Шпаргалка по Философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

Основные понятия и термины по философии

Работа содержит 1 файл

Ответы.doc

— 1.20 Мб (Скачать)
  1. Понятие мировоззрения и его структура
 

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также - жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные "блоки" знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая сферы в их взаимосвязи.

Мировоззрение включает в себя:

1.Информационная система

2.Когнитивная система -- система убеждений человека, сложившаяся в его сознании в результате его характера, воспитания, обучения, наблюдения и размышления об окружающем мире. На основе этой системы человек ставит себе цели и принимает решения о том как надо действовать в той или иной ситуации, стараясь избежать когнитивного диссонанса.

3.Ценностная система.

Мировоззрение - это фундамент человеческого сознания.

В реальной жизни мировоззрение в сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. 

  1. Мифология как исторический тип  мировоззрения
 

Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его от науки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нет непознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современного сознания - архаичной, формой мировоззрения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей.

Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Миф -- это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.

Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. 

  1. Религия как исторический тип  мировоззрения
 

Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана «укоренить» человека в трансцендентное.

Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Религии бывают:

1. мировые религии(христианство, ислам, буддизм)

2. государственные

3. родоплеменные

4. не официальные 

  1. Философия в системе мировоззрения. Основные проблемы философии и особенности их решения
 

Философия - мировоззренческая форма сознания.

Отношение человека к миру - вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, "Человеческое" измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.

Сокровенная цель философии - вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.

Фалес и Пифагор были основоположниками первоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число» Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшее развитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона. В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже на принципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основ мыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицы материального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, а духовные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.

Основной вопрос: 1- что первично материя или сознание дух или природа;2- познаваем ли мир;3- проблема “ мир-человек”.

Функции Ф: 1-объяснение мира; 2-методологическая (накопление и обобщение) 3-отображение своего времени 4.мировоззренческая. 

  1. Роль философского знания в жизни человека и  общества.   Социальные функции философии
 

Социальная функция философии является довольно многоплановой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общественной жизни: философия призвана выполнить двуединую задачу -- объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует помнить, что в общественной жизни социальные изменения, эксперименты и реформы имеют особую ценность и значение. Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача -- помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять. Следовательно, несмотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в «пограничной ситуации», грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Роль философии состоит в становлении человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое место в культивировании потребности и способности быть человеком. 

  1. Специфика античной философии. Ранние греческие философы о первоначалах мира.

Первый этап!

Значение философии Древней Греции заключается в том, что именно она заложила фундамент философского мышления. Более того, древнегреческая философия сразу же охватила все проблемы мировоззрения и начала эффективно решать их.

Первым мыслителем считают Фалеса.Он утверждал, что основой всего сущего есть вода.Фалес предложил модель объяснения, согласно которой единичное должны быть выведено из общего, объясненное через общее.Начатую Фалесом традицию развили его последователи: Анаксимандр, который считал основой мира апейрон -- бесконечное, и Анаксимен, который утверждал, что этот воздух. За субстанцию они брали что-то аморфное, которое, видоизменяясь, может приобретать определенные формы. Взгляды милетцев представляют собой наивный материализм.

Пифагореизм -- направление в древнегреческой философии, который абсолютизировал и обожествлял понятие числа и провозглашал его первоосновой мира и сущностью вещей.

Дальнейшее развитие натурфилософии связано с Гераклитом, он считал за первооснову огонь. Он утверждал: все течет, все меняется. Гераклиту принадлежит гениальная догадка о борьбе противоположностей как источник движения, становление.Ему принадлежит идея логоса -- космической закономерности, ума, порядка. Он придавал большое значение мере, которую логос (судьба) отвела каждой вещи.

Демокрит, считал что, на основе атомов и пустоты можно соединить бытие и небытие. Атомы -- бытие, их отсутствие (пустота) -- небытие. Атомы -- дискретность, пустота -- беспрерывная. Демокрит предложил идею жесткой причинности (ничто не происходит без причины).

Второй этап.

Второй этап в развитии древнегреческой философии обозначен поворотом интереса мыслителей от космоса, мира к человеку.

Человек как проблема философии впервые была осознана софистами (с древнегреческой -- «мудреце») -- идеологами древнегреческой демократии. Ставя под сомнение общепринятые мировоззренческие ценности, моральные и правовые нормы (каждый человек является мерилом добра и зла, справедливости и несправедливости), софисты поднимали духовные принципы существования общества. Ведь оно не может нормально функционировать за духовного разлада, отсутствия согласия (консенсуса) относительно справедливости, добрая, чести, прекрасного, истины и т.п.

Философские системы Сократа (469-399 к н.э.), Платона, Аристотеля появились как реакция на «бунт» софистов.

Заслугой Сократа, Платона и Аристотеля перед философией является то, что они открыли и начали исследовать теоретическое мышление -- сферу всеобщих идей. Они начали анализ идей, категорий, законов логики. Сократ первым обратил внимание на понятие, сделал их предметом исследования, нарушил проблему их толкование и родовидовой субординации. Эту проблему вскоре было развито Платоном в учении об общих идеях и систематизировано Аристотелем в учении о категориях и логику. Сократ начал традицию теоретического мышления, высшим достижением которой в сфере древнегреческой науки постоянная геометрия Эвклида. Провозгласив предметом философии сферу идей, Сократ окончательно оторвал философию от будничного сознания. 

  1. Значение Сократа для развития интеллектуальной культуры человечества.
 

Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественно-научного знания и безбожия.

Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Информация о работе Шпаргалка по Философии