национальные меньшинства, прежде всего иммигранты, левые (от коммунистов до социал-демократов) и другие политические партии, отстаивающие принципы демократии и правового государства, вовне — те страны, которые на данном этапе выступают как источник тлетворного влияния, интриг и угрозы безопасности нации. 
 
 
 
 

Информация о работе Фашизм: сущность , корни , признаки , формы