Общественное сознание и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания………………………………………………..………...4
Понятие общественного сознания………………………………………...4
Относительная самостоятельность общественного сознания…………..7
Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология………………………..
Структура общественного сознания……………………………………....9
Теоретическое и обыденное сознание…………………………………….9
Общественная психология и идеология…………………………………13
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 37.64 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ  ШКОЛА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 

Контрольная работа по философии на тему:

«Общественное сознание и его структура»

Вариант №26 
 
 

                                                                                               Выполнила студентка

      группы  96-002 Заикина Е.А.

      Проверил:

      Моисеев В.О. 
 
 

г. Казань

2010 г.

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3 1.Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания………………………………………………..………...4

    1. Понятие общественного сознания………………………………………...4
    2. Относительная самостоятельность общественного сознания…………..7
  1. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология………………………..
    1. Структура общественного сознания……………………………………....9
    2. Теоретическое и обыденное сознание…………………………………….9
    3. Общественная психология и идеология…………………………………13

Список  литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

     В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырывая сознание из объективных связей реального мира и рассматривая его как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное: оно не только необъяснимо ничем, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственно достоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

     Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. 
 
 
 

  1. Понятие общественного сознания. Относительная самостоятельность общественного сознания
    1. Понятие общественного сознания

     Общественное сознание – это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных им искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и заканчивая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, научное и философское сознание, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а так же по степени своей зависимости от общественного бытия.

     Сущность сознания состоит в  том, что оно может осмыслить  общественное бытие только при  условии одновременного активного  творческого преобразования его.  Функция «опережающего отражения»  сознания наиболее четко реализуется  в отношении общественного бытия,  которое существенным образом  связано с устремленностью в  будущее.

     Человека всегда подвергает в  смущение несоответствие между  стремительным полетом духа в  будущее и относительной медлительностью  развития общественного бытия,  прежде всего его основы –  экономики. Любое будущее рисуется  как некий социальный идеал,  и не приходиться удивляться, что возникающие несоответствия не удовлетворяют интерес творчески ищущего духа к наличной действительности, поскольку ферменты, вызывающие преобразования наличной действительности, такому духу уже перестали соответствовать. Ведь наличная реальность суть реализации идеалов, некогда витавших в головах реформаторов, а теперь эта действительность есть как бы окаменевший дух. Это обуславливает острое противоречие между устремлениями творческого духа и соответствующими реалиями.

     Общество есть материально-идеальная  реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия, ибо оно дано созданию отдельного индивида. Здесь следует сказать о мире надличностного духа. Это то, что можно воспринимать, осмысливать и критиковать. Все это становиться возможным, когда возникает язык, с помощью которого индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия.

     Подчеркивая единство общественного  бытия и общественного сознания, нельзя забывать об их различии, специфической разъединенности,  относительной самостоятельности.  Исторически взаимосвязь общественного  бытия и общественного сознания  в их относительной самостоятельности  реализовалась таким образом:  на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер – через государство, политические, правовые, нравственные, религиозные отношения и др., а обратное воздействие общественное сознание приобретает, напротив, все более  непосредственный характер. Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

     Итак, сознание, как отражение и  как активно-творческая деятельность  представляет собой единство  двух нераздельных сторон одного  и того же процесса, в своем  влиянии на бытие она может  как оценивать его, вскрывать  его потаенный смысл, прогнозировать, так и преобразовывать его через практическую деятельность людей. Поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Относительная самостоятельность общественного сознания

     В сфере общественного сознания  относительная самостоятельность  проявляется во внутренней логике  и специфических закономерностях  развития, преемственности, взаимодействии  различных сторон и форм сознания, в способности человека заглядывать  вперед, в будущее.

     Как общественное, так и индивидуальное  сознание, будучи отражением общественного  бытия людей, не слепо копирует  его, а обладают относительной  самостоятельностью, порой весьма  значительной.

     Относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  в том отношении, что оно  в своем развитии опирается  на достижения человеческой мысли,  науки, искусства и т.д., исходит  из этих достижений. Это называется  преемственностью в развитии общественного сознания, благодаря которой сохраняется и развивается далее духовное наследие поколений, накопленное в разных областях общественной жизни. Все это показывает, что общественное сознание не только отражает общественную жизнь людей, но имеет свою внутреннюю логику развития, свои принципы и свои традиции. Это хорошо видно на примере развития науки, искусства, морали, религии, философии.

     Так же относительная самостоятельность  общественного сознания проявляется  в его активном воздействии  на общественную жизнь. Разного  рода идеи, теоретические концепции,  моральные принципы, направления  в области искусства  и религии  могут играть прогрессивную или,  напротив, реакционную роль в  развитии общества. Это определяется  тем, способствуют ли они его  духовному обогащению, упрочению  и развитию или же они ведут  к разрушению и деградации личности и общества.

     Относительная самостоятельность  общественного сознания является  закономерностью его развития. Поэтому,  рассматривая состояние общественного  сознания той или иной исторической эпохи, его роль в жизни общества, следует одновременно учитывать и зависимость общественного сознания от бытия, и его относительную самостоятельность. Но не следует ми преувеличивать значения относительной самостоятельности общественного сознания. Такую ошибку допускают тогда, когда общественное сознание рассматривают вне его органической связи с жизнью общества, и последняя, выступает как некий фон для развития идей. Стать на такой путь довольно легко, так как уловить связь между идеями значительно проще, чем вскрыть глубокие причинные связи между идеями и их материальной основой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Структура общественного сознания: обыденное и теоретическое  сознание, общественная психология и идеология

     2.1. Структура общественного  сознания

     Термин «общественное сознание»  характеризует и реальное сознание  конкретного общества, и идеальную  модель общественного сознания. Первое иногда определяют как  массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, или как духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречия, интересы, столкновения идей, взаимодействие индивидуального и общественного сознания и т.д.

     Общественное сознание является  весьма сложным образованием, включает  в себя разнообразные взаимодействующие друг с другом, взаимосвязанные элементы, каждый из которых имеет свою специфику. Из каких же элементов складывается структура общественного сознания и как они соотносятся между собой?

     В структуре общественного сознания  обычно выделяются следующие  уровни – обыденное и теоретическое, общественная психология и идеология, а так же формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Относительно четкое разграничение форм общественного сознания прослеживается на его теоретико-идеологическом уровне и более расплывчатым становиться на его обыденно-психологическом уровне. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Теоретическое и обыденное сознание

     Гносеологические предпосылки различения  теоретического и обыденного  уровней общественного сознания  следует искать в разделении  повседневного и теоретического  уровней познания, которые и закрепляются в общественном сознании. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, стихийно, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание представляет собой отражение ее существенных связей и закономерностей и находит свое выражение в науке и других формах сознания, поскольку последние так же воспроизводят не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности, требующую опосредствованного теоретического познания.

     В реальной жизни теоретическое  и обыденное сознание тесно  переплетаются, но для философского их анализа необходимо оба эти элемента выделить и представить, так сказать, «в чистом виде». Теоретическое и обыденное сознание не могут заменить друг друга, но взаимно воздействуют друг на друга. Теоретическое сознание способно видоизменять, модифицировать, окультуривать обыденное сознание. Но в то же время, как бы не развивались теоретические знания, наука, в повседневной жизни людей обыденное сознание всегда будет необходимо. Выражением обыденного сознания является, например, «здравый смысл», с позиции которого в принципе можно рассматривать и обсуждать любые события социальной действительности и явления природы. Но далеко не всегда его выводы будут справедливыми, ибо его возможности ограничены эмпирическими обобщениями и метафизическими рамками.

Информация о работе Общественное сознание и его структура