Сергей Радонежский и духовное подвижничество на Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 01:29, реферат

Описание работы

Цель моей работы заключается в том, чтобы доказать значимость Сергия Радонежского в церковной деятельности XIV века.

Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующую задачу: рассказать о Сергии Радонежском как о личности, о его значение в церкви в XIV веке и на основе проведенного анализа сделать вывод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………… 3

ГЛАВА 1. Биография Сергия Радонежского………………….. 4

1.1. Дата рождения………………………………………………. 4

1.2. Познание веры…………….…………………………………. 6

ГЛАВА 2. Сергий Радонежский и духовное подвижничество

на Руси……………………………………………………………. 7

2.1. Подвижничество. «Житие»…………………………………. 7

2.2. Познание Господних тайн…………………………………... 14

2.3. Сергий Радонежский – человек – «светильник»…………... 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………… 22

Работа содержит 1 файл

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ И ДУХОВНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО НА РУСИ.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО И 

МУНИЦИПАЛЬНОГО  УПРАВЛЕНИЯ 
 

РЕФЕРАТ 

СЕРГИЙ  РАДОНЕЖСКИЙ И  ДУХОВНОЕ ПОДВИЖНИЧЕСТВО НА РУСИ 
 

      Выполнила студентка 1 курса группы 1108 Савченко А. С.                  

                                                                  проверил:  

                                                                        Дитрих И. И.                                            

                                                                                       оценка:

                                                                                       подпись руководителя: 
 

Санкт-Петербург

2008 

Оглавление 

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………     3

    ГЛАВА 1. Биография Сергия Радонежского…………………..     4

    1.1. Дата рождения……………………………………………….     4

    1.2. Познание  веры…………….………………………………….    6 

    ГЛАВА 2. Сергий Радонежский и духовное подвижничество

    на Руси…………………………………………………………….    7

2.1. Подвижничество. «Житие»………………………………….    7                                                            

    2.2. Познание Господних тайн…………………………………...   14

    2.3. Сергий Радонежский – человек – «светильник»…………...   17

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………   21

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………   22

                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

   «Через  века дошли до нас заветы  преподобного Сергия Радонежского  – любовь к людям, нестяжание, единение народа, - святость которых он проповедовал всей своей жизнью. Его нравственное учение – один из истоков русской духовной культуры».1

   Это острое  сознание исторической и религиозной   ответственности, огромной важности  совершаемого труда было характерной чертой мироощущения не только Семена Гордого, но и большинства других выдающихся деятелей XIV столетия. В ту эпоху зарождались и продолжались самые различные религиозные и политические традиции, по-разному соотносящиеся с московским «домостроительством». Но следование каждой из них неизбежно приобретало характер религиозного служения. Видимо, таков был сам этот век: жестокий, полный драматических столкновений и в то же время одушевленный надеждой на возрождение страны. Он требовал от людей, прежде всего подвига самоотречения, жертвенности. Именно эти черты определили своеобразие XIV столетия в череде веков российской истории. Именно они стали той «негасимой свечой», которую он завещал последующим векам.

   Цель моей работы заключается в том, чтобы доказать значимость Сергия Радонежского в церковной деятельности XIV века.

   Для реализации данной цели я ставлю перед собой следующую задачу: рассказать о Сергии Радонежском как о личности, о его значение в церкви в XIV веке и на основе проведенного анализа сделать вывод.  

ГЛАВА 1. Биография Сергия Радонежского 

1.1. Дата рождения 

   «Посмотри на русского человека; найдешь его задумчива», - говорил Радищев. Эта черта национального характера сложилась не вчера. Средневековая Русь имела длинную череду своих мыслителей и проповедников. Их имена должны стоять в одном ряду с именами полководцев и государственных деятелей, архитекторов и художников. Один из тех, кого необходимо вернуть на подобающее ему место в отечественной истории, - игумен подмосковного Троицкого монастыря Сергий Радонежский.

   Будущий подвижник родился в 1314 году в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии.2

   Согласно  «Житию» младенец был окрещен  на 40-й день после рождения  и наречен Варфоломеем. Если  предположить, что он по традиции получил имя в честь того святого, память которого праздновалась церковью в день крещения, то можно назвать не только день совершения обряда – 11 июня, день памяти апостола Варфоломея – но и день рождения. По данной системе подсчета этот день – 3 мая 1314 г. Эту дату можно встретить в некоторых жизнеописаниях Сергия Радонежского.

   Приняв  предложенную дату, мы обнаружим  знаменательное совпадение: Сергий  родился в день, когда праздновалась  память одного из первых русских  святых, основателя Киево-Печерского монастыря Феодосия. Знаменитый подвижник умер 3 мая 1074 года, за 240 лет до рождения того, кому суждено было стать прямым продолжателем его дела.

   Если  такое совпадение действительно  произошло – а это более  чем вероятно, - то, конечно, оно сыграло определенную роль в жизни Сергия. Символизм христианского мировоззрения заставлял видеть во всем таинственный смысл. Огромное значение придавалось и «календарным» совпадениям. Их рассматривали как знак, данный свыше. И кто знает, не был ли ранний интерес Варфоломея к иноческому житию, кроме всего прочего, еще и результатом его размышлений над датой своего рождения?

   В Древней  Руси особый, тайный смысл видели  и в имени человека. Оно было  верным признаком социального  положения его носителя. Князья, бояре, духовенство, горожане и крестьяне – все они отличались друг от друга не только по образу жизни, манере поведения, одежде, но даже по именам. Каждому общественному слою был присущ свой круг имен. Представители знати очень внимательно относились к выбору имени для своих детей. Имя должно было напоминать о славных предках, обеспечивать покровительство одноименного святого. Именно поэтому среди знати далеко не всегда соблюдался обычай наречения младенца по имени святого, память которого приходилась на день крещения. Часто за день отсчета принимался день рождения. В поисках «подходящего» святого допускалось отклонение от исходной даты до двух недель вперед и назад по церковному календарю – «месяцеслову».  

1.2. Познание веры 

   Родиной  Варфоломея было Ростовское княжество. «Житие» не указывает точного места рождения «преподобного», ограничиваясь лишь кратким замечанием: «Жил Кирил не в коей веси (т.е. в некоем селении) области оноя, иже бе в пределех Ростовьескаго княжениа, не зело близ града Ростова».   

   Старинное  ростовское предание утверждает, что усадьба отца Варфоломея находилась в селе Варницы, в трех верстах к северо-западу от Ростова Великого. Село расположено на ровном, открытом месте, на левом берегу речки Ишни, впадающей в ростовское озеро Неро. Весной Ишня широко разливалась, затопляя окрестные луга.

   Вера  – это надежное прибежище пасынков  судьбы – несомненно, была опорой  и для ростовского боярина  Кирилла. Она давала надежду,  ибо сам Спаситель сказал –  «все, чего ни будете просить  в молитве, верьте, что получите, - и будет вам».

   Набожность  отца, разумеется, действовала и  на сына. Горячая вера Варфоломея, без которой он никогда не  стал бы тем, кем стал, была  своего рода инстинктивной защитой  его тонкой, впечатлительной натуры  от ужасов ростовской действительности.

   Со временем  детская вера Варфоломея под  влиянием знакомства отрока с  христианской книжностью, который  богат был древний Ростов, развилась  в целостное и стройное «сергиевское»  мировоззрение.

   Впрочем,  религиозные чувства Варфоломея были взращены не только книгами. Благодатной почвой для них служил и весь уклад тогдашней русской жизни, проникнутый церковной обрядностью и христианской символикой. 
 
 

ГЛАВА 2. Сергий Радонежский и духовное подвижничество на Руси 

   2.1. Подвижничество. «Житие» 

   Жизненный  путь «великого старца», как называли его современники, выглядит парадоксальным. Он бежал от общества людей – а в результате стал его духовным предводителем; он никогда не брал в руки меча – но оно его слово на весах победы стоило сотен мечей.

   Большую часть своей жизни Сергий провел в основанном им Троицком монастыре. Здесь он прославился как выдающийся подвижник в христианско-монашеском понимании этого слова. Помимо этого, Сергий был известен как один из главных приверженцев «общего жития» - новой для того времени форм монашеской жизни на Руси. Однако Сергий не был исключительно церковным деятелем. Его горизонт не ограничивался чертой монастырских стен. В наиболее драматические моменты истории Северо-Восточной Руси он помогал князьям услышать друг друга, убеждал их прекратить кровопролитные усобицы. Слово Сергия призывно прозвучало и в грозном 1380 году, когда полчища Мамая двинулись на Русскую землю.

   Подвижничество  преподобного Сергия Радонежского  в значительной степени повлияло на всю отечественную духовность, ибо он внес в нее важнейшие для всего русского национального сознания религиозно-философские идеи.

   В первую  очередь, Сергий Радонежский,  стремясь к "жизни во Христе", ввел идею и практику "высокого  жития", как реальный пример нравственного совершенства, как некий общечеловеческий идеал. Незадолго до смерти, Сергий Радонежский завещал своим инокам "иметь чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную", "смирением украшать себя", "единомыслие друг с другом хранить", "ни во что ставить честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяния ожидать, небесных вечных благ наслаждения". По сути дела, в этом завещании, в краткой форме, выражены все главные составляющие идеи "высокого жития". Проповедуя "высокое житие", Сергий Радонежский призывал иноческую братию, прежде всего, к полному отказу от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия. Он считал, что все эти мирские заботы тяготят душу и мешают иноку сосредоточиться на молитве. "А ни о чем бесполезном не нужно заботиться, но следует уповать и взирать на Бога, Который может кормить нас, и одевать, и обо всех наших делах заботиться: и от него следует ожидать всего, что нужно доброго и полезного душам и телам нашим", — говорил Сергий. Поэтому в самом Троицком монастыре практиковались нищелюбие, отказ от частной собственности, смирение и любовь. Но, в то же время, Сергий не приветствовал полной нищеты или побирушничества, чем занимались монахи иных обителей. Троицкий игумен очень высоко ценил человеческое достоинство, которое дано от Бога, и которое человек обязан соблюдать. Поэтому троицкие иноки практиковали каждодневный совместный труд для добывания средств к существованию. Больше того, если жители окрестных сел привозили инокам провизию, то по велению игумена, они сначала совершали молитву во славу Божью, потом кормили гостей, и уже в последнюю очередь сами приступали к трапезе.  
     Отказ от всего мирского должен был способствовать тому, чтобы иноки хранили "чистоту души", как необходимое условие "высокого жития". В этом смысле, Сергий Радонежский следовал древней монашеско-аскетической традиции. В тексте Жития говорится, что в своем сердце ("на сердци имеа") преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в частности, общежительской традиции — Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих.

        Однако, по его мнению, достижение душевной чистоты не было связано с практикой "истязания плоти" в том виде, как ее понимали, например, в Киево-Печерском монастыре. Житие сообщает, что еще в то время, когда иноки жили "особно", Сергий вел строгую постническую жизнь, а добродетели его были таковы: "голод, жажда, бдение, сухая пища, на земле сон, чистота телесная и душевная, молчание уст, плотских желаний тщательное умерщвление, труды телесные, смирение нелицемерное, молитва беспрестанная, рассудок добрый, любовь совершенная, бедность в одежде, память о смерти, кротость с мягкостью, страх Божий постоянный". При этом Житие подчеркивает особое значение идеи страха Божья, которым преподобный оградился от грехов. Однако сам страх Божий — это лишь начало подвига, начало всякой добродетели.  
          И уже чуть ниже, Житие сообщает, что "бесовских искушений" Сергий избегал не практикой "истязания плоти", но лишь строгим постом: "Преподобный же, почувствовав нападение вражеское, подчинил себе тело и поработил его, обуздав постом; и так благодатью Божьей был он избавлен от искушений". Самое же главное средство в борьбе с искушениями — нравственный подвиг, та самая "чистота души", когда, не прибегая к физическим истязаниям, человек лишь одними "стрелами чистоты" способен преодолеть все соблазны: "Научился он против бесовских нападений обороняться: как только бесы стрелами греха поразить его хотели, преподобный стрелы чистоты пускал в них, стреляющих во мраке в праведных сердцем". 
   Следовательно, в Троицкой обители аскетический подвиг рассматривали, как, во-первых, страдание во имя Христа, и, во-вторых, как средство "осветления души", ибо страдание должно именно осветлять душу, а не "истязать" тело. Таким образом, выступая духовным наследником Антония и Феодосия Печерских, Сергий Радонежский сместил акценты в направление духовного и нравственного самосовершенствования, отказавшись от физического "истязания плоти". И недаром в «Житие» неоднократно подчеркивается, что именно из-за "чистоты жизни" преподобный Сергий был удостоен Божьей благодати.  
   Немаловажным условием "высокого жития" были идеи смирения и любви. И Сергий Радонежский всей своей жизнью доказывал окружающим — жизнь можно устраивать только добром и любовью, ибо, отвечая злом на зло, человек порождает новое зло. Недаром Г.П. Федотов, говоря о Сергии Радонежском, вполне справедливо заметил: "Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности".     
   Необходимой составляющей "высокого жития" являлась идея "внутренней" духовной свободы, как высшей степени свободы вообще. В основе этой идеи лежат слова Иисуса Христа: "И познаете истину, и истина сделает вас свободными". Развитая впоследствии в трудах Отцов Церкви, идея "внутренней свободы" получила свое яркое воплощение в жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского.     
   Суть этой идеи в следующем. Человек, под действием благодати Святого Духа, способен познать Божию истину и вступить на путь спасения. Познание истины убеждает человека в бессмысленной суетности мирских забот, но, одновременно, многократно укрепляет его духовные силы. Следовательно, овладевший истиной человек оказывается свободным по отношению к окружающему миру и к злу, которое этот мир наполняет. Более того, он начинает противостоять злу.    
   "Внутренняя свобода" — это высшая степень свободы потому, что человек в своих помыслах и поступках максимально приближается к Божественному образу. Никакая другая разновидность свободы, а особенно та свобода, которая установлена в человеческих законах, не могут сравниться со свободой "внутренней". Ведь если в сердце человека живет Божья Благодать, то ничто не может помешать ему быть свободным, ибо под воздействием этой Благодати человек совершает именно те поступки, которые внушены ему Самим Господом.     
   Примерами "внутренней свободы" преподобного Сергия могут служить многочисленные случаи, когда он совершенно свободно обращается с князьями, епископами и многими сильными мира сего, которые приводятся в его Житие. Озабоченный только служением Господу, он оказывается выше и свободнее многих, наделенных реальной мирской властью.    
   Надо сказать, что идея "внутренней свободы" со временем стала очень влиятельной в отечественной религиозно-философской мысли и в литературно-художественном творчестве. Эта идея нашла свое отражение и выражение практически во всех учениях русских любомудров и во многих произведениях русских писателей. Более того, в идее "внутренней свободы" Сергий Радонежский выразил одно из важнейших качеств русского национального самосознания.    
   Еще одно из условий "высокого жития" — и для отдельного человека, и для монастырской обители, и для общества в целом, — преподобный Сергий видел в единомыслии. 
   Единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову Любовь на земле и подают пример остальным людям. Для общества — это идея единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.     
   И совсем неслучайно то, что обитель, основанная преподобным Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви, ибо ипостаси Святой Троице единосущны, не разделены отношениями старшинства и младшинства, не знают ненависти, но исполнены Любви.    
   Следует напомнить, что именно догмат о Святой Троице, в силу трудности его разумного понимания, породил в истории христианской Церкви множество различных ересей. Догмат о Святой Троице (или — тринитарный догмат) — один из важнейших в христианском вероучение. И, в то же время, один из сложнейших для его религиозно-философского и богословского толкования. Еще святые Отцы Церкви, предвидя трудности в постижение догмата Святой Троицы, старались разъяснить тайну "неслиянности и нераздельности" Божественного Триединства. При этом они активно использовали образы и символы. Одни проводили сравнение с солнечным сиянием, где одновременно едины и различимы солнце, луч и свет. Другие размышляли о тайне и гармонии любви, где лица-ипостаси взаимоотносятся как Любящий, Любимый и Любовь. Третьи говорили о воле, разуме и действии. Но все сходились в одном: Святая Троица — это не количественная характеристика, а качество Господа, непостижимое для человека, но данное ему в Откровении. Св. Василий Великий писал: "Господь, передавая нам об Отце и Сыне и Святом Духе, не счетом переименовал их; ибо не сказал: в первое, второе и третье, или — в одно, два и три; но в святых Именах даровал нам познание веры, приводящее ко спасению..."    
   Интересно, что до Сергия Радонежского догмат Святой Троицы принимался на Руси как таковой. Даже будучи объектом умозрительных религиозно-философских рассуждений, Святая Троица не рассматривалась как необходимая часть реальной жизни. К примеру, храмы предпочитали посвящать более реальным образам: Спасу, Божьей Матери, "скорому помощнику" Николе Чудотворцу, святым воинам и Отцам Церкви. И лишь в Киево-Печерском монастыре Троице уделяли гораздо большее внимание — там, над главными воротами в начале XII в. была поставлена Троицкая церковь. Следовательно, обращаясь к образу Святой Троицы, Сергий Радонежский выступал и наследником традиции, установленной киево-печерскими иноками.    
   Но впервые в русской религиозно-философской мысли преподобный Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства, того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Таким образом, Святая Троица это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество, в частности.     
   Образ Святой Троицы, проповедуемый им и как символ единства небесного и земного, и как символ единства земной жизни, и как символ единства Церкви и как символ единства Ветхого и Нового заветов, закрепленный в русском национальном сознании творением Андрея Рублева иконой "Святая Троица", в скором уже времени стал путеводной звездой для многих русских книжников.     
   По сути дела, образ Святой Троицы показал всей Руси возможную и реальную дорогу спасения государства. В религиозно-философском смысле, этот образ, как идеал земного бытия, открывал путь для снятия самой дилеммы — национальное или вселенское. Путь этот был связан с освоением опыта Вселенской Церкви через укрепление и развитие собственных национальных начал в Русской Церкви. Ведь в иноческом подвиге Сергия Радонежского нашли свое единство давние русские традиции радостного, оптимистического восприятия православной веры, и принципы более мистического восточного христианства. Более того, объединенные воедино, они стали основой всего дальнейшего духовного развития Руси. Идея особого пути Руси и особого замысла Божьего в отношении Руси постепенно стала завоевывать все большее место в сердцах и сознании русских книжников. И недаром именно грядущие XV–XVI века стали самыми яркими временами русской святости. Осознавая и признавая святость своих молельников, и вся Русь приобретала постепенно святость.    
   Следовательно, Святая Троица, в честь которой и была основана обитель на горе Маковец, становилась и символом единства Руси. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее, ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили, как бы от Самого Господа. А икона "Троица", написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преподобного Сергия, почиталась не как произведение искусства, а опять же, как воплощенный символ Божественного единения.     
   Вполне естественно, что стремление к "высокому житию" предполагало и некие определенные способы познания Божьего Промысла. И в этом смысле Сергий Радонежский большое значение придавал мистическому познанию.     
   Символическая основа видений лежит в Библии, которая вся проникнута идеей божественных видений и знамений (так, фундаментальный образ Троицы, ставший основой тринитарного догмата, свое начало берет, как уже говорилось, в библейском рассказе о явлении трех муже Аврааму). Большое значение мистическому языку познания Божьих тайн придается в трудах Отцов Церкви, особенно в сочинениях Дионисия Ареопагита. Позднее эта традиция получает особое развитие в Византийской Церкви.   
 

Информация о работе Сергей Радонежский и духовное подвижничество на Руси