«Религия любви» Л. Фейербаха

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:47, реферат

Описание работы

По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для человека - другой человек. В любви к другому человеку проявляется факт самого существования и любящего, и объекта любви. Из всех чувств Фейербах особо выделяет чувство любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет он, — это — эгоизм; и только одно благо, это — любовь.

Работа содержит 1 файл

реферат 6.любовь.docx

— 14.64 Кб (Скачать)

    7.«Религия  любви» Л. Фейербаха. 

По Фейербаху, понятие  объекта первоначально формируется  в опыте человеческого общения, и поэтому первый субъект для  человека -  другой человек. В любви  к другому человеку проявляется  факт самого существования и любящего, и объекта любви. Из всех  чувств Фейербах особо выделяет чувство  любви. "Любовь есть познание личности". "Есть только одно зло, — пишет  он, — это — эгоизм; и только одно благо, это — любовь. Любовь делает человека Богом и Бога —  человеком.  Любовь есть материализм; нематериальная любовь есть нелепость. ... Но в то же время любовь есть идеализм природы; любовь есть дух.

Искусство, религия  и философия являются средством  воплощения сущности человека. Религия  есть отношение человека к своей  собственной сущности, но такое отношение, в котором он отделяет свою сущность от себя и относится к ней как  к какому-то отличному от себя и  даже противоположному себе явлению. Все  свои лучшие качества человек переносит  на небо и приписывает их Богу, Бог  есть портрет человека.

 Лишь тот что-то значит, кто что-то любит.

Не быть ничем  и ничего не любить - одно и то же".

Можно привести некоторые  суждения Фейербаха, раскрывающие смысл  его концепции “Где нет любви, там нет и истины”. Человек, полагал  он, а не бог, - единственное существо, достойное любви. Религиозная любовь - это лишь отчужденная, ложная форма  подлинной человеческой, родовой  любви. В произведении “Сущность  христианства” он писал: “Человек является предметом любви, потому что  он есть самоцель, разумное и способное  к любви существо. Это закон  рода, закон разума. Любовь должна быть непосредственной любовью, и только непосредственная любовь есть любовь». Надо сказать, что призывы к любви  и сердечному общению Я и Ты являются мотивом учения Фейербаха. Иронизируя над этим, Энгельс писал: «Но любовь? — Да, любовь везде  и всегда является у Фейербаха  чудотворцем, который должен выручать из всех трудностей практической жизни, — и это в обществе, разделенном  на классы с противоположными интересами! Таким образом из его философии улетучиваются последние остатки ее революционного характера и остается лишь старая песенка: любите друг друга, бросайтесь друг другу в объятия все, без различия пола и звания, — всеобщее примирительное опьянение» По Фейербаху высшая форма любви – половая.

Из внутренней связи  людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи  с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви  к другим людям.

Человек у Фейербаха  должен жить полнокровной жизнью, однако в такой жизни еще нет места  предметно-практической деятельности. Фейербах — материалист, но жизнь  людей в его материалистическом учении проходит в созерцании природы  и сердечном общении Я и  Ты.

 «Идеализм Фейербаха,  — писал Энгельс, — состоит  в том, что он все основанные  на взаимной склонности отношения  людей — половую любовь, дружбу, сострадание, самопожертвование  и т.д.— не берег просто-напросто  в том значении, какое они имеют  сами по себе, вне зависимости  от воспоминаний о какой-нибудь  особой религии, которая, и по его мнению, принадлежит прошлому. Он утверждает, что полное свое значение эти отношения получат только тогда, когда их освятит словом религия. Главное для него не в том, что такие чисто человеческие отношения существуют, а в том, чтобы их рассматривали как новую, истинную религию».

ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИГИИ

Где появляются глаза  и руки, там исчезают боги.

Для Фейербаха характерен антиисторический подход к проблеме религии. Он стремится обнаружить в  религиозных догматах рациональную сущность, которая для него состоит  в любви человека к человеку. Он приходит к выводу о необходимости  замены религиозных воззрений такими, которые существуют действительной сущности человека – его чувству  любви. Фейербах выдвинул вопрос о религии  без бога. Такая религия, по мнению Фейербаха, должна освятить собой отношения  человека, любовь между людьми. Фейербах ставит в центр мира чувствующего человека. Среди многих чувств человека определяющим является любовь. Религия  – это не просто результат невежества людей, она обладает многими достоинствами  – к примеру, в религии нельзя не видеть предписания к благовейному отношению к человеку, особенно к чувству любви. Однако при всех своих относительных достоинствах христианская религия есть форма мистификации действительной жизни человека. Религия - это фантастический вымысел. Бог обладает теми качествами человека (любовь, доброта), которые лучше. « А что есть Бог – это идеал человека ». Это иллюзорное, мистическое представление о реальных связях отношений природы. «Не Бог создал человека, а человек создал Бога». Религия – связь, отношения с тем, что мы считаем лучше себя.

Информация о работе «Религия любви» Л. Фейербаха