Антимонопольное законодательство Мордовии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

Антимонопольная служба появилась в России в начале 90-х годов. В 1991 году – распадается Советский Союз. В руках граждан оказывается частная собственность. В связи с этим на территории государства возникают рыночные отношения, развивается конкуренция. Из-за преобразований в экономике появилась потребность в законе, который бы контролировал процессы новой рыночной системы.

Работа содержит 1 файл

Парида.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

Ежегодно большая  часть дел о злоупотреблении  доминирующим положением рассматривается в отношении субъектов, действующих в сферах электро - и тепло - энергетики, газоснабжения, в сфере ЖКХ. Важнейшими субъектами рынков жилищно-коммунальных услуг являются ресурсоснабжающие организации. Все они естественные локальные монополисты. Их монополия обусловлена привязкой потребителя к соответствующим инженерным сетям: водопроводным, канализационным, газовым, электрическим,  тепловым. Субъект, на балансе которого находится соответствующая сеть, - по построению естественный монополист в границах территории, прилегающей к этой сети. В 2006 - 2008 годах Мордовским УФАС России в процессе наблюдения за рынками ЖКУ в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35 процентов, включено сорок таких «сетевиков».    

Наиболее характерными видами нарушений являются необоснованный отказ от заключения договора, прекращение  производства и поставки товара при  наличии спроса. 

Например, по заявлению  ГОУВПО «МГУ имени Н.П.Огарева» в  августе 2009 года возбуждено дело в отношении ОАО «Орбита» по поводу намерения  прекратить подачу воды при наличии возможности ее рентабельного производства и поставки. По результатам комиссионного рассмотрения локальному монополисту предписано отозвать все уведомления о намерении прекратить водоснабжение потребителей. Предписание исполнено в установленный срок. 

По заявлению  ООО «Оздоровительный комплекс «Биохимик» 25 марта 2008 года возбуждено дело в отношении  ОЛО АО «Мокша» по поводу необоснованного  уклонения от заключения договора теплоснабжения под предлогом необходимости реконструкции котельной и убыточности для ответчика деятельности на данном не профильном для него товарном рынке. По результатам работы в ряде заседаний с участием представителей РЭК РМ и Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РМ Комиссия Мордовского УФАС  установила факт нарушения антимонопольного законодательства и выдала теплоснабжающей организации предписание, понуждающее к подписанию договоров и возобновлению поставки теплоэнергии потребителям.  

По заявлению  ЗАО «Волгаэнергосбыт» антимонопольное  управление рассмотрело дело в отношении  ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» по признакам нарушения  части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением путём создания препятствий доступу заявителя на оптовый рынок электрической энергии в виде уклонения от подписания Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо - перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии. Комиссия Мордовского УФАС России выдала предписание об устранении указанного нарушения, которое  исполнено в установленный срок. 

Серия из восьми дел о вертикальных соглашениях  возбуждена Мордовским УФАС России и рассмотрена комиссией по результатам изучения портфеля договоров поставки ООО «Имидж» - официального дистрибьютера майонезной продукции торговой марки «Сдобри».  

Первое дело было открыто по заявлению индивидуального  предпринимателя Г. – конкурента ООО «Имидж», поставляющего в розничные сети республики майонезную продукцию торговой марки «Махеев». Предпринимателю было отказано в размещении его продукции на прилавках сети магазинов «Птица», принадлежащих ОАО «Агрофирма «Октябрьская», в связи с соглашением, заключенным Агрофирмой с ООО «Имидж». Соглашение содержало пункты, предусматривающие, в частности, размещение на полочном пространстве магазинов «Птица» только майонезов «Сдобри» и  поддержание цен на эту продукцию не ниже указанных в базовом прайс-листе ООО «Имидж».  

В результате изучения всей совокупности договоров ООО  «Имидж» выявлено еще семь договоров  поставки с дополнительными конфиденциальными  соглашениями (конфиденциальность оговаривалась  в текстах соглашений) о поддержании  цен и эксклюзивных условиях размещения продукции ООО «Имидж» в торговых точках ООО «Аркона», ООО «Космос плюс», ООО «1000 запчастей», ООО «Гренада», ИП Бубнова Е.В., ИП Липасовой Л.В., ИП Рогозиной С.А. По признакам нарушений пунктов 1, 8 части 1 статьи 11 Закона «О защите конкуренции» Управлением были возбуждены дела, в  решениях Комиссии зафиксированы факты нарушений, возбуждены административные разбирательства, наложены штрафные санкции.  

В ноябре 2007 года Мордовское  УФАС  возбудило  дело в  отношении  хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  розничную  реализацию  нефтепродуктов в Республике Мордовия:  ООО  “Компания  “Ойл  Трейдинг”,  ООО  “Петролинк”,  ООО  “Мордовская  топливная  компания”,  ОАО  “Мордовнефтепродукт”.  Дело было возбуждено  по  признакам  нарушения,  выразившегося  в  одновременном  увеличении  в  г.о. Саранск розничных  цен  на  бензин  и  дизельное  топливо  на  одну  и  ту  же  величину.  Комиссия  выдала  предписания  указанным  компаниям  о  прекращении  нарушения.  Предписания  были исполнены  в установленный срок. Однако, в июле 2008 года в отношении ООО «Компания Ойл Трейдинг», ОАО «Мордовнефтепродукт», ООО «Мордовская топливная компания», ООО «Петролинк» по признакам нарушения части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в установлении (поддержании) цен на рынке розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива в географических границах городского округа Саранск, Кочкуровского, Лямбирского, Рузаевского муниципальных районов вновь было возбуждено антимонопольное разбирательство. Комиссия Мордовского УФАС России приняла решение о признании действий указанных хозяйствующих субъектов нарушением статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» и выдала предписание о прекращении нарушения. Указанное дело находится в стадии судебного обжалования. 

К сожалению, нарушения  антимонопольного законодательства   продолжают допускать  органы власти и управления различного уровня.  Безусловно, канули в лету такие  одиозные проявления, как властные запреты ввоза на территорию республики ликероводочных изделий иногороднего происхождения, на вывоз за ее пределы картофеля и зерна. Однако, ностальгия по административно-командным методам управления и сегодня не оставляет управленцев различного уровня. 

10 июля 2009 года  Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия признала Региональную энергетическую комиссию Республики Мордовия нарушившей пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».  

Дело было возбуждено по заявлению ОАО «Сибурэнергоменеджмент» (г. Воронеж), являющегося энергосбытовой организацией, которой при подаче в РЭК РМ заявки на покупку в 2010 году электрической энергии и мощности на оптовом рынке с целью включения в плановый прогнозный баланс было отказано в связи с нецелесообразностью. Данная форма отказа в согласовании выхода хозяйствующего субъекта на оптовый рынок электрической энергии  законодательством не предусмотрена. 

Мордовским УФАС было принято решение и выдано предписание Региональной энергетической комиссии Республики Мордовия до 1 августа  2009 года повторно рассмотреть в установленном законодательством порядке заявку ОАО «Сибурэнерго-менеджмент» о включении в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии на 2010 год и принять обоснованное решение о выходе ОАО «Сибурэнергоменеджмент» на оптовый рынок электрической энергии Республики Мордовия. Предписание исполнено. 

В июне 2009 года Мордовским УФАС России было возбуждено дело в  отношении Министерства финансов Республики Мордовия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в направлении государственным заказчикам письма, содержащего требования для хозяйствующих субъектов, не зарегистрированных на территории Республики Мордовия, условия о постановке на налоговый учёт до заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ. Таким образом, хозяйствующие субъекты, зарегистрированные на территории Республики Мордовия, ставились в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, так как они не должны были совершать до заключения государственного (муниципального) контракта действий направленных на постановку на налоговый учет в налоговых органах Республики Мордовия, в то время как иные хозяйствующие субъекты должны были до заключения государственного (муниципального) контракта либо создать стационарные рабочие места, либо приобрести недвижимое имущество и (или) транспортное средство на территории Республики Мордовия в целях постановки на налоговый учет в налоговых органах Республики Мордовия. 

По результатам  рассмотрения дела было принято решение  о признании нарушения антимонопольного законодательства и  Министерству финансов Республики Мордовия выдано предписание  о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", обязав отозвать указанное. Предписание исполнено в установленный срок. 

По заявлению  Государственного комитета Республики Мордовия по делам юстиции Мордовское УФАС России возбудило дело по признакам  нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции" в отношении Администрации Зубово - Полянского муниципального района Республики Мордовия. Нарушение выразилось в совмещении функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта (оказание органом местного самоуправления коммунальных услуг). 

Кроме того, в  процессе рассмотрения дела была выявлена целая серия аналогичных нарушений, в результате чего Управлением были возбуждены еще три дела, по результатам  рассмотрения которых Комиссия Мордовского УФАС России выдала предписания об устранении нарушений антимонопольного законодательства, предписания исполнены в установленные сроки. 

По заявлению  индивидуального предпринимателя  С. возбуждено дело по признакам нарушения  пункта 4 статьи 16 ФЗ «О защите конкуренции» в отношении Администрации Рузаевского муниципального района РМ и индивидуального предпринимателя Р., достигших соглашения по разработке графиков пассажирских перевозок в муниципальном районе, приводящего к ограничению доступа на указанный рынок новых хозяйствующих субъектов. Выданное Администрации предписание о прекращении согласованных действий, а также о прекращении наделения индивидуального предпринимателя распорядительными функциями исполнено в установленный срок. 

В августе 2008 года возбуждено дело в отношении Министерства промышленности, транспорта и связи Республики Мордовия по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившегося в препятствовании деятельности частных пассажироперевозчиков путем выставления необоснованных требований при конкурсном отборе перевозчиков для одного из междугородних маршрутов республики. 

По результатам  рассмотрения дела Комиссия Мордовского  УФАС России приняла решение о  признании нарушения антимонопольного законодательства и выдала Минпромтрансу РМ предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", обязав исключить из конкурсных условий пункт, нарушающий требование антимонопольного законодательства. 

Предписание исполнено в установленный срок. 

Также по инициативе Управления 29 января 2008 года возбуждено дело в отношении Администрации  Зубово - Полянского муниципального района республики по признакам нарушения, выразившегося в необоснованном предоставлении преимуществ муниципальному предприятию при определении организации, управляющей многоквартирными домами в районном центре. Администрации предписано провести конкурсный отбор управляющей компании. Предписание исполнено. 

Управление  после проведения камеральных проверок рассмотрело 13 дел о необоснованном предоставлении преимуществ при определении размера арендной платы за пользование муниципальным имуществом. Органы местного самоуправления дифференцировали арендные платежи в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности арендаторов.  

                                                                                   

В десяти случаях  дела были прекращены в ходе их рассмотрения ввиду добровольного устранения нарушений и их последствий.  

По результатам  рассмотрения некоторых дел, ответчиками  по которым выступали  администрации  Ромодановского, Зубово - Полянского, Атяшевского  муниципальных районов, выданы предписания, исполненные в установленный  срок. 

По одному делу в отношении Совета депутатов Торбеевского муниципального района принято решение, фиксирующее факт нарушения антимонопольного законодательства, и материалы дела переданы в Арбитражный суд РМ. Судебное решение подтвердило правильность выводов, сделанных Комиссией Управления. В настоящее время нарушение антимонопольного законодательства устранено. 

  

Отдел контроля за рекламой и на рынке финансовых услуг  

  

За годы осуществления  антимонопольного контроля на рынке  финансовых услуг проделана конкретная работа, накоплен определенный опыт. В сфере контроля находятся банковские, страховые, лизинговые и другие финансовые организации, анализируется состояние конкурентной среды, проводятся проверки, рассматриваются заявления и обращения хозяйствующих субъектов, юридических и физических лиц. 

Мордовское антимонопольное  управление одно из первых в системе  Федеральной антимонопольной службы подняло проблему соблюдения антимонопольного законодательства при взаимодействии банков и страховых организаций  по выдаче кредитов при условии обязательного страхования залогового имущества, которая остро стояла в 2003- 2005 годах. По инициативе управления были проведены проверки ряда банков и страховых компаний, по выявленным фактам  было возбуждено и рассмотрено более 10 дел  по выявленным нарушениям статьи 6 Федерального закона « О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» и статьи 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Причем, правомерность и законность действий антимонопольного органа подтверждалась Арбитражными судами. Суть нарушений выражалось в том, что кредитные организации, в частности АКБ «РОСБАНК», ОАО «БИНБАНК», «ИМПЭКСБАНК» заключили с отдельными страховыми компаниями Соглашения, условиями которых определено, что при получении потребительских кредитов физическое лицо должно застраховать залоговое имущество только в страховой организации, указанной (аккредитованной) банком.  

Информация о работе Антимонопольное законодательство Мордовии