Основные идеи, направления и персоналии средневековой философии

Дата добавления: 29 Октября 2013 в 11:15
Автор: r**********@gmail.com
Тип работы: доклад
Скачать полностью (1.52 Мб)
Работа содержит 1 файл
Скачать  Открыть 

Чукановы Средневековая философия.ppt

  —  1.60 Мб

 

 

 

 

Основные идеи, направления и персоналии средневековой философии 

 

АТ-11-1

Чуканов Кирилл

Чуканов Константин

 

 

 

 

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в данный период вмещала два главных источника собственного формирования.

 

 

 

 

  • Первый из них - древнегреческая философия, прежде в итоге в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник - Священное писание, повернувший данную философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация многих философских систем средневековья диктовалась главными догматами христианства, среди которых наибольшее значение заключали такие, как догмат о личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

 

 

 

 

Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое осмысление мира, в котором источником и причиной в целом сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на должности у теологии философия; в настоящее время ниже - разного рода частные и прикладные науки.

 

 

 

 

  • Креационизм - (лат. creatio - создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в устойчивом изменении.

 

 

 

 

  • Провиденциализм - (лат. providentia - провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том объеме историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение - в религиозных представлениях: Бог, высшее существо либо его действия).

 

 

 

 

  • В средневековой философии возможно выделить, как как минимум, два этапа ее становления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести очень сложно.
  • Патристика - совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде в итоге на теории Платона.
  • Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором способами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру концепции и формулы.

 

 

 

 

  • В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, либо же они представляют собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.
  • Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления. Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.
  • Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь только формы проявления общих понятий.

 

 

 

 

  • Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее продвижение гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского знания. XIII век - типичная черта данного столетия - медленное, правда неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков другого, капиталистического строя.Продвижение товарно-денежного хозяйства в государствах Западной Европы вызвало большое экономическое оживление. Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали указанные преобразования в идеологической надстройке. По причине данного в конце XII в. и первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию своей интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия стремится к продвижению городских школ, появлению университетов.

 

 

 

 

  • Философским выражение пробуждения данной жизни и расширения научного познания был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не столько практические советы, которые могли быть использованы в экономической и общественно-политической жизни. Данная философия явилась толчком для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм, опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных исследований. Августин утверждал, что познание материального мира не приносит никакой пользы, ибо не всего только не приумножает человеческого счастья, хотя поглощает время, нужное для созерцания намного более важных и возвышенных предметов. Девиз философии Августина: «Хочу понять бога и душу. И ничего более? Абсолютно ничего!». Естественно, понимаемая таким образом философия не могла быть вдохновителем других духовных течений. Интеллектуальные запросы требовали другой философии.

 

 

 

 

  • Развившееся в конце XII и в XIII столетии в государствах Западной Европы интеллектуальное движение повлекло за собой рост тенденций к отделению науки от теологии, разума от веры. В следствии длительных споров, ведущихся между отдельными мыслителями и церковью, выкристаллизовалось чуть точек зрения на то, как решить проблему отношения веры и разума:
  •    Рационалистическая точка зрения. Сторонники ее требовали подвергнуть догматы веры анализу разума как высшего критерия истины либо заблуждения;

 

  •    Точка зрения двойственной истины, выдвинутая защитниками задумки двух истин - теологической и научной;

 

  •    Точка зрения предметного разграничения. Ее сторонники разграничивали теологию и науку по их предметам и целям;

 

  •    Точка зрения полного отрицания ценности науки.

 

 

 

 

  • В условиях, когда все более широко пробуждался интерес к науке и философии, запрещено было как и прежде поддерживать полное отрицание ценности подходящего знания, нужно было искать новые, более тонкие методы решения вопроса об отношении теологии и науки. Это было нелегким работой, ибо речь шла о выработке такого способа, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, вместе был бы в состоянии подчинить правильное мышление догматам откровения, т.е. сохранить примат веры над разумом. Данную задачу осуществляет Фома, опираясь на католическое толкование аристотелевской идеи науки.

 

 

 

 

Блаженный Августин 

 

  • Одним из представителей ранней средневековой философии является Блаженный августин Аврелий (354—430 гг.) — епископ гиппонский (в Северной Африке), влиятельный представитель патристики. Работы этого философа оказали большое влияние на становление христианского вероучения в средневековом обществе.
  • Учение Августина о бытии близко к неоплатонизму. Всё сущее, именно потому что оно существует, считается благом (добром). Зло — это не материальный объект, а отсутствие добра. Всё сущее создано и поддерживается в состоянии существования Богом. Если Бог «отнимет от вещей свою, так сказать, производящую силу, то их также не будет, как не было прежде, чем они были созданы». Августин считает познаваемой душу и Бога. Идею Бога он рассматривает во взаимосвязи с человеком, а человека в связи с Богом. Душа по Августину — нематериальный объект и существует вечно. В трудах о происхождении души Августин колеблется между идеей о том, что она (душа) переходит при рождении от матери к ребёнку и идеей о её создании Богом (креационизм).

 

 

 

 

  • Философия Августина очень теоцентрична: в центре её Бог, который находится во взаимосвязи с миром, им созданным. Своё учение он противопоставляет пантеизму, считая, что у Бога нет телесного обличия, но при этом считает его отдельной личностью. В связи с этим выдвигает идею о бесконечности божественного начала. «Не мать моя, не кормилицы питали меня сосцами своими, но Ты через них подавал мне, младенцу, пищу детскую, по закону природы».
  • Августин считает время характеристикой движения и изменения. До момента создания мира Богом, никакого времени не было. И вообще, нет никакого «перед тем» и никакого «потом». Прошлое обязано своим существованием памяти, будущее — нашей надежде. Хотя в его рассуждениях присутствуют сомнения по этому поводу. В частности, приводится пример с пророками, которые могли видеть будущее, стало быть где-то оно имеется. Считается приверженцем религиозного фатализма.
  • В теории познания близок к неоплатонизму. Критикует скептицизм, призывая доверять своим ощущениям. Говорит о том, что если бы невозможно было познать истину, то и относительная истина не была бы известна. Считает, что каждому человеку открыто для изучения его внутреннее сознание. Стало быть, познание возможно. Считает социальное неравенство объективным фактом, с которым нет смысла бороться. В утешение говорит о том, что «бедный наг, но счастлив, богатый же является рабом своих страстей». Разделяет церковь («царство божие на земле») и государство («дом дьявола»). Существуя и развиваясь параллельно, они пройдут шесть стадий, начиная от Адама и Евы и заканчивая Страшным Судом, после которого граждане «града Божия» попадут в рай, а для граждан «земного града» уготовлены вечные муки.

 

 

 

 

 

Фома Аквинский 

 

  • Фома Аквинский (Ангелический Доктор) (1225 или 1226—1274) — выдающийся философ и богослов средневековья, систематизатор ортодоксальной схоластики, в 1323 году был причислен к лику святых (назван Аквинатом по месту рождения в Аквино близ Неаполя). Основным положением его философии является то, что для спасения человеку нужно знать что-то такое, что ускользает от разума и может быть познано только через божественное откровение, созданное Им как бы для сравнения. Считал, что блаженство является конечной целью теоретического познания, поиска абсолютной истины, то есть Бога, причём всё это невозможно без божественной благодати. Главной целью государственной власти считал содействие общему благу. Отдавал предпочтение монархии, но не тирании. Представитель эвдемонизма.

 

 

 

 

Григорий Палама 

 

  • Григорий Палама (Учитель Безмолвия) (1296—1359) — Крупнейший мыслитель палеологовской Византии, в своих трудах давший философскую основу восточной мистический практики исихазма. Отправным пунктом в философии Паламы служит необходимость осмыслить опыт познания, заведомо непознаваемого (по сущности) Бога. Его философское решение состояло в различении сущности и энергий ею порождаемых. Любая сущность должна обладать какими бы то ни было проявлениями, действиями или энергиями, иначе эта сущность превращается в несуществующую абстракцию. Однако энергии не изливаются в тварный мир, подобно эманациям Плотина, постепенно затвердевая, а сохраняются в полноте, и не нарушают трансцентдентности Бога по отношению к миру. Нетварные энергии это Сам Бог в Своей обращённости во вне.

 

 

 

 

  • Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)
Страницы:12следующая →
Описание работы
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая складывалась в данный период вмещала два главных источника собственного формирования. Теоцентризм - (греч. theos - Бог), такое осмысление мира, в котором источником и причиной в целом сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее - находящаяся на должности у теологии философия; в настоящее время ниже - разного рода частные и прикладные науки.
Содержание
содержание отсутствует