В чем различие между целью и смыслом жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 18:15, реферат

Описание работы

Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Содержание

Введение 2

1.Смысл и цель жизни как этические категории 3

2. В чем отличие смысла и целей жизни? 12

Заключение 16

Список литературы 17

Работа содержит 1 файл

контрл_этика_В чем различие между целью и смыслом жизни.docx

— 40.92 Кб (Скачать)

     С осознанием смысла жизни тесно связано  понятие цели. В сознании человека цель выступает образом того будущего состояния действительности, которое отвечает его представлениям, потребностям и идеалам. Цель не тождественна смыслу жизни.

     Цель  – это определенный рубеж, а смысл  жизни — генеральная линия, определяющая цели, та общая направленность, которая  сказывается на всем поведении человека, на всей его жизни. Цель жизни —  впереди, это субъективное представление  о будущем. Смысл жизни – это  объективное содержание самой жизни  и одновременно — стремление к  высшей цели.

     Смысл жизни не преподносится нам готовым, ему нельзя научиться. Этическая теория дает нам лишь ориентацию. Человеку предстоит не узнать смысл жизни, а обрести его в опыте своего бытия, выстрадать в процессе самоутверждения и сложных нравственных исканий. Обретение подлинного, а не ложного смысла – чрезвычайно сложный процесс, предполагающий заблуждения и ошибки, искаженное или неполное воплощение замыслов, несовпадение смысла жизни в общечеловеческом аспекте с индивидуальной интерпретацией.

     Сложность проблемы состоит в том, что знать  что-то о смысле жизни, определить его  для себя и прожить свою жизнь  со смыслом далеко не одно и то же.

     Таким образом, ответ на вопрос "есть ли смысл в жизни?" в значительной степени зависит от самого человека от того, захочет и сможет ли он отыскать высшую нравственную ценность, способную  придать смысл его существованию. Если мы не способны сами наполнить  свою жизнь смыслом, то за нас этого  не сделает никто.

     Пока  мы определяем смысл жизни натуралистически, мы вращаемся в замкнутом кругу  произвольно принятых yтверждений. С одной стороны, утверждается, что смысл жизни - это счастье или наслаждение, но при этом бессознательно подразумевайся, что быть счастливым и наслаждаться имеет смысл (а это, весьма проблематично). Полезно искать смысл жизни в самой жизни, но не стоит, наверное, приравнивать проявления жизни и ее смысл.

     Земная  жизнь должна получить нравственный смысл из авторитетного источника. Ведь ша она не так уж хороша, и ценность ее весьма сомнительна. Во-первых, в ней слишком много зла, страдания. За короткий человеческий век не удается достичь сколько-нибудь серьезных целей: ни материальных, ни тем более духовных. Во-вторых, какой смысл имеет бытие, в конце которого ничего нет, "бытие к смерти". Трудности натуралистического подхода тоже склоняют к мысли, что за повседневными проявлениями жизни надо открыть ее идеальную суть, иначе жизненная суета не получит морального оправдания.

     Для религии поиск такого "высшего" не составляет особого труда: наше существование  имеет смысл постольку, поскольку  оно ориентируется на божественные заповеди и ценности. Смысл жизни нельзя отождествлять ни с какой конкретной целью. Ведь тогда, достигнув цели, мы всякий раз теряли бы смысложизненный ориентир. Не только материальная, но и духовная цель, самая возвышенная, не образует смысла. Смысл нашей жизни условный, бытие человека само по себе не важно, важно его соотнесение с абсолютной ценностью. Очевидно, что надо не столько получить "информацию о смысле жизни", сколько пережить смысл, почувствовать, что это именно то, чего всегда жаждал. Значит, суть бытия надо постигать не умозрительно, а реально живя, т.е. практически и на деле утвердить свой способ жизни как имеющий смысл. В этом-то, наверное, и состоит главный смысл человеческое бытия: это путь созидания смысла, осмысливания того, что без нашего усилия осталось бы слепой необходимостью, бессмыслицей. Смысл жизни не дан, не задан, его надо утвердить и доказать, если хочешь, чтобы он был. Этим самым мы утверждаем самих себя как людей, заслуживающих бессмертия. Смысл нужно пережить, т.е. не найти, а проложить свой путь.  
 

     2. В чем отличие смысла и целей жизни?

     Нужно четко различать понятия ”смысл жизни” и “цель жизни”. Когда  перед человеком стоит цель стать, например, врачом, ученым, инженером, то в этом еще нет ответа на беспокоящий  его вопрос о смысле жизни (во всяком случае ответ ощущается им лишь интуитивно, в чисто эмоциональном ключе). Человек в своих размышлениях идет дальше: для чего нужно стать врачом, инженером, ученым? Таким образом, если цель указывает на то, к чему человек стремится, то смысл жизни говорит о том, во имя чего он это делает.

     Некоторые люди, в т. ч. некоторые философы, полагают, что смысл жизни в  том, чтобы искать этот смысл. Н.А. Бердяев, например, писал: «Пусть я не знаю смысл  жизни, но искание смысл а уже дает смысл жизни, и я посвящу свою жизнь этому исканию смысла” (“Самопознание”, III глава). Такой взгляд на смысл жизни по форме не более чем игра слов, умничанье... Искать все время, всю жизнь смысл жизни — это какой-то инфантилизм. Взрослый, зрелый человек так или иначе находит смысл жизни и реализует его, живет осмысленной жизнью. Человек, ищущий смысл жизни, только пытающийся его найти, — это еще не определившийся, не сформировавшийся человек, который пока не состоялся как решающий жизненные задачи. Смысл жизни в этом похож на цель. Прежде чем достигать цель, двигаться от цели к результату, человек должен определить для себя цель, поставить ее. Но целеполагание — лишь первый этап. Человек совершает действия не для того только, чтобы поставить, определить цель, а для того, чтобы достигнуть ее. Так и смысл жизни. Поиск смысла жизни — первая часть проблемы. Вторая часть — реализация смысла жизни, смыслозначимая, осмысленная жизнь.

     Далее, очень важно, с одной стороны, искать и находить смысл жизни, а, с другой, не переоценивать значение этого вопроса, не зацикливаться  на поисках смысла жизни. Жизнь отчасти  имеет смысл, а отчасти не имеет.

     Жизнь имеет смысл в той мере, в  какой она осмысленна, разумно  организована, человечески значима.

     Жизнь не имеет смысла, т. е. вопрос о ее смысле неуместен в той мере, в  какой она автоматична и растительна, в какой она управляется инстинктами, регулируется органическими потребностями. Французское “селяви” (“такова жизнь”) как нельзя лучше передает ее автоматизм, растительность. Наличие этой второй стороны жизни позволяет человеку не напрягаться слишком сильно в поисках смысла жизни, не спешить с жизнезначимыми ответами и решениями, т. е. в какой-то мере расслабиться, отдаться потоку жизни, плыть по ее течению.

     В чем же конкретно смысл жизни? Ясно, что каждый отвечает на этот вопрос по-своему. С другой стороны, в нем  есть общие моменты. Это — любовь и творчество. В подавляющем большинстве  случаев люди осмысляют-оценивают  свою жизнь именно в русле этих двух категорий. Смысл жизни —  в любви и творчестве. Любовь поддерживает, умножает жизнь, делает ее гармоничной, гармонизирует. Творчество обеспечивает прогресс жизни.

     Цель  «задает» целостность деятельности. Если это цель жизни, то она определяет целостность жизни. У человека, не имеющего цели жизни, и жизнь не реализуется  как органическое целое в биосоциальном, т. е. человеческом смысле. «Жизнь без  цели — человек без головы» — гласит народная мудрость.

     Не  всякий человек ставит перед собой  цель жизни, но если ставит, то этим человек  полагает ее как целенаправленную деятельность.

     Вообще  в реальной жизни существует целое  дерево целей. Цель жизни — это  главная или общая цель жизни. Помимо нее существуют либо подчиненные, промежуточные, либо побочные цели. Подчиненные  и промежуточные цели — это  цели, осуществление которых  открывает путь к главной цели жизни, приближает к ней. Побочные или параллельные цели — это цели, которые формируют всю “кухню” жизни, обусловливают полноценное гармоническое развитие человека. В своей сумме они не менее важны, чем главная цель жизни (например, цель укрепить здоровье средствами физической культуры, построить дом, различные увлечения, хобби). В некоторых ситуациях возникает конфликт между главной целью жизни и побочными целями. Этот конфликт может завершиться либо победой главной цели жизни, либо победой побочных целей.

     Главная цель жизни — это цель, осуществление  которой оправдывает жизнь человека в целом, как личности, субъекта, стоящего где-то наравне с обществом, осознающего свои цели как цели человека вообще или цели того или иного  сообщества людей. В главной цели жизни по логике вещей сливаются  воедино стремления человека как  индивидуума и цели общества.

     Проблема  определения цели жизни сродни проблеме выбора профессии. Более того, первая является, как правило, продолжением второй. В формировании цели жизни  «участвуют» и случайность, и  необходимость, и внешние обстоятельства, стимулы, и внутренние побуждения, мотивы.

     В некоторых случаях бывает и так, что человек не останавливается  на выборе какой-то одной цели жизни (яркий пример: две жизни А.П. Бородина как композитора и химика).

     Если  цель поставлена, то она становится законом деятельности, категорическим императивом, необходимостью, которой  человек подчиняет свою волю.

     Таким образом, можно видеть две стороны  сознательной жизнедеятельности: целеполагание (поиски цели, выбор цели) и целенаправленность (целеустремленность, движение к цели, вернее, от цели к результату). Обе  стороны важны для человека в  равной степени.

     Отдавая отчет в важности цели и связанных с ней целеполагания и целеустремленности, не следует, однако, абсолютизировать ее. Жизнь в некотором смысле есть единство цели и бесцельности, т. е. единство организованности и неорганизованности, труда и отдыха, напряжения и расслабления. Бесцельность реализуется прежде всего в том, что наряду с главной целью жизни существует множество побочных целей. Поиск и реализацию побочной цели (и вместе с тем отвлечение от главной цели) можно интерпретировать как бесцельность. Говорят же, что нельзя все время работать, думать об одном, что нужно отвлечься, развлечься, отдохнуть, снять напряжение, переключиться на другой род деятельности. Не случайно современный человек все больше внимания уделяет побочным занятиям, хобби, интуитивно сознавая, что напряжение труда, главной цели, главного дела жизни может просто уничтожить его.

     Нужно также иметь в виду, что жизнь  человека не всегда протекает на уровне целеполагания и реализации целей. Человек может совершать целесообразные действия, минуя стадию целеполагания, чисто инстинктивно, безотчетно. Например, потребность в отдыхе, сне может  “реализоваться” в виде цели (поисков  ночлега и т. п.) или непосредственно  — человек незаметно для себя уснул в метро. Или такой пример: когда человек случайно касается рукой горячего предмета, то он отдергивает  ее — здесь совершено целесообразное действие, но нет целеполагания и  сознательного стремления к цели.

     Когда возникает необходимость целеполагания? Вероятно тогда, когда между потребностью и ее удовлетворением имеется  какое-то препятствие (не очень большое, но и не очень маленькое) или для  удовлетворения потребности нужно  совершить сложные ориентировочные  действия. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Как показал известный философ Питирим  Сорокин, общество тогда добивается своих целей, когда смысл жизни  большинства членов общества соответствует  этим целям. Общество, где люди чрезмерно  увлекаются чисто эгоистическими интересами, становится уязвимым, плохо отвечает на внешние угрозы и имеет тенденцию  к самораспаду. С другой стороны, если смысл жизни жестко навязывается, то люди не могут достаточно гибко  менять свой менталитет в ответ на меняющиеся обстоятельства. Это также  может привести к гибели общества или отставанию в развитии от других обществ.

     Поэтому смысл жизни членов жизнеспособных обществ направлен, как правило, на достижение конструктивных целей. Например, в традиционных обществах смысл  жизни определялся религией: хотя реальность цели (место в раю) представляется сомнительной, однако следование религиозным  установкам позволяло получать конструктивные общественные результаты. Ведь религиозные  установки отражали реалии традиционного  общества, и в естественном отборе выжили именно те религии, которые наилучшим  образом поддерживали жизнеспособность традиционного общества.

     Однако  традиционное общество уходит в прошлое и традиционные смыслы жизни перестали соответствовать реальности. В результате возникает психологический кризис, «потеря смысла жизни», что некоторыми воспринимается как некая катастрофа и духовный упадок общества. В действительности подобные явления всегда сопровождают переход общества от одного состояния к другому. Но Современное общество предлагает новый смысл жизни, способный двигать общество вперед и обогащать каждого из его членов. 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Гусейнов  А.А. Введение в этику. – М., 2000
  2. Балашов Л. Е. Этика. Учебное пособие — М., 2003.
  3. Золотухина-Аболина Е. В.Курс лекций по этике: — Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
  4. Зеленкова И.Л. Этика: Тексты, комментарии, иллюстрации,- Минск, 2001
  5. Иванов В.Г. История этики Древнего мира. – М., 2000
  6. Кондрашов В.А.,Чичина Е.А.,Этика. Эстетика – Ростов на Дону,Изд-во «Феникс», 1999
  7. Краткая история этики.(Гусейнов А. А., Иррлитц Г.)- М- : Мысль, 1987

Информация о работе В чем различие между целью и смыслом жизни