Эмпирическое познание

Автор: Коваленко Ксения, 18 Ноября 2010 в 14:23, реферат

Описание работы

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира. Это – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности, также наблюдение - это преднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить информацию о его форме, свойствах и отношениях.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

     Обеспечение доступности и воспроизводимости  делает эксперимент одним из наиболее эффективных средств проверки гипотез  и теоретических выводов. Особая активность субъекта познания в эксперименте не ставит под сомнение объективное содержание знаний, ибо эксперимент не "создает" объект познания, а только работает с ним, вступая в состояние "диалога", а не ограничиваясь односторонним "монологом".

     И тем не менее, поскольку экспериментатор  задает условия, то эксперимент таит в себе опасность "перекоса", переоценки одних свойств и отношений  и недооценки других. Все это требует  от исследователя особой технологической  дисциплины. Последняя включает: формулировку проблемы и выдвижение рабочей гипотезы ее решения; определение параметров эксперимента и создание экспериментальной установки (обстановки); обеспечение контроля за условиями эксперимента и возможности повторного контроля; фактофиксирующую деятельность субъекта познания и описание полученного результата.

     Учитывая  особые возможности эксперимента, его  часто применяют для проверки научных гипотез, и в этом смысле эксперимент является одной из форм практики, выполняет функцию критерия истинности теоретического знания.

     Подготовка  и проведение эксперимента требуют  соблюдения ряда условий. Так, научный  эксперимент:

  1. никогда не ставится наобум, он предполагает наличие четко сформулированной цели исследования;
  2. не делается «вслепую», он всегда базируется на каких-то исходных теоретических положениях;
  3. не проводится беспланово, предварительно исследователь намечает пути его проведения;
  4. требует определенного уровня развития технических средств познания, необходимого для его реализации;
  5. должен проводиться людьми, имеющими достаточно высокую квалификацию.

     В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов, последние  обычно подразделяются на исследовательские  и проверочные.

     Исследовательские дают возможность обнаружить у объекта  новые, неизвестные свойства. Результатом такого эксперимента могут быть выводы, не вытекающие из имевшихся знаний об объекте исследования.

     Проверочные эксперименты служат для проверки, подтверждения тех или иных теоретических построений.

     Современная наука использует в основном качественный и количественный эксперименты. Качественный устанавливает наличие или отсутствие предполагаемого свойства, признака исследуемого объекта. Количественный эксперимент более сложный, ибо его процедуры ориентированы на измерение тех величин, которые выражают качественную определенность объекта, его сущность.

     В области теоретического знания зарекомендовал себя мысленный эксперимент. Он представляет собой систему продуманных процедур над идеализированными объектами.

     В практику социальной действительности широко внедряется социальный эксперимент, ориентированный на обеспечение новых форм социальной организации и оптимизации общественного регламента. Специфика социального эксперимента заключается в том, что субъект познания имеет дело с особым объектом. В качестве объекта познания выступают люди. Это обстоятельство накладывает на экспериментатора повышенную ответственность. Содержание и процедуры социального эксперимента предполагают обусловленность их не только моральными, но и правовыми нормами.

     Измерение.

     Измерение – это процесс, заключающийся  в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.

     Измерение отнюдь не второстепенный прием, это  некая система обеспечения познания. На его значимость указал Д. И. Менделеев, заметив, что знание меры и веса - это единственный путь к открытию законов. В процессе измерения субъект познания, устанавливая количественные отношения между явлениями, открывает некоторые общие связи между ними. Измеряя те или иные физические величины массы, заряда, силы тока, субъект познания вскрывает качественную определенность исследуемого объекта, его существенные свойства.

     Важной  стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу измерений (например, измерение температуры с использованием термоэлектрического эффекта).

     Наличие субъекта (исследователя), производящего  измерения, не всегда является обязательным. Он может и не принимать непосредственного  участия в процессе измерения, если измерительная процедура включена в работу автоматической информационно-измерительной системы. Последняя строится на базе электронно-вычислительной техники.

     По  способу получения результатов  различают измерения прямые и  косвенные.

     В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины получается путем  непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается измерительным прибором.

     При косвенном измерении искомую  величину определяют на основании известной  математической зависимости между  этой величиной и другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению, длине и площади поперечного сечения).

     Хорошо  развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и высокие  характеристики средств измерения  способствуют прогрессу в научных исследованиях.

     Индукция  как главный метод  эмпирического познания

     Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом  познания должна стать индукция.

     Под индукцией философ понимал обобщение  множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то значит, все металлы обладают свойством плавления).

     Метод индукции Бэкон противопоставил  методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

     Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией  Декарта – в расширении возможностей, интенсификации процесса познания. Недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции).

     Путь  преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, - в накоплении человечеством  как можно большего опыта во всех областях знания.

 

      Общенаучные методы теоретического познания. 

     Идеализация.

     Представляет  собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко распространенная в механике идеализация, именуемая материальной точкой, подразумевает тело, лишенное всяких размеров. Такой абстрактный объект, размерами которого пренебрегают, удобен при описании движения. Причем подобная абстракция позволяет заменить в исследовании самые различные реальные объекты: от молекул или атомов при решении многих задач статистической механики и до планет Солнечной системы при изучении, например, их движения вокруг Солнца.

     Целесообразность  использования идеализации определяется следующими обстоятельствами:

     Во-первых, идеализация целесообразна тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложены для  имеющихся средств теоретического, в частности, математического анализа.

     Во-вторых, идеализацию целесообразно использовать в тех случаях, когда необходимо исключить некоторые свойства, связи  исследуемого объекта, без которых  он существовать не может, но которые  затемняют существо протекающих в нем процессов.

     В-третьих, применение идеализации целесообразно  тогда, когда исключаемые из рассмотрения свойства, стороны, связи изучаемого объекта не влияют в рамках данного  исследования на его сущность.

     Основное  положительное значение идеализации  как методе научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретического построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления.

     Формализация.

     Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

     Для построения любой формализованной системы необходимо: а) задание алфавита, то есть определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

     Важным  достоинством данной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто  формальным путем без непосредственного  обращения к этому объекту.

     Другое  достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею. 

 

      Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и теоретическом  уровнях познания. 

     Анализ  и синтез.

     Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п.

     Анализ  — необходимый этап в познании объекта. С древнейших времен анализ применялся, например, для разложения на составляющие некоторых веществ. Заметим, что метод анализа сыграл в свое время важную роль в крушении теории флогистона.

     Несомненно, анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания.

     Для постижения объекта как единого  целого нельзя ограничиваться изучением  лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве. Осуществить этот второй этап в процессе познания — перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом — синтезом.

     В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа. На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Он раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. позволяет понять подлинное диалектическое единство изучаемого объекта.

     Анализ  фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно  общее, что связывает части в  единое целое. Анализ, предусматривающий  осуществление синтеза, своим центральным ядром имеет выделение существенного. Тогда и целое выглядит не так, как при “первом знакомстве” с ним разума, а значительно глубже, содержательнее.

     Анализ  и синтез с успехом используются и в сфере мыслительной деятельности человека, т. е. в теоретическом познании. Но и здесь, как и на эмпирическом уровне познания, анализ и синтез - это не две оторванные друг от друга операции. По своему существу они — как бы две стороны единого аналитико-синтетического метода познания.

     Эти два взаимосвязанных приема исследования получают в каждой отрасли науки свою конкретизацию. Из общего приема они могут превращаться в специальный метод: так, существуют конкретные методы математического, химического и социального анализа. Аналитический метод получил свое развитие и в некоторых философских школах и направлениях. То же можно сказать и о синтезе.  

Информация о работе Эмпирическое познание