Эволюция марксисткой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 13:25, контрольная работа

Описание работы

Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не является завершенной философской системой, т.к. в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий.

Содержание

Введение 3
1 Место Карла Маркса в истории философской мысли 4
2 Эволюция мировоззренческих и философских взглядов Карла Маркса 5
3 Новая философия Маркса и Энгельса 6
4 Основные черты и содержание марксистско-ленинской философии 8
Заключение 11
Список использованной литературы 1

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАГАНРОГСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ 

Заочное отделение

Кафедра Философии и социологии 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

_______________________________ФИЛОСОФИЯ________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

на  тему:

____________________Эволюция марксистской философии”________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка       _______/_____________/

группы МЗС-21           

№ зач.кн. 11108      “___”_____________2012 г 

Принял       ________/_____________/

“______________”     “___”______________2012 г 
 

Таганрог 2012 г.

Содержание 

Введение            3 

1 Место  Карла Маркса в истории философской  мысли    4

2 Эволюция мировоззренческих  и философских взглядов Карла Маркса 5

3 Новая  философия Маркса и Энгельса       6

4 Основные черты  и содержание марксистско-ленинской  философии  8 

Заключение                  11

Список использованной литературы              12

 

Введение

     Стремление  к открытию все новых и новых  тайн бытия, ориентация на постоянный творческий поиск, критическое мышление, личное самосовершенствование уже на протяжении не одного тысячелетия прокладывают человеку путь к вершинам знаний. Философия - это всегда стремление открыть что-то новое.

     Марксистская философия - это совокупное понятие, обозначающее философские воззрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, а также взгляды их последователей. Эта философия возникла в середине XIX века, и долгое время оставалась влиятельным течением в мировой философской мысли. Существуют классическая и неклассическая версии марксистской философии. В первом случае это философские идеи самих Маркса и Энгельса, во втором - различные интерпретации этих идей. Классический философский марксизм не является завершенной философской системой, т.к. в нем отчетливо прослеживается эволюция, выделяются этапы творчества "молодого" и "зрелого" Маркса, "позднего" Энгельса, налицо трансформация многих категорий.

     Для того чтобы понять основные догмы  марксистской идеологии и объяснить  её особенности как философии диалектического материализма, необходимо рассмотреть ряд вопросов, связанных как с личностью самого Карла Маркса, так и с теми предпосылками, в условиях которых зародился данный вид философии.

 

1 Место Карла Маркса  в истории философской мысли

     Философия Карла Маркса - это, во-первых, высочайший уровень и завершение немецкой классической философии, а отсюда - вершина и  конец той европейской философской  мысли, которая была начата в античности. После Маркса и в лице Маркса европейская  философская мысль разрывает рамки своей, так сказать, европейскости, и выходит на арену мировой философской мысли. Философия Маркса оказалась способной органически воплотиться в философские и культурные традиции не европейской культуры, развиваться в новых для нее условиях (в Индокитае, на Ближнем Востоке, среди тюркских народов и т.п.) и в то же время оставаться самой собой.

     Во-вторых - Маркс вывел свою философию за рамки чистого теоретизирования и органически связал ее с потребностями  жизни, практикой. Метод изложения мировоззренческой мысли Гегелем он называет "фехтовальным искусством" и делает для себя вывод: "Философы лишь различным образом объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы его изменить".

     Философия Карла Маркса, в-третьих, продуктивно-критична ко всему философскому наследию. Марксизм сделал органической составной частью своего мировоззрения все те достижения чужой философской мысли, которые совпадали с его принципами и подверг беспощадной критике все то, что противоречило этим принципам.

     Философия Карла Маркса, в-четвертых, оказалась открытой к новизне и критичной к самой себе. Марксизм чутко реагировал и реагирует на новейшие научные достижения, на новые и переменные веяния в социально-политической жизни. Научные концепции дарвинизма, генетики, квантовой физики, кибернетики, космологии и все другие, которые создавались после появления марксизма, неизменно объявлялись очередным подтверждением учения Карла Маркса.  
 

2 Эволюция мировоззренческих  и философских  взглядов Карла  Маркса

     Карл  Маркс родился 5 мая 1818 года в Триере в чистокровной еврейской семье и воспитывался в духе иудаизма. Целое поколение предков Карла Маркса со стороны матери и отца с незапамятных предков вплоть до обоих дедов включительно были раввинами. Родной брат отца Карла Маркса получил по наследству должность раввина и был им до самой смерти. Отец Карла Маркса, Гершель Маркс вынужден был искать себе другую профессию, и стал юристом. В 1816 году Гершель Маркс принимает христианство и становится лютеранином. Таким образом, Карл Маркс родился в христианской семье, но был окрещен лишь в 1824 году.

     Карл  Маркс с детства воспитывался в религиозном духе и был верующим, о чем свидетельствует произведение, которое он написал после окончания  обучения в Трирской гимназии. Увлечение  идеями Гегеля пришло в годы учёбы в Берлинском университете. И это было не простой данью «философской моде», царившей в 30 годы 19 века Маркс искал в этой философии ответ на вопрос, как преодолеть разрыв между идеалом и действительностью, характерный для кантианства. Ответ Гегеля: идеал присущ самой действительности, в которой он диалектически - противоречиво развивается, - показался Марксу убедительным и он принял Гегелевскую философию. Принял в том ее толковании, которое предлагали левые последователи Гегеля младогегельянцы - Б.Бауэр, А. Руге и др. Под влиянием "Сущности христианства" стал пламенным последователем Фейербаха и лишь после этого пришел к заключению о необходимости изложения своих собственных философских взглядов. Полную философскую зрелость Маркса следовало бы отнести к его 30-летнему возрасту - времени написания вместе с Энгельсом "Манифеста коммунистической партии".

 

3 Новая философия  Маркса и Энгельса

     1844-1848 годы – весьма ответственный  период в жизни Маркса и Энгельса, когда происходит их знакомство и выработка философских основ нового мировоззрения в процессе пересмотра философского наследия Гегеля и Фейербаха.

     Главными  положениями новой философии  стали:

1. Органическое  сочетание принципа материализма  с диалектическим методом познания  природы и общества, что нашло выражение в развитии диалектического и исторического материализма. Используя разработанный Гегелем диалектический метод мышления, Маркс и Энгельс применили его к анализу объективной действительности, утверждая, что субъективная диалектика (диалектика мышления) есть ни что иное, как отражение в сознании людей объективной диалектики, то есть развития и связей самой природы и общества.

2. Центральной  категорией марксизма стала «практика», понимаемая как целенаправленная  общественно-историческая материальная деятельность людей по преобразованию объективного мира. Тем самым подчеркивался активный деятельный характер отношения человека к миру (преобразованию природы и общества). Практика также рассматривалась как основа, источник и цель познания и объективный критерий истины.

3. Совершенно  новаторским в марксизме стало  рассмотрение общества как сложноорганизованной  системы, в которой ведущую  роль играло материальное бытие,  имеющее в своей основе экономическую  деятельность людей, порождающую  социально-классовое деление общества. Тезис о первичности общественного бытия и вторичности общественного сознания явился способом решения основного вопроса философии применительно к обществу. Это позволило преодолеть односторонность социального идеализма, господствовавшего в истории философской мысли до середины XIX в.

4. Распространение  материалистического принципа в  объяснении мира на понимание  истории позволило увидеть внутренние  социальные противоречия как  источника развития общества. Исторический  процесс предстал как поступательная смена общественно-экономических формаций и лежащих в их основе способов материального производства.

5. Гуманистическая  направленность марксистской философии  связана с поисками путей освобождения  человека от социального отчуждения. Именно этой идеей проникнуты все совместные ранние работы Маркса и Энгельса, связанные с переосмыслением антропологического материализма Фейербаха.

     Общие мировоззренческие установки вовсе  не исключали особенностей философских  взглядов каждого из основоположников марксизма. Так, Энгельс сосредоточил свое внимание на изучении проблем философии природы, в работах «Диалектика природы» и «Анти-Дюринг» он дает философский анализ достижений естествознания в создании научной картины мира. Выдвинутые им принципы классификации форм движения материи и исследование процесса антропогенеза и социогенеза не потеряли свое значения для современной науки. Философские взгляды взгляды Маркса по сути своей антропоцентричны, так как его интересуют, прежде всего, проблемы сущности человека и условий его существования в обществе. Этому посвящена его ранняя работа «Экономическо-философские рукописи 1844 года», впервые опубликованная в 1932 г., в которой он исследует условия отчуждения человека в обществе. В основе социального отчуждения, по мнению Маркса, лежит отчуждение человека в сфере экономике, связанное с возникновением частной собственности, что приводит к отчуждению человека от самого процесса труда и его продуктов, а также к отчуждению в сфере общения, к разрыву социальных связей. Процесс исторического развития рассматривается им как поэтапное снятие социального отчуждения и возрастание степени свободы человека в обществе. Коммунизм как идеал общественного развития должен привести к ликвидации отчуждения и созданию условий для свободного и гармоничного развития человека. Таким образом, в отличии от абстрактного гуманизма Фейербаха гуманизм Маркса опирается на глубокий анализ самой действительности.

 

4 Основные черты и содержание марксистско-ленинской философии

     Философия марксизма в СССР. Развитие философии  марксизма в СССР имеет очень  специфические особенности. Ее предпосылкой была эволюция марксистской философии, которая в первой четверти XX в. трансформировалась в три основные направления:

  • бернштейнианство (основатель Э. Бернштейн) - принимало марксизм, но без революции, попробовало отделить от него идеи классовой непримиримости и соединить с либерализмом;
  • каутскианство (предложил К. Каутский) - не отвергает пролетарскую революцию, даже не исключает диктатуру пролетариата, но все-таки выступает за ограничение революционности парламентаризмом;
  • ленинизм (основателем был В. Ленин) - полностью сохраняет революционность, но не принимает важной аксиомы философии истории марксизма - представления об обществе как объективно-историческом процессе, в котором революция лишь «завершает дело».

     Следует выделить два глобальных этапа развития философии марксизма в Советском  Союзе и связать их с непосредственной деятельностью В. И. Ленина и интерпретацией его философского наследства последователями.

     I этап (20-30 гг.) связанный не только с деятельностью В. Ленина (1870-1924), но и с деятельностью Л. Троцкого (1879-1940), Н. Бухарина (1888-1938). Предметами их философских исследований становились проблемы бытия и развития, теории познания и логики, вопрос общественного прогресса и роли личности в истории, и т. п.

     В. Ленин не просто принимает идеи К. Маркса и Ф. Энгельса, он развивает созданное ими учение в соответствии с новыми социальными условиями. Ленин выступает как автор своеобразной марксистской доктрины. Социальную философию он подчиняет революционной деятельности пролетариата, обоснованию его практических действий, закономерностей стратегии и тактики классовой борьбы и социальной революции. В этом аспекте Ленин пошел значительно дальше К. Маркса, углубил его учение, но и ограничил его рамками классового противостояния и революции, упростил с целью повышения эффективности восприятия рабочими массами, свел к инструментальной функции, представив его как руководство к действию, которое притупило глобализм мировоззренческого мышления предшественников.

     II этап (нач. с 50-х гг.) - период, связанный с преодолением культа личности Сталина, который также был распространенным и на сферу философских исследований. Догматизация и канонизация положений марксистской теории советскими теоретиками прекратила любое философское творчество, но краткая хрущевская «оттепель» не смогла полностью решить эту проблему, освободить философию из рамок идеологии. Только начиная с середины 80-х гг., когда ликвидируются остатки сталинизма, наступает период плюрализма и гласности, открытости социальных поисков, углублением связей отечественного обществоведения с зарубежными учеными. Эволюция марксистских идей в пределах ленинизма и сталинизма можно проследить на примере видения предпосылок и путей революционных преобразований. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс утверждали, что революция побеждает экономическим путем, когда вызревают необходимые условия для установления социалистических общественных отношений.

Информация о работе Эволюция марксисткой философии