Homo Virtualis

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:59, доклад

Описание работы

Одним из самых значимых итогов творения виртуальной реальности является появление Homo Virtualis, человека, ориентированного на виртуальность, человека виртуального. Несомненно, что многие аспекты традиционной человеческой деятельности изначально связаны с виртуальными феноменами, что виртуальное – “извечное достояние культуры” , а также человеческого сознания и человеческой души.

Работа содержит 1 файл

Homo Virtualis.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

                     Homo Virtualis

 

Он шел  по земле таким легким шагом,

 что  не  оставил следов… Он скользил 

 по миру  взрослых словно тень…

 В. Вульф

 

Одним из самых значимых итогов творения виртуальной реальности является  появление Homo Virtualis, человека, ориентированного на виртуальность, человека виртуального. Несомненно, что многие аспекты традиционной человеческой деятельности изначально связаны с виртуальными феноменами, что виртуальное – “извечное достояние культуры” , а также человеческого сознания и человеческой души. Для человека потребность в виртуальном оказывается, может быть,  более значимой, чем потребность в реальном, что связано с сущностной свободой человека, с его извечными намерениями вырваться из материальных границ, задаваемых плотью, и переделать действительный мир.. Творчество есть “эманация свободы” , и,  следуя этому, можно интерпретировать любого творческий акт как создание определённой виртуальности.

 Представляется, что вся мировая  культура определенным образом  связана с творимыми человеком виртуальными мирами. Самые значительные философские доктрины от систем Пифагора, Платона до Канта и Гегеля включали представления о последовательности возможных состояний, о разных действительностях, о бесконечной лестнице, ведущей от реального  к идеальному , которые сегодня могут  интепретироваться как виртуальные. Собственные совершенные виртуальные миры создавались  различными религиями и этическими системами, религиозные системы культивировали представления о множественных виртуальных мирах.

 Вообще, гносеологический, теоретико-познавательный  аспект человеческой деятельности  может быть описан и описывается   на основе творения виртуальных  миров . Виртуальная реальность, созданная творцом-художником, творцом-музыкантом, творцом-поэтом, интерактивна. Она дает зрителю, слушателю, читателю подключаться к ней, погружаться в нее, существовать в ней. Виртуальные миры позволяют исследовать процессы свободного становления, возникновения принципиально новых структур, столь характерные для любого творчества, любой субъект культуры не может обойтись без них в своем сознании . И вся совокупная культура, в конечном счёте, может выступать как виртуальный феномен. Эффекты виртуализации реальности свойственны естественному процессу познания реальности любым человеком благодаря связи познания с реальными условиями существования человека в мире .

 Это означает, что каждый  человек по природе своей имеет  виртуальную "составляющую", в  той или иной степени определяющую  его реальное существование. Однако  в последние десятилетия  сформировался тип человеческого индивида, для которого виртуальная компонента оказывается более значимой, чем реальная. Homo Virtualis являются создателями, носителями и потребителями виртуальных социальных и культурных  феноменов. Не вызывает сомнения тот факт, что на наших глазах рождается новая социально-культурная общность людей, объединенных стремлением значительную часть своей жизни проводить в виртуальном мире. В современной техногенной культуре виртуальное предстаёт не как спонтанно возникшее в творческом воображении, а как искусственно созданный коллаж. И если некогда человек пребывал в естественном виртуальном состоянии, находясь в гармонии с наличной, объективированной, реальностью, то сегодня на смену этому приходит  созданный высокими технологиями виртуальный мир, разрушающий связи человека с реальностью. При этом техника всё более проявляет себя уже не как хайдеггеровский Постав, а как создатель виртуальной событийности, что приводит к размыванию существования человека в актуальном мире.

 Основные культурные и социальные  потребности Homo Virtualis успешно удовлетворяются  в виртуальном пространстве, где  они работают, учатся, отдыхают, общаются, получают информацию и удовольствия. Именно для Homo Virtualis и с помощью  Homo Virtualis возникают и существуют новые виртуальные феномены: "виртуальные продукты", "виртуальные деньги", "виртуальные магазины", "виртуальная дружба", "виртуальная любовь" – целый виртуальный мир. Виртуальный человек поселяется в виртуальных городах, посещает виртуальные магазины, начинает даже хоронить своих близких на "виртуальных кладбищах".

 Исследования показывают, что   некоторых случаях побудительными  мотивами предпочтения виртуальной  реальности актуальному миру  могут быть бегство от реальности, суперкритическое отношение к традиционному, получение удовольствий, в некоторых – всегда присущее человеку стремление познать новое, погрузиться в иной, пока еще неизведанный мир.

 Мы полагаем, что среди основных  причин ухода человека в мир  виртуальной реальности следует назвать и малую "энергоемкость" всех происходящих в виртуальной жизни процессов, а также их большую скорость. В человеческой природе заложено стремление минимизировать собственные энергетические затраты и время любой деятельности (лень), и именно в виртуальном киберпространстве это достигается проще всего.  Чтобы общаться с виртуальным партнером, например, не нужно одеваться и выходить из дому; чтобы прочитать электронную книгу, не нужно идти в библиотеку; путешествовать можно, не покидая своего места за компьютером. Присущее человеку стремление сохранять свою энергию, не увеличивать энтропию в виртуальном мире удовлетворяется максимально полно. До создания глобальной компьютерной сети роль "суррогата" реального мира выполняло телевидение. Однако компьютерная виртуальная реальность обладает интерактивностью, позволяющей человеку не только наблюдать, но и погружаться в иную жизнь, общаться с себе подобными, и потому предпочтительнее.

 Потребители виртуальной культуры  приобретают и специфические  психологические характеристики. Сегодня уже следует различать "вне-виртуальную" и "виртуальную" человеческие личности. Формирующаяся новая виртуальная личность раскрывается через самосознание и самоотнесенность внутри самой же виртуальной реальности. Для этой виртуальной личности образы виртуального мира не являются недовоплощенными или аллегоричными, они вполне реальны, ибо существуют с ней в одном пространстве.

 У Homo Virtualis особые, условные антропные  характеристики, нетривиальные идентификация  и самоидентификация. В пространстве виртуальной реальности в процессах виртуального общения любой человек может приобрести желаемые внешность, возраст, пол, национальность и т.д. Интересной и важной представляется проблема виртуальной "телесности":  в  узком аспекте она касается произвола в выборе телесных характеристик в собственно виртуальном пространстве, в более широком – воображаемой, желаемой, идеальной, мнимой собственной телесности, представления о которой существуют у каждого человека. Именно виртуальная телесность в настоящее время побуждает людей жестоко перекраивать  свою внешность с помощью пластической хирургии, боди-билдинга или голодания.  Виртуальное  телесность требует иного, отличного от физического, пространства, в котором она просто не "помещается", требует "мнимости". П. Флоренский, анализируя существование мнимых объектов, писал, что “могут быть объекты заведомо различные, но такие, что разница между ними решительно не формулируется рассудком, т.е. различающиеся не тем или иным признаком, а ipso re, непосредственно. Не в признаках бытия, а в самих его недрах содержится начало различия…” . Согласно Флоренскому, “мнимость параметров тела должна  пониматься не как признак ирреальности его, но – лишь как свидетельство о его переходе в другую действительность. ” .  И сегодня самый простой способ перехода в иную действительность, в которой может поместиться желанная виртуальная телесность – существование в компьютерном мире.

 Существует мнение, что творение  компьютерной виртуальной реальности  создает основу для максимального увеличения свободы индивидуумов, свободы творчества и т.д. Нам представляется, что возрастание индивидуальных свобод для Homo Virtualis сомнительно и нивелируется зависимостью сознания и образа жизни человека, ориентированного на виртуальность, от функционирования компьютерных сетей. Отрицательное влияние виртуальной реальности на психику и здоровье людей, например интернетомания, широко обсуждается в литературе.

 Психологи и социологи полагают, что стремление попасть в Сеть  заложено в человеке на генетическом уровне. Сегодня уже установлено, что сетевые социальные структуры оживляют генетическую память о первобытном обществе, об отсутствии социальной и имущественной иерархии, привилегий, деления на "начальников" и "подчиненных", о возможности существования в человеческом сообществе только частичного или временного лидерства.

 Учитывая это, Интернет можно  рассматривать как модель, воскрешающую  некоторые черты нашего первобытного  прошлого, ведь все вышесказанное  точно соответствует сетевой этике и известной на сегодняшний день структуре Интернета. Бурный рост Сети и создание "электронных общин" проявляются как реакция на изоляцию субъекта современного социума. Интернет компенсирует процесс атомизации общества, включает генетическую память об исходном социуме, помещает человека в предельно демократический виртуальный коллектив.

 Итоги формирования Homo Virtualis как новой социально-культурной  общности обсуждать преждевременно, однако уже прослеживаются некоторые  неутешительные тенденции. Достаточно большой процент современных молодых людей предпочитают виртуальное общение со сверстниками реальному. Создаваемый человеком новый онтологический уровень реальности разобщает людей в актуальном мире, и это кажется негативным и опасным. В одном из своих интервью Курт Воннегут заявил: "Электронные общины - это пустота, они ничего не создают, в конечном счете, люди остаются ни с чем".

 Но реальность любого социального эффекта становится явно ощутимой лишь тогда, когда начинает работать закон больших чисел. Для этого число Homo Virtualis должно достичь не менее 10% населения планеты . По данным   2007  года, в число стран, где появление слоя людей, ориентированных на виртуальность уже превращается в социальную реальность, с которой нельзя не считаться, входили: США, Канада, Австралия, Нидерланды, Германия, Великобритания; Бельгия, Корея, Япония и Россия.  Пороговыми "интернет-государствами" являются Франция,   Испанияи Чили - 7%. Сегодня 66% пользователям Интернет путешествия по Сети заменили просмотр телепрограмм. Причем 40% подключенных к Интернету пользователей одновременно смотрят на монитор персонального компьютера и на экран телевизора . Для всех этих людей виртуальная реальность более реальна и жизненна, чем актуальная: она становится для них источником существования и поглощает до 97% их рабочего времени.

 К настоящему времени  компьютерные технологии сформировали  несколько выраженных субкультур . Это разработчики и модификаторы компьютерных технологий – компьютерщики. У них свой стиль поведения, свой язык, своя система ценностей, своя "психологтя", своя "философия", претензии на сверхэлитарность. Они заражены идеей мессианизма, убеждены в том, что творят будущее человечества: благодаря высокому социальному статусу сообщество пополняется высококлассными специалистами из многих областей науки, искусства, превращаясь в сплоченную междисциплинарную среду.

 Им сопутствуют  другие группы, т.н. квалифицированные пользователи, например, инфоброкеры, свободно и целенаправленно передвигающиеся в виртуальном пространстве в поисках информации. Носителями особой субкультуры является маргинальная "богема" виртуального пространства – "киберпанки".  Это тысячи компьютерных маньяков, футурологов, ученых-одиночек, художников, музыкантов и т.д. Для многих из них виртуальное общение – единственный способ контактировать с людьми и получить персональный статус. Киберпанкизм  как маргинальное культурное явление обеспечивает существование нового андерграуда.

 

 Важнейшим культурным  следствием  появления Homo Virtualis является  изменение ценностных ориентиров. Творимая виртуальная реальность  меняет представления о ценностях  и идеалах, приобретая нравственно-этическое  и аксиологическое звучание. Так, с превращением виртуальной реальности в актуальную, с преодолением разрыва между действительным и виртуальным существованием человека связывают осуществление идеалов. Идеал невозможно определить, имея опору лишь в действительном мире, однако в виртуальной жизни он не только определяем, но и достижим. Некоторые философы (Э. Тоффлер и др.) полагают, что именно виртуальная реальность может сыграть важную роль даже в решении такой исконной проблемы, как снятие отчуждения человека от продуктов его труда.

 Существует точка  зрения, согласно которой виртуальный  мир дает этический опыт, позволяет  почувствовать "моральный закон  во мне", открывает "жизнь,  независимую от животной природы".  Предполагается, что творцом идеала  является сама жизнь, взятая в единстве виртуальной (небесной) и действительной (земной) реальности . Мир несет элементы гипотетичности, виртуальности . Виртуальность представляет собой уход от "абсурда действительности, приход к гармонии окольными путями".  С другой стороны, строятся новые абсурдные виртуальные миры с непредсказуемой динамикой развития. "Мир недостаточно реален для Апокалипсиса", - уверен Ж. Бодрийар, виртуальная реальность реальна для любых, самых фантастических построений человеческой мысли.

 Виртуализируются и традиционные ценности, появляются их виртуальные аналоги. Виртуальное человеческое общение, виртуальная дружба, виртуальная любовь начинают вытеснять реальные.  По информации журнала "Планета Интернет" во Дворце виртуальных бракосочетаний на конец 2008 г было зарегистрировано более 20 000 виртуальных браков.

 Именно этические  проблемы представляются тем  порогом в сознании, перешагнув  который современный человек  уже не способен контролировать  любовь и доверие к компьютеру. Современные компьютерные технологии выводят человека не только за рамки его физических возможностей, но и за рамки морально-этических норм. Виртуализация обыденной жизни приводит к "концу всяких идеологий", предсказанных Д.Беллом.

  Изменение системы  личных и общественных ценностей,  обусловленное существованием компьютерной виртуальной реальности, выражается и в уменьшении ценности непосредственного общения отдельных индивидуумов, а также в увеличении ценности информации, большая часть которой в виртуальном мире оказывается недостоверной.

 Удивительно, но именно Homo Virtualis в современном мире  является  наследником и носителем определенных  культурных традиций, это современный  аналог мечтателя, фантазера,  человека "не от мира сего", творца, а сотворенная виртуальная  реальность имеет глубокие историко-культурные истоки – от мифологических  и религиозных представлений, например в буддизме, иудаизме, христианстве до образов, творимых искусством, литературой, музыкой. Все великие мифы и религии человечества, все его сколько-нибудь значительные произведения искусства являются при определенном рассмотрении своеобразными докомпьютерными предшественниками современной методологии построения виртуальных миров.

 Человек виртуальный является  и обладателем специфического  эмоционально-психологического опыта. Но если религии и искусства вооружали человека  способами построения  наряду с реальным миром умопостигаемых виртуальных миров, помогающих понять и преобразовать мир реальный,  и,  как правило, очень сложных, то мир компьютерной виртуальной реальности строится максимально простым, сконструированным из строго определенных ныне хорошо известных  психологам подсознательных архетипов.

 Традиционное понимание виртуальных  миров ведет к необычным, парадоксальным  структурам: они начинаются в  человеческом сознании, а заканчиваются в изучаемых объектах. В математике, в топологии, такие структуры называются неотделимыми. Именно такие структуры предлагал использовать М. Хайдеггер в своих лекциях о Пармениде в 1940 г.  для глубокого осмысления и понимания философской категории "свобода". В настоящее время  известно, что сущностно связанный со свободой хаос, а значит, и виртуальность подразумевают существование необычных топологических структур.

Информация о работе Homo Virtualis