Фашистская Германия

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

В данной работе предполагается проанализировать причины и особенности установления фашистской диктатуры. Интересен тот факт, что национал-социалистическая партия пришла в Германии вполне законным путем - на выборах. Именно это придает данной работе актуальность. С конца второй мировой войны прошло уже 67 лет . За это время в жизнь вступило четыре новых поколения. Для многих поколений фашизм - что-то скорее экзотическое, нежели трагическое. Это естественно. В один прекрасный день все становится историей. Но именно здесь и кроется большая опасность. В настоящее время появляется отсутствие политической бдительности по отношению к опасностям эпохи, в которой фашизм не только история. Как потенциальная опасность фашизм существует и сегодня.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Причины становления фашистской диктатуры в Германии…
1.1. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие Германии в начале XX в……………………………………………..
1.2. Внешняя политика Германской империи и Ноябрьская революция 1918……………………………………………………
1.3. Итальянский фашизм и приход к власти фашистов в Германии.
Глава 2. Идеология фашизма………………………………………
Глава 3. Механизм создания фашистской диктатуры………
3.1. Законодательное оформление организации государственной власти………………………………………………………………
3.2. Регламентация гражданско-правовой политики………
3.3.Карательные органы фашизма (СС, СА, СД, гестапо, концлагеря).
3.4.Законодательство в сфере экономического развития……………..
3.5. Уголовное право…………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………
Список использованной литературы…

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 225.00 Кб (Скачать)

                                           Содержание.

 

Введение……………………………………………………………………

Глава 1. Причины становления фашистской диктатуры в Германии

     1.1. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие Германии в начале XX в……………………………………………..

     1.2. Внешняя политика Германской империи и Ноябрьская революция 1918……………………………………………………

     1.3. Итальянский фашизм и приход к власти фашистов в Германии.

Глава 2. Идеология фашизма………………………………………

Глава 3. Механизм создания фашистской  диктатуры………

    3.1. Законодательное оформление организации государственной власти………………………………………………………………

    3.2. Регламентация гражданско-правовой политики………

    3.3.Карательные органы фашизма (СС, СА, СД, гестапо, концлагеря).

    3.4.Законодательство в сфере экономического развития……………..

    3.5. Уголовное право………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………

Список использованной литературы………………………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Введение.

 

В данной работе предполагается проанализировать причины и особенности установления фашистской диктатуры. Интересен тот факт, что национал-социалистическая партия пришла в Германии вполне законным путем - на выборах. Именно это придает данной работе актуальность. С конца второй мировой войны прошло уже 67 лет . За это время в жизнь вступило четыре новых поколения. Для многих поколений фашизм - что-то скорее экзотическое, нежели трагическое. Это естественно. В один прекрасный день все становится историей. Но именно здесь и кроется большая опасность. В настоящее время появляется отсутствие политической бдительности по отношению к опасностям эпохи, в которой фашизм не только история. Как потенциальная опасность фашизм существует и сегодня. Поэтому представляется важным подробнее остановиться на обстоятельствах и механизмах прихода к власти национал-социалистов в Германии. Среди исследователей, занимавшихся этим вопросом, можно выделить: П. Алатри, А. А. Галкина, М. Н. Марченко, Ж. Желева, Г. Л. Розанова и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Причины становления фашистской диктатуры в Германии.

     1.1. Социально - экономическое и внутриполитическое развитие Германии в начале XX в.

 

11 ноября 1918 г. в 11 часов утра в Компьенском лесу на французской станции Ретонд в штабном вагоне маршала Фоша германская делегация подписала продиктованные ей условия перемирия. Окончилась самая кровопролитная за всю предшествующую историю война. В ней погибло более 10 млн. человек, калеками осталось вдвое больше. Неисчислимы были материальные и моральные утраты.

Переход от войны к миру в Европе проходил сложно и болезненно как для стран побежденных, так и для стран-победительниц.

Война, разрыв хозяйственных связей, экономическая разруха породили революции, политические кризисы и революционные процессы. Начало европейским революциям еще в ходе войны положили Февральская и Октябрьская революции 1917 г. в России, которые оказали огромное влияние на ситуацию в Европе и в мире. Они вызвали в различных слоях западного общества и в странах Востока противоречивые, а нередко полярные отклики и реакции.

В странах-победителях — Великобритании, Франции, Италии, Японии, США и др. не было революций (за исключением Китая, который лишь условно можно относить к победителям в войне), но и они не избежали социально-политических потрясений.

Революции произошли в России и побежденных странах — Германии, бывшей Австро-Венгрии, Турции, в которых к тому же сохранялся комплекс нерешенных задач общественного развития. Власти этих стран не могли найти решения насущных проблем. Поднявшиеся массы стремились покончить с войной, освободиться от правящих режимов, на которые возлагалась вина за бедствия и разруху. Европейские революции возникли как революции демократические, сродни тем, что были в Западной Европе в XVIII—XIX вв. Их запоздалость в странах Юго-Восточной и Восточной Европы связана с тем, что условия для свободного развития капитализма и национально-государственного строительства там, в прошлом не были обеспечены. Революции произошли в странах, которые были империями и многонациональными государствами. Таково было уникальное сочетание взрывоопасных социальных и политических условий. Под тяжестью противоречий Австро-Венгерская, Российская, Османская империи стали распадаться. Образование новых национальных государств на развалинах империй явилось необходимой предпосылкой для преодоления их отсталости от западноевропейских стран.

Важной особенностью этого периода европейской истории (и не только европейской) явилось широкое вовлечение в политическую жизнь громадных масс населения. Начался, как впоследствии оценили новые процессы, «век масс». Участие масс в организованных политических и общественных движениях было большим прогрессом. Однако была и большая опасность их вовлечения в реакционные движения, ибо «власть толпы», ее стихийно-уравнительный коллективизм, эмоциональная возбудимость в условиях общественных и экономических потрясений могли быть использованы в разрушительных целях фанатиками идей и авантюристами-политиканами. Новейшая история убедительно показала, что массовые движения могут иметь разную направленность: они могут стать созидательной, но могут стать и разрушительной силой. Идея разрушения всего существующего обретает популярность особенно среди тех обездоленных слоев, которым «нечего терять, кроме своих цепей». Этот фактор играл немалую роль в поляризации политических сил, особенно в тех странах, где тяготы войны разрушили нормальные жизненные устои миллионов людей. На жизнь европейских обществ наложили печать не только национальные, общедемократические движения, но и классовые и социальные требования рабочих и иных слоев общества. К этому времени значительная часть рабочего класса испытала влияние социалистических идей, в том числе марксизма, идей русской революции. Тяготы и лишения военного времени выбили из привычной жизни десятки миллионов людей, разорили и довели до нищеты, прежде всего жителей городов — рабочих, служащих, торговцев, ремесленников и другие социальные группы населения. В обществе сформировался значительный деклассированный и люмпенизированный слой. Эти группы населения оказывались легко возбудимыми для спонтанных бунтарских действий и становились нередко социальной базой леворадикальных и праворадикальных оппозиционных движений и партий. Они были особенно чувствительны к восприятию социальной демагогии, утопических идей уравнительности, национализма и шовинизма. Во многих капиталистических странах в послевоенное время значительно расширился спектр идейно-политических сил. Если до войны в европейских странах господствовали три ведущих течения — либерализм, консерватизм и социал-демократия, то теперь к ним добавились другие течения.

В годы войны произошел раскол социалистического движения, распался Второй Интернационал, социал-демократы разбрелись по национальным «квартирам». Раскол еще более углубился в связи с оформлением леворадикального крыла этого движения — коммунистических партий. Последние под руководством Коммунистической партии России создали в 1919 г. Коммунистический Интернационал.

Коминтерн опирался на материальную и организационную поддержку Советской России и действовал как единая международная организация объединяющая национальные партии на основе общих целей мировой социалистической революции и достижения социальной справедливости. К 1929 г. численность членов коммунистических партий в капиталистическом мире составляла около 0,8 млн. человек. В свою очередь социал-демократические и социалистические партии воссоздали Рабочий Социалистический Интернационал. Эти партии заняли важное место в политической жизни европейского общества. В их рядах насчитывалось более 6 млн. членов. Они придерживались иных взглядов на путь достижения социалистического идеала, отвергая теорию революционной ломки парламентского и либерально-демократического строя и считая возможным переход к социализму посредством реформ и последовательных преобразований отношений собственности и институтов власти. Противоборство коммунистов и социалистов в 20-е и 30-е гг. оказывало существенное влияние на социально-политическую обстановку в отдельных странах. Следует учитывать и общее влияние на международную обстановку Советской России, политика которой и руководство ВКП(б) международным коммунистическим движением вызывали беспокойство у правящих кругов капиталистических стран.

Одновременно в 1918—1919 гг. в ряде капиталистических стран Запада зародилось праворадикальное, экстремистское1 движение, получившее общее название — фашизм, хотя этот термин имеет чисто итальянское происхождение (фаши — ячейка, союз). Лидеры фашистского движения широко использовали социальную демагогию, взывали к националистическим чувствам, обещали социальную справедливость для своей нации, свой вариант «нового общества». Социальную базу фашизма составляли маргинальные, люмпенизированные слои общества, неустроенное офицерство, а также вырванные из привычной колеи разоряющиеся мелкие собственники. И леворадикальные, и праворадикальные политические движения и их тоталитарные партии того времени противопоставляли свои проекты утопических «новых социальных систем» и государственного устройства либерально-демократическим идеям, парламентаризму. Для них были характерны стремления к установлению диктаторских форм власти. Столкновение двух идейно-политических тенденций и систем — либерально-демократической и тоталитарной2 (в лево- и праворадикальном вариантах) стало стержнем европейской политической истории 1918—1945 гг. и международной конфронтации. Это столкновение двух тенденций уже проявило себя в годы первой мировой войны в начавшихся революциях и социальных движениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Внешняя политика Германской империи и Ноябрьская революция 1918

 

        Падение империи. Крупные неудачи на фронтах весной и осенью 1918 г. создали в Германии революционную ситуацию. Октябрьская революция 1917 г. в России усилила и без того накаленную социальными и политическими страстями ситуацию, сложившуюся ввиду очевидного военного поражения Германии. Под влиянием революции в России в немецких городах, в армии и на флоте стали возникать Советы рабочих, солдатских и матросских депутатов.

Революция началась восстанием военных моряков в Киле в начале ноября 1918 г. Крупнейшие города Германии — Гамбург, Лейпциг, Мюнхен, Бремен — присоединились к восставшим. Повсеместно возникавшие Советы рабочих и солдатских депутатов брали власть в свои руки. Наконец, 9 ноября 1918 г. революция победила в Берлине. Кайзер (император) Вильгельм бежал в Голландию. Германской империи не стало.

В создавшейся обстановке имперское правительство сочло за лучшее передать власть социал-демократам. Выбор пал на социал-демократию, потому что эта партия, как уже говорилось, исключала из своей программы социалистическую революцию, поставив целью постепенное, реформистское продвижение к социальному государству всеобщего благополучия и социальной защищенности. Теоретики социал-демократии и более всего Э. Бернштейн предсказывали успешный мирный путь продвижения к социализму через разного рода реформы, возможные в условиях неуклонного роста производства, а вместе с тем жизненного уровня трудящихся.

Получив признание Берлинского совета депутатов трудящихся, временное социал-демократическое правительство объявило о выборах в Учредительное собрание, чтобы как этим, так и заверениями о неприкосновенности частной собственности успокоить буржуазию и землевладельцев (включая крестьян, к революции не примкнувших), сохранить социальный мир и, значит, возможность мирного политического решения вопроса о будущем Германии. Но при этом социал-демократы не остановились перед кровавыми расправами с революционным народом: была разогнана берлинская демонстрация 15 января 1919 г. и подавлена Баварская советская республика в Мюнхене (март 1919 г.).

Учредительное собрание и Веймарская конституция. Проводимая социал-демократией политика подтолкнула к активизации деятельности старые буржуазные партии Германии. В сложившейся обстановке они сменили свои старые наименования на новые: появились народная, демократическая, христианско-демократическая партии и т. п.

На выборах в Учредительное собрание, состоявшихся в январе 1919 г., буржуазные партии получили около 16 млн. голосов, социал-демократические (их было две) — 13,5 млн. Собрание было созвано в городе Веймаре — небольшом тогда культурном центре Германии.

В знак доверия к социал-демократам и признательности им Учредительное собрание избрало президентом Германии Макса Эберта, бывшего шорника, члена правления социал-демократической партии с 1905 г., руководителя социал-демократической партии и рейхстага с 1916 г., назначенного канцлером Германии (по указу принца Макса Баденского).

Коалиция трех партий — социал-демократической, демократической и партии центра — составила правительство Германии во главе с социал-демократом Ф. Шейдеманом, которое положительно решило вопрос о подписании Версальского мирного договора, утвердило бюджет и, самое главное, приняло новую Конституцию Германии, названную Веймарской. Ее авторство принадлежит юристу либерального толка Гуго Прейсу, министру внутренних дел. За Конституцию было подано 262 голоса, против — 75.

Конституция 1919 г. превратила Германию в буржуазную парламентскую республику во главе с президентом. Высшим законодательным органом Германской империи (это название было сохранено) объявлялся рейхстаг, избираемый один раз в четыре года на основе всеобщего избирательного права (ст. 22, 23).

Конституция вводила пропорциональную систему выборов. Вся Германия была поделена на 35 избирательных округов. Каждая партия, принимавшая участие в выборах, выступала со своим списком кандидатов. Депутатские места распределялись соответственно числу голосов, поданных за тот или иной список: больше голосов — больше мест.

Парламент состоял из двух палат: рейхстага (нижняя палата) и рейхсрата (верхняя палата). Рейхсрат (Имперский совет) состоял из представителей 18 земель (15 республик и трех вольных городов, пользовавшихся автономией), на которые делилась Германия. Пруссия имела в рейхсрате 26 голосов, Бавария — 10, Саксония — 7, Баден — 3 и т. д.

При несогласии палат решение спорного вопроса принадлежало президенту республики («империи»). Он либо присоединялся к рейхсрату (и этим решался спор), либо поручал решение референдуму (ст. 68).

Федеративность Германии была по большей части строго дозированной. Все действительно важные вопросы — внешние сношения, армия и флот, монетное дело и таможня, связь, транспорт, гражданство, эмиграция и т. д.— находились в ведении империи. Но каждая из земель имела свою конституцию, составленную в согласии с имперской, свой законодательный орган — ландтаг и собственное правительство. В таких вопросах, как уголовное и гражданское законодательство, ландтаги могли конкурировать с рейхстагом, при том, однако, что право империи имело во всех подобных случаях решающий перевес над партикулярным правом земель.

Особое внимание Веймарская конституция уделяла президенту республики. Президент избирался всеобщим голосованием (ст. 41). Его власть во многом походила на монархическую. При несогласии палат решение вопроса передавалось на усмотрение президента. Он мог противопоставить свою власть рейхстагу и в таком вопросе, как назначение того или иного лица на должность канцлера. Этим правом воспользовался в 1933 г. президент Гинденбург, назначив канцлером Гитлера.

Президенту разрешалось распускать рейхстаг, если он находил это нужным, и назначать новые выборы. Командование вооруженными силами, назначение на высшие военные и гражданские должности точно так же находились в компетенции президента.

Особые полномочия давала президенту ст. 48: она разрешала введение чрезвычайного положения в любой момент, который президент сочтет «опасным для существующего порядка». При этом за чрезвычайным положением могли последовать применение вооруженной силы и приостановка гражданских свобод, декретированных Конституцией.

Наконец, к непременной компетенции президента относилось назначение правительства — и его главы и всех министров. Правительство оставалось ответственным перед рейхстагом, но, как показал опыт предвоенных лет, могло существовать при опоре на президента, игнорируя рейхстаг.

Конституция подчеркивала особое положение главы правительства — канцлера республики, которому поручалось «формулирование основных принципов политики» руководимого им правительства. Сквозь новое, республиканское обличье проступали знакомые имперские черты.

Декретировав существование выборных органов государственной власти, Конституция постановляла, что «чиновники назначаются пожизненно», если, разумеется, они служат достаточно безупречно.

Революционная обстановка, еще сохранившаяся в побежденной Германии, предвыборные обещания буржуазных и особенно социал-демократических партий, равно как и политика социальных уступок трудящимся, начатая еще Бисмарком, привели к тому, что в Веймарскую конституцию были внесены немаловажные нормы, касающиеся отношений между правящими классами, с одной стороны, и трудящимися — с другой. Конституция провозглашала и узаконивала свободу слова, печати, ассоциаций и т. д. Но и в данном случае законодатель проявил явную осторожность. Отделив школу от церкви, Конституция предусматривала обязательное религиозное воспитание детей, «нравственное попечение о душе», т. е. противодействие атеизму было государственной политикой.

Особое значение имела ст. 165 Конституции, предписывавшая создание рабочих советов на предприятиях и в округах. «Рабочие и служащие,— говорилось в Конституции, — призваны на равных правах совместно с предпринимателями участвовать в установлении размеров заработной платы и условий труда, а также и в общем хозяйственном развитии... организации предпринимателей и рабочих, и их соглашения пользуются признанием (закона)». Защита социальных и хозяйственных интересов рабочих и служащих возлагалась на их представительные органы — рабочие советы предприятий, окружные рабочие советы и, наконец, имперский рабочий совет. При этом каждый законопроект социального и хозяйственного значения, вносимый в рейхстаг, правительство представляло на заключение имперского экономического совета. Более того, совет сам мог вносить в парламент подобные законопроекты. Наконец, рабочим и экономическим советам, указывалось в Конституции, в известных отраслях могут быть предоставлены контрольные и административные полномочия.

Не преувеличивая значения этих новых по своему происхождению и значению конституционных норм (их появление — заслуга социал-демократов), можно сказать, что они свидетельствовали о наступлении новой правотворческой эпохи в области социальных отношений.

Конституция объявляла частную собственность социальной обязанностью и поэтому обеспечивала должной защитой. Принудительное отчуждение собственности могло производиться только «для блага общества, на законном основании и за соответствующее вознаграждение» (ст. 153).

Итоги германской революции 1918—1919 гг. Ноябрьская революция по своему характеру была буржуазно-демократической. Такой же была и Веймарская конституция. Признание свободы партий, слова, печати, «права на труд и охрану труда» свидетельствовало о том новом положении, которое пролетариат и демократия вообще стали завоевывать в общественной жизни, в мировой истории. Несомненными завоеваниями рабочего класса Германии являлись узаконение 8-часового рабочего дня, право на заключение коллективных договоров с предпринимателями, введение пособий по безработице, законодательное признание женского избирательного права и др.

Несмотря на буржуазно-демократический характер, революция 1918 г. в Германии была проведена в значительной мере пролетарскими средствами, о чем наглядно свидетельствуют Советы рабочих и солдатских депутатов, забастовки и демонстрации, наконец, образование недолговременной Баварской советской республики.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Итальянский фашизм и приход к власти фашистов в Германии.

 

Итальянский фашизм — авторитарная, националистическая политика, которую проводил в Италии премьер-министр Бенито Муссолини с 1922 по 1943 год.

Этимологически «фашизм» происходит от итальянского «fascio» (лиги), а также от латинского «фасция» (пучок) — это древний символ римской администрации. Бенито Муссолини, ведомый идеей восстановления Римской империи, избрал после Первой мировой войны фасции символом своей партии, откуда и появилось её название — фашистская. Муссолини принял фасцию как символ фашистской партии в 1919 году при создании «fasci di combattimento» (боевых лиг).

В политической науке итальянский фашизм означает синкретическую модель правительства, из которой получены и другие разновидности фашизма — но они не имеют общих политических и философских черт «фашистского минимума», тактических, культурных и идеологических принципов. В XX веке авторитарно-националистические движения появлялись по всему миру: нацизм в Германии под руководством Гитлера, перонизм в Аргентине под командованием генерала Перона, фалангизм в Испании под главенством Франко, Железная гвардия в Румынии, интегрализм в Бразилии, Аксьон франсез во Франции, Скрещенные стрелы в Венгрии, австрофашизм Энгельберт Дольфуса в Австрии, этатизм Сёва в Японии, рексизм в Бельгии, Усташи в Хорватии и многие другие.

До второй мировой войны фашисты считали, что они имеют общие философские принципы: лидер, однопартийная система, социальный дарвинизм, элитаризм. Основные идеи итальянского фашизма были изложены в книге «Доктрина фашизма», а также в произведениях Джованни Джентиле, основателя теории «актуалистического идеализма», которая являлась основной для фашистов.

Доктрина провозглашала мир действий в области человечества, отвергала «вечный мир» как что-то фантастическое. Фашисты утверждали, что человек и человечество не могут жить без войны.

 

    Приход фашистов (национал-социалистов) к власти. Веймарская республика просуществовала немногим более 10 лет. Ее история — это во многом история острой борьбы могущественных финансово-промышленных корпораций, с одной стороны, и высокоорганизованных отрядов рабочего класса — с другой. Несмотря на свое поражение, ноябрьская революция еще долго давала о себе знать. В 1923 г. Германия снова пережила революционную ситуацию: в Саксонии и Тюрингии возникли рабочие правительства, в Гамбурге рабочие поднялись на вооруженное восстание, но, оказавшись в изоляции, вынуждены были прекратить борьбу. Восстанием руководили коммунисты, но к ним примкнула и часть социал-демократов.

Положение стабилизировалось, но разразился мировой экономический кризис 1929 г. Уровень промышленной продукции понизился почти наполовину, а число безработных достигло 9 млн. Народные массы переходили на сторону компартии. На всеобщих выборах 1930 г. она получила 4,5 млн. голосов — на 1 300 000 больше, чем в 1928 г.

Опасаясь новой рабочей революции, немецкая буржуазия, особенно крупная, стала связывать свои интересы и надежды с фашистской партией Гитлера. Эта партия, демагогически именовавшая себя национал-социалистской рабочей партией Германии, возникла в 1919 г.; программа ее, лживая в своей рекламируемой части, была рассчитана на привлечение недовольных — рабочих, крестьян, мелких лавочников. Рабочим обещали ликвидацию безработицы, крестьянам — повышение цен на сельскохозяйственную продукцию, лавочникам — ликвидацию крупных магазинов. Программа партии возвещала создание «нового немецкого рейха», великой империи, построенной на костях всех немецких народов, искоренение марксизма и коммунизма, физическое истребление евреев и пр.

Предвидя опасность фашизма, компартия Германии изменила тактику. Она предложила левым силам, в первую очередь социал-демократам, объединиться в едином антинацистском фронте. Это предложение было отвергнуто социал-демократическими лидерами, заявившими, что их партия не окажет сопротивления Гитлеру, если тот придет к власти легальным, т. е. конституционным, путем. Позиция, занятая социал-демократами, большой и влиятельной партией, была гибельной для Германии, и она не избавила членов партии от преследований, как это было и с коммунистами.

Между тем тактика единого антифашистского фронта, реализованная во Франции и отвратившая там наступление реакции, была единственно спасительной для Германии. В такого рода ситуациях «легализм» реакции губителен для демократии, что поняли, но слишком поздно и теоретики германской социал-демократии.

На выборах в рейхстаг, состоявшихся в июле 1932 г., гитлеровцы получили 13 млн. голосов; не завоевав большинства, они попытались поправить дела на выборах в ноябре, но неожиданно для себя за какие-нибудь три месяца потеряли 2 млн. голосов. В то же . время компартия получила 6 млн. голосов — больше, чем на всех предыдущих выборах.

Результаты ноябрьских выборов стали полной неожиданностью для монополистических кругов Германии, и они решили призвать Гитлера к власти. В самом начале 1933 г. при посредстве банкира Шредера состоялась встреча Гитлера с тогдашним реакционным канцлером Германии Ф. фон Папеном и между ними был достигнут компромисс. Президент Германии фельдмаршал Гинденбург, тяжело больной и очень старый человек, незадолго до этого клялся, что не допустит на пост рейхсканцлера «австрийского ефрейтора», каким был в свое время Гитлер. Но он не выдержал давления со стороны своего окружения, как штатских, так и военных членов, и незадолго до смерти призвал Адольфа Гитлера на пост имперского канцлера (рейхсканцлера). Это случилось 30 ноября 1933 г.— черный день не только для Германии, но и для всей Европы.

Три обстоятельства способствовали установлению фашистской диктатуры в Германии: а) монополистическая буржуазия видела в диктатуре единственный выход из той острой политической ситуации, которая возникла в связи с экономическим кризисом; б) мелкая буржуазия и некоторые слои крестьянства приняли на веру демагогические обещания гитлеровцев, особенно касавшиеся ликвидации экономических трудностей, вызванных всевластием монополий и усугубленных кризисом; в) рабочий класс Германии, и это едва ли не главное, оказался расколотым и поэтому ослабленным. Компартия страны была недостаточно сильна, чтобы бороться с фашизмом без помощи, социал-демократии.

Теперь, глядя на прошлое с новых позиций, очевидно, что непримиримая борьба компартии с германской социал-демократией, доходившая до обвинений в предательстве интересов рабочего класса, была ошибкой, предопределившей отчуждение двух рабочих партий Германии. При всем том компартия оказалась более дальновидной и смелой, чем социал-демократия, когда предложила последней тактику единого народного фронта.

Политический режим и государственное устройство гитлеровской Германии. Как фашистский и авторитарный режим германский фашизм начал с ликвидации буржуазно-демократических свобод. С этой целью уже в первые месяцы гитлеровского правления были изданы чрезвычайные декреты. Так, февральский декрет 1933 г. «В защиту народа и государства» отменял свободу личности, слова, печати, собраний; принятый в том же месяце декрет «В защиту германского народа» наделял неограниченными Правами полицию и т. д. Репрессии обрушились прежде всего на коммунистов. По закону от 23 марта 1933 г. депутаты-коммунисты в рейхстаге были лишены мандатов и арестованы, в марте же компартия была запрещена, ее пресса закрыта.

Гитлеровцы прибегли к провокациям. В ночь на 26 февраля 1933 г. они подожгли здание рейхстага, чтобы обвинить в этом компартию и получить новый предлог для гонений на коммунистов. Известный Лейпцигский процесс, призванный доказать это обвинение, провалился: обвиненные в поджоге болгарские коммунисты Г. Димитров и другие были оправданы за полной недоказанностью обвинения. Тем не менее провал дела не помешал развернуть в стране травлю коммунистов и демократов вообще, включая членов социал-демократической партии.

Затем наступила очередь всех остальных партий, не исключая и буржуазных. Право на существование и господство получила одна лишь национал-социалистская партия. Профессиональные союзы были распущены, их средства конфискованы. Опираясь на опыт фашистской Италии, нацисты создали собственные профсоюзы, контролируемые партией, в которые насильственно загоняли людей.

Очень скоро нацистская партия стала частью правительственной системы. Решения съездов партии с момента принятия получали силу закона. Пребывание в рейхстаге и на правительственной службе связывалось с присягой на верность национал-социализму. Центральные и местные органы партии получили правительственные функции и практически решали все сколько-нибудь существенные вопросы правления.

Партия имела военизированную структуру. Члены партии были обязаны безусловно подчиняться приказам и указаниям местных «фюреров», которые назначались сверху и только по этой линии несли ответственность. В непосредственном подчинении партийного центра находились так называемые штурмовые отряды, охранные отряды, известные под названием эсэсовских, наконец, воинские части, укомплектованные сторонниками Гитлера. Преступления, совершенные членами партии, рассматривались особыми судами, выделенными из общей судебной системы, и по особому ритуалу (на тайных заседаниях).

Особое место в системе репрессивного аппарата занимало гестапо (государственная тайная полиция), располагавшее огромными денежными средствами и массой сотрудников, которые перед назначением подвергались проверке на верность фюреру и национал - социализму.

Государственная власть в гитлеровской Германии сосредоточилась в правительстве, правительственная власть — в руках фюрера. Уже закон 24 марта 1933 г. разрешал имперскому правительству без санкции парламента издавать акты, которые «уклоняются от Конституции» 1919 г. Августовский закон 1934 г. ликвидировал должность президента республики, его правомочия передавались фюреру, который вместе с тем оставался главой правительства. Ни перед кем не ответственный, фюрер пребывал в этой роли пожизненно и мог назначать себе преемника.

Рейхстаг был сохранен для парадных демонстраций. Той же цели служили и так называемые народные опросы, результат которых был известен заранее, ибо всякий, кто пользовался правом тайного голосования, объявлялся врагом народа со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционное деление государства на земли, которым немцы так дорожат, было ликвидировано в интересах централизации управления. А в качестве обоснования этого был выбран тезис о единстве нации. Областями управляли чиновники, назначенные в Берлине центральным правительством. Местного самоуправления не существовало. Государственный аппарат, предварительно подвергшийся чистке (что характерно для подобных режимов), был увеличен в два раза. От Веймарской конституции, формально не отмененной, не осталось и следа.

Руководство экономикой. Как и в фашистской Италии, в нацистской Германии между правящей партией, государством и монополиями (банками, концернами и пр.) существовала прямая связь. Те, кто привел Гитлера к власти, процветали: это был их режим.

Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии учреждались так называемые хозяйственные палаты — общеимперская и провинциальные, возглавляемые банкирами и промышленниками. Эти палаты имели важные полномочия в сфере регулирования экономической жизни и социальных отношений. Результаты сказались почти немедленно: средняя продолжительность рабочего дня увеличилась с 8 до 10—12 часов, тогда как реальная заработная плата составила уже в 1935 г. всего 70% заработной платы 1933 г. В то же время резко выросли прибыли концернов и банков; так, доходы известного Стального треста составили в 1935 г. 8,6 млн. марок, а в 1941 г.— 27 млн. марок.

Не без содействия палат происходил процесс картелирования экономики, приведший к исчезновению массы мелких предприятий, о которых нацисты говорили (до прихода к власти) как о предмете особой заботы, как и о мелких лавочниках, так и не дождавшихся избавления от разорительной конкуренции крупных магазинов.

Обмануты были и крестьяне, не получившие ни земли, ни отсрочки долгов, ни обещанных им кредитов (законом 1933 г. о так называемых наследственных дворах были введены льготы для крупных и отчасти средних крестьянских дворов).

Ликвидированными оказались социальные завоевания трудящихся, в том числе те, о которых говорилось в Веймарской конституции. Закон о порядке национального труда от 20 марта 1934 г. объявлял предпринимателя высшей инстанцией для рабочих данного предприятия. К его компетенции были отнесены вопросы продолжительности рабочего дня, видов вознаграждения, размеров штрафов и пр.; он же издал положения о проступках, влекущих «немедленное увольнение без предупреждения».

В 1938 г. была введена всеобщая трудовая повинность: рабочего и вообще трудящегося могли послать в административном порядке на любую работу в любой район страны независимо от профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Идеология фашизма

 

     Сегодня в политической науке сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности политических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20— 30-х гг. нынешнего столетия и служивших популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

 

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арии». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и предполагала политику экспансионизма, дискриминации и террора.

 

 

Расовая теория является теоретической осью немецкого фашизма. В фашистской идеологии экономическая программа так называемых 25 пунктов ставит своей целью только "генетическое улучшение германской расы и защиту ее от расового смешения", которое, по мнению национал-социалистов, неизменно приводит к упадку "высшей расы". Действительно, национал-социалисты убеждены, что даже культура обязана своим упадком смешению рас. В Германии и в оккупированных Германией странах использовались все доступные средства для практического осуществления этой теории в форме преследования евреев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Регламентация гражданско-правовой политики.

 

Составление общегерманского свода гражданского права оказалось очень непростым делом: он вступил в действие только через 26 лет после создания комиссии для его составления. В 1887 г. был издан первый проект германского гражданского уложения, который вызвал острую критику за трудный язык, чрезмерную отвлеченность понятий. Поэтому в 1890 г. была создана новая комиссия по составлению проекта германского гражданского уложения. В ее состав были включены не только юристы, но и представители торгово-промышленных кругов.

С введением в 1900 г. в действие германского гражданского уложения (ГГУ) прекратили функционировать местные нормативные установления в сфере регулирования гражданских правоотношений. А Германия стала страной унифицированного и кодифицированного гражданского права.

ГГУ испытало сильное влияние римского гражданского права и французского гражданского кодекса.

Оно было написано языком, понятным в основном юристам. В нем было обилие специфических терминов. Понимание содержания статей часто затруднялось ссылками на другие.

Ему были присущи также неопределенность формулировок, наличие отсылок не к юридическим (моральным) критериям. Например, объявлялись оспоримыми договоры, посредством которых одно лицо, используя нужду другого, приобретает для себя выгоды.

ГГУ состояло из 5 книг. В первой регламентировались общие вопросы германского права, определялись основные гражданско-правовые институты и понятия.

Во второй книге помещались статьи, регулировавшие обязательственные отношения. Статьи третьей книги были посвящены вещному, четвертой — брачно-семейному, пятой — наследственному праву.

Германское гражданское уложение 1900 г. являлось крупнейшей кодификацией гражданского права. В нем было 238 статей (параграфов) плюс 218 статей вводного к нему имперского закона.

Во вводном законе устанавливалось время вступления в силу германского гражданского уложения, порядок применения в Германии иностранных законов и германских законов за ее границами. Часть норм вводного закона была посвящена регулированию отношений уложения со старым законодательством. При этом почти все имперские законы были оставлены в силе. Во вводном законе приводился перечень законов отдельных союзных германских государств, которые сохраняли свою юридическую силу. Уложение состояло из длинных и сложно сформулированных статей (параграфов). В нем отсутствовали общие юридические определения.

В нем закреплялся ряд юридических институтов феодального характера, содержались нормы социально-этической направленности.

При определении правоспособности субъектов гражданских правоотношений устанавливался принцип их юридического равенства, но правоспособность женщин, тем не менее, несколько ограничивалась.

В германском гражданском уложении так определялась правоспособность физических лиц: «Окончание рождения человека порождает его правоспособность, а с 21 года наступает его полная дееспособность. Ограниченная дееспособность начинается с 7 лет».

ГГУ признало единственной формой брака, имеющей юридические последствия, только гражданский брак. Предусматривалось, что важнейшей предпосылкой, необходимой для вступления в брак, является наличие двустороннего согласия на это. Для девушек брачная правоспособность наступала с 16 лет, а для мужчин — с 21 года. Допускалось с согласия родителей вступление в брак и несовершеннолетних.

В ст. 1312 содержалось определение одного из обстоятельств, которое препятствовало вступлению в брак: «Запрещается вступать в брак разведенному по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если по решению о разводе признано, что это прелюбодеяние послужило основанием к разводу».

Имелось также запрещение замужней женщине вступать в новый брак в течение 300 дней после развода.

Уложение ограничило право родителей давать согласие на брак: отец мог давать разрешение на брак только несовершеннолетним детям, а мать только незаконным детям.

Германское гражданское уложение предусматривало, что браку должно предшествовать обручение. Это был договор, из которого вытекало двустороннее обязательство вступить в брак. При его нарушении виновник должен был компенсировать противоположной стороне издержки и моральный ущерб.

Основанием для развода, который не поощрялся, могли служить:

• прелюбодеяние и другие «противные нравственности» проступки;

• посягательство на жизнь другого супруга;

• грубое нарушение брачных обязанностей;

• «бесчестное поведение, глубоко растоптавшее супружеские отношения»;

• «душевная болезнь» одного из супругов;

• злонамеренное оставление супруга.

Устанавливалось главенство мужа в семье: «Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает место жительства». Дееспособность замужней женщины ограничивалась: ей для занятий профессиональной или хозяйственной деятельностью требовалось согласие мужа.

В тоже время ст. 1354 германского гражданского уложения предоставляла право замужней женщине «не подчиняться решению мужа, если оно представляется злоупотреблением со стороны мужа».

Устанавливался правовой режим общности имущества супругов с правом главы семьи им управлять и пользоваться. Управлял муж и принадлежавшим жене до брака имуществом, которое оставалось ее собственностью.

Уложение регламентировало взаимоотношения между родителями и детьми. Родительскую власть осуществлял только отец, а после его смерти — мать. Внебрачный ребенок считался законным для его матери, но ее права были уже, чем права матери по отношению к ребенку, рожденному в браке. Внебрачный ребенок мог требовать от отца алиментов на свое содержание до 16 лет.

По ГГУ отец был обязан содержать детей в соответствии со своим материальным положением, а внебрачные дети — содержались в соответствии с материальным положением матери (ст. 1708). Внебрачный ребенок мог иметь право на алименты от своего отца, если поведение его матери в период зачатия было безупречным.

Уложение значительно расширило круг наследников в сфере наследственного права. Наследниками теперь являлись все родственники, которые могли доказать свою родственную связь с наследодателем. Если после смерти наследодателя не было близких родственников, то наследовать могли родственники любых отдаленных степеней. Переживший наследодателя супруг не относился к числу первоочередных наследников.

Только если не было наследников первых трех степеней родства, переживший супруг получал все наследство, а при наличии их только от 1/4 до 1/2 наследственной массы.

Устанавливался принцип свободы завещаний, но она ограничивалась так называемой обязательной долей. Родственник, лишенный наследодателем наследства, имел право требовать себе «обязательную долю», а она равнялась половине его наследственной доли по закону. В отличие от французского гражданского кодекса германское гражданское уложение признавало в качестве субъекта гражданских правоотношений юридическое лицо. При этом предусматривались два вида юридических лиц — ферейны и учреждения.

Ферейны — это были союзы, в которых входящие в них физические лица были связаны членскими правами и обязанностями. В свою очередь ферейны разделялись на хозяйственные, то есть преследовавшие цели извлечения прибыли, и на культурные, научные и иные.

Был установлен облегченный — явочный порядок образования для ферейнов с нехозяйственными целями. Только для некоторых хозяйственных ферейнов устанавливался разрешительный порядок создания.

Германское гражданское уложение предоставило государству право контроля за деятельностью юридических лиц, право лишения их правоспособности, если она противоречит общественным интересам.

Уложение определяло еще один вид субъектов гражданских правоотношений, которые не признавались юридическими лицами. Это был институт неправоспособного союза, который рассматривался как договор товарищества.

Уложение установило неодинаковый правовой режим для движимого и недвижимого имущества. К движимому было отнесено все, что не связано с земельным участком и его принадлежностью. В ГГУ, как и во французском гражданском кодексе, не давалось определения права собственности, но провозглашалась свобода частной собственности. В отличие от французского гражданского кодекса уложение предусмотрело 2 ограничения права собственности на недвижимость. Во-первых, собственник должен был терпеть проникновение на его участок с других запаха, дыма, копоти, тепла, газа, пара, если это не превосходило пределов обычного в данном регионе. Во-вторых, ограничивались права земельного собственника на недра и воздушное пространство над своим участком.

В уложении указывались два основных способа осуществления прав собственника: распоряжение вещью по своему усмотрению и устранение других от всякого на нее воздействия. Предусматривалось ограничение права собственности, если оно связанно со злоупотреблением правом. В связи с этим в ст. 226 говорилось: «Не допускается осуществление права, если целью такого осуществления может быть только причинение вреда другому».

Важной сферой регулирования в германском гражданском уложении явились обязательственные отношения. Оно не дало определения договора, но выделяло его основные черты.

Договор рассматривался как юридическая связь, установленная между несколькими лицами. Подчеркивалось, что содержанием договора может быть не только положительное действие, но и воздержание от него.

Уложение определило немногочисленные законные условия действенности договоров. В частности, было предусмотрено, что являются недействительными договора, нарушающие предписания закона и противоречащие «добрым нравам».

Устанавливался принцип свободы договора и предусматривались меры, обеспечивающие его стабильность. Только в течение года допускалось оспаривание договоров, совершенных под воздействием насилия или обмана.

В отличие от французского гражданского кодекса германское гражданское уложение признавало существование абстрактных обязательств. Имелись в виду договоры, предметом которых являлось обещание, облеченное в письменную форму (чек, вексель).

Регламентировались уложением и обязательства, вытекающие из деликтов. Оно не устанавливало имущественной ответственности за неимущественный вред. Юридическую силу могли иметь только письменные договоры, заключенные с соблюдением установленных правил. Если французский гражданский кодекс устанавливал, что изменить договор можно только соглашением, то германское гражданское уложение допускало возможность изменения договора (и его невыполнения) в ряде случаев.

«При наличии уважительной причины, — говорилось в уложении, — каждая сторона вправе во всякое время заявить о расторжении договора найма».

Были указаны случаи ограничения свободы договоров и признания их недействительными. Главными основаниями для этого были несоответствие договоров «доброй совести» и «добрым нравам».

Преградой на пути исполнения кабальных, неравноправных, заключенных в стесненных обстоятельствах, договоров стала ст. 138. «Сделка, — говорилось в ней, — противоречащая добрым нравам, ничтожна. В частности, ничтожна сделка, по которой какое-либо лицо, пользуясь стесненным положением, неопытностью, легкомыслием или слабоволием другого, заставляет последнего взамен каких-либо услуг со своей стороны пообещать или предоставить себе или третьему лицу имущественные выгоды, явно несоразмерные встречному удовлетворению (несоразмерные оказанным услугам)».

Уложение не требовало для действенности договора специальной формы. Однако для отдельных видов договоров была обязательной форма, прежде всего, для сделок с недвижимостью и абстрактных договоров. В уложении определялся правовой статус свыше 20 видов договоров.

Германское гражданское уложение содержало и некоторые нормы социального характера. В частности, предусматривалось, что работодатель обязан обеспечить нанимаемому безопасные для его жизни и здоровья условия, а так же выдав работающему страховые выплаты при его болезни или при несчастном случае.

Германское торговое уложение вступило в действие в 1900 г. Оно являлось приложением к германскому гражданскому уложению и состояло из 4 книг. Третья книга содержала статьи, регулировавшие торговые сделки. Кроме того, было принято несколько законов по вопросам торгового права.

В начале XX в. в Германии действовал гражданско-процессуальный кодекс, состоявший из 10 книг и 1048 статей. Он давал сторонам в гражданском процессе значительные права при предоставлении доказательств. А активность судьи при этом была невысокой: он только воспринимал и оценивал представленные сторонами материалы.

В начале XX века в Германии завершилось оформление государственного устройства, строившегося на федеративных началах. Закончился в это время и процесс формирования единого германского права.

 

 

3.3 Карательные органы фашизма (СС, СА, СД, гестапо, концлагеря).

 

 

Важнейшее значение для установления и упрочения открытой террористической диктатуры монополистического капитала имела перестройка государственного аппарата фашистской Германии. Основными элементами этой перестройки были: обеспечение монопольного положения национал-социалистской партии; отказ от буржуазно-демократических методов деятельности и переход к открыто насильственным, репрессивным методам; «очищение» государственного аппарата от демократических элементов, настроенных оппозиционно или могущих, по мнению фашистских главарей, стать в оппозицию по отношению к проводимому ими курсу; резкое усиление роли карательных и разведывательных органов; изменения в структуре, компетенции и взаимоотношениях государственных органов, уничтожившие все буржуазно-демократические государственно-правовые институты, установленные Веймарской конституцией парламента, автономия земель, местное самоуправление, буржуазная законность и т. п.).

 

Непосредственная перестройка государственных органов проводилась с конца марта 1933 г. до начала 1935 г. В это время создавались главные звенья государственного аппарата и определялись все основы его деятельности. К числу важнейших законодательных актов, оформивших государственный строй фашистской Германии, относились: закон от 24 марта 1933 г. «О ликвидации нищеты народа и рейха» (закон о предоставлении правительству чрезвычайных полномочий); закон от 14 июля 1933 г. «Против образования новых партий», который карал как тяжкое преступление попытки создания других (кроме национал-социалистской) партий; закон от 1 декабря 1933 г. «Об обеспечении единства партии и государства»; закон от 30 января 1934 г. «О новом устройстве государства» (о ликвидации автономии земель); закон от 2 августа 1934 г. «О верховном главе государства»; положение от 30 января 1935 г. «О германских общинах» и некоторые другие.

К концу 20-х годов в СС сформировалась следующая организационная структура.

 

Низшее подразделение – шap (отделение)– 8 человек под командованием шарфюрера. Три шара составляли трупп (взвод), три труппа – штурм (роту).  В штурме бывало от 70 до 120 человек под командованием штурмфюрера или оберштурмфюрера.

 

Три штурма составляли штурмбан  (батальон) – от 250 до 600 человек  под командованием штурмбанфюрера. В нем был еще медицинский взвод и оркестр. Три или четыре штурмбана образовывали штандарт (полк) – от 1000 до 3000 человек во главе с штандартенфюрером.

 

Штандарт, равный по численности армейскому полку, был основной единицей СС. Каждому штандарту присваивался номер от 1 до 126.  В каждом штандарте,  кроме трех или четырёх линейных батальонов, еще имелись резервный батальон и оркестр. Штурмбаны в штандарте нумеровались римской цифрой от I до III.  Резервный батальон обозначался аббревиатурой Res (резерв).

 

В состав СС  входило  126 пехотных штандартов и 22 кавалерийских полка.  Кавалерийские полки имели номера от 1 до 22 и каждый номер имел префикс «R»  (Райтер-конник),  чтобы можно было отличить кавалерию от пехоты.  В каждом  кавалерийском  полку  было от пяти до восьми кавалерийских эскадронов, медицинская часть и отряд трубачей.  После начала войны большинство кавалеристов СС оказалось в вермахте или войсках СС,  в том числе  в отдельном кавалерийском полку СС.  В 1941 г.  –  этот полк вошел в состав кавалерийской бригады СС,  которая  в 1942 г.  была развернута  в кавалерийскую дивизию СС  «Флориан Гайер».

 

Несколько штандартов составляли территориальный сектор численностью личного состава примерно  равную  численности  бригады или дивизии под командованием оберфюрера  или бригадефюрера.  Секторам присваивались номера римскими цифрами.  Кроме того, сектора могли носить географические названия по месту дислокации  (например,   I-й  сектор  имел наименование «Мюнхен»).

 

Несколько секторов образовывали регион  (до 1932 г.),  затем стали именоваться округами – под командованием группенфюрера или обергруппенфюрера.  К 1944 г.  было 18 округов, они практически совпадали по своим границам  с военными округами.  Округа  СС  носили географические названия  и  имели номера  (римские цифры),  как  правило,  совпадавшие соответствовавшая номеру военного округа вермахта.  Кроме того, было образовано шесть округов на оккупированных территориях.  При каждом округе  был  сформирован  батальон связи,  отвечавший за связь на территории  своего  округа.  Всего  было  сформировано 19 батальонов.  Они нумеровались арабскими цифрами (1 -  19) с префиксом «Nа»  (нахрихт – связь).  Ещё на территории округов было сформировано 16 саперных батальонов,  в задачу которых входил ремонт дорог, мостов, водопроводов, а также электрической сети. Каждый саперный батальон имел номер от 1 до 16 с префиксом «Pi(пионер – сапер).

 

Помимо регулярных и специализированных частей СС  в составе каждого территориального образования имелось  еще  отдельное  резервное формирование,  в  котором  числились  и служили члены охранных отрядов,  чей возраст  превысил  45 лет,  а также молодые люди, чьи служебные обязанности (государственные или партийные)  не позволяли перейти им на казарменное положение.  В их составе некоторое время служили также  офицеры полиции, переведенные в СС. Каждое такое резервное формирование носило название своего округа.

 

В распоряжении  главного управления  СС  находился  рентгеновский  батальон.  Батальон, располагая передвижной рентгеновской лабораторией, проводил регулярное обследование личного состава СС.  Это была единственная  часть СС,  которую  во время  эпидемии  мог вызвать на помощь любой гауляйтер.  С началом  войны  рентгеновский батальон  вошел  в состав медицинской службы войск СС.

 

Во время войны возникла  женская вспомогательная служба СС  для того,  чтобы  заменить мужчин в тылу.  Набор в службу осуществлялся на добровольной основе,  кандидатки проходили медкомиссию и проверку происхождения. Эсэсовки обучались на телефонисток, телеграфисток, радисток и служили при штабах на территории рейха и за ее пределами.

 

С  появлением войск СС, организация разделялась на две части – войска СС и общие СС.

 

Гестапо.

 

Гестапо   (Gestapo  – Geheime Staatspolizei)  –  тайная государственная полиция Третьего рейха (1933—1945 гг.) .

 

Первоначально политическая полиция действовала как 6-й отдел полицейского управления Баварии. 15 марта1933 г. Баварская политическая полиция полностью отсоединилась от полиции Баварии,  a вскоре начальник службы безопасности СС Рейнхард Гейдрих был назначен уполномоченным по политической полиции Баварии.

 

26 марта 1933 г.  в составе прусского министерства внутренних дел декретом Германа Геринга,  который руководил этим министерством,  была  создана  тайная государственная полиция – гестапо. Сначала речь шла об относительно скромном органе – отдел 1А (Политические преступления) реорганизуемой полиции Пруссии, основная задача которого было наблюдение  и  борьба  с политическими  противниками.  Руководителем  отдела  был назначен  33-летний  Рудольф Дильс.  Вскоре отдел получил наименование  «Тайный отдел государственной полиции» (geheime Staatspolizeiabteilung).  Какой-то чиновник создал аббревиатуру, которая читалась как «гестапа» (Gestapa).  (Возможно, сокращение  Gestapa произошло от Geheime Staatspolizeiamt  –  управление государственной тайной полиции в Берлине.)   Эта аббревиатура сохранялась недолго  –  букву «а»  заменили на «о»  –  стало «гестапо».  Рудольф Дильс о происхождении сокращения «гестапо» однажды говорил,  что это независимое изобретение почтового ведомства,  которое сократило якобы длинное наименование и использовало сокращение в почтовых штемпелях.

 

Рудольф Дильс, друг,  а впоследствии и родственник Геринга,  в молодости был пьяницей и развратником, членом самых реакционных студенческих организаций.  Он пошел на службу в прусское министерство внутренних дел еще при социал-демократе 3еверинге.  Потом выступил с лжесвидетельством против своего первого шефа  (обвинил его в связи с коммунистами),  служил канцлерам Папену и Шлейхеру и, наконец, перешёл  на  службу к нацистам.  При этом  Дильс не вступил  в  НСДАП.  Он расширил отдел  до 250 чиновников, затем основал «службу безопасности»  (СД),  которая действовала уже независимо от министерства внутренних дел.  СД официально выделилась из полицай-президиума и получила огромное собственное здание в Берлине,  в котором раньше помещалось художественное училище.  Это здание было расположено на печально известной улице Принц-Альбрехтштрассе.  Небольшая часть гестапо  —  специальный отдел по борьбе с большевизмом – переехал из полицай-президиума на Александерплац в захваченный штурмовиками дом Карла Либкнехта.

 

Подразделения гестапо кроме Берлина создаваться по всей Пруссии. В это же время Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС и полицай-президент Баварии, начал объединение подразделений политической полиции разных земель.

 

В 1933 г. постепенно вся политическая полиция Германии, за исключением прусской (гестапо), переходи в подчинение Гиммлеру. 8 марта 1934 г. образована общеимперская политическая полиция.

 

В начале 1934 г. в ходе усиления внутрипартийной борьбы, а так же в связи с тем, что Геринг все больше концентрируется на развитии Люфтваффе, 20 апреля 1934 г. было достигнуто соглашение, что гестапо переходит в компетенцию Гиммлера.

 

22 апреля 1934 г.  во главе гестапо был поставлен   Райнхард Гейдрих,  шеф  службы безопасности  (СД).  Начиная с этого момента,  гестапо  развивается  во  всеобъемлющую большую организацию по слежке и борьбе с противниками режима,  тесно переплетаясь со структурами СС.  Подразделения политической полиции всех земель Германии подчиняется управлению гестапо в Берлине.

 

С весны 1935 г.  служащие тайной государственной полиции  (гестапо)  и  криминальной полиции  (крипо)  были официально включены в ряды СС  и  получили  соответствующие эсэсовские чины.  И над всеми этими различными формированиями была поставлена СД – служба безопасности,  которую возглавил группенфюрер СС Рейнхард Гейдрих.

 

10 февраля 1936 г. Геринг подписал т.н. «закон о гестапо»,  по которому гестапо поручено расследование деятельности всех враждебных государству сил на территории рейха.

 

Обладая широкими полномочиями, тайная государственная полиция являлась важнейшим инструментом проведения карательной политики, как в самой Германии, так и на оккупированных территориях. Гестапо занималось расследованиями деятельности всех враждебных сил, при этом деятельность гестапо была выведена из-под надзора административных судов, в которых обычно обжаловались действия государственных органов. Гестапо обладало правом превентивного ареста – заключения в тюрьму или концентрационный лагерь без судебного решения.

 

Хотя гестапо и находилось в подчинении Гиммлера и Гейдриха, формально оно не являлось составной частью СС, а входило в министерство внутренних дел.

 

Концлагеря

Концентрационные лагеря. Третьего рейха (нем. Konzentrationslager или KZ) — концентрационные лагеря, существовавшие до начала и во время. Второй мировой войны на подконтрольной Германии территории.

 

Первые концлагеря были исправительно-трудовыми и располагались в самом. Третьем рейхе. В течение войны в лагерях содержались миллионы людей, среди которых были евреи, коммунисты, поляки, советские и другие военнопленные, гомосексуалы, цыгане, Свидетели Иеговы и другие. Миллионы узников концентрационных лагерей погибли от жестоких издевательств, болезней, плохих условий содержания, истощения, тяжёлого физического труда и бесчеловечных медицинских опытов. Всего существовало около пяти тысяч лагерей разного назначения и вместимости.

 

Начиная с 1941 года, согласно расовой теории, в нацистской Германии появляются «лагеря смерти», «фабрики смерти», единственной целью которых было методичное убийство европейских евреев, а в дальнейшем и других «неполноценных» народов. Эти лагеря были созданы на территории Восточной Европы, в основном в Польше, а также на территории стран Балтии, Белоруссии, на других оккупированных территориях, в так называемых генерал-губернаторствах[1]. Эти лагеря (Белжец, Собибор, Треблинка, Аушвиц-Биркенау и др.) часто упоминаются как концентрационные лагеря, хотя исследователи Холокоста проводят различия между концентрационными лагерями и лагерями смерти.

 

Историю лагерей можно условно разделить на 4 фазы:

 

Во время первой фазы в начале правления нацистов до 1934 года по всей территории Германии начали строиться лагеря. Эти лагеря имели большее сходство с тюрьмами, где находились противники нацистского режима. Строительством лагерей заведовали несколько организаций: СА, руководители полиции и CC под руководством Гиммлера, которые изначально были предназначены для защиты Гитлера. Во время первой фазы в заключении находилось около 26 тыс. человек, которые находились полностью во власти надзирателей. Инспектором был назначен Теодор Эйке, он руководил строительством и составлял уставы лагерей. Концлагеря стали местами вне закона и были недоступны для внешнего мира. Даже в случае пожара пожарные команды не имели права въезжать на территорию лагеря. [1].

 

Вторая фаза началась в 1936 и закончилась в 1938 году. В этот промежуток времени из-за растущего числа заключённых стали строиться новые лагеря. Также изменился состав заключённых. Если до 1936 года это были в основном политические заключённые, то теперь в заключение попадали асоциальные элементы: бездомные и не желавшие работать. Производились попытки очистить общество от людей, «позорящих» немецкую нацию. Во время второй фазы были построены лагеря Заксенхаузен и Бухенвальд, которые были сигналами начинавшейся войны и возраставшего количества заключённых. После Хрустальной ночи в ноябре 1938 года в лагеря стали ссылаться евреи, что привело к переполнению существовавших и постройке новых лагерей.

 

Дальнейшее развитие лагерной системы произошло во время третьей фазы с начала. Второй мировой войны и где-то до середины 1941 года, начала 1942. После волны арестов в нацистской Германии число узников удвоилось в течение небольшого промежутка времени. С началом войны в лагеря стали направляться заключенные из покорённых стран: французы, поляки, бельгийцы и т. д. Среди этих заключённых было большое число евреев и цыган. Вскоре число заключённых в построенных на территориях завоёванных государств лагерях превзошло число узников на территории Германии и Австрии.

 

Четвёртая и последняя фаза началась в 1942 году и закончилась в 1945. Эта фаза сопровождалась усиленным преследованием евреев и советских военнопленных. Во время этой фазы в лагерях находились от 2,5 до 3 миллионов человек.

 

Всеми вопросами содержания иностранных военнопленных в Германии занимался отдел военнопленных германской армии в составе Общего управления вооруженных сил. Управлением бессменно руководил генерал Герман Рейнеке.

 

Отдел военнопленных возглавляли:

полковник Брейер (1939 – 1941 гг.)

генерал Гревениц (1942 – 1944 гг.)

генерал Вестхофф (1944 г.)

обергруппенфюрер СС Бергер (1944 – 1945 гг.)

 

В каждом военном округе (всего 17), а позднее и на оккупированных территориях, переданных под гражданское управление, имелся «командующий военнопленными». Попавшие в плен военнослужащие изначально оказывались в дивизионных пунктах сбора пленных. Оттуда они передавались в транзитные лагеря – «дулаги» (Dulag) (пересыльные). Затем пленные бойцы и младшие командиры отправлялись в лагеря для нижних чинов – «шталаги» (Stalag) (постоянные), а офицеры – в отдельные офицерские лагеря – «офлаги» (Oflag "Offizierlager"). Из шталагов военнопленные могли переводиться в рабочие лагеря или штрафные лагеря.

 

До войны Германия была поделена на 17 Военных округов, каждому из которых был присвоен свой номер римской цифрой.

I – Кёнигсберский округ (Konigsberg)

II – Штеттинский округ (Stettin)

III – Берлинский округ (Berlin)

IV – Дрезденский округ (Dresden)

V – Штуттгартский округ (Stuttgart)

VI – Мюнстерский округ (Munster)

VII – Мюнхенский округ (Munchen)

VIII – Бреславский округ (Breslau) (Wroclaw)

IX – Кассельский округ (Kassel)

X – Гамбурский округ (Gamburg)

XI – Ганноверский округ (Hannover)

XII – Висбаденский округ (Wiesbaden)

XIII – Нюрнбергский округ (Nurnberg)

XVII – Венский округ (Wien) (Австрия)

XVIII – Зальцбургский округ (Salzburg) (Австрия)

ХХ – Данцигский округ (Danzig) (Гданьск, Польша)

XXI – Позенский округ (Posen) (Познань, Польша)

 

Таким образом, цифра IV в слове “Шталаг IV Б” означала его принадлежность к указанному округу, а индекс “Б” – номер этого стационарного лагеря в данном округе. Кстати, в Дрезденском округе имелись также под разными городами Stalag – и IV с индексами А, С, D, E, G и LW5 (специально для военнопленных летчиков военно-воздушных сил). Были еще и лагеря специально для военнопленного офицерского состава и генералитета, носившие название Offizierlager (сокращенно Oflag – Офлаг) IV A, B, C и D, где их обитателей не заставляли работать. Кое-где были лагеря типа “Дулаг” и “Шталаг” с индексом “КМ”, предназначенные лишь для военнопленных моряков. Находились несколько лагерей Heillager (Heilag – Хайлаг, или просто индекс “Н”) для “поправления здоровья в случае болезни или ранения.” Помимо них имелись большие лазареты только для заболевших или поранившихся пленных. Существовало еще великое множество приписанных к Шталагам отдельных местных, как правило, мелких лагерей, носивших название Arbeitskommando – рабочие команды, снабженные своими собственными номерами, обозначенными арабскими цифрами. Такие лагеря, если условия труда и проживания в них были очень тяжелыми, неофициально назывались штрафными и в них немцы часто ссылали “провинившихся” военнопленных из разных других лагерей, условия пребывания в которых можно было считать терпимыми.

администрация лагеря состояла из следующих отделов:

1А – руководство лагеря. Этот отдел отвечал за охрану лагеря, режим содержания военнопленных и составлял отчетность о деятельности лагеря.

2А – использование военнопленных на работах. Этот отдел отвечал за ведение учета заявок предприятий на рабочую силу, заключал договора с ними, распределял военнопленных на принудительные работы и представлял отчетность об использовании пленных.

2Б – учет военнопленных. Сотрудники отдела вели регистрацию лиц, прибывающих в лагерь, и следили за их перемещением. Отдел располагал картотекой фамилий и номеров, присвоенных военнопленным.

3А – контрразведка Абвера. Отдел занимался вербовкой агентуры среди военнопленных с целью выявления советских разведчиков и лиц, скрывавших принадлежность к политическому и командному составу РККА, евреев, а также враждебно настроенных к немцам и готовивших побег.

3Б – подотдел цензуры вел проверку всей переписки военнопленных.

4А – хозяйственный

4Б – санчасть.

Виды смерти заключенных

14 f 1 : естественная смерть

14 f 2 : самоубийство или смерть от несчастного случая

14 f 3 : расстрел при попытке к бегству

14 f I : казнь

14 f 13 : Особое распоряжение по поводу больных и слабых заключенных (акция 14f13, согласно которой слабые и больные заключенные умерщвлялись)

С ноября 1944 по май 1945 около 700 000 заключённых — из них 200 000 евреев — находились в так называемых «маршах смерти» после реорганизации и ликвидации лагерей в Польше и на востоке Германии. Историки насчитывают около сотни таких маршей. Около половины узников погибли от голода, болезней или были расстреляны. До сих пор нет точного описания этих чудовищных и бесчеловечных акций.

 

 

СД

    В 1936 г. Главное управление СД было разделено на 3 управления: I – администрация, включая 4 центральных отдела; II – внутренняя служба безопасности, включая 2 центральных отдела: отдел II 1 (мировоззрение) наряду с прочими включал реферат II 112 (еврейский вопрос), а отдел II 2 (оценка состояния общества) делился на 3 реферата; III – внешняя служба безопасности, включая 2 центральных отдела: III 1 (внутренние области), III 2 (внешнеполитическая контрразведка), делившийся на региональные рефераты . Огромную роль в работе СД играла деятельность многочисленных доверенных лиц, информаторов. К 1937 г. их число выросло до 50 тыс.  (платных агентов в СД не было). СД начала развивать систему тотального контроля над обществом. Сферы активности СД и гестапо соприкасались, и между ними часто возникали трения. В сферу деятельности СД входила контрразведка, но эта служба обладала ограниченными возможностями ареста;  гестапо таких ограничений не имело и часто влезало в сферы ответственности СД. В 1937 г. Гейдрих разделил сферы деятельности: гестапо достался марксизм, государственные преступления, эмиграция, а СД - наука, искусство, воспитание, народоведение, партия, государственное управление, конституция, заграница, масоны. Но Трения  продолжались: полностью разделить компетенции было невозможно. В ноябре 1938 г. указом главы МВД В. Фрика СД объявлялось разведслужбой не только партии, но и государства; особой задачей СД является поддержка гестапо. СД все активней вторгалось в сферу деятельности Абвера. 21 декабря 1936 г. шеф Абвера Канарис и В. Бест подписали «Основы взаимодействия между государственной тайной полицией и инстанциями абвера вооруженных сил» («Десять заповедей»)  о разделении компетенций. Соглашение помогло избежать столкновений лишь на первом этапе. Вскоре СД стала проникать в разведывательные сети абвера и заниматься промышленным шпионажем, что было прямым нарушением «заповедей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4.Законодательство в сфере экономического развития.

     Правовое регулирование экономики в нацистской Германии характеризовалось усилением государственного регулирования всех аспектов социально-хозяйственных связей. Только отчасти это было вызвано необходимостью преодоления кризисных явлений конца 1920-х начала 1930-х гг. (конкретные такие обещания содержались в Программе НСДАП). Такое регулирование означало реализацию новых представлений о социальной роли государства, а с 1939 г. оно было также и объективным следствием сверхмилитаризованного общества, вовлеченного в войну с задачами, превышающими потенциальные возможности народа и страны.

 

Регулирование промышленности опиралось на установление государственно-монопольных объединений и командной системы управления. Отправным для новой организации промышленности стал Закон об органическом построении германской экономики 27 февраля 1934 г. По нему главенствующей формой промышленного производства (и вообще хозяйственной деятельности) должны стать крупные «экономические объединения» («задача которых – в защите интересов предпринимателей и предприятий»); такие объединения не касались только аграрного сектора и сферы культуры. Министр экономики получал все полномочия по слиянию предприятий (любой формы собственности) в такие объединения, их разъединению, ликвидации, смещению управляющих, а также по объявлению такого объединения единственно дозволенным в своей отрасли, формирование таких объединений подкреплялось установлением принудительного  картелирования (по закону 15 июля 1934 г.). Министр экономики полномочен был регулировать рынки производства и сбыта любых продуктов, для чего мог объединять любые предприятия в принудительные союзы, укрупнять их, вплоть до того, что мог запрещать создание новых предприятий в какой-либо области, если это не вызывалось «общественной необходимостью»*. Государство освободило себя от ответственности за возможный ущерб собственникам при таком регулировании или запретах. Введенные меры подкреплялись значительными уголовными санкциями.

 

Практика таких ограничений уже имела место в Германии в конце 1920-х гг. Практическая реорганизация подразумевала быстрое укрупнение предприятий. В течение только первого года число хозяйствующих субъектов в промышленности сократилось более чем втрое. Следуя установке на «ариизацию» банковского дела (связанную с новым налоговым и расовым законодательством) с 1725 до 477 сократилось количество банков. С января 1936 г. было предписано ликвидировать все акционерные общества с капиталом менее 100 тыс. марок, запрещалось образование АО с капиталом менее 500 тыс. марок. Для удобства объединенного управления и государственного регулирования все хозяйственные объединения страны сводились в 13 подконтрольных групп: 7 по отраслям промышленности и 6 прочих (торговля, ремесло, банки, страховое дело, транспорт, энергетика). Во главе управления, наряду с Министерством экономики, был поставлен Генеральный совет германского хозяйства (июль 1933 г.), в котором участвовали также крупные финансисты и промышленники. Страна была поделена на 18 хозяйственных округов с Хозяйственной палатой для координации планов; создавался особый Хозяйственный суд. Государственные заказы распределялись на основе жесткого планирования. С 1939 г. планирование охватило более 80% общего объема производства.

Полной перестройке системы социально-хозяйственных связей на каждом предприятии и вообще в производстве послужил Закон о порядке национального труда (20 января 1934 г.). По своим началам это был один из принципиальных национал-социалистических законов, поскольку это был закон о новом порядке социально-производственных отношений. Упразднялись рабочие профсоюзы, запрещались какие-либо стачки и забастовки. Труд провозглашался особой социальной обязанностью, а договор трудового найма – публичным договором. Владелец предприятия рассматривался как доверенное лицо государства – фюрер предприятия. В регулировании условий труда вместе с ним участвовал небольшой совет доверенных (от 2 до 10 чел.). Основой производственных порядков становились не тарифные соглашения, тем более не договоры, а правила внутреннего распорядка предприятия, ориентированные на государственные указания. В национальном масштабе создан был единый Немецкий трудовой фронт (май 1933 г.), который воплотил идеал социально-корпоративных объединений «во имя пользы государства».

Принудительная картелизация, жесткое регулирование принесли и позитивные результаты. Резко сократилась безработица в стране (с 6 млн. в 1933 г. до 900 тыс. в 1937 г.). Регулирование дало государству возможность перейти вообще к всеобщей трудовой повинности: вначале для молодежи (с июня 1935 г. обязательной), затем для всего населения (с 1939 г.). С началом войны регулирование трудовых отношений приобрело в особенности характер принудительного привлечения населения к труду. С 1939 г. рабочий день был увеличен с 10 до 14 час, полностью запрещались увеличение зарплаты и оплата сверхурочных. На основании закона 22 июня 1938 г. вводилось обязательное привлечение женщин в возрасте до 25 лет к работе в детских и трудовых учреждениях. С 1938 г. ввели принудительные работы в концлагерях.

Стремления к огосударствлению охватили и сельское хозяйство. Все аграрные производители (на основании закона 13 сентября 1933 г.) объединились в «имперское сословие продовольствия», которое тем самым включалось в систему государственных корпораций. Министр продовольствия был вправе регулировать цены, закупки, сбыт продукции. Особый статус закреплялся за т. н. наследственными дворами, образованными по закону 9 сентября 1933 г. К ним относились владения от 7,5 до 125 га, принадлежащие только крестьянам чисто арийского происхождения. Они пользовались значительными налоговыми льготами, на них ориентировались государственные закупки продовольствия, но их собственность вместе с тем была жестко регламентирована, не подлежала продаже, закон установил строгий порядок родового наследования таких дворов. (Количество таких наследственных дворов в итоге оказалось небольшим – до 20 тыс., средним размером в 11 – 19 га.)

Возрастание государственного планового влияния на экономику в целом было связано и с принятием 1936 г. т. н. Четырехлетнего плана развития в целях улучшения оборонной мощи. Было создано особое, наряду с Министерством экономики, Ведомство 4-хлетнего плана, возглавленное Г. Герингом, – с особыми полномочиями и административно-принудительной властью в отношении переориентации предприятий, распределения заказов, установления цен и т. д. С началом войны это ведомство также перестроило свою работу в направлении усиления военно-административных способов управления хозяйством.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Уголовное право.

       Для нацистской диктатуры уголовное право в особенности выполняло функцию политической репрессии. Оно служило главным образом подавлению политических противников и противостоящих политических групп, а уже во вторую очередь – достижению обыденного «общественного порядка». Основные обновления уголовного права были связаны как раз с достижением первой задачи, с обеспечением уголовными санкциями доминирующего положения партии и государства.

Партия была поставлена в привилегированное положение в уголовном праве. Самым первым законом диктатуры стала отмена уголовных наказаний за преступления, совершенные в ходе борьбы за национальное «выживание» немецкого народа, т.е. в ходе предвыборных кампаний 1932-1933 гг. Вместе с тем использование знаков или униформы НСДАП без официальной принадлежности к ней стало расцениваться как уголовное преступление.

Значительно ужесточена была ответственность за государственные преступления. Причем основным преследуемым деянием здесь стал подлинный или предполагаемый терроризм против членов партии или должностных лиц государства. Ответственность за это преступление была установлена (1933 г.) в виде смертной казни или заключения свыше 15 лет. В случае государственных преступлений были введены новые формы смертной казни – с 1933 г. повешение, в годы войны применяли и гильотину.

В уголовном праве появились новые составы преступлений. Одним из наиболее важных стали нарушения расового законодательства, за которые по разным законам полагались значительные сроки заключения в исправительном лагере или в тюрьме. В августе 1938 г. был издан закон об особой ответственности за преступления против вооруженной силы, под которыми понимались самые разные действия, направленные к прямому или даже косвенному ущербу боеспособности вермахта. Наказания за этот вид преступлений предусматривались самые тяжелые. К значительным срокам тюремного заключения вело распространение вредных слухов и т.п. преступления против «правильного представления о деятельности государства и партии».

Многочисленные перемены в уголовном праве не были систематизированы, проект нового кодекса только разрабатывался. В 1935 г. была опубликована новая редакция старого Уголовного кодекса, в котором были видоизменены ряд важнейших принципов уголовного права: возрождена была возможность применения закона по аналогии в случае отсутствия правила, точно предусматривающего данный случай, закону могла быть придана обратная сила. Вместе с тем в кодексе и в законах времени диктатуры были важные новшества, отражавшие вообще криминализацию новых видов преступлений, распространившихся в XX в., например, усилена была ответственность за похищение детей с целью вымогательства, вообще за преступления в отношении детей.

С началом войны карательно-репрессивный аспект уголовной политики стал превалировать. С 1939 г. в тюрьмы Германии ежемесячно отправлялось до 10 тыс. заключенных. Значительным стало и число смертных приговоров (306 казненных в 1940 г., 3,4 тыс. – в 1942 г.). Это не охватывало внесудебной репрессивной практики в отношении заключенных концлагерей или лагерей военнопленных, которые находились в полной мере во власти администрации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Литература:

1.      Галкин А.А. Германский фашизм.  М., 1989.

2.      Гинцберг Л.И. На пути в имперскую канцелярию. Германский фашизм рвется к власти. М., 1972.

3.      Желев Ж. Фашизм. М., 1991.

4.      История буржуазного конституционализма. Т.1-2. М., 1983.

5.      Кнапп В. Крупные системы прав в современном мире: Сравнительное правоведение. М., 1980.

6.      Кульбакин Д.Н. Очерки новейшей истории Германии. М., 1962.

7.      Ливанцев К.Е. История буржуазного государства и права. М., 1991.

8.      Новейшая история стран Европы и Америки. 1945- 1990 гг. Чебоксары, 1992.

9.      Очерки кодификации и канонизации буржуазного гражданского права. М., 1983.

10. Павлов Н.В. Объединение, или Рассказ о решении германского вопросы с комментариями и отступлениями. М., 1992.

11. Парламенты мира. М., 1991.

12. Политические системы. Государство и право в буржуазных странах (тенденции и проблемы). М., 1988.

13. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М., 1996.

14. Розанов Г.Д. Очерки новейшей истории Германии. М., 1957.

15. Розанов Г.Д. Свастика над Германией (1933 – 1939 гг.) М., 1964.

16. Руге В. Как Гитлер пришел к власти. Германский фашизм и монополии.  М., 1984.

17. Ульбрихт В. К истории новейшего времени.  М., 1957.

18. ФРГ: Конституция и законодательные акты. М., 1991.

 

 

Информация о работе Фашистская Германия