Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 14:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Работа содержит 1 файл

Шпора по философии на экзамен.doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Индетерминизм - методолог позиция, в кот отрицается как объективность прич связей, так и ценность причиных объяснений в науке. Г.Риккерт: “Причинное объясн действительно лишь в пределах наук о прир и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественым”. Чел воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, своб в своих проявлеиях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленая.  Индетерм трактуют принцип объективн необходимости как фатализм. Стройная организация всего сущего. Телеология - определяется изначальным целевым устремлениям природы. Стихийно действ причина рассм как действующая в преднамеренно избранном направлении, т.е как цель. Цель ставится творцом. Гейне: “деревья зелены потому, что зел цвет полезен для глаз. Бог создал быков так как гов бульен полезен для чел; ослов для сравнения, а самого чел, чтобы он ел гов бульен и не был ослом” Естественный отбор - вот истинная причина совершенства орган мира, причина объективной целесообразности природы.Однако сознательная цель явл одним из атрибутов в сфере челов деятельности. В науке часто пименяется целевой подход, т.е. подчинение процесса иследов-я его целевой,конечной стадии

 

27.Природа и общество. Общество как природный мир.

Природа в широком  смысле слова означает весь мир в многообразных его проявлениях. Общество связано с природой своим происхождением , существованием и своим будущим. Однако оно существенно отличается от неорганической  и органической природы, представляет собой качественно особую систему со специфической структурой и особыми законами функционирования и развития и выступает по отношению к обществу не только средой, в которой оно возникло, живет и развивается, но и объектом его воздействия. Именно ту часть природы.  в которой живет и с которой взаимодействует общество, называют “природой” или природной средой .

Природная среда пространственно расширяется по мере развития человечества. Сегодня объектом его прямого или косвенного  воздействия на планете Земля становится биосфера.

Общество а широком смысле - это все человечество, социальные организмы последовательно сменяющие друг друга, исторически связанные и качественно различные.

Чтобы существовать люди должны производить, Для этого они вступают в определенные связи и отношения ,и лишь через  посредство этих связей и отношений существует  их отношение к природе, имеет место производство. Уровнем развития производительных сил определяются масштабность и сила воздействия на природу. От характера производственных отношений зависит цель воздействия на природу - осуществляется ли оно в интересах получателя прибыли  или в интересах народа, человека, служит удовлетворению его различных потребностей. Характером производственных отношений детерминируются не только технико-экономические, но и психологические политико-правовые, этические, эстетические, философские и т.д. отношения людей к природе.

Общество развивается на основе внутренне присущих ему законов. Важнейшими среди них являются следующие: 1)общесоциологический закон об определяющей роли способа производства  в жизни и развитии общества, о котором Маркс писал, что способ производства материальной жизни обусловливает социально-политический и духовный процессы жизни вообще; 2) общесоциологический закон  соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил; 3) закон классовой борьбы  и социальной революции, действующий в классово антагонистическом обществе; 4)общесоциологический закон  возрастания роли масс субъективного фактора в историческом процессе развития человечества.

Человек является продуктом природы, социальных отношений и субъектом исторического процесса,

В процессе  развития природы сформировались климатические и биологические предпосылки возникновения человека и общества. Природа оказывает влияние на развитие общества, что определяется природными условиями и уровнем развития производства. На человека и общество оказывают влияние и климатические условия.

Жизнь общества обуславливается запасами природных ресурсов, поскольку они распределены неравномерно.

На жизнедеятельность общества влияют стихийные силы природы : засухи и наводнения, селевые потоки  и землетрясения, вулканические извержения, цунами, тайфуны.

Общество в свою очередь всей своей жизнедеятельностью оказывает влияние на природу. Через материальное производство общество осуществляет свое значительное воздействие на природу: используя природные ресурсы, культивируя и преобразуя, загрязняя и охраняя ее.

Закономерностью взаимодействия общества и природы выступает обмен воздействий между ними : человек  потребляет вещества природы и выделяет в нее продукты своей жизнедеятельности. Этот обмен осуществляется через производство . особенность сегодняшнего дня состоит в том, что эти отходы загрязняют окружающую среду и это отрицательно сказывается на здоровье людей  и природы . Растет опасность нарушения диалектического равновесия процессов биосферы. Значительную роль в научно- техническом решении этой проблемы может играть развитие новой технологии (безотходной и малоотходной).

 

30. Сознание, его генетические предпосылки и специфические характеристики. Проблема идеального.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания. Одни исходили из:

Сознание - общественный продукт. Самосознание.Посредством отражения живое существо получает образ, являющийся отражением свойств, связей и отношений внешнего мира. Образ фактически является знанием. Идеальное знание - субъективное, отражающее объективную реальность с наибольшей степенью достоверности.Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи. Ч отличается от животного тем, что обладает опытом практическо преобразовательной деятельности. Образы О. взаимодействия - отображение действительности в прцессе общения людей. Сознание предыд. веков передается посредством образов культуры. Формирование и закрепление программы совместных действий в Ч - двигатель прогресса (только делая единое целое можно развиваться).Сознание конкретного Ч - зафиксированное отношение к действительности.

Отражение возникло при попытке объяснить суть сознания и его отношения к бытию, материи. Энгель акцентировал внимание на их тесной взаимосвязи. Ленин - "вся материя обладает свойством, родственным ощущению - свойством отражения". Любой объект, процесс при взаимодействии отражает часть себя на др. объекте. Непонятно как может один матер. объект отражаться на другом в то время когда второй на первый взгляд не может ощущать - научная проблема.Объективное отображение действительности - наиболее сложный прцесс. Информационное отражение - такое отражение при котором активно используются результаты внешнего воздействия. Такое отображение возможно только если система способна регулировать сама себя. (камень и цветок по разному реагируют на солнчный свет). Отражение для живой природы - раздражимость. Для животного мира - чуствительность. Психическое отражение возникает при недостатке информации для однозначной реакции (решение может быть запомнено на будущее).Диалектический отношения между внешним миром и внутренними установками.Субъективная реальность - идеальна. Не существует идеальной субстанции или идеальной идеи.

31.Сознание и отражение. Генезис сознания. Отражение. Информация. Управление.

В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материалистической философии был вопрос о происхождении сознания из материи. Для идеализма, отстаивавшему субстанционный  характер духа, сознания,  и для дуализма, допускавшему параллельное существование материи  и духовной субстанции, этого вопроса, естественно не возникало.

Энгельс, разделяя позицию Спинозы в этом  вопросе, говорит, что материя вырабатывает  в процессе  восходящего развития своих форм  такие свойства и способности , вершиной которых является “мыслящий дух”. Каковы  же те основания в здании материи, не обладающей  изначально сознанием , которые  делают  возможным это развитие, на этот вопрос дали ответ положения Ленина об отражении как всеобщем свойстве материи ,которое выступает своего рода связующим звеном  между материей ощущающей и материей неощущающей,

Характеризуя отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой материи и связанное с эффектами любых  материальных взаимодействий, диалектико-материалистическая философия формулирует исходные предпосылки для понимания генезиса ощущений, психики, человеческого сознания . Важнейшей из этих предпосылок является положение о том , что любые формы виды отражения, психики, сознания возникают и существуют в рамках взаимодействия материальных образований и систем , находящихся на разных уровнях развития .

Все  явления, объекты ,процессы беспрестанно взаимодействуют между собой  и в ходе этого взаимодействия претерпевают определенные изменения. Каждый из материальных объектов, воздействуя на другие и вызывая в них соответствующие изменения, оставляет тем самым определенный след в том объекте на который он воздействует. Например, камень лежащий на солнце нагревается.

Важнейшим шагом в эволюции материи от неощущающей к ощущающей и далее к материи которая обладает психикой и сознанием , является возникновение информационного отражения , переход от отражения  как всеобщего свойства материи (которое присуще любым  видам материального взаимодействия ) к использованию следов, отпечатков воздействия одних материальных систем на другие для активной ориентации в действительности.

При простейших формах отражения, которые мы можем наблюдать в неживой природе отпечаток одного объекта на другой не становится для последнего каким-либо ориентиром в его собственной активности. Можно поэтому назвать отражение , связанное с активным использованием результатов внешних воздействий Б информационным. Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широко ; как свойство явлений быть побудителем известных  действий ,способствовать активной ориентации в окружающем мире .

Генетически исходной формой отражения , специфической для живой природы, является раздражимость. Под раздражимостью понимается способность организма к простейшим специфическим реакциям в ответ на действие определенных раздражителей. Например, растение закрывает или открывает свои лепестки под воздействием света и тени.

Следующий этап в развитии форм отражения в живой природе заключается в появлении чувственности (способности к ощущению).  Если раздражимость присуща и растениям, то ощущения - форма отражения, специфичная для животного мира .

Отражение на основе нервной системы, или нейрофизиологическое отражение, является дальнейшим этапом развития форм отражения

На стадии психического отражения  получает свое развернутое выражение присущая всякому  отражению в живой природе диалектика внутренней активности  и внешнего воздействия. Иными словами, отражение представляет  собой  сложное диалектическое единство противоположностей - воздействия  внешней  среды и реализации внутренних целей установок  программ живого существа при построении им адекватной схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям.

 

32-33. Человек как духовное существо. Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия.

Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма сущ-я материи, возник-щая при опред-х условиях в момент ее образования. От всех др живых сущ-в ч отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное сущ-во. Ч не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует ч/з общ-во. Смысл жизни общ-ва и чел-тва в целом. Буддизм: чел живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христ-во - восхождением чел к богу. Осн миссия чел хар-тся как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: чел живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь чел мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф сущ-ия главная проблема смерти и бессмертия. Практич смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения. Чел един-ое сущ-во которое осознает свою смертность Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек сущ-ет отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем дух развитии чел. Наличием такого знания в дух опыте чел и объясняется острота, с кот перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творч способностей и труде на благо общ-ва. смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетель-ет о том, на сколько противореч-ы оценки цели жизни

 

35. Содержание понятий  “личность” в философии. Личность и ее социальные роли в обществе.

Индивид (individuum - неделимый): 1). Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. 2). Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок - индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"