«Критическая философия» Иммануила Канта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:35, контрольная работа

Описание работы

Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения.

Содержание

Введение
Жизненный путь и сочинения Канта
Философия Канта:проблема условий научности математики,естествознания и метафизики; различение аналитических и синтетических суждений; проблема априорных оснований знания; учение о чувственности, рассудке и разуме; антиномичность разума; свобода человека и категорический императив.
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная по философии.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Тема : «Критическая философия» Иммануила Канта 
 

План:

Введение

  1. Жизненный путь и сочинения Канта
  2. Философия Канта:проблема условий научности математики,естествознания и метафизики; различение аналитических и синтетических суждений; проблема априорных оснований знания; учение о чувственности, рассудке и разуме; антиномичность разума; свобода человека и категорический императив.

Заключение

Литература 
 

Введение 

    Воздействие философии на человека двойственно. Прежде чем предложить ему действительные знания, она разрушает массу фиктивных представлений, долгое время казавшихся действительным знанием. Прежде чем вызвать к жизни новые средства практического господства над миром, она безжалостно дискредитирует инструменты фиктивного воздействия на реальность, надежность которых до поры до времени ни у кого не вызывало сомнения.

    Философия разрушает ложную и наивную уверенность, часто не будучи в состоянии сразу предложить новую, столь же прочную, широкую, субъективно удовлетворяющую.

    На пороге XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально- экономических преобразований, таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотреть творчество великого философа Иммануила Канта. 

1.  Жизненный путь и сочинения Канта 

   Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать - домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с теплотой и благодарностью, видел в них образец безупречной честности.  

  Память философа сохранила образ матери Анны Регины Рейтер, которая, подобно Монике (матери св. Августина) взрастила в душе сына семена блага, способность переживать красоту природы, наконец, любовь к познанию. Она определила юношу в Collegium Fridericianum (Колледж Фридриха), государственную гимназию, известную суровостью методов воспитания под бдительным руководством пастора Ф. Шульца. Пиетизм, несмотря на попытки освободиться от него, остался с тех пор константой морального учения и поведения философа. Из гимназии он вынес достаточно хорошее знание латинского и весьма посредственное - греческого, что, так или иначе отразилось в акцентах его философских сочинениях.      

   В 1740 г. Кант поступил в университет Кенигсберга, а по окончании курса философии в 1747 г. получил степень магистра. Покинув Кенигсбергский университет, с 1747 по 1754 гг., Кант вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством, но все же, несмотря на нищету, работал много и продуктивно.   В1758 г. молодой философ участвовал в конкурсе со своей диссертацией "De mundi sensibilis atque intelUgibilis forma et principiis" ("О форме и принципах чувственного и интеллигибельного мира"), но без успеха. Только спустя 12 лет после поражения диссертация получила на конкурсе высокую оценку. Во всем полагаясь только на собственные силы, немецкий философ презирал низкопоклонство, карьеризм и протекционизм, благодаря чему он стал символом добропорядочности в науке. Равнодушный к богатству и славе, он отказался от кафедры в Галле, где барон фон Цедлиц назначил ему жалование в три раза большее, чем в Кенигсберге. После напряженной работы в 1781 г. вышла в свет "Критика чистого разума", вслед за ней в 1788 - "Критика практического разума", а в 1790 - "Критика способности суждения".   

Последние годы жизни философа отмечены двумя событиями. В 1786 г. умер Фридрих II, покровитель просветителей. Его преемник Фридрих Вильгельм II выразил неудовольствие по поводу кантианской работы "Религия в пределах только разума". Кант счел за благо не возражать и ретироваться, памятуя, что если ложь, как правило, утверждает себя втихомолку, без лишних слов, то и истина не всегда открыто о себе заявляет. Этот эпизод, как бы ни комментировали его биографы, отражает особенность личности великого философа. Другое событие связано с фихтеанской интерпретацией критицизма в духе субъективного идеализма. Кант ощутимо помог Фихте в начале карьеры, и поначалу он попытался оказать сопротивление неверным трактовкам своей позиции, но, едва понял необратимость такого развития событий, замкнулся в себе. 

В 1804 г. жизненный путь Канта завершился. В заключении "Критики практического разума" Кант писал: "Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне". 

Сочинения Канта:

Обширная литературная продукция Канта обычно делится  на два раздела - докритический и критический. Серия докритических работ заканчивается диссертацией 1770 г., с 1781 г. вызревает доктрина критицизма. Докритический период представляют следующие работы.     1746 "Мысли об истинной оценке живых сил". 1755 "Всеобщая естественная история и теория неба".  1755 Диссертация "De igne" ("Об огне").  1755 "Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova delucidatio" ("Новое освещение первых принципов метафизического познания").  1756 "О причинах землетрясений". 1756 "Теория ветров".  1756 "Физическая монадология".  1757 "План лекций по физической географии".  1759 "Опыт некоторых рассуждений об оптимизме". 1762 "Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма".  1763 "Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога".  1763 "Опыт введения в философию понятия отрицательных величин". 1764 "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 "Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали". 1765 "Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/1766 годов".  1766 "Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика". 1770 Диссертация "О форме и принципах чувственного и интеллигибельного миров".  

Сочинения критического периода: 1781 "Критика чистого разума". 1783 "Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука". 1784 "Идеи всеобщей истории во всемирно-гражданском плане". 1784 "Ответ на вопрос: что такое Просвещение?".  1785 "Основы метафизики нравственности". 1786 "Метафизические начала естествознания". 1788 "Критика практического разума". 1790 "Критика способности суждения". 1793 "Религия в пределах только разума". 1795 "К вечному миру". 1797 "Метафизика нравов". 1798 "Спор факультетов".  1802 "Физическая география". 1803 "О педагогике 
 

  1. Философия Канта:проблема условий научности математики,естествознания и метафизики; различение аналитических и синтетических суждений; проблема априорных оснований знания; учение о чувственности, рассудке и разуме; антиномичность разума; свобода человека и категорический императив.
 

Философия Канта 

Кант — основатель “критического”, или “трансцендентального”, идеализма. В так называемый “докритический”  период (до 1770) Кант создал “небулярную” космогоническую гипотезу, в которой  возникновение и эволюция планетной  системы выводится из первоначальной “туманности”. В это же время Кант высказал гипотезу о существовании Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении — в результате приливного трения — суточного вращения Земли и учение об относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материалистической идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики.  

В философских  работах “докритического” периода  Кант наметил — под влиянием эмпиризма  и скептицизма Юма — различие между основанием реальным и основанием логическим, ввел в философию понятие об отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и “духовидением”. Во всех этих работах роль дедуктивно-формальных методов мышления ограничивается в пользу опыта.  

В 1770 состоялся  переход Канта к воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого  разума”, за ней были опубликованы “Критика практического разума” (1788) и “Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались: “критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы. В работах “критического” периода Кант доказывает невозможность построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой тогда терминологии) до предварительного исследования форм познания и границ наших познавательных способностей.  

Исследования  эти приводят Канта к агностицизму — к утверждению, будто природа  вещей, как они существуют сами по себе (“вещей в себе”), принципиально  недоступна нашему познанию: последнее возможно только относительно “явлений”, т. е. способа, посредством которого вещи обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании. Оно обусловлено, по Канту, тем, что в нашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, столь же априорные формы, или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза, чувственного многообразия и понятий рассудка, на которых основываются, например, закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия субстанций.  

В разуме, по Канту, заложено неискоренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под  давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире (с точки зрения наличия в них необходимости, случайности и свободы), о существовании бога как безусловно необходимого существа. Кант считал, что с равной доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и конечен, и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и таких частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно необходимое существо — и такого существа нет.  

Таким образом, разум по природе антиномичен, т. е. раздваивается в противоречиях. Однако противоречия эти, по Канту, все  же лишь кажущиеся. Решение загадки — в ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”, в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для знания) и в то же время может быть тем постулатом веры, на котором основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в мире, и т. д. Это учение об антиномичности разума, служившее у Канта основанием для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком для разработки положительной диалектики в немецком классическом идеализме.  

Подчеркивая творческую роль субъекта и активное воздействие  теоретических предпосылок на эмпирический материал, Кант в своем понимании познания и поведения в общем оставался в плену дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике Канта провозглашал ее основным законом безусловное повеление (Категорический императив), требующее руководствоваться таким правилом, которое совершенно независимо от нравственного содержания поступка могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию, не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в произведениях искусства, и обусловленному только формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм Кант не смог: в этике — вразрез с формальным характером категорического императива — он выдвинул принцип самоценности каждой личности, которая не должна быть приносима в жертву даже во имя блага всего общества; в эстетике — вразрез с формализмом в понимании прекрасного — объявил высшим видом искусства поэзию, т. к. она возвышается до изображения идеала, которым является человек, и т. д.  

Прогрессивным было учение Канта о роли антагонизмов в историческом процессе жизни общества и учение о необходимости вечного  мира. Средством к установлению и  сохранению мира Кант считал развитие международной торговли и общения  ко взаимной выгоде для различных государств. При всех своих внутренних противоречиях, учение Канта оказало огромное влияние на последующее развитие научной и философской мысли.  

http://tainimirozdania.ucoz.ru

Учение  о рассудке.

  Прежде  всего Кант определяет рассудок, отличая  его от чувственности.

  "Восприимчивость  нашей души, способность ее получать  представления, поскольку она  каким-то образом подвергается  воздействию, мы будем называть  чувственностью; рассудок же есть  способность самостоятельно производить  представления, т.е. спонтанность познания. Наша природа такова, что созерцания могут быть только чувственными, т.е. содержат в себе лишь способ, каким предметы воздействуют на нас. Способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой... Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой. Поэтому мы отличаем эстетику, т.е. науку о правилах чувственности вообще, от логики, т.е. науки о правилах рассудка вообще". Итак, рассудок, согласно первой, в определенной степени негативной дефиниции, не есть способность созерцания, есть нечувственная способность познания. Позитивно же рассудок определяется и как спонтанность познания, и как способность мыслить.

  Односторонности эмпиризма и односторонности  рационализма Кант подвергает критике. Однако он утверждает, что чувственность и рассудок все-таки относительно разные способности. Нет обособленной чувственной способности; на деле она всегда чувственно-рассудочная, но чувственные моменты и элементы здесь кардинально важны, а поэтому, с одной стороны, должны специально исследоваться. С другой стороны, если и когда мы выделяем для исследования рассудок (а на этом Кант настаивает), то перед нами особая способность, обнаруживающая относительную независимость от непосредственно чувственных впечатлений. Конечно, в нашей душе живут и оживают впечатления, когда-то полученные от предметов непосредственно. Но о тех же предметах мы можем мыслить, судить, не созерцая их в данный момент, да и вообще не имея собственного опыта их созерцания. (Так, мы способны судить о городе Париже, даже никогда не побывав в нем.) Вот тогда, когда мы действуем и познаем независимо от непосредственных чувственных впечатлений, в дело включается спонтанность познания. Мы как бы опираемся на наши внутренние специфически человеческие возможности. Это и значит, по Канту, что мы имеем дело с рассудком.

Информация о работе «Критическая философия» Иммануила Канта