Человек и политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 00:04, контрольная работа

Описание работы

В нормальном, цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей. Какую значительную роль ни играли бы социальные группы, массовые общественные движения, политические партии, в конечном счете ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы, движения, партии и другие общественные и политические организации состоят из реальных личностей и только через взаимодействие их интересов и воли определяется содержание и направленность политического процесса, всей политической жизни общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………..........3
Личность как объект и субъект политики………………………...…….4
Политическая социализация личности………………………………….8
Заключение………………………………………………………………14
Список литературы………………….…

Работа содержит 1 файл

Политология.doc

— 99.50 Кб (Скачать)

     В общем плане тип политической социализации определяется теми стандартами  политической жизни общества, которые  диктуют личности определенный способ ее политического поведения, соответствующий политической культуре данного общества. В результате обеспечиваются политическая стабильность и преемственность в развитии общества.

     В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

  • Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдоответственное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью. По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.
  • Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности..
  • Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности.
  • Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе которой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы. В этих условиях, чтобы иметь возможность проявить себя в качестве субъекта политики, личность вынуждена присоединяться к какой-либо группе, классу, касте, клану и т.д. Другого пути у нее не существует. Данная модель политической социализации формируется при недостаточном уровне экономического развития страны, закрытости общества, его большой социально-экономической и культурной дифференциации.

     Стадии политической социализации личности.

     В современной политологии утвердилась  точка зрения, что политическая социализация личности — это непрерывный процесс  ее развития, продолжающийся в течение  всей жизни чело века и в разных социальных группах и общностях. Можно выделить в нем разные стадии, играющие неодинаковую роль в политическом развитии личности. Однако при объяснении специфики этих стадий сегодня нет единой точки зрения,

       Это обусловлено двумя причинами.  Первая связана с тем, что  концепция политической социализации начала формироваться после создания теории общей социализации личности и на ее основе. Однако и по сей день существует несколько теорий общей социализации личности, наличие которых и затрудняет создание концепции политической социализации. Назовем лишь некоторые из теорий общей социализации личности.

     I. Теория социализации личности Ч. Кули и Дж. Мида. Согласно последнему, процесс развития личности включает три стадии, связанные с принятием на себя роли других людей:

  • имитация — дети копируют поведение взрослых, пока не понимая его;
  • игровая стадия — дети осознают свое поведение как исполнение определенных ролей взрослых (клерка, бизнесмена, космонавта и т.д.);
  • стадия коллективных игр — дети учатся осознавать ожидания не только близкого человека, но и всей группы, оценивают свое поведение по нормам и стандартам других людей.

     II. Теория Э. Эриксона, одного из первых предложившего теорию социализации личности на протяжении всей жизни человека. Согласно этой теории личность проходит восемь стадий, каждая из которых связана с преодолением кризисов индивидуального развития.

     III. Теория когнитивного  развития Ж. Пиаже, исследовавшего процесс развития познания человека, обучение его мышлению. Согласно теории на каждой стадии развития личности возникают новые познавательные навыки. Таких стадий Ж. Пиаже выделяет четыре:

  • сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет) — характеризуется тем, что у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира;
  • предоперациональная стадия (от 2 до 7 лет) — связана с различением детьми символов и значений. В конце ее дети понимают разницу между символами предметов и самими предметами;
  • стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет) — ребенок учится совершать мыслительные операции, переносить в идеальный план те действия, которые он ранее выполнял только руками;
  • стадия формальных операций (от 12 до 15 лет) — характеризуется тем, что подростки могут решать абстрактные задачи, осмысливать нравственные вопросы, строить планы на будущее.

     IV. Теория социализации Т. Парсонса. Согласно этой теории в процессе социализации происходит обучение человека социальным ролям, через которые он и включается в ту или иную социальную систему. Личность аккумулирует в себе общие ценностные образцы поведения в процессе ее общения со значимыми для нее. Основной общностью первичной социализации является семья, хотя на уровне семьи социализация не заканчивается. Она представляет собой постоянный процесс приспособления человека к существующим в обществе ценностным образцам поведения.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В политической жизни общества человек  играет различные социальные роли. Так, во-первых, в системе политических отношений он предстает, с одной  стороны, как субъект, а с другой, – как объект политического воздействия (руководства, господства, управления и т. п.). В последнем случае говорят об участии обычных (рядовых) граждан в политике, об их политическом поведении.

     Как подлинный субъект политики человек  действует в качестве парламентария, президента, члена правительства, судьи  и т. п. В этом случае речь идет о профессиональной политической деятельности, о функционировании человека как политика. Эту деятельность обычно именуют политической карьерой, под которой понимают последовательное продвижение по служебной лестнице. Научное или публицистическое описание чьей-либо жизни в политике, состоявшегося жизненного пути политика составляет его политическую биографию.

     Как объект политики человек ведет себя в соответствии с характером управленческого  воздействия. При демократическом  типе взаимоотношения гражданина и власти управление человеком осуществляется через воздействие на его интересы. Изменяя условия жизнедеятельности индивида, политический субъект изменяет человеческие интересы и тем самым добивается изменения его политического поведения в желаемом направлении. При тоталитарном типе взаимоотношений управленческий импульс направлен на сознание человека и преследует цель изменить его поведение прежде всего через чувство страха наказания. Такой механизм политического регулирования поведения граждан внешне выглядит эффективным, но в долгосрочной перспективе, как показывает практика, он малоэффективен. И наоборот, управление, основанное на учете объективных и законных интересов граждан, является наиболее надежным, результативным и гуманным.

     Вторая  характеристика человека политического  связана с его гражданством. Под  гражданством понимается правовая связь  человека (физического лица) с определенным государством, порождающая взаимные права и обязанности, которые  определяются основным законом государства конституцией.

     Практическая  важность института гражданства  заключается в том, что государство  обязано способствовать гражданину в реализации его прав, осуществлять его дипломатическую защиту вне  пределов отечества. Институт гражданства, как правило, подробно регулируется социальными законами и подзаконными актами.

     Третий  аспект связи человека с политикой  состоит в его правосубъектности (правовом статусе). Комплекс субъективных прав граждан закреплен обычно в  конституции государства. Эти права делят на экономические, социальные, политические, культурные и личные.

 

      СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М. 2001.
  2. Основы политологии. Под ред. Ю.А. Ежова, В.Ф. Костюкевича. – М., 1998.
  3. Политология: Курс лекций. Лютых А.А., Тонких В.А., - М., 2001.
  4. Василенко И.А. Политическая философия. М.,2004
  5. Мельвиль А.Ю. и др. Политология. М., 2005
  6. Мухаев Р.Т. Политология. М., 2005.
  7. Политология.// Под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. М.,2007
  8. Internet

Информация о работе Человек и политика