Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
В науке метод часто определяет судьбу исследования, так при различных подходах из одного и того же фактического материала могут быть сделаны противоположные выводы. Познание - это исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий. Научное познание - это зрелая форма познавательной деятельности людей. Оно отвечает на вопросы не только как, но и почему исследованное явление протекает именно таким образом. Научное познание не терпит бездоказательности. В процессе научного познания используются разнообразные методы.
Анализ и синтез. Процесс познания совершается так, что мы сначала наблюдаем общую картину изучаемого предмета, а частности остаются в тени. При таком взгляде на вещи нельзя познать их внутренней структуры и сущности. Для изучения частностей мы должны расчленить изучаемые предметы. Анализ - это мысленно разложение предмета на составляющие его части или стороны. Будучи необходимым приемом мышления, анализ является лишь одним из моментов процесса познания. Невозможно познать суть предмета, только разлагая его на элементы, из которых он состоит. В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности достаточно изучены, наступает следующая стадия познания - синтез - мысленное объединение в единое целое расчлененных анализом элементов. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что связывает части в единое целое.
Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности, которая складывается не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научился разделять предметы и мысленно.
Индукция и дедукция. Индукция, вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. Индуктивные обобщения обычно рассматриваются как опытные истины, а потому они всегда незакончены и неполны. Дедукция же это переход от общего к частному.
Как методы исследования индукция - процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов; дедукция, наоборот, - процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему. Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция - вывод какого-либо общего суждения обо всех предметах некоторого множества на основании рассмотрения каждого элемента этого множества. Понятно, что сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно и практически обозримо.
На практике чаще всего применяют формы индукции, которые предполагают вывод обо всех предметах класса на основании познания лишь части предметов данного класса. Такие выводы называются выводами неполной индукции. Они тем ближе к действительности, чем более глубокие, существенные связи раскрываются. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая в себя теоретическое мышление (в частности, дедукцию), способна давать достоверное заключение. Она носит название научной индукции. Индукция является истинным источником действительного научного прогресса. Великие открытия, скачки научной мысли создаются, в конечном счете, индукцией - рискованным, но важным творческим методом.
30. Общество как система. Основные подходы в современном философском познании общества
Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью общности. Это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой - это люди и формы их совместной деятельности. Когда мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такое объединение, которое включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе.
Общество на любой ступени его развития - это многостороннее образование, которое обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Однако не стоит забывать, что без людей неразрывно связанных между собой нет общественных отношений. В то же время жизнь общества не исчерпывается только жизнью составляющих его людей. Так общество создает материальные и духовные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми.
При изучении общества как целостной системы выделяют два основных аспекта: структуру общества и его изменение. Структура общества, как и всякая природная структура, включает в себя не только отдельные объекты. Общество есть нечто большее, чем просто сумма индивидов. Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Причем, эти части, и элементы тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют. Поэтому общество и существует как единый, целостный организм, как единая система.
Однако вся внешняя сложность и многообразие общественной жизни, в сущности, может быть сведена в ту или иную разновидность совместной деятельности людей. Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Каковы же ее составные элементы? Первый элемент, необходимый фактор всякой деятельности - человек. Он ее активная сторона - субъект. Однако чаще в этом качестве выступают объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы: вещи, с помощью которых человек изменяет и приспосабливает окружающую среду к своим потребностям; средства, необходимые для человеческой деятельности, хотя и не имеющие вещественного характера (язык жестов, звуковая и письменная речь и т.д.). Но, кроме названных, имеется еще один элемент, необходимый для всякого социального действия - это связи - отношения между указанными основными компонентами социального действия. Таким образом, существуют четыре элемента всякой человеческой деятельности - люди, физические вещи, символы и связи между ними. Соответственно четырем основным элементам простейшего социального действия выделяются и четыре типа или сферы, области общественной деятельности: материальная (призвана создавать вещи необходимые для удовлетворения потребностей людей), духовная (создает научные и художественные ценности), управленческая (поддерживает связи между людьми и регулирует их деятельность) и социальная (деятельность по обслуживанию людей). Все они не только обеспечивают необходимые условия любой человеческой деятельности, но и одновременно создают предпосылки-жизнеспособности общества в целом. Итак, основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности.
При исследовании проблем развития общества в современной философии широко используется такой термин, как процесс - это единая серия изменений в социальных системах. Простейшим процессом является функционирование общества, под которым понимаются происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений. Под изменением понимается начальный этап внутреннего перерождения в обществе или его отдельных частях и их свойствах, носящий количественный характер, развитие - есть частный случай изменений, оно возникает тогда, когда постепенные количественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними. Таким образом, прогресс - это одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в росте приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Противоположным прогрессу является понятие регресс - процесс сужения возможностей системы к саморазвитию и усвоению условий окружающей среды, упрощение и разрушение системы.
В заключение еще раз подчеркнем, что общество - это целостная система жизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихся с целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности. А, вдумавшись в суть жизни общества и в историю человечества как единого целого, мы должны признать, что огромную роль в нашей жизни играют не только живые, но и умершие, разумеется, те, которые оказались достойными быть воспринятыми в потоке истории человечества.
31. Формационный анализ общества (Маркс)
Общество - совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. Рассматривая общество как систему взаимодействий людей, представители разных направлений социальной философии расходятся в понимании основ этого. Одни принимают за основу духовные начала деятельности, другие видят основу в материальных потребностях. Но как бы там ни было, общество - это, прежде всего совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни.
Большой вклад в толкование общества как системы дано в формационном учении Маркса. В результате анализа исторического опыта было выделено совершенно новое для философии понятие - «формация». Формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующим ему политической и духовной надстройкой. Под экономическим базисом понимают совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ. А надстройка - это совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов и отношений, не охватываемых базисом.
Исходя из работ Маркса и Энгельса, общественно-экономическую формацию можно истолковать как общество на определенном этапе его развития с характерным для него способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. Выделяются такие общественно-экономические формации, как первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них характеризуется, во-первых, как качественно определенный тип общества, во-вторых, как ступень общественного прогресса. Но Маркс не настаивал на том, что все страны должны пройти поочередно указанные формации, что показывает неоднородность исторического процесса.
Важно и то, что понятие «общественно-экономическая формация» также позволило представить общество как целостную социальную систему, каковым оно является в действительности. Названные выше общественно-экономические формации показывают, скорее объективную тенденцию мирового исторического процесса, а не развитие каждой отдельной страны. Они появились на разных этапах развития человечества. При этом каждая последующая из них представляет собой, по Марксу, новый и качественно более высокий тип общества. Переход от одной общественно-экономической формации к другой Маркс называл социальной революцией, глубинная сущность которой заключается в коренном преобразовании всех общественный отношений. В результате этого меняется весь общественный строй.
Единство исторического процесса выражено, прежде всего, в последовательной смене общественно-экономических формаций друг другом. Эго единство проявляется также и в том, что все социальные организмы, имеющие своей основой данный способ производства, с объективной необходимостью воспроизводят и все другие типичные черты соответствующей общественно-экономической формации. Но поскольку между логическим, теоретическим, идеальным, с одной стороны, и конкретно-историческим, с другой, всегда неизбежно расхождение, то развитие отдельных стран и народов отличается также и значительным многообразием.
В заключении повторим основные особенности формационного подхода: отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств; главная роль материального производства в жизни общества; неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой через революцию.
32. Цивилизационный подход к анализу общества. Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)
Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7,11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций, выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода.
Данилевский. В основе социологической доктрины Николая Яковлевича Данилевского лежала идея обособленных, локальных цивилизации, взаимоотношения которых описываются им при помощи следующих построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; а так же проходят естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Идеи Данилевского в большей мере предвосхитили аналогичные построения Шпенглера.
Шпенглер. Освальд Шпенглер трактует культуру как «организм», который, во-первых, обладает жестким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Он исходил из того, что развитие того или иного народа есть развитие его культуры. В то же время типы культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. Отсюда вытекает, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. Шпенглер довольно ярко рисует образы восьми, по его мнению, существующих на земле культур: индийской, китайской, вавилонской, египетской, античной, арабской, русской и западноевропейской. Каждому культурному «организму», по Шпенглеру, заранее отмерен определенный срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация есть противоположность культуры. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от героических деяний к механической работе.
Тойнби. Наиболее видный продолжателем теории Шпенглера является Арнольд Тойнби. По Тойнби, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. В своем фундаментальном труде «Постижение истории» он дает характеристику двадцати одной цивилизации. Он описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, так каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных, прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Движущей слой развития цивилизации, как считал Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного прорыва», которое, удачно отвечая на различные исторические «вызовы», увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию ее социальных ценностей и философских концепция смысла жизни.