Антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение:
основных теоретических аспектов инфляции;
антиинфляционной политики;
методов борьбы с высокими темпами инфляции;
политики инфляционного таргетирования, в частности переходу России к использованию данного механизма.

Содержание

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ
Формы проявления и причины инфляции 5
Инфляция спроса. Инфляция предложения 8
Методы измерения инфляции 10
Последствия инфляции 11
Глава 2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА
2.1 Методы борьбы с инфляцией: 14
Активная политика 15
Адаптивная политика 17
2.2 Переход к политике инфляционного таргетирования 17
Глава 3 ИНФЛЯЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
3.1 Инфляционная тенденция в России. 24
Факторы влияющие на инфляцию 25
Заключение 31
Список используемой литературы 34

Работа содержит 1 файл

Антиинфляционная политика государства.docx

— 94.85 Кб (Скачать)
  • снижение налогов (на бизнес и подоходного), что создаёт дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;
  • развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;
  • усиление трудовых мотиваций населения путём изменения социальной политики;
  • денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска. 

В противовес активной антиинфляционной политике существует адаптивная политика, т.е. политика приспособления к условиям инфляции, направленная на смягчение её отрицательных последствий. К её основным мерам относят:

  • индексация;
  • соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

Индексация, т.е. изменение  номинальных денежных выплат в соответствии с уровнем инфляции, имеет серьёзное  значение для смягчения последствий  инфляции только потому, что распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. тех, кто больше всех теряет от повышения  общего уровня цен. Если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать понижающее давление на инфляционные ожидания. К  отрицательным моментам индексации следует отнести её влияние на сдерживание корректировки относительных  цен, и если инфляция вызвана изменениями  в структуре предложения, то индексация может стать причиной инфляционной спирали.

    1. Переход к политике инфляционного таргетирования

        Достижение  целей по снижению инфляции  происходит, как правило, в среднесрочном  периоде, поэтому меры «быстрого  реагирования» редко дают результат  в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путём изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах банков или номинальное изменения курса валют имеют продолжительный характер, а действия правительств в условиях утверждённых бюджетов на год естественным образом ограничены во времени. Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» - это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику.

        В  нынешней кризисной ситуации  торможение роста цен происходит  за счёт снижения совокупного  спроса, поэтому есть шанс использовать  этот фон для стратегического  перехода к более низким темпам  инфляции. В качестве новой политики, которая способствовала бы подобному  переходу, денежные власти рассматривают режим инфляционного таргетирования совместно со свободным плаванием обменного курса рубля. Идея перехода к практике таргетирования инфляции и свободного курса обсуждается уже достаточно давно. Ещё в середине июня 2009 г. председатель ЦБ Сергей Игнатьев, выступая перед Госдумой, заявил, что основной целью кредитно-денежной политики Банка России является переход к режимам свободного плавания рубля и инфляционного таргетирования. Это подтвердил первый заместитель председателя ЦБ Алексей Улюкаев, отметив также, что эти режимы могут быть введены уже в 2010 г. На данный момент механизм таргетирования инфляции всё ещё не был осуществлён в нашей стране, но уже 14 сентября 2011 года советом директоров Банка России был одобрен проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2012-2014 годы, предполагающий завершение перехода к режиму инфляционного таргетирования и свободного плавания рубля. В связи с этим возникает ряд вопросов. Насколько оправдан такой оптимизм денежных властей? Обладает ли ЦБ соответствующими инструментами воздействия на инфляцию? Целесообразно ли вообще переходить к режиму плавающего курса и таргетирования инфляции?

       Режим  кредитно-денежной политики, которого  придерживался в последние докризисные годы Банк России, сводился к постепенному контролируемому укреплению рубля относительно валютной корзины, состоящей из доллара США и евро. В официальных документах это было отражено как «применение режима управляемого плавающего валютного курса». Поскольку одновременно контролировать обменный курс и инфляцию, не накладывая при этом ограничений на движение капитала, крайне затруднительно, Банк России, регулируя обменный курс за счет рублевой эмиссии, отказался от активной политики по противодействию инфляции. Важно также отметить, что на инфляционные процессы оказывала влияние бюджетная политика Министерства финансов. К примеру, крайне неравномерное расходование бюджетных средств в течение года приводило к инфляционным всплескам, с которыми ЦБ трудно было справиться.

      У режима управляемого валютного курса есть ряд преимуществ. В частности, проводить такую политику относительно "просто", ведь она эффективно работает и при отсутствии продвинутых институциональных структур, а обменный курс хорошо регулируется при помощи рублевых и валютных интервенций. Такая денежная политика понятна и предсказуема для рыночных игроков. Однако ее "простота" оборачивается неконтролируемым ростом цен, то есть неспособностью ЦБ обеспечивать финансовую стабильность и снижение темпов инфляции. Это, в свою очередь, приводит к слишком высоким процентным ставкам и сдерживанию экономического развития.

         Сегодня руководство Банка России  заявляет о решимости отказаться  от политики управления обменным  курсом, а это значит, что теперь  Банк России сможет сосредоточиться  на борьбе с ростом цен. Таргетирование  инфляции предполагает, что сначала  ЦБ устанавливает целевые интервалы  для инфляции, а затем, используя  доступные ему инструменты, корректирует  динамику цен, чтобы уложиться  в целевой интервал. В принципе, это вполне разумный и естественный подход, поскольку мировой опыт свидетельствует о том, что за счет мер денежной политики нельзя в долгосрочной перспективе ускорить экономический рост, и единственный параметр, на который можно повлиять при помощи денежной политики, это инфляция. Поэтому представляется вполне логичным, что именно этот параметр должны контролировать денежные власти.

         Режим таргетирования инфляции сегодня весьма распространен. Стоит отметить, что с переходом к этому режиму макроэкономические показатели, как правило, заметно улучшаются. Однако практика таргетирования инфляции может принести существенную пользу, только если выполнены определенные требования, касающиеся состояния банковского сектора, качества финансовой системы и институциональной среды в экономике.

         Если Банк России действительно отпустит рубль в свободное плавание, то первое требование инфляционного таргетирования – отказ от долгосрочного регулирования сразу нескольких макропараметров – будет выполнено. Действительно, если основной задачей ЦБ является контроль над инфляцией, то тогда он должен быть свободен от обязательств по управлению другими макроэкономическими параметрами, такими, например, как обменный курс. Удержание в целевых интервалах сразу нескольких макроэкономических параметров зачастую оказывается невыполнимой задачей. В частности, такие страны, как Израиль, Чили, Венгрия и Польша, пытались совмещать таргетирование инфляции и фиксацию обменного курса, но в итоге отказались от такой политики. Таким образом, для перехода к таргетированию инфляции необходима твердая решимость отпустить обменный курс в свободное плавание.

       Ключевым элементом политики таргетирования инфляции является формирование ожиданий у рыночных игроков. Рынок должен поверить в то, что ЦБ не только способен контролировать инфляцию, но и готов брать на себя определенные обязательства и потом их выполнять.

        Что нужно, чтобы ЦБ мог эффективно контролировать инфляцию? Прежде всего, необходимо понимать, от каких факторов зависит инфляция, и как денежные власти могут воздействовать на нее в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Для этого нужно иметь качественную экономическую модель, которая бы могла достаточно точно предсказать, как отреагирует экономика на те или иные действия денежных властей. Помимо этого, ЦБ должен располагать качественными статистическими данными.

         На сегодняшний день нет моделей,  которые бы убедительно объясняли  инфляцию в России. Достоверно известно, что на инфляционные процессы напрямую влияют факторы, предсказать динамику которых практически невозможно. К их числу относится, например, конъюнктура мирового рынка энергоносителей. Очень существенный вклад в инфляцию вносят контролируемые государством тарифы, на которые ЦБ не способен повлиять своими инструментами и методами.

         Хорошая экономическая модель дает ответ на вопрос, какие меры нужно применять, чтобы добиться желаемых целей. Кроме того, необходимы эффективные инструменты, с помощью которых эти меры можно было бы реализовать. Регулирование инфляционных процессов через предложение денег результативно в экономиках с развитым финансовым и банковским сектором, но вряд ли осуществимо в России, где финансовая система недоразвита. Другими словами, специфика российской экономики такова, что интервенции на денежном рынке воздействуют на динамику ИПЦ очень опосредовано и мало предсказуемо.

        Другим весьма важным условием эффективности инфляционного таргетирования является прозрачность и подотчетность денежных властей, что позволяет эффективно влиять на ожидания рынка. Как правило, в странах, где проводится политика таргетирования инфляции, ЦБ регулярно публикует отчеты, в которых обозначает свои целевые ориентиры по инфляции, подробно описывает инструменты политики, дает прогнозы по развитию экономики, а также сообщает план своих действий на случай реализации того или иного сценария. При этом денежные власти отчитываются за невыполнение своих обязательств либо перед парламентом, либо перед специальным комитетом, либо перед иными структурами. Такая институциональная конструкция в значительной мере гарантирует выполнение центральным банком своих обязательств, и поэтому они воспринимаются рыночными агентами всерьез.

        Фактор доверия к обещаниям Центрального банка со стороны рынка весьма важен для политики таргетирования инфляции, поскольку координация политики ЦБ с действиями рыночных агентов возможна только в атмосфере доверия. Доверие же возможно, только если ЦБ пользуется реальной независимостью. Самостоятельность ЦБ в определении целей и в принятии мер по их достижению обеспечивает уверенность рынка в том, что денежные власти не откажутся от своих обещаний, например, под политическим давлением. С формальной точки зрения, согласно действующему закону, Банк России подотчетен Государственной Думе. Соответственно, нет никаких оснований считать, что в случае перехода к инфляционному таргетированию Банк России действительно сможет сконцентрировать свои усилия исключительно на управлении динамикой роста цен и не откажется от своих целевых ориентиров по инфляции, в случае если на него будет оказываться давление со стороны правительства. Поэтому рынок вряд ли серьезно воспримет обязательства ЦБ, то есть эффект от формирования ожиданий будет сравнительно небольшой.

         Обобщая вышеизложенное, с уверенностью можно сказать, что, строго говоря, в России не выполнено ни одно из условий, необходимых для введения инфляционного таргетирования. Тем не менее, это не означает, что движение к свободному плаванию обменного курса и инфляционному таргетированию ошибочно. Вообще успешное таргетирование инфляции требует примерно тех же условий, что и любой другой активный режим денежной политики. В конечном счете, вопрос качества кредитно-денежной политики упирается в уровень профессионализма и независимости денежных властей, а также в состояние финансовой системы. С этой точки зрения нет ничего плохого в том, что Банк России переключится исключительно на регулирование роста цен и будет на постоянной основе публиковать свои прогнозы и целевые интервалы по инфляции. От большей прозрачности денежной политики экономика только выиграет.

        Опыт  стран, перешедших к режиму  таргетирования инфляции, свидетельствует, что внедрение этого режима может приводить к заметным улучшениям, даже если изначально все требования не были выполнены.  

      Если ЦБ перейдет к таргетированию инфляции, то, поскольку его возможности воздействовать на инфляцию весьма ограничены, естественно ожидать, что целевой коридор будет достаточно широким. Причем вероятно, что удержать инфляцию даже в этом широком коридоре не всегда будет удаваться. Однако в этом нет ничего чрезвычайно необычного – в Норвегии, например, среднесрочные отклонения инфляции от целевого значения, установленного на уровне 2,5%, достигают иногда более 1,5%. При этом Норвегия считается примером качественного таргетирования инфляции. В действительности для успешного таргетирования инфляции важно само стремление денежных властей сконцентрироваться на стабилизации инфляции.

        В целом, отказ от управления обменным курсом и переход к инфляционному таргетированию представляется верным направлением денежной политики ближайших лет. Это может сыграть решающую роль в снижении процентных ставок и инфляции, что, в свою очередь, стратегически важно для долгосрочного экономического развития. Главной угрозой для такой перспективы является давление и ограничения реальной самостоятельности Банка России со стороны руководства страны. Таким образом, ключевую роль в данном случае играет готовность руководства страны взять на себя обязательства не вмешиваться в деятельность ЦБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ИНФЛЯЦИОННАЯ ТЕНДЕНЦИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Инфляционная тенденция в России.

             Инфляция остается актуальной проблемой российской экономики и экономической политики. Это обусловлено тем, что, несмотря на значительное снижение инфляции с 2620% в 1992 г. до 9% в 2006 г., ее темп возрос до 11,9% в 2007 г., превысив целевой ориентир (6,5 – 8%), и в 2008 г. до 13,3% (ориентир – 6–7%). [6]

В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов» предусматривалось снижение инфляции в 2011 г. до 5–7%.

      С целью  повышения эффективности своих  действий Банк России при проведении  денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых  рынках, риски, обусловленные ростом  денежных агрегатов, кредитов  и цен на активы. Банк России будет уделять особое внимание более широкому анализу тенденций в динамике денежных и кредитных показателей, чтобы своевременные действия в области денежно-кредитной политики могли способствовать предотвращению возникновения дисбалансов в финансовом секторе экономики и, таким образом, содействовать не только выполнению задачи по снижению инфляции, но и поддержанию финансовой стабильности и общего макроэкономического равновесия. В рамках подготовки к введению режима таргетирования инфляции будет продолжена работа по совершенствованию методов экономического моделирования и прогнозирования и механизмов принятия решений относительно изменений параметров проводимой Банком России политики. [9]

Информация о работе Антиинфляционная политика государства