Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 23:15, шпаргалка

Описание работы

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.
2.Общество и глобальные проблемы современности.
3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

Работа содержит 1 файл

ответы философия.docx

— 155.24 Кб (Скачать)

1.Материальное и духовное бытие: проблемы соотношения.

Материальное  бытие - это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Духовное бытие проявляется, во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия, неотъемлемого от данного конкретного человека, индивида. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас. Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия и проявляется посредством языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли. Именно через освоение этого объективизированного духовного мира и происходит становление Человека в полном смысле этого слова; приобщение его к культурному и социальному наследию человеческой цивилизации.

Платон еще отметил, что  идеальное и материальное имеет  противоположности. Мысль о предмете и предмет мысли не сводится к  одному понятию.

Три школы:

-материалистическая — причина материя. (Бэкон, Аристотель, Димакрит (стихии)

-дуалистичекая — существует два начала (Декарт, Кант).

-идеалисты — причина сознание (Аквинский, Аврелий, Платон).

 

2.Общество и глобальные проблемы современности.

Глобальные проблемы современности - это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит  социальный прогресс человечества и  сохранение цивилизации. Эти проблемы характеризуются динамизмом, возникают  как объективный фактор развития общества и для своего решения  требуют объединённых усилий всего  человечества. Глобальные проблемы взаимосвязаны, охватывают все стороны жизни  людей и касаются всех стран мира. Список глобальных проблем: предотвращение термоядерной войны и обеспечение  мира для всех народов, недопущение  несанкционированного мировым сообществом  распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды; регулирование стремительного роста населения; предотвращение катастрофического  загрязнения окружающей среды и  снижения биоразнообразия; обеспечение  человечества ресурсами; преодоление  разрыва в развитии между богатыми и бедными странами, устранение нищеты, голода и неграмотности; озоновые дыры; проблема онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и СПИДа.

Основные  проблемы : война и мир, гонка вооружений, ядерное оружие, экологические, энергетические, демографические, терразма.

 

3.Философия Аристотеля, ее основные идеи.

(1) Онтология. Основа бытия - первая материя, она принципиально не определима, чувственно не постижима, и образует «потенциальную» предпосылку существования. И хоть она - основа бытия, но ее нельзя отождествлять с бытием. Промежуточная ступень между первой материей и реально существующим миром - четыре элемента (огонь, воздух, вода и земля). У вещей можно различить две пары взаимно противоположных свойств - тепло и холод, влажное и сухое. Четыре основных соединения этих свойств характеризуют 4 основных элемента: огонь - теплого и сухого и т.д. Основа реальных вещей - комбинации 4 элементов. В отличие от первой материи существующие вещи постижимы. Они суть соединения материи (гиле) и формы (эйдос). Гилозоизм. Действительное бытие представление собой единство материи и формы. Этим он преодолевает разрыв между идеальным и реальным миром, разительный в системе Платона.

(2) Душа присуща всем объектам живой природы: растениям (вегетативный уровень души), животным (чувственный) и человеку (разумный - мыслит и познает). Душа как форма, «первая энтелехия» природного тела. Энтелехия – движущая сила, превращающая возможность в действительность. Человек - политическое существо.

(3) Познание. Полностью признает первичность материального мира.Познание - развивающийся процесс, от простейших ступеней к абстрактным.  Первый уровень познания - чувственное. Чувственное познание считал истинным, лишь когда процесс познания переходит от восприятия к представлениям, возникают ошибки. Научное познание, опирающееся на чувственно познаваемую действительность и постигающее посредством абстракции, Аристотель отличает от мнения. Оно также опирается на чувственное познание, но представляет совокупность случайных фактов, задача же научного познания- постижение всеобщего и необходимого. Логика понималась Аристотелем как орудие научного познания. «Органон» - орудие. Заложил основы логики как науки (формулирование закона тождества, закона противоречия и закона исключенного третьего).

(4) Естествознание. Геоцентрическая система мира. Все, что находится в пространстве от лунной сферы до Земли, наполнено материей - «сублунарная», от лунной сферы до Солнца, вплоть до границ Космоса наполнено эфиром.

(5) Развитие и организация общества и учение о государстве. «Политика». Основным в его соц. взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он приносит на государство. Аристотель - защитник рабовладения, как естественного состояния организации общества. Предопределенность с рождения к подчинению, другие - к господству. Общество свободных людей состоит из трех основных классов граждан: очень богатые, средние, очень бедные. Особая важность для благополучного состояния государства – средние слои. Понятия государство и общество Аристотель отождествлял. Сущность государства видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Идеальное государство – которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту считает политически бесправными.

(6) Этика. Обосновывает свои моральные принципы положением человека в реальном обществе и его отношением к государству, которое требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояния общества. Поведение – уклонение от крайностей как гарантия добродетельной жизни. Основа уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности. Через всю этику (и политику) проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею.

(7) Эстетика. Придает искусству большое значение (как одна из высших ступеней в познавательной деятельности). Искусство отражает существенные взаимосвязи в форме изложения конкретного. Взаимоотношение содержания и формы произведения. Однако, Аристотель не подчиняет строго содержание форме.

 

4.Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

Познание — это высшая форма отражения действительности. В познании субъект является активной, деятельной стороной отношения с объектом.

Субъект - существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной предмет; человек, познающий и изменяющий окружающий мир. Предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека, представляет собой объект. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления реального мира. Материализм исходит из того, что материальный объект познания и практической деятельности существует до, вне и независимо от деятельности субъекта. Идеализм, напротив, изображает объект познания только как продукт деятельности субъекта, как продукт сознания и воли человека (субъективный идеализм) или надмирового существа, «абсолютного субъекта» (объективный идеализм). Домарксистский материализм рассматривал отношение субъекта и объекта познании как отношение, в котором субъект пассивно воспринимает воздействия от объекта. Идеализм, как правило, односторонне подчеркивал и абсолютизировал активную роль сознания. Вопрос о диалектике взаимоотношений субъекта и объекта в познании был поставлен Г. Гегелем, но научно решил этот вопрос только диалектический материализм. Основоположники марксизма показали, что познание осуществляется в процессе общественной практической деятельности человека, направленной на изменение окружающего мира. Все познавательные способности субъекта были поняты как продукт общественно-исторического развития практики и познания. На этой основе был впервые научно разрешен вопрос об активной роли сознания человека. Удовлетворяя посредством деятельности свои общественные потребности, человек активно изменяет предметы природы. При этом он изменяет, создаёт предмет, объект в соответствии с поставленной им целью. В процессе познания человек приводит свое сознание в соответствие с объектом. Изменение объекта, совершающееся в процессе труда, выступает одновременно в качестве критерия истинности тех представлений и понятий, на основе которых субъект воздействует на объект. Совпадение результатов - успех, доказывает правильность представлений и понятий. Неуспех обнаруживает несовпадение представлений и понятий с их объективным прообразом.

Познаваема ли сущность мира :

Да                                                                                     И да, и нет                                                                                         Нет

(последовательные материалисты           (субъективные идеалисты)                                                   (агностики и скептики)

и объективные  идеалисты)                       Юм, Беркли, Авенариус, Мах                           Агностики: (Кант) познаваем лишь

Матер:в мире нет принципиально          Идеал:сознание отражает лишь то, что            мир явлений, вещи непознаваемы.

непознаваемых явлений.Сознание          в нем самом.                                                         (познаваемо лишь то,от чего имеем

способно верно отражать мир.                Существует область таинственного  и                опыт).

Идеал:сознание верно отражает мир     непознаваемого, за пределами того, что          Скептики:невозможно однозначное

идей,лежащий в его основе.                    познаваемо наукой.                                               знание существа окр явлений.

 

5.Место философии в системе культуры.

Культура — понятие  полисиматическое (многозначное). Культура — качественная характеристика жизнедеятельности человека и создаваемой им реальности, где приоритетными явл духовные ценности. Она вкл в себя язык,ритуалы,эстетику,этику,мораль и философию. Она позволяет добавлять все новые разделы философского миропонимания. Культурологический подход дал возможность исследовать философию как сложное, многомерное явление. Этот подход соответствует реальной сути философиии. Рассмотрение философии как культурно-исторического явления позволяет охватить весь динамический комплекс ее проблем, взаимосвязей, функций. Здесь общественная жизнь людей выступает как единый, целостный процесс, связанный с формированием, функционированием, хранением, передачей культурно-исторических ценностей.

Философия базируется на осмыслении человеческой истории, но не описание истор процесса, а выявление закономерностей  истории, выявление духа эпохи. Философия  выступает теоретиком, к-ый обобщает истор-ий материал и формирует на этой основе философское миропонимание. Философия — не первичная, простейшая форма сознания. Ее появление — это рождение особого,вторичного типа сознания людей,направленного на осмысление уже сложившихся форм практики,культуры. Философское мышление,обращенное ко всему полю культуры,назыв критически-рефлексивным.

 

6.Единство и многообразие мира.

Единство мира ( материалисты) заключается в его материальности, в том, что все предметы и явления в мире представляют собой различные состояния и свойства движущейся материи. В мире нет ничего, что не было бы конкретной формой материи, ее свойством или проявлением свойств и взаимосвязей. Единство мира проявляется во всеобщей связи явлений и предметов, в наличии у всех видов материи таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию и др., в существовании всеобщих диалектических закономерностей движения материи, в ее историческом развитии, а также в процессах превращения одних форм материи и движения в другие. В локальных масштабах единство мира обнаруживается в общности физико-химического строения различных тел из одних и тех же атомов и элементарных частиц и полей. Идеалисты говорят, что мир един лишь по тому, что существует Бог,и он все объединят.

Но единство мира нельзя понимать как единообразие и однородность его структуры, как простое повторение известных нам явлений во всех возможных пространственно-временных  масштабах. В силу действия всеобщего  закона перехода количественных изменений  в качественные в бесконечном  саморазвитии материи возникло бесчисленное множество качественно различных  состояний и структурных уровней  материи, на каждом из которых проявляются  специфические свойства и формы  движения. Так формируется многообразие. Оно не явл непреодолимым препятствием для достоверного познания материи. Основываясь на единстве явлений природы, наличии в мире общих свойств и закономерностей движения материи, человеческий разум в каждом конечном явлении раскрывает элементы бесконечного. Единство и многообразие мира познаются через всеобщее и абсолютное в свойствах и законах бытия материи.

 

7.Начало философии в древних цивилизациях: Китая, Индии, Греции и Рима.

В Китае зародилось три великих учения: конфуцианство, даосизм, китайский буддизм. 
Вселенная троична: небо + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. 
Конфуций уделал большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. «Управлять — значит поступать правильно». В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. 
Даосизм – трактат « Книга о Дао и Дэ». Основателем течения является Лао Дзы . Главная категория – Дао (путь). Под дао понимается универсальный закон мира, который является движущей силой всего. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао — своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. 
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек—микрокосм вечен так же, как и универсум—макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Всякое действие, противоречащее  Дао означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели. Блаженства достигает тот, кто в процессе медитации, погружения в свой внутренний мир стремится вслушаться в самого себя, а через себя вслушаться и постичь ритм мироздания. Нравственный идеал даосизма — это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания. 
Буддизм очень близок к брахманской философии. Здесь утвержден принцип «анитья», в соответствии с к-ым все существующее динамично и подвержено изменениям (человек тоже). Но эта изменчивость не означает хаос, поскольку она подчинена закону взаимозависимого возникновения дхарм (учение, доктрина, в нашем понимании философия). Возникновение одного явления сопровождается возникновением другого. Теория несуществования души явл основной в буддизме. Основой явл отрицание абсолютного непреходящего «я». Это положение и отличало буддизм от брахманской ф-ии. Важную роль в развитии буддиской ф-ии сыграли хинаянские школы вайбхашика, саутрантика, йогачара. Представители : Нагарджуна, Дигнага, Атиша. Шантидэва, Асанга.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"