Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 20:32, доклад
Граф Михаил Михайлович Сперанский (1 января 1772 — 11 февраля 1839) — русский общественный и государственный деятель времён Александра I и Николая I, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения. Действительный член Императорской Российской академии (1831), почётный член Императорской Российской академии (1821—1831) и Императорской Академии наук (1819). Воспитатель наследника-цесаревича Александра Николаевича.
Михаил
Михайлович Сперанский
Граф
Михаил Михайлович Сперанский (1 января
1772 — 11 февраля 1839) — русский общественный
и государственный деятель времён Александра
I и Николая I, реформатор, законотворец,
основатель российской юридической науки
и теоретического правоведения. Действительный
член Императорской Российской академии
(1831), почётный член Императорской Российской
академии (1821—1831) и Императорской Академии
наук (1819). Воспитатель наследника-цесаревича
Александра Николаевича.
Детство и юность
Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в селе Черкутино Владимирской губернии (сейчас в Собинском районе Владимирской области). Отец, Михаил Васильевич Третьяков (1739—1801), был священником церкви в поместье Екатерининского вельможи Салтыкова. Все заботы по быту целиком и полностью лежали на матери — Прасковье Фёдоровой, дочери местного дьякона.
Из
всех детей до совершеннолетия доросли
только 2 сына и 2 дочери. Михаил был
старшим ребёнком. Он был мальчиком
слабого здоровья, склонным к задумчивости,
рано выучился читать. Почти всё
своё время Михаил проводил в одиночестве
или же в общении с дедом
Василием, сохранившим замечательную
память на разные житейские истории.
Именно от него получил будущий
Мальчику
было шесть лет, когда в его
жизни произошло событие, оказавшее
огромное влияние на дальнейшую жизнь:
летом в Черкутино приехали владелец
поместья Николай Иванович и протоиерей
Андрей Афанасьевич Самборский, который
был тогда гофмейстером двора
наследника престола Павла Петровича,
а позже (с 1784 года) стал духовником
великих князей Александра и Константина
Павловичей. Самборскому мальчик очень
полюбился, он познакомился с его родителями,
играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал
в Петербург.
Владимирская семинария
Около 1780 года Михаил был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где, ввиду обнаруженных им способностей, и был записан под фамилией Сперанский, то есть подающим надежды (от латинского глагола spero, Sperare — уповать, надеяться). Среди сокурсников Сперанского были: будущий экзарх Феофилакт, литератор и переводчик греческих классиков Мартынов Иван Иванович. В этом заведении у Сперанского открылись блестящие способности: страстная любовь к чтению и размышлениям, самостоятельность и твёрдость характера, а также ярко выраженное умение ладить со всеми, добродушие и скромность. Среди самых способных учащихся необычайно одарённый Сперанский выдвигается на первое место. Помимо языков (русского, латинского, древнегреческого) семинаристы штудировали риторику, математику, физику, философию и богословие. Конечно, методика обучения была схоластической, огромное количество текстов заучивалось наизусть. Став «студентом философии» (1787 г.), Сперанский, ранее удостоенный чести носить архиерейский посох, был взят в «келейники» к ректору (префекту) семинарии игумену Евгению (Романову). Сперанский со всем усердием предался любимому своему занятию.
В этом же году Сперанский предпринял первое в своей жизни относительно далекое путешествие в Москву для встречи с А. А. Самборским. 16 июня 1788 года Сперанский пишет А. А. Самборскому из Владимира с мольбой к столичному покровителю письменно походатайствовать перед церковным начальством об удовлетворении своих стремлений учиться в московском университете и изучать дополнительные иностранные языки. Реакция Самборского неизвестна.
Летом 1788 года Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Синод был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей. Во многих семинариях, по его мнению, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, «главной семинарии», которая в 1797 году была преобразована в Духовную академию. Программа была составлена с учетом рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин — теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских — математики, истории, греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей.
Александро-Невская семинария
В
Александро-Невскую семинарию
Преподавательская деятельность Сперанского.
С 1792 года начинается период преподавательской деятельности Сперанского, который продолжался недолго. Сначала ему было поручено преподавание математики, а спустя несколько месяцев добавили еще два курса – физику и красноречие. О преподавательской деятельности Сперанского почти не сохранилось источников. По воспоминаниям одного из его учеников – Ксенофонта Дилекторского известно, что лекции “он изъяснял блестящим, даже несколько изысканным слогом; но увлекая своих слушателей к подражанию, не мог передать им того вкуса, который предохранял его от надутой высокопарности”. На лекции Сперанского собиралась довольно многочисленная аудитория (до тридцати человек), которая слушала его с большим увлечением. Нередко занятия продолжались в маленькой келье Сперанского, куда приходили наиболее любознательные семинаристы. Быт Сперанского был крайне прост и непритязателен. Обязанности учителя для Сперанского не были особенно обременительными, и значительную часть времени он посвящает изучению трудов выдающихся физиков и философов. Как отмечает Словцов, “в 1794 году я нашел его за Невтонов”, а начиная с 1795 года он “два года провел... в критическом рассмотрении философских систем, начиная с Декарта, Локка, Лейбница и других до Кондильяка, тогда, славившегося”. Результатом этого критического рассмотрения явились первые его работы философского содержания. Наиболее ясно и полно философская концепция Сперанского изложена в его ранней работе “О силе, основе и естестве”, в которой разбирается вопрос: “Существовала ли до бытия вещей их возможность?”. Этот философский вопрос разрешается Сперанским однозначно: “Вещь возможна, как скоро можно ее представить”. По его мнению, сущность явления действительности представляют понятия. Сперанский, как представитель объективного идеализма, рассматривает мир с точки зрения единства “образов бытия”, противопоставляя его индивидуальному сознанию тех философов, которые “раздробили единство мира”. Выступление против субъективизма в философии привело Сперанского к разногласиям с официальной церковью. Годы, проведенные в семинарии, имели очень большое значение для формирования взглядов Сперанского. Старая, средневековая философия обучения помогла ученику с развитыми способностями проникнуться отвращением к схоластике, а усиленное изучение латинского языка, по собственным словам Сперанского, оказало большую услугу при чтении источников византийского и римского права. Свободно владея латынью, он мог впоследствии ознакомиться с трудами философов, писавшими на этом языке, — Гроцием, Гоббсом, Пуффендорфом и другими. Эрудиция Сперанского была чрезвычайно высока. В одной из ранних работ “Правила высшего красноречия”, написанной в 1792 году как пособие к лекции по риторике, встречаются ссылки на Гельвеция, Д Аламбера, Монтеня, Лабрюйера, Ричардсона, Юма, Флеше, Боссюэта, Роллена; Массильона, Руссо, Баккариои и многих других. Сама по себе эта работа представляет интерес как сочинение, выдающееся для своего времени. В ней Сперанский выступает как последователь М. В. Ломоносова и Н. И. Новикова. В качестве примера “пламенного пера” он приводит перевод на русский язык стихотворения Руссо “О счастье”, выполненный М. В. Ломоносовым. Сперанский считает, что основой красноречия является воплощение страсти в слове. Отсюда он делает вывод, что “красноречие основано на недостатке истинного просвещения.
Весной 1795 года Сперанский был назначен префектом Александро-Невской семинарии. Однако положение его в семинарии было непрочным. Отсутствие духовного звания закрывало для него карьеру
церковнослужителя,
далее должности префекта он продвинуться
не мог и, по всей вероятности, не испытывал
особого желания.
Первый период государственной карьеры (1792—1812)
Выдающиеся способности делали Сперанского необходимым, и потому его карьера была обеспечена и без обычного в то время искательства, угодливости.
Сперанский во власти мечты о добродетельных поступках, о пользе, которую каждый человек обязан принести обществу. “Уверьтесь друзья мои, – писал Сперанский, – что быть счастливым и быть добрым есть совершенно одно и то же”. И далее: “Несовершенство счастья доказывает лишь несовершенство наших добродетелей”. Молодой префект стремится всеми силами избавить себя от “черного облака”. Он все больше и больше обращает свои взоры на гражданскую службу. Но без влиятельных покровителей путь туда был закрыт. В это баснословное время разных поворотов фортуны, когда само слово «случай» получило техническое значение, один из таких случаев, совершенно неожиданно, выпал на долю молодого преподавателя. Князю Куракину, который под конец царствования Екатерины управлял третьей экспедицией Сената для свидетельства государственных счетов, понадобился домашний секретарь для русской переписки. Ему был рекомендован Сперанский, который начал с частной службы у князя по рекомендации митрополита Гавриила. А. В. Куракин был покровителем Сперанского при первых шагах последнего на служебном поприще. Сперанский поступил домашним секретарём к князю А. Б. Куракину, богатому и влиятельному вельможе. Когда князь получил должность генерал-прокурора, он предложил Сперанскому отказаться от преподавательской деятельности и служить в его канцелярии. Митрополит Гавриил рекомендовал ему профессора Сперанского. Молодой человек явился к Куракину, и тот устроил ему экзамен: поручил написать одиннадцать писем разным лицам. Князю потребовался целый час, чтобы вкратце объяснить содержание писем, а Сперанскому только ночь, чтобы все написать. В шесть часов утра одиннадцать писем, составленные в изысканной форме, лежали на столе Куракина. Вельможа был покорён.
В период частной секретарской службы Сперанский сблизился с гувернёром молодого князя, немцем Брюкнером. Он был человек резких либеральных мнений, последователь Вольтера и энциклопедистов. Под его влиянием окончательно сложилось то политическое миросозерцание Сперанского, которое потом сказалось в обширных реформаторских планах. В 1796 году воцарился Павел и должность князя Куракина, генерал-прокурор, стала основной. Это быстрое возвышение завершилось таким же стремительным падением, но он успел, однако, прочно устроить своего бывшего секретаря. В атмосфере, в которой царили сумасбродство императора, самодурство вельмож, эгоизм и раболепие чиновников, протекали первые годы государственной службы.
За
четыре с половиной года бедный домашний
секретарь превратился в
С
той минуты, когда Сперанский вступил
в дом Куракина, судьба его, можно
сказать, была уже в собственных
его руках. Стоит прочесть любую
канцелярскую бумагу лучших дельцов
этого времени, чтобы понять, какое
блестящее исключение составлял
между ними Сперанский. Не только официальная
переписка 90-х годов, но даже иные манифесты
Екатерины и Павла писаны языком
далеко не изящным, и даже не всегда
правильным. Щеголеватая и трезвая
фраза Сперанского должна была казаться
образцом слога. Естественно поэтому,
что домашний секретарь не замедлил
перейти в государственную
Информация о работе Человеческий и политический портрет М. М. Сперанского