«Жизнь» и «смерть» в духовном опыте человека. Проблема бессмертия

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:00, реферат

Описание работы

Цель этой работы изучить жизнь, смерть и бессмертие с различных точек мировоззрения, религии и западной философии. Разобраться в проблеме смерти, опираясь на взгляды философов.

Содержание

Введение.................................................................................................................3

1. Смысл жизни человека с различных точек мировоззрения и религий.........5

2. Философия о проблеме жизни и смерти.........................................................10

3. «Смерть человека» как проблема философской антропологии....................14

4. Метафизика смерти...........................................................................................17

Заключение...........................................................................................................24

Список литературы.............................................................................................26

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 158.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И СОЦИАЛЬНОМУ  РАЗВИТИЮ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
 

Кафедра философии и культурологии 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

«Жизнь» и «смерть» в духовном опыте человека.

Проблема  бессмертия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

 Студентки  2 курса

Педиатрического факультета

М.Е.Толубаевой

Научный руководитель:

Ю.А.Кузовенкова 
 
 
 
 
 

САМАРА

2011

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение.................................................................................................................3 

1. Смысл жизни человека с различных точек мировоззрения и религий.........5 

2. Философия  о проблеме жизни и смерти.........................................................10 

3. «Смерть человека»  как проблема философской антропологии....................14 

4. Метафизика  смерти...........................................................................................17 

Заключение...........................................................................................................24 

Список  литературы.............................................................................................26

 

Введение 

     В жизни каждого человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, это вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение и затрагивает его внутренний мир. 
           Смерть и потенциальное бессмертие — самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе, соизмеряться с «вечным». Человек обречён на размышления о смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные чувствуют приближение смерти, их предсмертное поведение чаще всего напоминает мучительные поиски уединения и успокоения.  
           Человек не может смириться с тем, что ему придётся уйти из этого мира, где кипит жизнь. Размышления об этом наталкивают на мысль о том, что перед смертью все равны и это единственное, что стирает неравенство, на котором основана земная жизнь.  
          Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами. Во-первых, это ситуация глобального цивилизованного кризиса, который в принципе может привести к самоуничтожению человечества. Во-вторых, значительно изменилось ценностное отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.

     По сути дела, речь идёт о триаде: жизнь — смерть — бессмертие, поскольку все духовные системы человечества исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. 

     Цель этой работы изучить жизнь, смерть и бессмертие с различных точек мировоззрения, религии и западной философии. Разобраться в проблеме смерти, опираясь на взгляды философов.

 

      Смысл жизни человека с различных точек мировоззрения и религий  

         За небольшим исключением у всех времен и народов высказывались о жизни негативно. «Величайшее первое благо — совсем не рождаться, второе — родившись умереть поскорей...» - слова Софокла. «Жизнь однозвучна, зрелище уныло» — пишет Петрарка. «Вся жизнь — лишь цена обманчивых надежд» — говорит Дидро. Еврипид спрашивает: «Кто скажет нам, не смерть ли жизнь земная и смерти час — не жизни ли начало?» 
          Существует два принципиально различных пути объяснения вечных вопросов жизни, смерти и бессмертия. 
Первый подход можно обозначить как объективистский. Он связан с именами таких философов, как Спиноза, Гольбах, Гегель, Лафарг, с догматикой иудаизма, христианства и ислама и, отчасти, с установками естествознания. В его основе лежит представление об изначальном неколебимом миропорядке, в котором заранее предначертаны все события общественной и личной судьбы, «расписаны» все этапы мировой истории. 
Второй подход во главу угла ставит субъективность человека, его самодеятельность, творчество. Сущность его хорошо выражают афоризмы: «Человек — мерило всем вещам», «Человек — творец самого себя», «Творю, следовательно, существую».

     В истории духовной жизни человечества было немало концепций жизни, смерти и бессмертия, основанных на безрелигиозном и атеистическом подходе к миру и человеку. Безрелигиозных людей и атеистов часто упрекают за то, что для них земная жизнь — это всё, а смерть — непреодолимая трагедия, которая, в сущности, делает жизнь бессмысленной. Л.Н. Толстой в своей знаменитой исповеди мучительно пытался найти в жизни тот смысл, который бы не уничтожался неизбежно предстоящей каждому человеку смертью.

     Поисками ответа на этот вопрос занимаются мифология, различные религиозные учения, искусство и многочисленные направления философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, человеку определенные взгляды, философия, если она не является догматической, взывает, прежде всего, к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия помогает человеку, анализировать предшествующий опыт человечества в поисках такого рода.

     Философский материализм отрицает какую-либо возможность физического бессмертия человека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Если человек принимает материалистическое мировоззрение, то это требует личного мужества и силы духа, поскольку отказывается от возможности утешения, хотя бы и иллюзорного. Трудность этого шага усугубляется еще и тем, что накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими моральных ценностей подпиралось ссылками на суд и воздаяние, которые ожидают каждого после смерти.

     Как показал XX век, насильственное навязывание людям материалистического мировоззрения, когда его принятие служит всего лишь для политической благонадежности человека, а не является результатом собственной внутренней работы, это неизбежно влечет за собой серьезные издержки в нравственном развитии. А это особенно тревожно и опасно сейчас, когда деятельность человека становится столь масштабной, и по своим последствиям требует особо ответственного к себе отношения. 
Материалистическая философия не снимает вопроса о смысле человеческой жизни, о смерти и бессмертии, она, напротив, ставит его в наиболее острой форме, тем самым выявляя его гуманистическое содержание.

     Эти подходы характеризуют полярные позиции, в реальной жизни приходится считаться и с объективными условиями бытия, и с миром своих субъективных творческих идей.

     Греческий мудрец Эпикур говорил: «Приучай себя к мысли, что смерть не имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем». Для неверующего человека здесь всё понятно, но различные религии, каждая по своему, предлагают свое понимание этого вопроса.

     Христианское понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня рождения» (Экклезиаст) и новозаветной заповеди Христа: «...я имею ключи от ада и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресенье. Это сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия природно-космических сил и стихий и становится, как личность лицом к Богу, который тоже есть личность. Таким образом, целью жизни человека является движение к вечной жизни. Без осознания этого земная жизнь превращается в сон, пустую и праздную мечту. В сущности, она есть только приготовление к тому, что будет после. Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она — не конец, а начало жизни вечной. Христианство категорически осуждает самоубийство, так как человек не принадлежит себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».[2]

     Другая мировая религия — ислам — исходит из факта сотворённости человека волей всемогущего Аллаха, который, прежде всего, милосерден. В отличие от христианства, земная жизнь в исламе оценивается высоко. Тем не менее, в Последний день всё будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и поступки не с точки зрения личного интереса, а в смысле вечной перспективы. Разрушение всей Вселенной в день Справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство. Описания рая и ада в Коране полны ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники получить по заслугам. 

     Отношение к смерти и бессмертию в буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского восприятия. Сам Будда отказывался отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен он, может ли познавший быть смертным и бессмертным одновременно? В сущности, признаётся только один вид «дивного бессмертия» — нирвана, как воплощение трансцендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего атрибутов. Поскольку личность понимается как сумма дхарм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. Выходом является путь обретения нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижение просветления, блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны — гашение вечно трепещущего огня жизни, хорошо выражает сущность буддийского понимания смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей жизни». 
Спокойное и умиротворённое отношение к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется отношение к самоубийству; оно считается не столь греховным, сколько бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей (сансара), а только приводит к рождению в более низком воплощении. Нужно преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа личности есть непрерывная смерть». Избавление при жизни от источников страдания, «омрачённых действий и скверн» (эгоизма, злобы, гордости, ложных взглядов и т.д.) и власти своего «я» — лучший путь обретения бессмертия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Философия о проблеме жизни и смерти 

     М. Шелер называл человека эксцентрическим существом. И это на самом деле так. Он выбивается из естественного порядка вещей. Не является исключением и вопрос о жизни и смерти. Человек, как и все живые существа, смертен. Приходит в этот мир и уходит. Но человек - единственное существо, которое знает, что он смертен. Животное, говорит О. Шпенглер, привязано своим мышлением к настоящему. Оно не улавливает смысл бывшего и будущего. Человек же, улавливая этот смысл, заранее знает о смерти и уже от него, от глубины его сущности зависит, преодолеет он страх до конца или нет. Последствия этого колоссальны. Но дело этим не кончается. Человек не только единственное существо, которое знает о своей смерти. Он единственное существо, которое знает и о своей жизни. Человек, подчеркивает К. Ясперс, не только есть, но и знает, что он есть. Животное и этого не знает. Это может показаться странным, но это так. Чтобы это понять нужно расщепить понятие жизнь на две части. На «жизнь» как естественный, природный процесс, который характеризуется наличием наследственности, обменом веществ и самовоспроизведением, и «жизнь» как сверхъестественный, общественный, социально-индивидуальный, личностный процесс. Из этих двух «жизней» первая есть, в значительной мере, лишь телесный субстрат, являющийся основой второй - подлинно человеческой - жизни. Конечно, они не самостоятельны по отдельности, они тесно связаны друг с другом.

Информация о работе «Жизнь» и «смерть» в духовном опыте человека. Проблема бессмертия