Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема жизни и смерти на протяжении долгого времени интересовала и интересует сейчас как мыслителей и философов, так и людей, которые не имеют ничего общего с философией. Тема «жизнь, смерть, бессмертие человека» относится к числу вечных, всегда нуждается в разработке. Каждое время открывает в ней новые грани. На эту тему размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.

Содержание

Введение

Происхождение жизни…………………………………………………….4

Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека…………..6

Проблема жизни, смерти и бессмертия………………………………….13

Жизнь после жизни……………………………………………………….18

Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 66.55 Кб (Скачать)

  Смерть  имеет положительный смысл. Но смерть есть вместе с тем самое страшное и единственное зло. Всякое зло может  быть сведено к смерти. Убийство, ненависть, злоба, разврат, зависть, месть  есть смерть и сеяние смерти. Смерть есть на дне всякой злой страсти. Никакого другого зла, кроме смерти и убийства не существует. Смерть есть злой результат  греха. Безгрешная жизнь была бы бессмертной, вечной. Смерть есть отрицание вечности, и в этом онтологическое зло смерти, ее вражда к бытию, ее попытки вернуть  творение к небытию. Смерть сопротивляется Божьему творению мира, она есть возврат к изначальному небытию.

  Смерть  отрицательно свидетельствует о  силе Божьей в Мире и о Божьем смысле, обнаруживающимися в бессмыслице. Можно даже сказать, что мир осуществил бы свой безбожный замысел бесконечной (невечной) жизни, если бы не было бы Бога, но так как есть Бог, то этот замысел неосуществим и кончается смертью. И Сын Божий, Искупитель и Спаситель, абсолютно безгрешный и святой, должен был принять смерть, и этим освятил смерть. Отсюда двойное отношение христианства к смерти. Христос смертью смерть попрал. В почитании креста мы почитаем смерть, освобождающую, побеждающую смерть. Чтобы ожить, нужно умереть. В кресте смерть преображается и ведет к жизни, к воскрешению. И вся жизнь этого мира должна быть проведена через смерть, через распятие. Без этого она не может прийти к воскрешению, к вечности. Добро, благо есть жизнь, сила и полнота жизни, вечность жизни. Смерть есть безумие, ставшее обыденностью.13

  Смерть - это совершенно естественное явление, она играла полезную и необходимую  роль в ходе длительной биологической  эволюции. Действительно, без смерти, которая придала самое полное и серьезное значение факту выживания  наиболее приспособленных, и таким  образом сделала возможным прогресс органических видов, человек вообще никогда не появился бы.

  Социальное  значение смерти также имеет свои положительные стороны. Ведь смерть делает нам близкими общие заботы и общую судьбу всех людей повсюду. Она объединяет нас глубоко прочувственными  сердечными эмоциями и драматически подчеркивает равенство наших конечных судеб. Всеобщность смерти напоминает нам о существенном братстве людей, которое существует несмотря на все жестокие разногласия и конфликты, зарегистрированные историей, а также в современных делах.

  Смерть - потеря тела, но вовсе не уничтожение  того, кому принадлежало в большей  части тело. т.е. самой души. Можно вполне допустить, что душа выйдет из пассивности смерти в активность телесной души, получив снова тело и что до пассивности, предшествовавшей рождению, она тоже владела телом. Возможно, но пытливый ум требует не одной только возможности.

    Обратимся к анализу духовных  переживаний, находящихся в нас  в смутной, ускользающей от  света сознания, форме. Есть переживания,  которые совершенно не допускают  научного анализа, где последний  может только скользить по  поверхности, не проникая в  глубину, можно сказать. целиком погруженную в трансцендентальную область.

     Таков страх, или, вернее сказать,  ужас смерти. На вопрос, отчего  животное больше всего боится  смерти, наука, оставаясь при только  том материале, который дает  окружающий мир, не может ответить.

     Говорят, что в страхе смерти - не страх перед уничтожением, так как небытие, лишенное всяких  болей, можно сказать, всеобщая  анестезия страждущего живого  существа, ни в коем случае  не должно пугать, что в страхе  смерти - иллюзорный страх перед  воображаемыми загробными муками.

     Против страха смерти не могут  помочь эпикурейские лекарства.  Пусть сотни тысяч раз повторяют; "Страх смерти безоснователен. Со смертью наступает конец  жизни и вместе и конец страданий.  Смерть не зло, это нам только  она кажется злом. «Пока мы  существуем, смерти нет; пришла она, и нас уже нет»14. Этот страх, этот леденящий душу ужас смерти будет всегда существовать, и не потому, что человек недостаточно разумен, не потому, что разумные эпикурейские доводы не могут его убедить, а потому, что этот страх, естественное явление и лучше обоснованное, чем все эти висящие в воздухе эпикурейские аргументы, потому что смерть приносит не добро, а зло - которого душа должна бояться всем своим трепещущим существом, потому что душа должна стремиться к жизни, а не к смерти, потому что смерть не есть уничтожение, а худшее существование, есть бытие, но бытие, лишенное и власти, и силы. В своих объяснениях научная точка зрения на смерть принимает следствие за причину. Ужас смерти раньше разных ужасных образов. Не только человеческое сердце заставляет он содрогаться. Посмотрите на животное, чувствующее приближение смерти, и в нем, в мозгу которого нет ни земного гроба, ни червей, гложущих мертвецов, живет ужас смерти, о котором говорит каждый его мускул.

    Значит, источник этого страха не в настоящем психическом потоке, а силе жизни. Он есть определенный показатель трансцендентальной области.15

  Материализм, позитивизм и т.п. учения примиряются  со смертью, узаконивают смерть и  вместе с тем стараются забыть о ней, устраивая жизнь на могилах  покойников. Отношение к смерти стоическое или буддийское бессильно перед  ней и означает победу смерти, но оно благороднее родовых теорий, совершенно забывающих о смерти. Душевное, а не духовное отношение к смерти всегда печально и меланхолично, в  нем всегда есть печаль воспоминания, не имеющего силы воскрешать. Только духовное отношение к смерти победно. Только христианство знает победу над смертью. Христианство учит не столько об естественном бессмертии, не предполагающем никакой борьбы, сколько о воскресении, предполагающем борьбу духовных, благодатных сил с силами смертоносными. Учение о воскрешении исходит из трагического факта смерти и означает победу над ним, чего нет ни в каких учениях о бессмертии, ни в орфизме, ни у Платона, ни в теософии. Только христианство прямо смотрит в глаза смерти, признает и трагизм смерти, и смысл смерти, и вместе с тем не примиряется со смертью и побеждает ее. Человек и смертен и бессмертен, он принадлежит и смертоносному времени и вечности, он и духовное существо, и существо природное. Смерть есть страшная трагедия, и смерть через смерть побеждается воскресением. Но смерть побеждается не природными, а сверхприродными силами.

  Смерть  как запрограммированный конец  — эволюционное приобретение жизни  и не исключено, что человек, изменив  соответствующим образом свою генетическую программу, может покончить со смертью. Жизнь как таковая не носит  в себе зародыш смерти. Она, бесспорно, носит в себе зародыш изменения, преобразования, но не смерти, а тем  более не гибели.16

  Когда люди умирают, а это, как каждый должен допустить, действительно происходит с нами, умирают ли они действительно, то есть остаются ли они мертвыми? Или, как это формулирует Иов: “Если человек умрет, то будет ли он снова жить?" Не может быть сомнения в том, что эта проблема смерти или тайна смерти — была одним из первых и главных стимулов философского исследования. Опять-таки именно Сократ, согласно платоновскому диалогу "Федон", называл философию размышлением о смерти, что, выражаясь проще, означает размышление о том, смертен человек или бессмертен”17

  Многие  философы связывают проблему смертности и бессмертия с проблемой смысла жизни. И это справедливо, поскольку  данная проблема заставляет человека, хочет он того или нет, осмысливать  жизнь в целом.

  Жизнь, смерть, бессмертие — явления одного порядка. И если жизнь противоположна смерти, а смерть — бессмертию, то, следовательно, жизнь и бессмертие суть одно. Из этого умозаключения  мы можем видеть, что бессмертие — не потусторонняя для жизни  категория, а внутренне присуще  ей. С другой стороны, смерть (как  это мы выяснили раньше) не совсем внешне жизни, хотя и противостоит ей. Правильно  поэтому сказать так: жизнь создает  и разрешает противоречие между  смертностью и бессмертием. В  этой формуле — общее решение  проблемы смертности и бессмертия.

  Точка зрения, которая противопоставляет  смертность и бессмертие, считает  их несовместимыми, несоединимыми, в  конечном счете парализует волю и  разум людей или заводит их в тупик В самом деле, тот, кто отрицает смертность и верит в личное бессмертие (бессмертие души), тем самым обесценивает реальную жизнь, как бы сказать, совместную жизнь души и тела. А тот, кто считает, что человек только смертен, стремится жить одним днем, не заботясь о будущем, не заботясь об улучшении жизни вообще, так как для него существует только понятие его конкретной, данной жизни. На вопрос, о чем человек должен мечтать, Антисфен говорил: ”О том, чтобы умереть счастливым”. ”Тот, кто хочет быть бессмертным, - говорил он, - должен вести благочестивую и праведную жизнь”18.

  Люди  жаждут земных радостей, и можно  сказать, что борьба с преждевременными смертями, за долгую и счастливую жизнь (если не для себя, то по крайней мере, для своих потомков) составляет основную цель всего исторического развития человечества.

  Знание  того, что бессмертие есть иллюзия, освобождает нас от всякого рода озабоченности по поводу смерти. Это  знание делает смерть в каком-то смысле неважной, оно освобождает всю  нашу энергию и время для осуществления  и расширения счастливых возможностей на этой земле. Это знание приносит человеку силу, глубину и зрелость, оно делает возможность простую, понятную и вдохновляющую философию  жизни.

  От  рождения до смерти мы можем жить нашей  жизнью, работать ради того, что мы считаем  дорогим, и наслаждаться этим. Мы можем  придать нашим действиям значительность и наполнить наши дни на земле  смыслом и размахом, которых не сможет уничтожить и наш конец, т.е. смерть. 
 

  Жизнь после жизни 

  Всегда  ожидай, но не бойся смерти, то и другое – 

  истинные  черты мудрости (Святитель Иоанн  Златоуст) 

  В чем суть процесса умирания – это  прекращение существования или  же переход на новый уровень бытия? Что такое смерть? Заканчивается  ли полностью человеческая жизнь  в момент умирания? Остается ли после  смерти человека бессмертная душа? Над этими вопросами человечество не переставало размышлять на всем протяжении своего существования: подобными  вопросами задавались все мыслящие люди.

  Человек ведёт двоякую борьбу за жизнь  и за бессмертие. Человек, как личность, борется со смертью во имя бессмертия. Посмертная жизнь представляет величайший интерес для всех, и не столько потому, что каждый из нас должен неизбежно умереть в своё время, сколько потому, что всем нам, за исключением разве самых молодых, приходилось хоронить дорогих для нас людей. В виду этого все сведения, касающаяся посмертной жизни, должны несомненно интересовать каждого человека.

     Многие люди воспринимают любые   разговоры о  смерти как  нечто такое, что в их сознании  вызывает настолько реальный  образ смерти, что они начинают  ощущать  близость  собственной   кончины. Чтобы  уберечь   себя  от такой психологической  травмы, они решают просто избегать  таких разговоров, насколько это  возможно. Другая причина, из-за которой трудно разговаривать о смерти, несколько сложнее, поскольку коренится в самой природе нашего языка. В основном, слова, составляющие человеческий язык, относятся к вещам, знание о которых мы получаем благодаря нашим физическим ощущениям, в то время как смерть есть нечто такое, что лежит за пределами нашего сознательного опыта, потому что большинство из нас никогда не переживали ее.

  Люди  так устроены, что их пугает неизвестность. Страшит и смерть, поскольку представляет собой нечто неведомое и, возможно, влекущее за собой определенные тяготы. Что же будет, когда человек умрет? Что он будет чувствовать и  ощущать, когда покинет мир живых? Для кого-то просто невыносима сама мысль, что их больше не будет на этом свете, они лишатся привычного окружения, тепла домашнего очага, внимания родных и близких и отправятся «путешествовать» по неизведанным мирам.

  Р. Моуди в своей книге «Жизнь после жизни» привёл несколько примеров, когда состояние смерти не представляется человеку чем-то страшным, угрожающим. Давайте посмотрим несколько  отрывков, в которых объясняется  такое отношение к смерти:

  1. "Я полагаю, что этот опыт  что-то определил в моей жизни.  Я был ребенком, мне было всего  десять лет, когда это произошло,  но и сейчас, то есть на протяжении  всей моей жизни, я сохранил  абсолютное убеждение в том,  что есть жизнь и после смерти. У меня нет и тени сомнения  в этом. Я не боюсь умереть.  Некоторые люди, которых я знаю, так боятся этого, так запуганы. Я всегда улыбаюсь про себя, когда слышу людей сомневающихся  в посмертном существовании или  говорю им: "Когда умрете - увидите". Про себя думаю: "Они действительно  не знают этого". В моей жизни  мне пришлось пережить много  всевозможных приключений. Однажды  я был под угрозой револьвера, приставленного к моему виску.  Но это не очень испугало  меня, потому что я думал: "Ну  что ж, если я действительно  умру, если они убьют меня, я  знаю, что я все равно буду  жить где-то в другом месте".

  2. "Когда я был маленьким мальчиком,  я бывало боялся смерти. Я просыпался по ночам, плакал и устраивал истерики. Мои мать и отец вбегали в мою комнату, чтобы узнать, что произошло. Я говорил им, что не хочу умирать, но я знаю, что это случиться со мной и просил их, чтобы они, если это возможно, спасли меня.. Моя мать успокаивала меня, говоря: "Нет, просто это путь по которому мы все пойдем, все с этим встретимся". Она говорила, что все мы должны идти туда в одиночку, и когда придет время все мы должны сделать это хорошо. Спустя много лет после того, как моя мать умерла, я говорил о смерти с моей женой. Я по-прежнему боялся этого, я не хотел, чтобы она приходила. Но после зтого опыта я не боюсь смерти. Это ощущение исчезло. Я больше не чувствую себя ужасно на похоронах. Я даже в каком-то смысле рад за умерших, потому что знаю, где находятся те, которые умерли. Я верю в то, что Господь послал мне этот опыт, чтобы я таким образом узнал о смерти. Конечно, мои родители успокаивали меня, но Господь показал мне это, чего они конечно сделать не могли. Теперь я не обсуждаю эту проблему, но я знаю об этом и совершенно спокоен".

Информация о работе Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества