ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ
ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
Контрольная
работа по философии на тему:
«Общественное
сознание и его структура»
Вариант
№26
Выполнила студентка
группы
96-002 Заикина Е.А.
Проверил:
Моисеев
В.О.
г. Казань
2010 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие общественного сознания. Относительная
самостоятельность общественного сознания………………………………………………..………...4
- Понятие общественного
сознания………………………………………...4
- Относительная
самостоятельность общественного сознания…………..7
- Структура
общественного сознания: обыденное и теоретическое
сознание, общественная психология и идеология………………………..
- Структура
общественного сознания……………………………………....9
- Теоретическое
и обыденное сознание…………………………………….9
- Общественная
психология и идеология…………………………………13
Список
литературы………………………………………………………………16
Введение
Человек владеет прекрасным даром - разумом
с его пытливым полетом как в отдаленное
прошлое, так и в грядущее, миром мечты
и фантазии, творческим решением практических
и теоретических проблем, наконец, воплощением
самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой
древности мыслители напряженно искали
разгадку тайны феномена сознания. Наука,
философия, литература, искусство, техника
- словом, все достижения человечества
объединили свои усилия, чтобы раскрыть
сокровенные тайны нашей духовной жизни.
В течение многих веков не смолкают горячие
споры вокруг сущности сознания и возможностей
его познания. Богословы рассматривают
сознание как крохотную искру величественного
пламени божественного разума. Идеалисты
отстаивают мысль о первичности сознания
по отношению к материи. Вырывая сознание
из объективных связей реального мира
и рассматривая его как самостоятельную
и созидающую сущность бытия, объективные
идеалисты трактуют сознание как нечто
изначальное: оно не только необъяснимо
ничем, что существует вне его, но само
из себя призвано объяснить все совершающееся
в природе, истории и поведении каждого
отдельного человека. Единственно достоверной
реальностью признают сознание сторонники
объективного идеализма.
Если идеализм вырывает пропасть между
разумом и миром, то материализм ищет общность,
единство между явлениями сознания и объективным
миром, выводя духовное из материального.
Материалистическая философия и психология
исходят в решении этой проблемы из двух
кардинальных принципов: из признания
сознания функцией мозга и отражением
внешнего мира.
- Понятие
общественного сознания.
Относительная самостоятельность
общественного сознания
-
Понятие общественного
сознания
Общественное сознание – это воззрения
людей в их совокупности на явления природы
и социальную реальность, выраженные в
созданных им искусственном языке, творениях
духовной культуры, социальных нормах
и взглядах социальных групп, народа и
человечества в целом. Общественное сознание
составляет духовную культуру общества
и человечества. Это не только идеи об
общественной жизни, но и идеи общества
о мире в целом, в том числе и о себе самом.
Общественное сознание обладает сложной
структурой и различными уровнями, начиная
от житейского, обыденного, от социальной
психологии и заканчивая самыми сложными,
строго научными формами. Структурными
элементами общественного сознания являются
различные его формы: политическое, правовое,
нравственное, научное и философское сознание,
которые различаются между собой по предмету
и форме отражения, по социальной функции,
по характеру закономерности развития,
а так же по степени своей зависимости
от общественного бытия.
Сущность сознания состоит в
том, что оно может осмыслить
общественное бытие только при
условии одновременного активного
творческого преобразования его.
Функция «опережающего отражения»
сознания наиболее четко реализуется
в отношении общественного бытия,
которое существенным образом
связано с устремленностью в
будущее.
Человека всегда подвергает в
смущение несоответствие между
стремительным полетом духа в
будущее и относительной медлительностью
развития общественного бытия,
прежде всего его основы –
экономики. Любое будущее рисуется
как некий социальный идеал,
и не приходиться удивляться,
что возникающие несоответствия не удовлетворяют
интерес творчески ищущего духа к наличной
действительности, поскольку ферменты,
вызывающие преобразования наличной действительности,
такому духу уже перестали соответствовать.
Ведь наличная реальность суть реализации
идеалов, некогда витавших в головах реформаторов,
а теперь эта действительность есть как
бы окаменевший дух. Это обуславливает
острое противоречие между устремлениями
творческого духа и соответствующими
реалиями.
Общество есть материально-идеальная
реальность. Совокупность обобщенных
представлений, идей, теорий, чувств, нравов,
традиций и т.п., другими словами, того,
что составляет содержание общественного
сознания и образует духовную реальность,
выступает как составная часть общественного
бытия, ибо оно дано созданию отдельного
индивида. Здесь следует сказать о мире
надличностного духа. Это то, что можно
воспринимать, осмысливать и критиковать.
Все это становиться возможным, когда
возникает язык, с помощью которого индивидуальное
сознание обретает надличностную форму
бытия.
Подчеркивая единство общественного
бытия и общественного сознания,
нельзя забывать об их различии,
специфической разъединенности,
относительной самостоятельности.
Исторически взаимосвязь общественного
бытия и общественного сознания
в их относительной самостоятельности
реализовалась таким образом:
на ранних этапах развития общества
общественное сознание формировалось
под непосредственным воздействием бытия,
в дальнейшем это воздействие приобретало
все более опосредованный характер –
через государство, политические, правовые,
нравственные, религиозные отношения
и др., а обратное воздействие общественное
сознание приобретает, напротив, все более
непосредственный характер. Сама возможность
такого непосредственного воздействия
общественного сознания на общественное
бытие заключается в способности сознания
правильно отражать бытие.
Итак, сознание, как отражение и
как активно-творческая деятельность
представляет собой единство
двух нераздельных сторон одного
и того же процесса, в своем
влиянии на бытие она может
как оценивать его, вскрывать
его потаенный смысл, прогнозировать,
так и преобразовывать его через практическую
деятельность людей. Поэтому нельзя рассматривать
его как простую сумму понятий «сознание»
и «общественное».
- Относительная
самостоятельность
общественного сознания
В сфере общественного сознания
относительная самостоятельность
проявляется во внутренней логике
и специфических закономерностях
развития, преемственности, взаимодействии
различных сторон и форм сознания,
в способности человека заглядывать
вперед, в будущее.
Как общественное, так и индивидуальное
сознание, будучи отражением общественного
бытия людей, не слепо копирует
его, а обладают относительной
самостоятельностью, порой весьма
значительной.
Относительная самостоятельность
общественного сознания проявляется
в том отношении, что оно
в своем развитии опирается
на достижения человеческой мысли,
науки, искусства и т.д., исходит
из этих достижений. Это называется
преемственностью в развитии общественного
сознания, благодаря которой сохраняется
и развивается далее духовное наследие
поколений, накопленное в разных областях
общественной жизни. Все это показывает,
что общественное сознание не только отражает
общественную жизнь людей, но имеет свою
внутреннюю логику развития, свои принципы
и свои традиции. Это хорошо видно на примере
развития науки, искусства, морали, религии,
философии.
Так же относительная самостоятельность
общественного сознания проявляется
в его активном воздействии
на общественную жизнь. Разного
рода идеи, теоретические концепции,
моральные принципы, направления
в области искусства и религии
могут играть прогрессивную или,
напротив, реакционную роль в
развитии общества. Это определяется
тем, способствуют ли они его
духовному обогащению, упрочению
и развитию или же они ведут
к разрушению и деградации личности
и общества.
Относительная самостоятельность
общественного сознания является
закономерностью его развития. Поэтому,
рассматривая состояние общественного
сознания той или иной исторической эпохи,
его роль в жизни общества, следует одновременно
учитывать и зависимость общественного
сознания от бытия, и его относительную
самостоятельность. Но не следует ми преувеличивать
значения относительной самостоятельности
общественного сознания. Такую ошибку
допускают тогда, когда общественное сознание
рассматривают вне его органической связи
с жизнью общества, и последняя, выступает
как некий фон для развития идей. Стать
на такой путь довольно легко, так как
уловить связь между идеями значительно
проще, чем вскрыть глубокие причинные
связи между идеями и их материальной
основой.
- Структура
общественного сознания:
обыденное и теоретическое
сознание, общественная
психология и идеология
2.1. Структура общественного
сознания
Термин «общественное сознание»
характеризует и реальное сознание
конкретного общества, и идеальную
модель общественного сознания.
Первое иногда определяют как
массовое сознание, выражением состояния
которого служит общественное
мнение, или как духовную
жизнь общества, отражающую его проблемы,
противоречия, интересы, столкновения
идей, взаимодействие индивидуального
и общественного сознания и т.д.
Общественное сознание является
весьма сложным образованием, включает
в себя разнообразные взаимодействующие
друг с другом, взаимосвязанные элементы,
каждый из которых имеет свою специфику.
Из каких же элементов складывается структура
общественного сознания и как они соотносятся
между собой?
В структуре общественного сознания
обычно выделяются следующие
уровни – обыденное
и теоретическое, общественная
психология и идеология, а так же формы
общественного сознания, к которым относятся
политическая идеология,
правосознание, мораль,
религия, искусство,
наука и философия. Относительно четкое
разграничение форм общественного сознания
прослеживается на его теоретико-идеологическом
уровне и более расплывчатым становиться
на его обыденно-психологическом уровне.
- Теоретическое
и обыденное сознание
Гносеологические предпосылки различения
теоретического и обыденного
уровней общественного сознания
следует искать в разделении
повседневного и теоретического
уровней познания, которые и закрепляются
в общественном сознании. Обыденное
сознание возникает в процессе повседневной
практики людей, стихийно, как эмпирическое
отражение внешней стороны действительности.
Теоретическое сознание
представляет собой отражение ее существенных
связей и закономерностей и находит свое
выражение в науке и других формах сознания,
поскольку последние так же воспроизводят
не внешнюю, а внутреннюю сторону действительности,
требующую опосредствованного теоретического
познания.
В реальной жизни теоретическое
и обыденное сознание тесно
переплетаются, но для философского
их анализа необходимо оба эти элемента
выделить и представить, так сказать, «в
чистом виде». Теоретическое и обыденное
сознание не могут заменить друг друга,
но взаимно воздействуют друг на друга.
Теоретическое сознание способно видоизменять,
модифицировать, окультуривать обыденное
сознание. Но в то же время, как бы не развивались
теоретические знания, наука, в повседневной
жизни людей обыденное сознание всегда
будет необходимо. Выражением обыденного
сознания является, например, «здравый
смысл», с позиции которого в принципе
можно рассматривать и обсуждать любые
события социальной действительности
и явления природы. Но далеко не всегда
его выводы будут справедливыми, ибо его
возможности ограничены эмпирическими
обобщениями и метафизическими рамками.